ПРОГРАММА "Секреты бабушкиного сундучка"
рабочая программа по теме
Дополнительная общеобразовательная программа "Секреты бабушкиного сундучка" (общеразвивающая)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Рассмотрено на Утверждаю
педагогическом совете Директор _______Т.В.Федченкова
протокол №1ои 31.08.2018 приказ №61-а от 01.09.2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Секреты бабушкиного сундучка»
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
Творческого объединения «Ремесла родного края»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 1год
Педагог дополнительного
образования: М.Ю.Лунёва
г.Починок, 2018 г.
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В основе программы «Секреты бабушкиного сундучка» лежит модифицированная авторская программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».
Почему «Секреты бабушкиного сундучка»? Всё просто. В деревенской избе у каждой бабушки был старый сундук, в который всегда хотелось заглянуть, чтобы познать сокровенные тайны прошлого, которые он в себе хранил. Ведь очень часто бабушка прятала в своём сундучке не только одежду, но и ещё много всего интересно: ценные для неё вещи, украшения, иногда предметы домашней утвари. А ведь так интересно прикоснуться к тем вещам, которые когда-то принадлежали твоим предкам. Да и бабушка расскажет про них какую-нибудь интересную историю.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Программа "Секреты бабушкиного сундучка" для обучающихся является образовательно-развивающей, социально-педагогической направленности.
Актуальность программы
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность ребёнка? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что групповые занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию творческих способностей обучающихся, формируют эстетический вкус, улучшают эмоциональное состояние детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека способного к творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами с раннего возраста. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, дети чувствуют свою значимость среди сверстников.
Новизна данной программы заключается в расширенном обучении декоративно-прикладному искусству и сопровождается психологической поддержкой обучающихся путем создания условий ситуации успеха посредством взаимодействия участников образовательного процесса и создания эвристической среды. Такой подход в образовательном процессе располагает на развитие творческого мышления, художественных и эстетических навыков выполнения декоративных изделий, получения навыков овладения основами различных техник декоративно-прикладного творчества.
Цели и задачи
Цель: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи:
- Знакомить школьников с отечественной культурой во всем ее многообразии, с национальными традициями своего и других народов через их анализ и сравнение.
- Формировать у школьников интерес к народному творчеству.
- Формировать представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой культуре.
- Воспитывать духовно-нравственную культуру и толерантность, патриотизм и гражданственность.
- Создавать полноценную нравственно-эстетическую среду общения.
- Развивать творческое креативное мышление.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение занятий, направленных на привитие чувства патриотизма;
-организация и проведение занятий, направленных на развитие эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей;
-проведение мероприятий, направленных на выработку толерантности к окружающим людям;
- проведений виртуальных экскурсий, используя интернет.
Методическое оснащение программы:
- ноутбук
- плакаты
- комплекты учебно-дидактических игр
Принципы
Содержание данной программы опирается на следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
•инсценировки
• объяснение
• рассказ детей
• чтение педагога
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов:
приобретение школьником знаний:
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов:
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов:
– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Личностные результаты.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы:
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
- Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Роль орнамента – оберега (вышивка).
- Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).
- Головные уборы девушек и женщин, украшения.
- Рубаха, порты, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки у крестьян (мужская одежда).
- Лапти, онучи – крестьянская обувь.
- Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна у бояр.
- Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у боярынь и боярышень.
Универсальные учебные действия:
— познакомить с особенностями крестьянской одежды;
— сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
— ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
- Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).
- Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
- Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Универсальные учебные действия:
— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
— показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
- Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня.
- Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя). Глиняные и деревянные игрушки.
- Катание зимой на санях, запряженных лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, ручеек).
Русские народные праздники
Зимушка - зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.
- Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
- Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
- Сочетание языческих и христианских праздников.
- Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
- Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
- Святки – веселое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского дерева».
- Крещение Господне. Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Универсальные учебные действия:
— разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
— познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
— изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
- Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Традиция печь блины. Масленица – особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времен; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
- Масленичные обряды: развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (сжигание чучела); ряженье, игры.
- Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
- Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба – символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
- Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба – артоса.
- Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Универсальные учебные действия:
— воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
— разучить песни и игры;
— научиться красить пасхальные яйца;
— разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
- Егорьев день – 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
- День Святой Троицы («Зеленые святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками березы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.
Хороводы, гулянья вокруг березки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание березки. Кумление девушек.
- Иван Купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой. Иван-да-Марья – праздничный цветок Купала. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
- День Петра и Павла – 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют еще Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Петр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Петров день открывал вторую половину лета: «Как придет Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды.
- Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда – лето, после обеда – осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается».
Чтобы задобрить Илью – пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьет», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озерах, вода становилась очень холодной.
Универсальные учебные действия:
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
— научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
- Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, меда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
- Успение Богородицы (Первые осенены – 28 августа). Спожинки – окончание жатвы.
- Покров Богородицы (14 октября) – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.
- Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Универсальные учебные действия:
— сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
— нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.
Русские народные промыслы
Керамика Гжели
- Гжель – название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель – основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всем мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.
- Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Универсальные учебные действия:
— нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Хохлома и Жостово
- Хохлома – художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для меда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.
- Село Жестово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый, лаковый фон, яркие, пышные цветы – садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире.
Универсальные учебные действия:
— раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Павлопосадские шали
- Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семеном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
- Черные, белые, бордовые, синие, зеленые шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов. Павлопосадские шали из чистой шерсти известны во всем мире.
Универсальные учебные действия:
— сравнить орнаменты нескольких шалей.
Вятская и богородская игрушка
- Вятскую игрушку называют еще дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрешки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
- Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщик», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь – лакомка».
Универсальные учебные действия:
— сравнить роспись вятской и богородской игрушки.
Русские народные игры
- Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
- Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
- Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.)
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
- Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.
- Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько песенок, считалок;
— научиться разгадывать загадки.
Народные танцы.
- Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.
- Пляски – наиболее распространенный жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов |
2 3 4 5 6 |
|
|
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. 1. 2. 3. 4. 4. 1. 2. 5. 1. 2. 6. 1. 2. | Старинный русский быт. Функциональный характер одежды в старину. Рубаха, порты, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня) Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Игры и забавы детей. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек) Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)) Русские народные праздники Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Егорьев день — 6 мая. День Святой Троицы («Зелёные Святки»). Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Русские народные промыслы. Гжель — основной центр русской керамики Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома» Жостово -народный промысел — расписные металлические подносы. Вятская (дымковская) игрушка. Русские народные игры. Роль игр в жизни детей. Игры для мальчиков и для девочек. Песни для детей. Колыбельные песни для детей. Песни-потешки. Народные танцы Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Итого: | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 2 9 2 2 3 2 3 1 2 3 2 1 3 2 1 36ч |
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.- М., 1988.
2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.
5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.
7. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1988
8. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
9. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
10. Жегалова С.К. Русская народная живопись.- М., 1984.
11. Званцев М.П. Хохломская роспись.- Горький, 1951..
12.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.: Молодая гвардия, 1988.
13. Л.Н. Михеева / Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
14. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1991.
Приложение 1
Сравнение пословиц по смыслу
Узбекские пословицы | Русские пословицы |
Свой хлеб лучше чужого плова. Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи. Скорпион своих привычек не меняет. Глаза смотрят - руки работают. Голодное дитя с сытым не играет. Два раза послушай, один раз скажи. Коза о жизни, мясник – о сале. Не смейся над соседом - на твою голову обернется. Не успел сделать утром - и вечером не успеешь, вечером не успеешь - никогда не успеешь. Нужный камень тяжелым не бывает. Посеешь ячмень - ячмень соберешь, посеешь пшеницу - соберешь пшеницу. Правда, острее меча.
Увидеть - лучше, чем услышать. Без ветра верхушка дерева не закачается. В человеке цени не красоту, а разум. Взялся за дело - делай хорошо. |
Слово – не воробей: Горбатого могила исправит. Глаза боятся – руки делают. Сытый голодному не товарищ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. У кого что болит, тот о том и говорит. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Своя ноша не тянет. Что посеешь, то и пожнёшь. Правда глаза колет. У страха глаза велики. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Дыма без огня не бывает. По одёжке встречают, по уму провожают. Взялся за гуж, не говори, что не дюж! |
Азербайджанские пословицы | Русские пословицы |
Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу. Никто не видит своих пороков. Разжуй слово, прежде чем изо рта его вынуть. Шей шубу летом, точи серп зимой. Не засыпай колодца: воды попить придется. Как ни седлай черного осла, он все равно мулом не станет. Лучше, чем роза в чужбине, шип в отечестве. Каждому свой край сладок. Выпущенная стрела назад не возвращается. | По одёжке встречают, по уму провожают. В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Готовь сани летом, а телегу зимой. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.
Всякому мила своя сторона. Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. |
Татарские пословицы | Русские пословицы |
Без труда и зайца не поймаешь. Волчонок все-таки будет волком, даже если будет воспитан человеком. Какова яблоня, таков и плод. Огонь в подоле не унесешь. Правдивое слово всегда горько. Чужой совет слушай, своим умом живи. Что за лесом лежит, ему видно, а что перед носом его - не видно. | Дыма без огня не бывает. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сколько волка ни корми — он всё в лес смотрит. Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь. Горькая правда приятней сладкой лжи. На Бога надейся, а сам не плошай. В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать. |
Приложение 2
Подборка сказок для сравнительного анализа
Русские сказки | Сказки народов мира |
«Лиса и журавль» (русская народная сказка) «Теремок» (русская народная сказка) «Колобок» (русская народная сказка) «Лисичка сестричка и волк» (русская народная сказка) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) «Мужик и медведь» (русская народная сказка) «Лиса и тетерев» (Л.Н.Толстой) «Жадная старуха» (русская народная сказка) «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин) «Царевна-лягушка» (русская народная сказка) «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) «Два Мороза» (русская народная сказка) «Царевна - лягушка» (русская народная сказка) «Сивка-бурка» (русская народная сказка) | «Аист и ворон» (австралийская сказка) «Рукавичка» (украинская народная сказка) «Джонни пончик» (английская сказка) и «Блинчик» (норвежская сказка) «О том, как лиса обманула гиену» (сказка Сото (племя в Африке)) «Сказка про Гензеля и Гретель» (Братья Гримм) «Как лис Миккель и Бамсе вместе поле возделывали» (норвежская сказка) «Лиса и куропатка» «Золотая рыба» (индийская народная сказка) «Сказка о рыбаке и его жене» (Братья Гримм) «Принцесса-лягушка» (монская (Бирма) сказка) «Шангул и Мангул» (персидская сказка) «Старый морозец и молодой морозец» (литовская народная сказка) «Тан - батыр» (татарская сказка) «Таз - зять падишаха» (татарская сказка) |
Приложение 3
ПАМЯТКА «Как придумать волшебную сказку?»
1. Название.
2. Зачин. Выбери готовый или придумай свой.
- «В стародавние времена, в далёком-предалеком королевстве жили-были…».
- «Давным-давно жила-была женщина. Была (и) у неё …».
- «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …».
- «Жил-был на свете …».
- «У одного старика был(и) … . Однажды …».
3. Герои (положительный / отрицательный).
4. Придумай исполнителя желаний (например: лесной зверь, волшебник, цветок и т.п.)
5. Желания.
6. Используй образные выражения. Например:
- «долго ли, коротко ли»
- «жить припеваючи»
- «путём-дорогою»
- «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать»
7. Финал.
8. Пословицы (в конце).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка материалов для кружка "Из бабушкиного сундучка" летней оздоровительной площадки
Данная подборка содержит план работы и материалы для организации ежедневной работы в помощь руководителю кружка детской оздоровительной площадки...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-138018-1352551388.jpg)
"Секреты бабушкиного сундука" познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста
Познавательно-игровая программа "Секреты бабушкиного сундука" раскрывает секреты изготовления обрядовых кукол. В программе выстроен алгоритм изготовления куклы "мартинички"....
Мастер - класс "Бабушкин сундучок"
Работа выполнена крючком + вышивка. Эта работа может служить прихваткой на кухне или элементом декорирования помещения. Связать ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/14/picture-109024.jpg)
Картотека игр по формированию здорового образа жизни "Бабушкин сундучок"
Картотека игр по формированию здорового образа жизни, предложенные родителями моей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-485803-1413474857.jpg)
Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"
Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-545925-1417964776.jpg)
Представление проекта на МО "Куклы из бабушкиного сундучка"
В данном докладе показана значимость знания своей культуры, её истоков....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1003568-1517410223.jpg)
Образовательная программа "Секреты бабушкиного сундука"
Программа художественной направленности Срок реализации программы – 3 годаПрограмма для детей в возрасте от 6 до 16 лет Первый год обучения- 144 часаВторой год – 216 часов Трети...