Главные вкладки

    Формы аттестации обучающихся как показатель качества усвоения дополнительных общеразвивающих программ
    методическая разработка на тему

    Пестова Наталья Леонидовна

    Подборка форм (методов, приемов) проведения аттестации обучающихся в дополнительном образовании.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИЕЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШАРАНГСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    Методическая копилка по выбору форм (методов, приемов) проведения аттестации обучающихся в дополнительном образовании.

     

    Разработала творческая группа:

    С.А. Лежнина, педагог дополнительного образования высшей категории

    Н.Л.Пестова, методист высшей категории

    А.П. Колесникова, педагог дополнительного образования высшей категории

    Шаранга

    2017


    Форма проведения аттестации

    Описание  приемов

    Тестирование

    Устный опрос

    «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

    Можно провести тестирование (устный опрос) в форме интеллектуальной разминки — не слишком сложные вопросы на размышление. Вопросы можно строить по-разному:

    • Что лишнее?
    • Обобщить – что это …
    • Что пропущено – логическая цепочка
    • Какое слово скрывается и так далее.

            Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и обучающимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка настраивает учащихся на учебную деятельность, развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

    Тестирование

    Устный опрос

    Интеллектуальные состязания,

    Этап игры

    «ЛОВИ ОШИБКУ!»

    Объясняя  материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.         Поощряйте внимание и готовность вмешаться!        

    Учащийся получает текст (или скажем, технологическую карту, схему) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

    Этот прием можно использовать при устном опросе, тестировании, можно использовать как этап (задание) какой-нибудь игры.

    Тестирование

    «КРОССВОРД»

    Кроссворд – одна из занимательных форм проведения тестирования.

    Кроссворды на занятии – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

    Выставка,

    Анализ творческих работ

    «ХОРОШО – ПЛОХО»

    Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

    Формирует:

    • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
    • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
    • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

    Вариант 1

    Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

    Вариант 2

    Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

    Вариант 3 Игра «Продавцы и покупатели»

    Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие могут представлять каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

    Вариант 4 Игра «Суд идет…»

    Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

    Устный опрос

    Тестирование

    «ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»

    Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на занятиях изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.

    Устный опрос

    Защита творческих проектов

    Конференция

    «ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»»

    Использование такой формы, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого занятия у учащихся.          Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

    Устный опрос

    «ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»

            Педагог проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "-". На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

    Тестирование

    «ТЕСТЫ»

    Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический;тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.

    Устный опрос

    «ПОЙМИ МЕНЯ»

    Вытягиваются карточки с понятиями, названиями предметов (например, материалы и инструменты). Не называя предмета, нужно объяснить, что у тебя в руках. Карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования.

    Практическое задание

    Творческая работа

    «РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ»

    Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль педагога при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

    При выборе карточки ребята проходят три этапа:

    • 1 этап – выбор задания (по содержанию)
    • 2 этап – по степени сложности ( * - легкое, ** - сложное)
    • 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

    Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из  6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

    Устный опрос

    «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»

    Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

    Итоговая аттестация

    Игровая программа «Крестики-нолики»

    Игровая программа «Цветик-семицветик»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    оценка уровня усвоения дополнительной образовательной программы обучающимися

    Диагностический материаладресованпедагогам, руководителям и специалистам системы дополнительного образования...

    Методическая подборка "Проектирование дополнительных общеразвивающих программ нового поколения в УДОД как условие повышения качества образования.

    Аннотация. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования», одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на Федеральный государственный образовательн...

    Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018

                   Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...

    Общественный показ достижений как форма подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы

    Статья практико-ориентированного характера, описывающая механизм использования спектакля, как итогового мониторинга в дополнительном образовании....

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие физических качеств»

    Организационно-педагогические основы обученияПрограмма предусматривает обучение детей с 7-8 лет, не прошедших отбор в спортивную школу по физическим данным или внешним параметрам. Либо обучение подрос...