Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»). 2017 г.
рабочая программа на тему

Данная программа художественной направленности, является логическим продолжением программы ознакомительного уровня «Азы грузинской народной хореографии». Она относится к базовому уровню и предназначена для обучения девочек (девушек) основам грузинской народной хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17gnh_devochki1.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                      e-mail:sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                   http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

«Грузинская народная хореография: девочки»

(Хореографический ансамбль «Иверия»)

Авторы-составители программы:

художественный руководитель ансамбля

Цимакуридзе Г. В.;

педагог дополнительного образования,

Тасоева Л.А.

Уровень программы: базовый

Направленность: художественная

Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся: 8 - 18 лет

  Москва

2017

Хореографический коллектив «Иверия» был создан в Москве в 1957 году. За время своего существования коллектив стал известен не только высоким уровнем хореографического искусства, демонстрируемого на сценах России и ближнего зарубежья, но и как особый поликультурный коллектив, в котором обучаются дети разных национальностей.

Воспитанники коллектива получают знания о традиционной культуре народов Грузии и Северного Кавказа, обучаются основам народной хореографии, развивают в себе умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, понимать и чувствовать как ценности своей культуры, так и ценности других народов мира.

       Авторы-составители программы: Художественный руководитель  коллектива, Заслуженный работник культуры России, Заслуженный артист Аджарии, Почётный работник Общего образования РФ Цимакуридзе Гиви Вахтангович, педагог дополнительного образования, Почетный работник общего образования РФ Тасоева Лариса Анатольевна.

        Программу реализует педагоги: Нагибина Н.И., Тасоева Л.А, Лодина М.Б., Искеф С.Н., Гамсахурдия Н.Д., Есартия Е.Г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная программа художественной направленности, является логическим продолжением программы ознакомительного уровня «Азы грузинской народной хореографии». Она относится к базовому уровню и предназначена для обучения девочек (девушек) основам грузинской народной хореографии.

         Программа подготовлена на основе учебного пособия известного грузинского педагога и балетмейстера Джавришвили Д.Л. «Грузинские народные танцы», а также более чем полувекового творческого и педагогического опыта, накопленного в хореографическом коллективе  «Иверия».

Содержание программы тесно связано  с программой «Грузинская народная хореография: постановка танца (Хореографический ансамбль «Иверия»)».

Актуальность  программы

       Актуальность  программы обусловлена следующими факторами:

- востребованностью танцевальной деятельности детьми и подростками, чьи родители по преимуществу являются выходцами из Закавказья и Северного Кавказа, или определенным образом связаны с этими регионами. Для народов Кавказа танец традиционно считается важной частью жизни. Поэтому многие девочки, имеющие «кавказские» корни, хотят овладеть им в совершенстве;

- занятия по данной программе способствует гармоническому, эстетическому, нравственному воспитанию обучающихся, приобщению  к многонациональной культуре, удовлетворению их творческих потребностей и потребностей к самовыражению;

- занятия грузинской народной хореографией  развивают физические данные детей, укрепляют мышцы и опорно-двигательный аппарат, позволяют устранять дефекты осанки, положительно влияют на психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышают общий жизненный тонус.

       Хореографический коллектив «Иверия» — коллектив многонациональный, в котором занимаются дети - представители различных этнических общностей, каждая из которых характеризуется своеобразной культурой и языком.

           В процессе обучения по программе у обучающихся формируются навыки взаимодействия друг с другом,  воспитываются качества  толерантной личности, так необходимые в современном глобальном мире.

Педагогическая целесообразность программы

       Одной из выразительных особенностей грузинского народного танца является яркий контраст в исполнении женских и мужских танцев. Существует ряд специфических (мужских и женских) различий в основных положениях, технике и манере исполнения движений. Женские партии танцев представляют собой целую танцевальную культуру, имеющую свои исторические особенности и отличительные черты. В отличие от мужской хореографии движения женщин более плавные, медленные, нежные. Характер женского образа на грузинском языке звучит как «нази», то есть нежность, скромность и красота.

          В хореографическом ансамбле «Иверия» обучение грузинской народной хореографии девочек и мальчиков проходит раздельно, в течение всего периода реализации программы, учитывая  существующие различия в психофизиологических особенностях развития мальчиков и девочек.

        Педагогическая целесообразность состоит в том, что обучение и воспитание обучающихся должно учитывать особенности мужественного начала у мальчиков и женственного - у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность.

Занятия по грузинской народной хореографии для девочек направлены на развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости, грациозности, на формирование образа женской красоты и грации.

Отличительные особенности программы

        При анализе огромного банка программ дополнительного образования, нам не удалось найти программы конкретно по грузинскому народному танцу (список некоторых программ представлен в списке литературы).        Существует немало программ по народной хореографии, но в них не ставится аспект конкретно на грузинскую народную хореографию. Изучение грузинского танца представлено, как небольшой блок.

        В анализируемых образовательных программах, если и говорится о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек (программы «Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева»,  Ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева), то содержание дается общее с указанием изучения отдельных движений для мальчиков. Содержание же данной программы направлено исключительно на обучение девочек грузинской народной хореографии.

        Ещё одна особенность программы — педагогическая технология, сформированная за многие годы обучения детей в коллективе и реализующая целостных подход по обучению детей грузинскому народному танцу:

          1. Обязательным компонентом изучения народного танца является тренаж, выстроенный на единых базовых элементах грузинской хореографии и дополненный элементами в характере заданных танцах;

         2.  В рамках программы рассматривается культура народов, проживающих на территории Грузии, что дает детям не только более полные и глубокие знания в  области народной хореографии, но и знакомит с разнообразием традиций и обычаев, присущих этим народностям;

          3. Существует единая система традиций и правил поведения на занятиях  ансамбля «Иверия», относящаяся ко всем обучающимся без исключения (единая форма одежды для воспитанниц и педагогов, различающаяся только цветом юбок для разных девичьих групп; убранные в пучок волосы; соблюдение позиции «первый» и «двойной»,  задающей порядок расположения детей в зале во время объявлений информации, приветствия и прощания);        

       4.  Полученная сумма знаний, умений и навыков на занятиях классического и народного тренажа, закрепляется в учебной танцевально-сценической практике, входящей  составной частью в предмет грузинского народного танца.

В рамках данной программы осуществляется постановка двух-трех девичьих танцев на основе изученных движений. Параллельно  обучающимся предлагается  программа «Грузинская народная хореография: постановка танца (Хореографический ансамбль «Иверия»), направленная на совместные групповые занятия девочек и мальчиков, на овладение ими концертного репертуара ансамбля «Иверия».

Но, непреложным правилом в традициях ансамбля «Иверия» является то, что первое концертное выступление перед зрителями девичья группа проводит отдельно от мальчиков со своим номером девичьего танца. И только, имея опыт выступления перед зрителями, подготовки концертного номера, уже имея некоторую хореографическую базу для исполнения изучаемых танцев в дуэте, девичьи группы начинают активно включаться в общие постановки.

Цель и задачи программы

        Цель программы – развитие у девочек танцевально-исполнительских способностей, изучение техники исполнения женских партий в грузинских народных танцах, воспитание женской танцевально-сценической культуры.

        Задачи программы:

Обучающие:

  • обучение технике исполнения основных танцевальных движений и связок женских партий  грузинской народной хореографии: горский, аджарский и гурийский танцы;
  • обучение умению выразительности в передаче национального колорита через танцевальные движения и пластику;
  • обучение исполнительским навыкам женских партий грузинской народной хореографии;
  • изучение   народных   традиций   и   региональных   особенностей хореографической культуры Грузии: Аджария, Гурия, горские районы;
  • знакомство со стилевыми и жанровыми особенностями танцев различных регионов Грузии.

Развивающие:

  • развитие танцевально-музыкальных способностей: чувства ритма, музыкального  слуха, музыкальной и хореографической памяти; умения чувствовать стилевые особенности хореографических произведений;
  • развитие исполнительских навыков у девочек в различных видах грузинского народного танца: координации движений, особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы,  гибкости, грациозности, сдержанности;
  • развитие образного творческого  мышления;
  • развитие артистизма;
  • развитие навыков социального поведения, коммуникативных компетенций.

Воспитательные:

  • приобщение обучающихся к ценностям мировой культуры и искусства;
  • воспитание толерантного отношения к культуре и традициям разных народов;
  • воспитание уважения к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Грузии;
  • воспитание культуры выступления и взаимодействия между собой на сцене, и за кулисами;
  • воспитание понимания красоты художественного образа;
  • воспитание волевых качеств характера: трудолюбия, выносливости, работоспособности, стремлению к самосовершенствованию, умения преодолевать неудачи и воспринимать собственные достижения.

Организация работы

Программа «Грузинская народная хореография: девочки (Хореографический ансамбль «Иверия») рассчитана на 3 года.

Каждый год предполагает 111 часов, реализуемых в течение 37 недель.   Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы –333.

Категория обучающихся: девочки (девушки), возраст обучающихся  8 - 18 лет.      

Учебные группы комплектуются по возрастному признаку и приобретенному уровню хореографических навыков.

Принимаются дети без медицинских противопоказаний, прошедшие обучение по программе «Азы грузинской народной хореографии», а также дети, чьи навыки и знания соответствуют данному этапу обучения, что устанавливается педагогом или художественным руководителем.

Обучающимися могут быть не только этнические грузины, но и дети любой национальности, проживающие в Москве.

Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей и площади хореографических залов составляет от 12  человек.

Режим учебных занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. 1 час занятий включает в себя 45 минут учебного времени.

Возможны варианты проведения занятий:

  • 2 занятия в неделю по 1,5 академических часа каждое;
  • 2 занятия в неделю: 1 занятие — 2 академических часа, второе занятие -1 академический час.
  • 3 занятия в неделю по 1 академическому часу.

Занятия проводятся с обязательным 15-минутным перерывом.

При наличии в штате концертмейстеров занятия проводятся в сопровождении клавишных (фортепиано) и ударных (доли – грузинского народного инструмента) инструментов. Допускается проводить занятия под фонограмму, для чего залы должны быть оборудованы специальной аппаратурой.

        Форма обучения: групповая.

Основные формы занятий:

  • учебные
  • контрольные занятия;
  • открытые занятия;
  • конкурсы.

Планируемые результаты освоения программы:

Первый год обучения

К концу учебного года обучающиеся должны

 знать:

  • названия движений изучаемого народного танца;
  • особенности постановки  корпуса, ног, рук, головы;
  • женские движения и связки  мтиульского (горского) танца;
  • отдельные женские движения  аджарского танца;
  • отличительные особенности народных аджарского и горского костюмов;
  • планировку танцевальной площадки.        

уметь:

  • уверенно исполнять женские движения мтиульского (горского) характера;
  • технически грамотно исполнять этюд аджарского танца;
  • исполнять композицию горского танца;
  • правильно пользоваться сценическим костюмом;
  • ориентироваться на сценической площадке.

Второй год обучения

К концу учебного года обучающиеся должны

знать:

  • женские движения и связки  аджарского  танца;
  • женские  движения и связки гурийского танца;
  • историю возникновения народных грузинских танцев: аджарского и гурийского;
  • понятие «импровизация».

уметь:

  • технически грамотно исполнять движения аджарского танца «Гандагана»;
  • исполнять изученные танцы сольно и в группе;
  • передавать национальный колорит танца через движения и пластику;
  • правильно пользоваться сценическим костюмом.

Третий год обучения

К концу учебного года обучающиеся должны

знать:

  • правила исполнения движений танца «Парца»;
  • движения и связки девичьего танца Туш-калта;
  • отличительные особенности народных гурийских костюмов;
  • правила поведения на разных сценических площадках;
  • основы сценического грима.

уметь:

  • технически грамотно  исполнять женскую партию гурийского танца;
  • исполнять девичий танец Туш-калта;
  • свободно исполнять сольные номера, включенные в изученные танцы;
  • импровизировать на заданную тему изучаемых танцев;
  • распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении грузинского народного танца.

Обучающиеся должны демонстрировать:

  • толерантное отношение к культуре и традициям разных народов;
  • уважение к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Грузии;
  • высокую культуру выступления и взаимодействия между собой на сцене, и за кулисами;
  • понимание красоты художественных образов танца;
  • волевые качества характера: трудолюбие, работоспособность, выдержку, смелость; стремление к самосовершенствованию, умения преодолевать неудачи и правильно воспринимать собственные достижения.

Содержание программы

Первый год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

2.

Классический экзерсис и народный тренаж.

60

10

50

Наблюдения, опрос, зачетное занятие

3.

Танцевально-сценическая практика:

-изучение движений;

- этюды, композиции;

- элементы сценографии;

-актерское мастерство,

-сценический костюм

42

8

34

Наблюдения, опрос, просмотры,  зачетное занятие, выступления

4.

Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

6

-

6

Выступления, отчетный концерт

5.

Итоговое занятие

2

-

2

-

             Итого часов:

111

19

92

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие

        Теория (1 час). Организационные вопросы: Знакомство с вновь пришедшими воспитанниками. Знакомство детей с целями и задачами программы на год. Правила техники безопасности, правила и традиции коллектива «Иверия»,  правила поведения на занятиях.

2. Классический экзерсис и народный тренаж.

        Теория (10 часов). Названия изучаемых упражнений, движений классического танца и грузинской народной грузинской хореографии, особенности их исполнения в балете и в народном танце. Техника упражнений на отработку движений, характерных для народного грузинского танца, отработка связок движений.

        Практика (50 часов).

Классический экзерсис. Упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.

Экзерсис у станка:

1.1. Demi- plies по I, П и V  поз.ног

1.2. Grand-plies  по I, П и V поз.ног

1.3. Battements tendus  по V поз.ног(крестом) — вперёд, в сторону, назад, в             сторону

1.4. Battements tendus jetes по V поз.ног — крестом

1.5. Releves по I и П поз.ног

Экзерсис на середине:

2.1. Постановка корпуса — aplomb

2.2. Позиции ног и рук. Упражнения для рук

2.3. Подготовительное и I port de bras

2.4. Позы, положение корпуса по точкам зала в enface, epaulement сrosse и efface

       Темп выполнения упражнений — медленный и средний  

         Народный тренаж.

Девичьи ходы и движения  мтиульского характера:

  • «Цинсвла криала» в мтиульском характере
  •  «Цинсвла самдакврит»
  • «Укусвла»
  • «Кочлура»
  • «Глусуна»
  • «Ртула» на полупальцах
  • Ход перекат - 3 «криала»
  • «Сада мухлура»

Девичьи ходы и движения аджарского характера:

  • Аджарский приставной ход на полупальцах
  • «Сасвено»
  • Основной аджарский ход вперед
  • Движения для рук: переход из 2-ой позиции во 2-ую приемом «чагреха»
  • Движения для рук   «сартави»

3. Танцевально-сценическая практика

       Теория (8 часов). Знакомство с музыкальным материалом изучаемых в первый год обучения танцев, изучение танцевальных движений, соединение движений в танцевальные композиции, разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.

Знакомство с этнографическими районами Грузии – Гурией и Аджарией, их танцевальным искусством. История возникновения изучаемых танцев, демонстрация мтиульского и аджарского танцев (просмотр видеоматериалов), их тематическое содержание, музыкальное сопровождение.

Понятие «линия» и правила сохранении линий в танце, демонстрация педагогом движений и связок танцев. 

Знакомство с горским и аджарским народным костюмом,  названия элементов аджарского костюма (чокура, кабалаха). Названия элементов костюма мтиульского танца. В танце «Мтиулури» - платья у девочек не длинные, а до щиколоток, в связи с тем, что движения в танце более свободные, немного даже резкие, пояс, головной убор - платок до пояса. Могут быть ободки с платком,  различные украшения. В зависимости от характера горских танцев, платья дополняются еще короткими куладжами (накидка женская). Танцевальная обувь (чешки).

Правила эксплуатации концертного костюма.  

          Знание терминов сценической площадки (задник сцены, боковые кулисы, авансцена, рампа). Правила поведения на сцене, умение ориентироваться на сцене.

Практика (34 часа). Изучение девичьих движений мтиульского и аджарского танцев. Постановка этюда девичьего аджарского танца,  постановка гурийского танца «Мтиулури».

         Отработка движений и их связок, характерных для мтиульского танца. Педагог обращает внимание на технику исполнения, выразительность и манеру исполнения танца, четкое соблюдение рисунка.  Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук.

       Отрабатываются основные движения ног: основной аджарский ход, приставные шаги на полной стопе, шаги на полупальцах сасвено, переходы , повороты, связки. Изучение движений рук: сартави, чагрех, характерные положения рук, переходы из одного положения в другое. Внимание на пластику и характерную манеру исполнения.

        Педагог включает также упражнения актерского мастерства на развитие творческого воображения, внимания и наблюдательности.

4. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

         Концертная практика (8 часов). Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.

5. Итоговое занятие

        Проведение контрольных занятий (2 часа). Диагностика усвоения детьми   программного материала. Участие в отчетном концерте коллектива в конце учебного года или проведение открытого урока для родителей.

Примерный календарно-тематический учебный план

занятия

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

1

-

2.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Повторение пройденного материала

1

1

наблюдение

3.

Классический экзерсис. Народный тренаж.

Свлеби. Цинсвла криала в мтиульском характере.

1

1

наблюдение

Итоговое занятие

2

Участие в отчетном концерте

4

выступление

Всего часов

111

Второй год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

2.

Классический экзерсис и народный тренаж.

60

10

50

Наблюдения, опрос, зачетное занятие

3.

Танцевально-сценическая практика:

- изучение движений;

- этюды, композиции;

- элементы сценографии;

-актерское мастерство,

-сценический костюм

42

8

34

Наблюдения, опрос, просмотры,  зачетное занятие, выступления

4.

Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

6

-

6

Выступления, отчетный концерт

5.

Итоговое занятие

2

-

2

-

             Итого часов:

111

19

92

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие

        Теория (1 час). Организационные вопросы: знакомство обучающихся с целями и задачами программы на год. Правила техники безопасности, правила и традиции коллектива «Иверия»,  правила поведения на занятиях.

2. Классический экзерсис и народный тренаж

        Теория (10 часов). Названия изучаемых во второй год обучения упражнений, движений классического танца и грузинской народной грузинской хореографии, особенности их исполнения в балете и в народном танце. Техника упражнений на отработку движений, характерных для народного грузинского танца, отработка связок движений.

Практика (50 часов)

Классический экзерсис. Повторяются все изученные движения экзерсиса в различных сочетаниях.  Новые движения вводятся постепенно. Упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.

1. Экзерсис у станка

1.1. Plie

1.2. Battements tendus

1.3. Battements tendus jetes

1.4. Grand battements jetes

1.5. Releves – лицом к станку по I, П и V  поз.ног

1.6. Перегибы корпуса лицом к станку.

2. Экзерсис на середине

2.1.  Ports de bras I  и П

2.2.  Temps leve sautes по I и П поз.ног

Темп  выполнения упражнений -  медленный и средний

        Народный тренаж. К раннее изученным движениям добавляются новые движения.

Девичьи ходы и движения аджарского танца:

  • «Гвердзе»
  • «Мидгмито»
  • «Цин мингмито свла»
  • «Мхарул»
  • «Мклавчагреха»

Девичьи ходы и движения гурийского танца:

  • Положение рук «двойной»
  • Ход «куслтерпуло» на двойном
  • Ход «креала» на двойном
  • «Брунеби» для парца
  • Комбинация по квадрату

3. Танцевально-сценическая практика

        Начинается работа над композицией аджарского танца «Гандагана».  

 Работа над этюдом танца «Парца», самого известного гурийского танца.  

         Теория (8 часов). Просмотр видеоматериалов  исполнения танцев «Гандагана» и «Парца» известными грузинскими хореографическими коллективами. История происхождения танца, тема танца, его возможные разновидности. Рисунок танца. Связки движений.

Знакомство с разновидностями горского и аджарского народного костюма.  Подготовка костюма к концертным номерам.

         Виды сценических площадок, особенности выступления на разных сценических площадках. Точки на сцене, точки на линиях и танцорах, ориентиры, схемы рисунков танца.

         Практика (34 часа). Изучение движений танцев «Гандагана» и «Парца». Освоение связок движений, характерных для аджарского танца. Работа над плавностью переходов из одного движения в другое, пластикой, экспрессией, четкостью исполнения поворотов в аджарском танце. Освоение техники «мхарули». Отработка группового танца «Гандагана».

        Отработка движений и наэрти гурийского танца «Парца» под музыку и под счет, работа над групповым исполнением танцевального этюда.

          Упражнения актерского мастерства на развитие творческих и актерских способностей обучающихся, пониманию танцевального образа.    

4. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

         Концертная практика (8 часов). Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.

5. Итоговое занятие

        Проведение контрольных занятий (2 часа). Диагностика усвоения детьми   программного материала. Участие в отчетном концерте коллектива в конце учебного года или проведение открытого урока для родителей.

Примерный календарно-тематический учебный план

занятия

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

1

-

2.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Повторение пройденного материала

1

1

наблюдение

3.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Беседа об Аджарии. Основные ходы и движения.

1

1

наблюдение

опрос

Итоговое занятие

2

-

Участие в отчетном концерте

4

выступление

Всего часов

111

Третий год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

2.

Классический экзерсис и народный тренаж.

54

6

48

Наблюдения, опрос, зачетное занятие

3.

Танцевально-сценическая практика:

- изучение движений;

- этюды, композиции; - элементы сценографии;

- импровизация;

-актерское мастерство;

-сценический костюм

46

6

40

Наблюдения, опрос, просмотры,  зачетное занятие, выступления

4.

Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

8

-

8

Выступления, отчетный концерт

5.

Итоговое занятие

2

-

2

-

             Итого часов:

111

13

98

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие

Теория (1 час). Организационные вопросы: Знакомство детей с целями и задачами программы на год. Правила техники безопасности, правила и традиции коллектива «Иверия»,  правила поведения на занятиях.

2. Классический экзерсис и народный тренаж.

        Теория (6 часов). Названия изучаемых в третий год обучения упражнений, движений классического танца и грузинской народной грузинской хореографии, особенности их исполнения в балете и в народном танце. Техника упражнений на отработку движений, характерных для народного грузинского танца, отработка связок движений.

Практика (48 часов)

Классический экзерсис. Повторяются все изученные движения экзерсиса в различных сочетаниях.  Новые движения вводятся постепенно. Упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.

1. Экзерсис у станка

1.1.  Plies

1.2. Battements tendus

1.3. Battements tendus jetes

1.4. Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I  поз.ног

1.5. Grand battements jetes

1.6. Releves — лицом к станку

1.7. Лицом к станку перегибы курпуса

2. Экзерсис на середине 

2.1. I, II и III Parts de bras  с перегибами корпуса

2.2. Temps leves sutes по I, II и V поз.ног

Темп выполнения упражнений - средний

        Народный тренаж. К раннее изученным движениям добавляются новые движения. Отработка движений, характерных для народного грузинского танца, а также отработка связок движений.

Девичьи ходы и движения горского танца:

  • «Куслдакврит»
  • «Укусвла»
  • «Ттерпдарткмити свла»,
  • «Ддаркмети ртула свла».

Девичьи ходы и движения гурийского танца:

  • «Сакриала свла»
  • «Самдакврит бруни»
  • Сазукзуло свла».

3. Танцевально-сценическая практика

        Обучающиеся уже в полной мере осваивают гурийскую народную хореографию. Осуществляется работа по постановке этюдов танца «Парца», частичное знакомство с которым было начато ранее, и горского девичьего танца «Туш-Калта».

Теория (6 часов). Демонстрация танцев «Туш-Калта» и «Парца» (просмотр видеоматериалов). История их происхождения, правила  исполнения.

Развод рисунка, виды рисунков в танце, движения и связки. Постановка хореографических задач перед воспитанниками.

                  Подготовка костюма к концертным номерам, правила ухода за костюмом. Роль грима в создании танцевального образа. Правила нанесения грима.
        Сценическая площадка. Виды линии, точки зала, точки концертной группы, фиксация по точкам и линиям зала, фиксация по точкам и линии группы, различия и правила.

         Понятие «импровизации» в танцевальном искусстве.

         Практика (40 часов). Изучение движений танцев «Туш-Калта» и «Парца». Отработка движений и связок гурийского характера. Отработка движений  и  связок, характерных для горского девичьего танца. Синхронность исполнения движений, акцент на манеру, постановку корпуса, рук.

        Упражнения актерского мастерства на развитие воображения, артистизма.        Импровизация на тему изученных танцев под горскую, аджарскую, гурийскую и современную музыку.  Раскрытие творческого потенциала обучающихся через задание, в котором они могут попробовать сами придумать связки под музыку, на основе изученных движений.

4. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.

         Концертная практика (8 часов). Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.

5. Итоговое занятие

        Проведение контрольных занятий (2 часа). Диагностика усвоения детьми   программного материала. Участие в отчетном концерте коллектива в конце учебного года или проведение открытого урока для родителей.

Примерный календарно-тематический учебный план

занятия

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

1

-

2.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Повторение пройденного материала

1

1

наблюдение

3.

4.

Классический  экзерсис и народный тренаж. Основные ходы и движения  танца «Парца».

1

1

наблюдение

Итоговое занятие

2

-

Участие в отчетном концерте

4

выступление

Всего часов

111

Формы контроля и оценочные материалы

       Оценка качества реализации данной образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. 

В качестве средств текущего контроля успеваемости в течение учебного года могут быть использованы наблюдения, устные опросы, концерты, просмотры, участие обучающихся в окружных и  городских фестивалях и конкурсах, позволяющие педагогу учитывать уровень усвоения умений и навыков, уровень физического  развития,  творческих способностей и личностный рост ребенка.

       Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме  зачетных занятий.

Одной из  важнейших оценок  творческой деятельности детского коллектива традиционно являются выступления  перед зрительным залом. По данной программе предусмотрены первые публичные выступления детей. В конце учебного года традиционно проходит большой концерт творческого коллектива «Иверия».

        Формы подведения итогов:

  • зачетные занятия (раз в полугодие);
  • открытое занятие для родителей (раз в год);
  • отчетный концерт по итогам года;
  • систематическое участие в районных, окружных, городских конкурсах, фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях.

Критерии и показатели оценки освоения образовательной программы «Грузинская народная хореография: девочки (хореографический ансамбль «Иверия»)» художественный руководитель Цимакуридзе Г.В.

        Данный материал используется в качество оценочного при итоговой аттестации обучающихся.

Расшифровка критерия

Высокий

Средний

Низкий

Технический навык:

  • Физические характеристики: осанка, выворотность, растяжка, высота подъема, мышечная сила;
  • Техника выполнения движений;
  • Музыкальный слух, чувство ритма;
  • Пространственная координация движений.

8- 10

5-7

1-4

Выполнение творческого задания

  • Понимание замысла поставленной хореографической задачи;
  • Артистизм;
  • Знание и понимание характера разных народных стилей.

8- 10

5-7

1-4

Выполнение итоговых заданий:

  • Участие в концертах;
  • Участие в открытых уроках;
  • Участие в фестивалях;
  • Участие в конкурсах.

8- 10

5-7

1-4

Коммуникативность:

  • Умение работать в группе;
  • Общение со сверстниками;
  • Взаимодействие с педагогом;
  • Свобода импровизации;
  • Толерантность

8- 10

5-7

1-4

Самоорганизация:

  • Самостоятельно готовится к занятию;
  • Внешний вид, соответствующий форме группы;
  • Культура поведения на сцене и за кулисами

8- 10

5-7

1-4

Социальная активность:

  • Проявляет активность в деятельности коллектива;
  • Интерес к новым знаниям, народному фольклору;
  • Потребность в творческой самореализации через хореографическое искусство.

8- 10

5-7

1-4

ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В основе обучения девочек грузинскому народному танцу лежит профессиональная методика, без которой обучающиеся не смогут получить необходимые навыки. Особое внимание уделяется постановке корпуса, положению головы, спины, работе рук и кистей. Движения в танце у девочек мягкие, плавные, сдержанные.

        Для достижения образовательных целей и задач необходимо опираться на следующие принципы:

  • постепенность в развитии творческих способностей детей;
  • систематичность и регулярность занятий;
  • строгая последовательность в овладении специальной лексикой, изучением движений и техническими приемами их исполнения.

Ведущими методами обучения являются:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего  движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов);
  • практический  (освоение основных умений и навыков, связанных с танцевально-практической работой, осуществляется поиск художественного и технического решения);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
  • индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Отбор танцевального материала должен осуществляться с учетом возрастных, физических особенностей обучающихся.

Для детей и родителей имеется накопленный большой методический материал, представленный Интернет-ресурсом (записями на CD-носителях юбилейных концертов ансамбля «Иверия»),  видеофильмами  с выступлениями известных грузинских хореографических коллективов.

         Воспитанники всегда могут ознакомится с танцевальным творчеством народов Грузии  на видеохостинге YouTube, на портале также выложены и выступления хореографического коллектива «Иверия».

Музыкальный материал комплектуется каждым педагогом самостоятельно и хранится на флеш-носителе, который может быть передан воспитанникам и родителям для отработки изученного материала.

В хореографическом ансамбле «Иверия» создан музей истории коллектива, где представлены материалы не только по истории коллектива, но и  по развитию грузинского танца в последние десятилетия.

Система обучения грузинскому народному танцу в «Иверии» предполагает организацию и проведение  занятий по установленной структуре в определенной последовательности.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют  генеральная репетиция, зачетное и открытое занятие.  

I часть. Организационная.

Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.

II часть. Вводная.

Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.

III часть. Общеподготовительная.

Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.

IV часть. Основная.

Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Постановка характерных этюдов (горский,  гурийский, аджарский), отработка определенных танцевальных связок, на 3 и 4 годах обучения возможна уже работа над постановкой целого танца.

V часть.  Дополнительная.

Задача: Закрепление пройденного материала. Обучение более усложненных движений. Импровизация. Составление самостоятельных разнохарактерных этюдов.

VI часть. Заключительная.

Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов.

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо иметь:

кадровый ресурс:

педагоги дополнительного образования по грузинской народной хореографии;

концертмейстеры (пианисты и долисты);

костюмер;

материально-технический ресурс:

  • специально оборудованные хореографические залы (станки, зеркала, помещение для переодевания);
  • музыкальные инструменты (фортепьяно, доли) для музыкального сопровождения занятий;
  • технические средства обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видеоаппаратуру, диски);
  • специальная форма для занятий;
  • костюмы для концертных номеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В течение более десятка лет в Российской Федерации не выпускается литература по грузинской народной хореографии на русском языке. Поэтому для составления и реализации программы по грузинской народной хореографии нами использовалась современная литература на грузинском языке изданная в Грузии. Следует отметить, что три четверти педагогического коллектива «Иверии» свободно владеют грузинским языком.

  1. Алешкина Т.Н., Кареева  И.В., Ковылова Е.Н. Примерная программа «Народно-сценический танец» - М.: «УМЦ РОСКИ», 2014.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии — М.: «Айрес-пресс», 2000.
  3. Бахтиярова Н.В. Народно-сценический танец. Дополнительная образовательная адаптированная программа. 10–14 лет [Электронный ресурс]. – URL: festival.1september.ru.
  4. Бейган Л. Грим: практическое руководство. - М.: «Искусство», 1997.
  5. Борзов А.А. Народно-сценический танец. – М.: Московская академия образования Н.Нестеровой, РАТИ-ГИТИС, 2008.
  6. Гварамадзе Л. Грузинский танцевальный фольклор - Тбилиси: «Хеловнеба», 1987.
  7. Джавришвили Д. Грузинские народные танцы. - Тбилиси: «Ганатлеба», 1975.
  8. Егорова М.И., Берко Д.Ю. Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография репертуарная»/методическое пособие для образовательных учреждений. – М.: ИД ООО «Витязь-М», 2014.
  9. Зацепина К., Климова А., Толстая Н., Фампанянц Е. Народно-сценический танец. — М.: «Просвещение», 1996.
  10. Иванова Л.А. Рабочая программа по народному танцу // nsportal.ru
  11. Колесов Д., Хрипкова А. Гигиена и здоровье. — М. «Просвещение», 1984.
  12. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца  - М.: «Лань», 2010. Мымрина А.М., Полещук Л.Н. Программа «Народно-сценический танец» [Электронный ресурс]. – URL: dshiraduga.ucoz.ru
  13. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей»  — М.: «Радость», 2011.
  14. Татарадзе А. Пять грузинских танцев. – Тбилиси: Хеловнеба, 1982.
  15. Чеккети Г. Полный учебник классического танца. — М.: АСТ, 2007.
  16. Этнокультурное образование в Москве. Выпуск 11 / Под редакцией Л. Курнешовой. — М.: Центр «Школьная книга», 2004.
  17. ბარამიძე ბარამი. ქურთული ხალხი და კლასიკური ქორეოგრაფია. თბილისი: გამომცემლობა «ციცინათელა», 2016 .
  18. დვალიშვილი უკა. ქურთული კეკვა. თბილისი: გამამუმლემობა «კოდნა», 2015 .
  19. უთმელიძე თენგიზი. ქართველი სვივი სვიმინშიტავიზმი: გამონმალიბაობა «ქორეოგრაფული სოზოგადების მეტეოტური ცენტრი». თბილისი, 2015 .
  20. ვანიშვილი რევაზ. ქართველი სკივიდები სადიდებელი. თბილისი: გამამუმლემობა «კოდნა», 2014 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»)

Данная программа художественной направленности,  относится к базовому уровню и предназначена для обучения девочек (девушек) основам грузинской народной хореографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: мальчики» (Хореографический ансамбль «Иверия»)

Данная программа художественной направленности, являясь логическим продолжением ознакомительной программы «Азы грузинской народной хореографии» относится к базовому уровню и предназначена ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы народов Северного Кавказа» (Хореографический ансамбль «Иверия»)»

     Данная программа базового уровня относится к художественной направленности и предназначена  для обучения детей технике исполнения мужских и женских партий северокавказс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: мальчики (Хореографический ансамбль «Колхида»)»

       Программа «Грузинская народная хореография: мальчики (Хореографический ансамбль «Колхида») относится к художественной направленности, она направлена...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки (Хореографический ансамбль «Колхида»)»

В основе данной программы лежит программа «Грузинский народный танец», разработанная Д.Джавришвили,  а также более чем полувековой опыт творческий и педагогический опыт хореографическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: постановка танца» (Хореографический ансамбль «Иверия»)

Танец. Именно в нем лучше всего раскрывается душа народа. Данная программа по постановке танца ориентирована на практическую деятельность и направлена на приобретение обучающимися умений и навыко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Грузинская народная хореография: девочки (Ансамбль "Колхидари"). 2022 г.

Данная программа относится к художественной направленности. Она является программой базового уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает в...