Экологический проект «БЕРЕЗА РУССКАЯ»
проект на тему

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (учебный год).

Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет).

Образовательная область: познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_bereza_russkaya.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«БЕРЕЗА РУССКАЯ»


За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет - 
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают, 
Как и платье брошки.

                                                     Л. Каваляка

ВоспитателЬ: Медведева Е.Ю.     Дети подготовительной группы №8 «Солнышко»  


Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (учебный год).

Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет).

Образовательная область: познание.

  • Актуальность: 
    Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
    Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

    Проблема: 
  • Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
  •  Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
  •  Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

    Цель. Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом России.

    Задачи: 
    " познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
    " развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
    " формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
    " воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы: 
Деятельность педагога: 

  •  беседы;
  •  познавательные рассказы воспитателя;
  •  интегрированные занятия;
  •  чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
  •  использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
  •  музыкальные.


Деятельность детей: 

  •  экспериментирование;
  •  речевые игры, описательные рассказы;
  •  дидактические игры с предметными картинками;
  •  игра по модели строения дерева;
  •  подвижные игры;
  •  игры с мячом;
  •  художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
  •  музыкальная, театрализованная деятельность;
    Взаимодействие с родителями воспитанников:
  •  консультации, рекомендации, памятки;
  •  практические задания;
  •  совместные мероприятия


Время года

Подготовительная группа

осень

1. "Что есть у березы"

Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

повторить наблюдение для детей младшего возраста. Старшим дошкольникам можно задать следующие вопросы.

  1. Чем деревья отличаются от других растений?
  2. Какие деревья вы знаете?
  3. Деревья – живые? Почему вы так считаете?
  4. Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?
  5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
  6. Кто сажает деревья в городе (поселке)? Для чего?
  7. Кто из вас видел деревья в лесу? Кто их там сажает?
  8. Где деревья больше – в лесу или в городе? Почему?
  9. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы?
  10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
  11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В нашей деревне? Возле детского сада? У вашего дома? В нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет.

2. "Кора березы"

Учит определять возраст березы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т. е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева. Как вы думаете кора защищает только ствол дерева? (нет, и ветки). По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево болеет? (листья вянут, кора трескается). А от чего деревья болеют? (на коре поселились вредные насекомые). Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями. На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья.

3. "Падают- падают листья …"

Показать связь деревьев с окружающей средой. Осенью дни становятся короче и холоднее – происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез).

4. "Чем питается береза?"

Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано. Листья растут на дереве, которое "добывает еду" из почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами "кормят" ее: листья перегнивают – почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья, и т. д. Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например, дождевые черви. В группе сделать модель дерева из "трубы", на которую намотан линолеум, и сухих веток.

5. "Как береза готовится

 к зиме"

Углублять представление о природе как системе, в которой все "продумано до мелочей". Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Какое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим и скажем: "Не грусти Беляночка! Мы тебе сказку расскажем". Помните, в известной сказке "Как коза избушку построила" березка веткой и сказала: "Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою, строй подо мной избушку" (дети начинают сочинять сказку).

6. "Из истории использования березы"

Познакомить с тем, как березу использовали в древности.

Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки из бересты – туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

Ныне березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев – желтую и зеленую краску, из почек – лекарства.

зима

1. "Первый снег!"

Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах.

Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения – березки в белоснежных шубках, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков … Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом словно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме.

2. "Новый год"

Продолжать воспитывать чувство ответственности за "тех, кого приручили", в нашем случае – за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.

Предложите детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений "портрет" Беляночки зимой.

3. "Оттепель"

Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.

Какое настроение у березки? Она шепчет: "Как бы мне хотелось станцевать для вас". Как вы думаете: как могла ходить березка – тяжелой поступью или легким шагом? (дети изображают и объясняют).

4. "Ясная, солнечная погода"

Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.

Покажите детям картины И. Левитана ("Весна. Большая вода", "Золотая осень"), К. Юона ("Мартовское солнце"), И. Грабаря ("Февральская лазурь"), И. Шишкина ("Лесная глушь"), А. Рылова ("Осень на реке Тесна") и др. Обратите их внимание на то, что "героем" многих пейзажей является "наша родная и любимая Беляночка".

5. "Почему нет листьев зимой?"

Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами.

Зимой деревья не питаются, не растут – они погружаются в глубокий сон. А от холода дерево защищает пробковая ткань – она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.

Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

6. "Метель"

Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.

Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогают дереву спастись от вредителей.

После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель.

Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время урагана? Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.

весна

1. "Что нужно нашему дереву"

Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы. В беседах с детьми уточнить следующее: дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затемненном месте? Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, "пьет" ее из земли – почвы. Деревья как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны. Деревьям нужен воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред. Ветер переносит семена березы.

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, "пропускают" через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

2. "Еще в полях белеет снег …"

Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.

Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны.

В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом: лопатку, лейку, грабли.

3. "Березовые почки"

Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других. Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.

У одних деревьев они круглые, у других – продолговатые; у одних – мелкие, у других – крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).

4. "Березовый сок"

Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев. У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови – это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым. Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.

Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. (несколько минут дети активно двигаются – сердцебиение учащается). Так же быстро течет и кровь по венам. Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди – одежду. Солнышко греет все меньше и меньше – сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее.

Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1-2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно – сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.

5. "Береза

 цветет"

Дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.

В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березки.

6.  "Лист зеленеет молодой"

Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет корою березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы. Светло и празднично около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их тала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы – высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким изумрудно-зеленым облачком.

лето

1. "Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?"

Побудить детей найти ответ на вопрос: "Почему ствол березы не нагревается в  жаркую погоду?".

В коре березы есть особое вещество – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.

2. "Какие животные и насекомые живут

 рядом с березой?"

Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе.

Лесные обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел – слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки – лимонницы и крапивницы.

3. "Какие грибы растут под березой?"

Дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.

Как называется место, где растет много берез? (березовая роща). Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется этот гриб? (подберезовик).Этот гриб можно найти не только под березами. но чаще он растет именно под этим деревом.

4. Развитие семейных традиций"

Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей.

Поздоровавшись и поговорив с березкой, делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в честь каких-то семейных событий. Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.

5. "Семена"

Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.

Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.

6. "Листья начинают желтеть "

Полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев (начинают желтеть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Береза"

В проекте описывается растение, его полезные свойства, применение и способы и сроки сбора....

проект "Береза- символ России"

Мы с вами родились в России,В стране, где жара и мороз,Где небо то хмуро, то сине,В стране тонкоствольных березБез березы не мыслю России, –Так светла по-славянски она,Что, быть может, в столетья иные...

Классный час "Люблю березу русскую"

Цель: Воспитывать чувства патриотизма, уважения к людям старшего поколения, бережного отношения к природе.   Показать значение берёзы - символа русского народа.     Развивать творч...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

Презентация и конспект урока по родному языку "Люблю березу русскую"

Представлен материал урока родного языка с использованием кейс-технологии и технологии проектов. включены творческие задания (рисунок, синквейн), повторение материала по лексике. Развитие патриотическ...