Обучение в системе дополнительного образования
методическая разработка на тему

Сидорова Наталия Алексеевна

Материалы для семинара с педагогами дополнимтельного образования не имеющими педагогического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для семинаров

 педагогов дополнительного образования

(не имеющих педагогического образования)

Сидорова Наталия Алексеевна,

методист ГБОУ ДТДиМ «Преображенский»

Обучение в системе дополнительного образования 

Представляя в целом процесс обучения в дополнительном образовании, как специфическую систему, продиктованную рядом причин, одна из которых – обучения в условиях необязательных занятий, необходимо рассматривать  обучение в контексте педагогической теории.

Для построения целенаправленного и осознанного процесса обучения необходимо знать, как протекает процесс познания. Его можно описать ставшей классической формулировкой «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин «Философские тетради» ПСС т. 28 с 152-153)    и ещё «Практика – критерий истины, практика - источник нового познания. Познание бесконечно» Схематично это выглядит так:

Познание - это одна из трех основных сфер жизнедеятельности человека. Двумя другими являются предметно-практическая деятельность и общение ( С.Л.Рубинштейн). Познание продолжается в течение всей жизни  человека и приведенная выше схема представляет как процесс познания  ученым того, что не известно ещё человечеству, так и процесс познания обучающимся любых действий.

Учение – это одна из разновидностей процесса познания. Её особенности заключатся в следующем:

  1. Обучающийся познает новое для себя, не открывает новых истин, от него требуется лишь творческое их усвоение.
  2. Это ускоренный процесс: на исследование того, что обучающийся узнает за несколько лет, человечеству понадобились столетия.
  3. Многие виды знаний обучающимся приобретаются не путем непосредственного созерцания, а опосредовано из книг, рассказов педагога, средств массовой информации и т.д.

Обучение – целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития  (Ю.К. Бабанский). В этом определении необходимо подчеркнуть две стороны:

  1. Обучение – это управление учением
  2. Обучение – это общение педагога и обучающегося

Обучение – это не процесс воздействия субъекта (педагога) на объект

(обучающегося), а взаимодействие как минимум двух субъектов : педагога и обучающегося. Современный грамотный педагог организует ещё и взаимодействие обучающихся между собой. Педагог в этом взаимодействии является ведущим. Но без активности обучающегося цели обучения не достичь. И.А.Зимняя характеризует это положение следующим образом : «… необходимо, наконец, признать, что основным звеном здесь является сам обучающийся. От того, насколько человек войдет в обучение, примет его цель, условия и организует себя и свою учебную деятельность, зависит практически все. Никакой метод, никакая организация учебного материала и учебные коммуникации сами по себе не могут восполнить отсутствия этих условий. Они могут только катализировать действия этих факторов, ибо человек учится сам, т.е. учит себя» (Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку М, 1989)

        Вышеприведенные высказывания особо ярко применимы к учреждению дополнительного образования.

Итак, мы получили краткий обзор того, что означает «обучение». Чему необходимо обучать  определяется  каждой  образовательной программой  с учетом её направленности, цели и задач.

Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного процесса   показывают, что не менее актуальным на сегодняшний день стоит вопрос « как учит

 Для того, чтобы на него ответить, нужно обратиться к понятиям принципы обучения, методы, приемы, организационные формы обучения.

  • Принципами обучения / принципами дидактики/ называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Перечислим принципы и дидактические правила.

Принцип наглядности  реализуется посредством выполнения правил:

-необходимо всё, что возможно представить органам чувств. Проиллюстрировать это можно словами Я.А. Коменского

«Слышимое - слуху,

видимое - зрению,

обоняемое - обонянию,

осязаемое - осязанию»

-если возможно необходимо представить сразу нескольким органам чувств

-опираться не только на непосредственное ощущение и восприятие, но и на образы, запечатленные в памяти в ходе предыдущей деятельности (внутренняя наглядность).

Принцип сознательности усвоения реализуется посредством выполнения правил:

-добиваться понимания обучающимися цели действий

-добиваться понимания сущности явления/действия, его отличия от других явлений/действий

-обучать умениям самоконтроля и самооценки

Принцип систематичности и последовательности реализуется посредством выполнения правил:

- учить от простого к сложному, так как сложное состоит из простых элементов

- последующий материал должен быть связан с предыдущим и опираться на него

Принцип доступности реализуется посредством выполнения правил:

- учитывать уровень подготовленности обучающихся (не слишком сложно, но и не слишком легко, так как иначе отключается сознание, начинают делать ошибки)

-учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности

-учить от известного к неизвестному

-учить от психологически близкого к далекому (от непосредственного интереса – к далеким целям, раскрывать перспективу)

Принцип научности реализуется посредством выполнения правил:

-педагогу строить свою деятельность на основе научных знаний

-обучающимся сообщать как факт лишь проверенные сведения. При рассказе о гипотезах, предположениях, прогнозах необходимо указывать на это.

Принцип связи теории    с практикой реализуется посредством выполнения правил:

-показывать значение теории для практической деятельности

-использовать фактический материал из практики при изучении теории

-на основе полученных знаний и умений приходить к самостоятельным обобщениям, а значит – к творчеству.

Принцип прочности реализуется посредством выполнения правил:

-многократно в различных вариантах возвращаться к основным сведениям и умениям, включать их в различные виды деятельности.

        Принципы взаимосвязаны. Например, без прочности усвоения невозможно обеспечить внутреннюю наглядность при изучении последующего материала, а также доступность и сознательность обучения.

  • Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения ( Бабанский Ю.К.)

В педагогике выработано большое количество различных методов и приемов их воплощения. Разнообразна и классификация методов.

Определим характеристику каждого применяемого метода по следующим признакам:

  • По источнику передачи и восприятия информации:

- словесный

- наглядный

- практический

  • По дидактическим задачам:

- приобретения знаний

- формирования умений и навыков

- применения знаний

- творческой деятельности

- закрепления знаний, умений и навыков

- проверки результатов обучения

  • По характеру деятельности:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемного изложения

- частично – поисковый (эвристический)

- исследовательский

       Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых методов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, выработкой навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования   универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

 Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Именно этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе:

 - проектной и исследовательской деятельности;

 - развивающего обучения;

- интерактивного подхода.

  Проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • проявлению творческих способностей и коммуникативных навыков;
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося.  Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого   организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Вышеуказанные методы и приемы тесно взаимосвязаны. Внедрение этих современных подходов позволяет активизировать образовательный процесс, максимально повысить мотивацию к обучению, стимулирует личностный рост обучающихся.

Обучение может происходить в разнообразных организационных формах, таких как:

- фронтальная  (массовая)

- коллективная  (совместно-распределенная, у каждого есть своя роль, успех  зависит от вклада каждого)

- мелкогрупповая (парная)

-индивидуальная

Выбор организационных форм обучения зависит от специфики направленности образовательной         программы, от цели и задач конкретного учебного занятия.

Одной из основных форм организации учебного процесса является Учебное занятие.

Характеризуя занятие в учреждении дополнительного образования, следует отметит что занятие это:

- ограниченное время, которое педагог проводит с обучающимися, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, просветительскую, досуговую;

- специально организованное педагогом обучение  (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Структура учебного занятия

Учебное занятие - организованная деятельность педагога и обучающихся, поэтому и логика его построения должна обязательно содержать:

  • Цель (конкретную, для достижения за одно занятие)
  • Задачи (в обучении, в развитии, в воспитании)
  • Содержание (в соответствии с тематикой занятия, как составной части темы образовательной программы)
  • Способы достижения цели и реализации содержания (приемы и методы определяются в зависимости от специфики виды учебной деятельности, возраста обучающихся, типа и вида занятия)
  • Этапы достижения цели (планирование занятие в составляющих частях как по содержанию, так и по времени)

При разнообразии типов и видов учебных занятий ряд составляющих этапах сохраняется постоянно:

  1. Организационный – организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания, подготовка рабочего места обучающегося.
  2. Подготовительный - сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание), повторение ранее изученного.
  3. Основной - (основная часть занятия обусловлена целью занятия и его типом. Возможны приведенные ниже варианты)

а/Усвоение новых знаний и способов действий.

б/Осмысление ранее освоенного учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. (практические задания, дискуссии, творческие работы…)

в/Закрепление знаний и умений, способов действия тренировочные задания, самостоятельная работа, коллективные работы)

  1. Итоговый - выявление степени усвоения материала

Анализ успешности достижения цели занятия. Самооценка обучающегося.

Определение перспективы на следующее занятие.

Характеристика учебных занятий по типам и видам

В зависимости от дидактических целей занятия можно классифицировать по следующим типам:

- занятие по сообщению новых знаний, формированию умений

- занятие по обобщению и осмыслению полученных знаний и умений

- занятие по закреплению знаний, умений.

- занятие комбинированное

Специфика дополнительного занятия заключается в том, что практически все занятия ставят не только обучающие задачи, но и общеразвивающие, воспитательные, которые приоритетным определяют развитие личностных качеств обучающихся.

В связи с этим, актуальным стоит вопрос о выборе вида, формы учебного занятия, которое позволило бы максимально достичь педагогической цели, которое  развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися.

  Охарактеризуем несколько видов занятий.

  • Устный журнал (или Альманах) - познавательная форма, обозрение, представляет собой серию коротких выступлений (страничек) как на различные темы программы, так и на темы окружающей жизни.

Устный журнал дает возможность создать условия поиска обучающимися дополнительного интересного материала по различным разделам изученный темы. Каждый будет иметь возможность обрести опыт передачи своих знаний, впечатлений друзьям по коллективу.

Устный журнал может выпускаться регулярно или эпизодически и возможен для проведения как между учебными группами одного коллектива, так и нескольких детских объединений одной направленности.

  • Аукцион (знаний, умений, познавательных находок…) – форма учебного занятия по обобщению и закреплению пройденного материала. Аукционы могут проводиться по различным схемам. Например: за демонстрационным столом располагаются ведущие, желательно обучающиеся старших годов обучения. Перед ними волчок, вокруг которого располагаются предметы или карточки с предметами. По запуску ведущего стрелка указывает на предмет, выставляемый на торги. Покупатели, желающие приобрести его, будут поочередно характеризовать его, оценивать. Ведущие руководят торгами с помощью счета (раз - ответ, два- ответ, три). Покупает тот, кто до счета «три» дает последний ответ.
  • Путешествие – занятие, в котором используется прием ролевой игры, позволяющей строить обмен опытом, коллективное открытие. Данная форма увлекательная для обучающихся младшего и среднего возраста, развивает у них любознательность, пытливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищескую взаимопомощь.

Тематически путешествие может быть различное:

«Вокруг света» - по разным странам, столицам, по одной параллели земного шара.

«Удивительное рядом» - путешествие в мир природы, краеведческое путешествие по району, городу.

«Путешествие на машине времени» - в определенный год, в эпоху, в конкретное историческое событие.

      Для такой формы занятия коллектив (или группа) делится на команды, которым определяется свой отрезок путешествия, объект путешествия.

Сюжетные варианты путешествия могут быть следующие:

  1. Каждая команда – экипаж (самолета, вертолета, корабля, дирижабля…), который доставляет остальных участников на свой участок (объект) путешествия и знакомит с ним.
  2. Все команды представляют собой экспедиционный группы, которые сообщают всем о результатах своих изысканий и о том, как эти изыскания проводились.
  3. Команды выступают в роли различных делегаций (людей разных профессий или увлечений, разных эпох, стран и т.п.)

  • Пресс-конференция – занятие в данной форме целесообразно проводить для повторения материала по теме или по какому-либо вопросу.

В подготовительной части:

-разделить группу на «творческие группы» примерно равные по возможностям. Группы будут играть роль сотрудников газет и журналов

-для каждой группы определяется круг интереса. Как варианты: суть явления, история развития, использование в практической деятельности, связь с различными  науками и т.п.

-участники готовят вопросы по своей теме, на которые хотят получить ответ

-определить группу «пресс-центра». Им отводится роль «специалистов» (тренер, технолог, балетмейстер, артист). Задача этой группы – подготовиться к ответам на выделенные вопросы.

В ходе занятия:

- ответы «специалистов» пресс-центра на вопросы «журналистов»

- каждый журналист на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку, статью

- подведение итогов и выпуск экспресс- газеты, буклета и т.п.

  • Мозговой штурм – это занятие полезно провести, когда обобщается большая и важная тема и надо выделить основные проблемы, предложить свои пути их решения.

В начале занятия педагог формулирует основные проблемы, которые надо решить. Группа разбивается на бригады, из числа наиболее подготовленных обучающихся выделяются «эксперты» ( ими могут быть дети из старших групп).

Этапы занятия:

1 – тренировка: члены бригад быстро отвечают на вопросы педагога. Эксперты фиксируют правильные ответы

2- «штурм» поставленной проблемы. Каждая бригада получает индивидуальное задание. За определённый временной период должна найти неординарное решение. Требования в выдвигаемым идеям: новизна, простота, доступность, надежность и  .т.п.- критерии , в зависимости от направления предметной деятельности.

Бригады защищают предложенные идеи. Идет обсуждение.

3- эксперты выбирают лучшие идеи. Подводятся итоги.

  • Деловая игра – такая форма используется для решения комплексных задач, поскольку способствует развитию активности и инициативы, развитию творческих способностей, формирует коммуникативные навыки и позволяет выявить зоны ближайшего развития обучающихся.

Модификации деловой игры различные, выделим основные:

Имитационные игры – на занятие имитируется деятельность какой-либо организации или предприятия, событие, конкретная деятельность.

Для проведения необходимо имеет: сценарий игры, сюжет событий, описание структуры и назначение имитационных процессов и объектов.

Операционные игры – на занятии отрабатывается выполнение конкретных специфических операций (выход в поход, проведение соревнования, подготовка к фестивалю, «Я – в экстремальной ситуации»)

Для проведения её необходимо четкое распределение по ролям, объяснение функций каждой группы, единая формула действий.

Ролевая игра – на занятиях отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций отдельного лица (примером может быть игра «Я - балетмейстер») Для проведения игры с исполнением роли разрабатывается модель , между участниками распределяются роли, включающие обязательное содержание действий.

  • Турнир - познавательное занятие, в котором участвует несколько команд и каждая команда коллективно готовит вопросы и ответы по выбранной теме или нескольким темам. Такая форма уместна на занятиях по выявлению уровня знаний  обучающихся, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы, формирует умения вести коллективный поиск истины.

Варианты проведения турнира:

  1. «Цепочка» или «Круг». Проводится при участии пяти и более команд. Первая команда задает 2-ой вопрос (или вопросы, количество которых определяется заранее организаторами турнира), далее 2-я – 3-ей и т.д. Последняя атакует первую.
  2. «Змейка» передача вопросов осуществляется в произвольном порядке.
  3. «Атака веером». Каждая команда по очереди становится атакующей и задает вопрос всем остальным. Этот способ хорошо применять при малом количестве команд.
  4. «Оборона веером». Каждая команда по очереди принимает оборону, и ей задают вопросы все остальные команды.
  5. «Перекрестный поединок» проводится между двумя командами, которые готовят ряд вопросов и задают их поочередно друг другу.
  • Защита проекта – на занятии происходит публичное представление итогов работы над тематическим проектом (с использованием компьютерных технологий) или обучающимся предлагается выдвинуть и защитить свои идеи по поводу определенной темы.
  • Смотр конкурс – обычно такая форма применяется педагогами, как итоговое занятие. Смотр – это публичное представление результатов освоения программы, поэтому на нем обязательно присутствие гостей (родителей, обучающихся других групп и коллективов).

В ходе подготовки к смотру обучающиеся заранее получают задания (как по подготовке теоретического материала, так и практические). Определяется группа для оценки обучающихся: жюри, экспертный совет, команда искателей талантов и т.п.

Если коллектив большой, то лучше его разбить на подгруппы – команды. Они могут приготовить свое название, эмблему, придумать девиз, продумать знаки отличия.

В ходе смотра-конкурса можно провести:

- смотр знатоков

- соревнование на выполнение практических заданий педагога

- мини-экзамен (счастливый билетик из барабана)

- конкурс экспериментов

- смотр авторских проектов

По итогам жюри, на основе критериев, называет победителей и призеров смотра-конкурса. Зрители могут вручить «приз зрительских симпатий».

  • Игра «Ромашка»- такое занятие может быть обобщающим по итогам темы программы. Участниками могут быть как отдельные обучающиеся, так и группы. Каждый участник подготавливает самостоятельно 1-2 задания и представляет их организаторам. Организаторы изготавливают «ромашку», на лепестках которой помещены все задания. Участники одновременно отрывают лепестки и приступают к выполнению задания. Затем собираются все вместе и показывают друг другу результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

Оценка качества обучения в системе дополнительного образования

Оценка качества обучения учащихся объединения "Закулисье" ЦДОД Заводского района г. Саратова....

Применение современных методов обучения в системе дополнительного образования

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...

Дистанционное обучение в системе дополнительного образования

Дистанционное обучение – это один из вариантов образовательного процесса на расстоянии. Взаимодействие преподавателей и обучающихся происходит с помощью современных средств коммуникаций: компьют...

Методы обучения в системе дополнительного образования детей

Трактовока понятия «Метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Специфика дополнительного образования накладывает определённые ограничения на их при...