Курс «Наглядная геометрия»
рабочая программа (6 класс) на тему

Аксенова Алена Владимировна

Курс «Наглядная  геометрия» адресован  учащимся 5-6  классов, интересующимся практической и исследовательской деятельностью на уроках математики. В ходе курса предполагается познакомить учащихся с основами геометрии с целью пропедевтики данного курса, научить учащихся самостоятельно производить необходимые расчеты, измерения; развивать внимание, воображение и творческое мышление, что позволит учащимся всегда находить выход из затруднительных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
  • основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • требований к результатам освоения ООП ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • программы воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • программы развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО и ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».         

     Курс «Наглядная  геометрия» адресован  учащимся 5-6  классов, интересующимся практической и исследовательской деятельностью на уроках математики. В ходе курса предполагается познакомить учащихся с основами геометрии с целью пропедевтики данного курса, научить учащихся самостоятельно производить необходимые расчеты, измерения; развивать внимание, воображение и творческое мышление, что позволит учащимся всегда находить выход из затруднительных ситуаций.

              Данный курс направлен на отработку умения учащимися самостоятельно  чертить отрезки прямые, строить окружности, измерять углы, изображать геометрические фигуры.

              Изучение данного курса может стать хорошей подготовкой к систематическому курсу геометрии в 7 классе в результате создания образов геометрических фигур и «открытия» некоторых свойств их свойств путем конструирования и рисования, а также знакомства с терминологией и основами геометрического языка.

             В 5-6 -ом классе следует предоставить учащимся возможность познакомиться с тем, как «устроены» знакомые уже геометрические фигуры, вовлечь их в конструирование и рисование этих фигур, включая тем самым детей в процесс эмпирического познания различных свойств рассматриваемых фигур. Особое внимание при этом нужно уделить развитию грамотной математической речи учащихся: научить их определять рассматриваемые ими фигуры, а также формулировать их простейшие свойства.

Особенности курса:

  • все содержание курса и его изложение опирается на предыдущий жизненный и геометрический опыт учащихся;
  • в ходе обучения курсу уделяется особое внимание развитию речи: работа с терминами, предложениями, формулировка определений;
  • система заданий курса направлена на развитие пространственных представлений, навыков рисования,  а так же знакомит учащихся с простейшими логическими операциями и закладывает основы формирования навыков проведения этих операций.

Цели и задачи курса

Дидактические:

  • дать знания о плоских фигурах и их свойствах;
  • формировать умения применять систематические знания о геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; формировать умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики; проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений
  • совершенствовать навыки измерения длины отрезков, величины углов; использования формул для нахождения периметров фигур;
  • вырабатывать  навыки геометрических построений;
  • формировать представление о геометрических фигура и числах  как о  важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • готовить учащихся к дальнейшему изучению систематических курсов алгебры и геометрии, смежных дисциплин, применению математических знаний в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию ответственности,  организованности, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности, критического отношения к себе; воспитанию культуры умственного труда, рациональной организации времени.
  • развивать умения учебно-познавательной деятельности, культуры устной и письменной речи, гибкость мыслительных процессов; развивать интеллектуальную, волевую и мотивационную сферы личности, любознательность учащихся.
  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни и адаптации в современном информационном обществе; формировать  культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, инициативе и творчеству; формировать представление о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.

Место курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности

Внеурочный курс «Наглядная геометрия» является составной частью плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (общеинтеллектуальное направление). План внеурочной деятельности вынесен за пределы учебного плана, но является неотъемлемой частью образовательной деятельности в условиях ФГОС ООО. На освоение курса в плане внеурочной деятельности выделено: в 5-6 – 2 часа. Общее количество часов в год: 5-68, 6 -68. Распределение часов и тем по разделам выполнено с учетом количества часов в содержании программы.

Учебно-методический комплекс

  1. Белоусова А.Г. Материалы в помощь учителю математики для 5–6 классов (с авторским курсом наглядно-практической геометрии), изд. дополненное и переработанное. Уч. пособие / А.Г. Белоусова. – Воронеж: ВОИПКРО, 2000. - 214 с.
  2. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 1998. - 192 с.
  3. Пентамино // Наука и жизнь. - 1967. - №№1-12.
  4. Веннинджер М. Модели многогранников. Пер. с англ. / М. Веннинджер. – М.: Мир, 1974. - 236 с.
  5. Камаев П. Семь хитроумных фигур («Танграм») / П. Камаев // Приложение «Математика». - 2001. - №14. - С. 7-10, №16. - С. 27-29.
  6. Чернет П.Е. Тесты GP. Игры по составлению силуэтов; логика и конструкторская смекалка, основы геометрии и рисования, концентрация внимания, пространственное и ассоциативное мышление / П.Е. Чернет.– М.: Ось-89, 2001. - Кн.1. - 120 с.
  7. Чернет П.Е. Тесты GP. Игры по составлению силуэтов; логика и конструкторская смекалка, основы геометрии и рисования, концентрация внимания, пространственное и ассоциативное мышление / П.Е. Чернет.– М.: Ось-89, 2002. - Кн.2. - 120 с

  3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Наглядная геометрия»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

4. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В данном курсе внеурочной будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При овладении курса обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В процессе овладения курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

•        анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•        идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•        выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•        ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•        формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

•        обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

•        обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

•        определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

•        выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

•        выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

•        составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

•        определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

•        описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

•        планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

•        определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•        систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

•        отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

•        оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

•        находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

•        работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

•        устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

•        сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

•        определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

•        анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

•        свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

•        оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

•        обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

•        фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

•        наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

•        соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

•        принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

•        самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

•        ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•        демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

•        подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

•        выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

•        выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

•        объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•        выделять явление из общего ряда других явлений;

•        определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

•        строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

•        строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

•        излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

•        самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

•        вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

•        объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

•        выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

•        делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

•        определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

•        создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

•        строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

•        создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

•        преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•        переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

•        строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

•        строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

•        анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.        Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

•        находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

•        ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

•        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

•        резюмировать главную идею текста;

•        преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

•        критически оценивать содержание и форму текста.

9.        Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

•        определять свое отношение к природной среде;

•        анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

•        проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

•        прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

•        распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

•        выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•        осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

•        формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.        Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

•        определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

•        отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

•        представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

•        соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

•        высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

•        принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

•        создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

•        использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

•        использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

•        делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

•        целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

•        выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

•        выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

•        использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

•        использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•        создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию;
  • конструировать последовательность «шагов» (алгоритм);
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;
  • применять знания,  полученные при изучении учебных предметов основного общего образования,  в новых нестандартных ситуациях;
  • интегрировать знания из смежных областей, представлять единую научную картину мира;
  • решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность).

4. Содержание курса внеурочной деятельности

(«Наглядная геометрия»)

1год обучения

Раздел курса

Содержание раздела

Кол-во часов

Количество часов

формы организации деятельности

вид деятельности

теория

Практика

Введение

Игровая деятельность, цели и задачи курса, план работы на год

2

1

1

- познавательная беседа;

- эвристическая беседа.

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение.

Геометрические фигуры на плоскости.

История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Виды углов, умения обозначения, различения. Классификация углов. Вертикальные и смежные углы. Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам

4

2

2

- познавательная беседа;

- эвристическая беседа.

- работают с рисунками

-познавательная

Основные задачи на построение с помощью циркуля, линейки и транспортира.

Построение прямой, отрезка, луча, угла, окружности, различных треугольников.

8

2

6

-Выполнение практических работ

-познавательная

практическая деятельность

Занимательная геометрия.

 занимательные геометрические задачи.

Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги.

10

2

8

-Решение занимательных геометрических задач.

Выполнение геометрических задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги.

-познавательная

-игровая деятельность;

-практическая деятельность

Геометрия на клетчатой бумаге.

 фигуры на клетчатой бумаге. Композиции из плоских фигур.

-Игра  пентамино

10

2

8

-Рисование фигур на клетчатой бумаге. -Разрезание геометрических фигур, создание композиций из плоских фигур.

-Игры с пентамино.

-познавательная

-игровая деятельность;

-практическая деятельность -

  Геометрия в пространстве.

 моделей простейших многогранников

конструкции пространственных фигур по образцу и по собственному замыслу

10

2

8

-изготовление моделей простейших многогранников

-Построение конструкций по образцу и по собственному замыслу

-познавательная

-игровая деятельность;

-практическая деятельность

Творческие работы

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

Групповой проект «Старинные меры длины».

24

4

20

- работа на компьютере;

- социально-образовательный проект.

-познавательная деятельность;

-проектная деятельность.

2 год обучения

Раздел курса

Содержание раздела

Кол-во часов

Количество часов

формы организации деятельности

вид деятельности

теория

Практика

Введение

Игровая деятельность, цели и задачи курса, план работы на год

2

1

1

- познавательная беседа;

- эвристическая беседа.

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение.

Геометрические фигуры на плоскости.

Геометрические понятия: биссектрисса угла, медиана, высота, координатная плоскость, параллельные Виды углов, умения обозначения, различения. Классификация углов. Сравнение отрезков. Способ наложения. Астролябия- что это?. Классификация треугольников по углам и сторонам

4

2

2

- познавательная беседа;

- эвристическая беседа.

- работают с рисунками

-познавательная

Основные задачи на построение с помощью циркуля, линейки и транспортира.

Построение прямой, отрезка, луча, угла, окружности и ее элементов, различных треугольников.

Построение координатной плоскости

8

2

6

-Выполнение практических работ

-познавательная

-практическая деятельность -

Занимательная геометрия.

 занимательные геометрические задачи. Чтение и анализ графических изображений.

10

2

8

- Решение занимательных геометрических задач.

Выполнение заданий на

чтение и анализ графических изображений.

 

-познавательная

-игровая деятельность;

-практическая деятельность

Геометрия на клетчатой бумаге.

 фигуры на клетчатой бумаге. Композиции из плоских фигур.

-Игра  пентамино

10

2

8

-Рисование фигур на клетчатой бумаге. -Разрезание геометрических фигур, создание композиций из плоских фигур.

-Игры с пентамино.

-познавательная

-игровая деятельность;

-практическая деятельность

  Геометрия в пространстве.

 моделей простейших многогранников

конструкции пространственных фигур по образцу и по собственному замыслу

10

2

8

-изготовление моделей простейших многогранников

-Построение конструкций по образцу и по собственному замыслу

-познавательная

-игровая деятельность;

-практическая деятельность

Творческие работы

Групповой проект «История геометрических инструментов».

Групповой проект «Геометрия в архитектуре и искусстве».

24

4

20

- работа на компьютере;

- социально-образовательный проект.

-познавательная деятельность;

-проектная деятельность.

5. Тематическое планирование

(«Наглядная геометрия»)

1 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Введение в геометрию

2

1 неделя

1 неделя

2

Точка. Линия.

2

2 неделя

2 неделя

3

Какие линии бывают?

2

3 неделя

3 неделя

4

Замкнутые и незамкнутые линии

2

4 неделя

4 неделя

5

Поверхность. Тело.

2

5 неделя

5 неделя

6

Разные виды фигур

2

6 неделя

6 неделя

7

Понятие отрезка

2

7 неделя

7 неделя

8

Взаимное расположение точек и отрезков

2

8 неделя

8 неделя

9

Что значит измерить отрезок?

2

9 неделя

9 неделя

10

Метрические меры длины

2

10 неделя

10 неделя

11

Сравнение отрезков

2

11 неделя

11 неделя

12

Что такое луч?

2

12 неделя

12 неделя

13

Числовой луч

2

13 неделя

13 неделя

14

Построение прямой

2

14 неделя

14 неделя

15

Противоположные лучи

2

15 неделя

15 неделя

16

Что такое ломаная?

2

16 неделя

16 неделя

17

Длина ломаной

2

17 неделя

17 неделя

18

Что такое треугольник?

2

18 неделя

18 неделя

19

Элементы треугольника

2

19 неделя

19 неделя

20

Что такое угол?

2

20 неделя

20 неделя

21

Как построить угол?

2

21 неделя

21 неделя

22

Измерение углов. Транспортир

2

22 неделя

22 неделя

23

Групповой проект «Старинные меры длины».

2

23 неделя

23 неделя

24

Групповой проект «Старинные меры длины».

2

24 неделя

24 неделя

25

Групповой проект «Старинные меры длины».

2

25 неделя

25 неделя

26

Групповой проект «Старинные меры длины».

2

26 неделя

26 неделя

27

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

2

27 неделя

27 неделя

28

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

2

28 неделя

28 неделя

29

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

2

29 неделя

29 неделя

30

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

2

30 неделя

30 неделя

31

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

2

31 неделя

31 неделя

32

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

2

32 неделя

32 неделя

33

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

2

33 неделя

33 неделя

34

Групповой проект «Замечательный мир треугольников».

2

34 неделя

34 неделя

68 часов

2 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Начальные понятия:

2

1 неделя

1 неделя

2

Сравнение отрезков. Способ наложения

2

2 неделя

2 неделя

3

Практическая работа на местности - провешивание прямой.

2

3 неделя

3 неделя

4

Измерение отрезков

2

4 неделя

4 неделя

5

Лучи и углы

2

5 неделя

5 неделя

6

Биссектриса угла.

2

6 неделя

6 неделя

7

Измерение углов

2

7 неделя

7 неделя

8

Астролябия- что это

2

8 неделя

8 неделя

9

Виды углов

2

9 неделя

9 неделя

10

Классификация треугольников

2

10 неделя

10 неделя

11

Перпендикуляр к прямой.

2

11 неделя

11 неделя

12

Медиана, биссектриса, высота

2

12 неделя

12 неделя

13

Координатная плоскость.

2

13 неделя

13 неделя

14

Признаки равенства треугольников.

2

14 неделя

14 неделя

15

Окружность. Круг.

2

15 неделя

15 неделя

16

Построение окружности и её элементов.

2

16 неделя

16 неделя

17

Задачи на построение.

2

17 неделя

17 неделя

18

Параллельные прямые

2

18 неделя

18 неделя

19

Признаки параллельности прямых

2

19 неделя

19 неделя

20

Все об углах треугольника

2

20 неделя

20 неделя

21

Классификация треугольников по углам.  

2

21 неделя

21 неделя

22

Соотношения между сторонами и углами треугольника

2

22 неделя

22 неделя

23

Чтение и анализ графических изображений

2

23 неделя

23 неделя

24

Чтение и анализ графических изображений

2

24 неделя

24 неделя

25

Групповой проект «История геометрических инструментов»

2

25 неделя

25 неделя

26

Групповой проект «История геометрических инструментов»

2

26 неделя

26 неделя

27

Групповой проект «История геометрических инструментов»

2

27 неделя

27 неделя

28

Групповой проект «История геометрических инструментов»

2

28 неделя

28 неделя

29

Групповой проект «История геометрических инструментов»

2

29 неделя

29 неделя

30

Групповой проект «Геометрия в архитектуре и искусстве».  

2

30 неделя

30 неделя

31

Групповой проект «Геометрия в архитектуре и искусстве».  

2

31 неделя

31 неделя

32

Групповой проект «Геометрия в архитектуре и искусстве».  

2

32 неделя

32 неделя

33

Групповой проект «Геометрия в архитектуре и искусстве».  

2

33 неделя

33 неделя

34

Групповой проект «Геометрия в архитектуре и искусстве».  

2

34 неделя

34 неделя

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...

Комплект материалов для проведения зачета по ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр,3 курс 5 семестр,4 курс 7 семестр. Москва 2018

Назначение  зачета   Зачет  по физической культуре проводится с целью:1.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой, и ведени...

Контрольно-оценочные средства для проведения зачета/дифференцированного зачёта по ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 2 семестр,2 курс 4 семестр,3 курс 6 семестр,4 курс 8 семестр.Москва,2019г

Назначение КОСЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей ...

Контрольно-оценочные средства для проведения зачета/дифференцированного зачёта по ОГСЭ.04 Физическая культура Для специальности 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр,3 курс 5 семестр,4 курс 7,8 семестры. Москва 2019

Назначение КОСЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в сист...