Методические рекомендации по подготовке мастер-класса
материал на тему

Одной из эффективных форм распространения лидерского опыта является мастер-класс . Методические рекомендации предназначены для подготовки мастер-класса в помощь педагогам дополнительного образования и активистам детского движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_master-klassa.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района

Воронежской области

Методические рекомендации

по организации и проведению
мастер-класса

Подготовил: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Павлова Н.В.

        

Одной из эффективных форм распространения лидерского опыта является мастер-класс. Существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Мастер–класс – это система, позволяющая демонстрировать новые возможности  развития лидерских качеств и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения лидерского опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. То есть мастер-класс предполагает, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы.

Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) системы. Обучающийся как профессионал вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему,включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик,  мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с коллективом.

Мастер–класс – это особая форма занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной  задачи.  

Особенности мастер-класса предполагают такие характеристики, присущие этой форме распространения опыта, как:

  • подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  • создание условий для включения всех в активную деятельность;
  • постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
  • приемы, раскрывающие творческий потенциал;
  • формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
  • представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
  • процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
  • форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

При проведении мастер-класса необходимо изначально четко продумать цели и задачи, желаемый результат. В работе мастер-класса участвует 10-15 человек.

При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию ведущего, организующего мастер-класс. Позиция ведущего – это позиция консультанта и советника, помогающего организовать образовательную деятельность, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, ведущий никогда не стремится просто передать знания, а задействует всех участников в процесс. Все задания ведущего и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Ведущий должен создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Ведущий исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки обучающихся, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с участниками мастер-класса ведущий должен применять определенный стиль, проявляя личностные качества. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через:

  • речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
  • мимику, жеступравление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
  • пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
  • умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
  • искусство общения: психологическая избирательность, способность к удерживанию внимания, эмпатия;
  • педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
  • психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
  • коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
  • чувство времени.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель – объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение.

Следующим шагом является обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование, знания, рефлексия.

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса наиболее часто используются следующие критерии.

  • презентативность – выраженность идеи, уровень ее представленности, культура презентации, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования;
  • эксклюзивность – индивидуальность, полнота и оригинальность решения инновационных идей;
  • прогрессивность – актуальность и научность содержания и приемов обучения;
  • мотивированность – наличие доказательной базы, приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии;
  • оптимальность –достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом;
  • эффективность – результативность, полученная для каждого участника мастер-класса, достижение желаемого результата, степень распространения опыта;
  • технологичность – четкий алгоритм занятия, последовательность, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации и т.д.
  • артистичность – возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта;
  • общая культура – эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Возможная модель проведения мастер-класса.

Этапы проведения мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ.

Заключительное слово

Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Используемая литература:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  2. Виноградова Н.А., Шилова Е.А. Интерактивное обучение педагогов практиков в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: от А до Я. -2007.- №4. - С.90-98.
  3. Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ // Управление ДОУ. - 2007.- №7.- С.25-29
  4. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. /сост. А.В.Машуков, руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области – 2004»; под ред. А.Г.Обоскалова. – Челябинск, 2007.
  5. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
  6. Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5етодист. – 2005. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей

Мастер-класс-это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудит...

Методические рекомендации по проведению мастер-классов по информатике

Мастер-класс - одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М.Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования. Основные цели, задачи мастер-класса....

Методические рекомендации по проведению мастер – класса по теме «Здоровый образ успех в карьере»

Целью методической разработки является формирование и совершенствование профессионально важных двигательных навыков для получения двигательного опыта применительно к избранной профессии. ...

Методические рекомендации для проведения мастер-класса

Методические рекомендации для проведения мастер-класса...

Методические рекомендации к проведению мастер-класса «Фестиваль народных игр»

Данное методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, классных руководителей начальных и младших средних классов для организации внеклассного мероприят...