Смотр строя и песни
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Никитина Наталья Юрьевна

разработка сценария мероприятия Смотр строя и песни для 1-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного воспитательного мероприятия

«Смотр строя и песни»

преподавателя-организатора ОБЖ Никитиной Натальи Юрьевны

Пояснительная записка

         Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.

         Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно - патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождения патриотизма можно наиболее эффективно прийти к величию Российского государства.    

Одним из важнейших направлений образования является формирование и развитие личности подростка, обладающего качествами гражданина – патриота Отечества, способного успешно выполнять свои гражданские и конституционные обязанности в мирное и военное время.

Строевое обучение дисциплинирует, вырабатывает исполнительность, собранность, подтянутость, опрятность и строевую выправку, имеет важное значение для подготовки учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений к службе в Вооружённых силах России.

Цель мероприятия:

  • воспитание у подростков чувства гражданственности, патриотизма;
  • формирование у подростков жизненных ценностей и убеждений;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • привлечение подростков к занятиям военно-прикладными видами спорта;
  • повышение качества и эффективности физкультурно-спортивной работы;
  • проведение целенаправленной работы по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Задачи мероприятия:

  • сплочение классных коллективов;
  • предоставление подросткам возможности неформального общения;
  • совершенствование формы патриотической работы в школе;
  • проверка уровня знаний, умений и навыков физической подготовки учащихся;
  • выработка навыков строевой подготовки;
  • изучение военных, строевых песен;
  • выявление сильнейшей команды на параллели.

Дата проведения:

  • февраль 2015 г.

Участники мероприятия:

  • учащиеся 1 -11 классы.

Количество участников в команде 

  • класс.

Руководство:

  • общее руководство организации и проведения мероприятия осуществляется преподавателем-организатором ОБЖ

Главный судья соревнований

  • директор МОУ СОШ

 

Подведение итогов и награждение:

  • Конкурс оценивается по 5-ти балльной системе.
  • Баллы выставляются по каждому выполненному заданию и впоследствии суммируются.
  • Победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
  • Классы-победители награждаются дипломами и призами.
  • Награждается лучший командир класса.
  • Классные руководители поощряются администрацией школы.

Критерии оценки:

  • внешний вид (форма, эмблема);
  • дисциплина строя (равнение в шеренгах и колоннах, ноги вместе, носки врозь, руки сжаты в кулак);
  • четкость и правильность выполнения команд;
  • четкость и правильность подачи команд, рапорт председателю жюри;
  • качество исполнения песни.

Оборудование:

  • плакаты, посвященные Дню Защитника Отечества;
  • музыкальный центр;
  • записи гимна России, военных маршей на электронном носителе;
  • таблицы для членов жюри (приложение 1)

Сценарий мероприятия.

Классы под музыку классы входят в зал, строятся по периметру.

Командующий смотром:

-Классы, равняйсь, смирно! Равнение на Государственный флаг России и флаг школы! Флаги внести!

Под марш вносятся флаги.

Звучит гимн  России.

Командующий смотром:

-Классы,  вольно!

1 чтец

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты подарили всей планете

Великий май, победный май.

2 чтец

Я недавно смотрел старый фильм о войне,

И не знаю, как мне спросить-

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

3 чтец

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жён потеряли мужей.

Отчего  красны девицы  ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

4 чтец

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне ,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

5 чтец

Так много дней прошло с тех пор,

Но боль взывает к людям-

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Командующий смотром:

-Сегодня в нашей школе проводится смотр строевой подготовки. Этим конкурсом мы открываем  цикл мероприятий, посвящённых Великой Победе  русского народа в Великой Отечественной войне, всем защитникам Отечества. Сегодня вы – смена своих отцов и дедов в строю со своими одноклассниками. Пусть никогда не повторятся трагедии мировых и локальных войн, но воспитывать в себе стойкость, дисциплину, чувство товарищества, смелость, быть крепкими физически и морально – это нужно всем.

Слово для приветствия предоставляется (слово предоставляется гостю праздника)_______________________________________________________________

Командующий смотром:

-Мы начинаем наш смотр. Первым к месту смотра приглашается  _ класс.

-К месту смотра приглашается _ класс…

Классы - участники смотра выполняют конкурсную программу.

Командующий смотром:

-Наш смотр закончен. Отзвучали последние слова строевой песни, замерли ряды. Что такое защитник Отечества? И почему мы отмечаем этот день? Многим из вас, наверное, приходилось заступаться за младшую сестренку и братишку, выручать приятеля, которого обижают мальчишки во дворе. И вы знаете, что защитник должен быть смелым и сильным, отважным и самоотверженным, добрым и любящим, умным, терпеливым, тактичным, дипломатичным… Вот какими качествами характера должен обладать защитник! Но, помимо защитников друзей и близких, бывают и те, кто защищает Родину. Этих людей немало, они объединены в армию и носят военную форму. У них есть свой профессиональный праздник – День защитника Отечества

В этот один из самых важных праздников России принято поздравлять всех мужчин: во-первых, бывших воинов, то есть дедушек; во-вторых, нынешних – наших пап и, наконец, будущих – ваших одноклассников и просто знакомых ребят.

1 чтец:

Драчливой нашей половине

Мы поздравленья шлем свои,

Для поздравленья есть причины.

Ура! Защитники страны.

2 чтец:

Поэтому, друзья, давайте

От всей души, без лишних слов,

От всех невзгод нас защищайте

Но только, чур, без синяков!

3 чтец:

Хоть Вы не носите мундиры,

Но знаем мы, что в трудный час

Вы так же, как и все солдаты,

Спасете Родину и нас.

4 чтец:

Здоровья крепкого и счастья

Всем тем, кто мир наш отстоял.

И кто его сегодня охраняет

И кто сполна долг Родине отдал!

Командующий смотром:

Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Председатель жюри:

-Мы благодарим всех участников смотра и поздравляем победителя – команду _ класса. Им выпала честь представлять нашу школу на городском конкурсе, посвящённом Великой Победе  русского народа в Великой Отечественной войне!

Желаем вам всегда иметь волю к победе и всегда четко ставить цель, множить силу, воспитывать волю и мужество, быть добрыми, честными, терпеливыми и справедливыми. Мы надеемся на вас. День защитника Отечества – это праздник тех, кто может подставить плечо другу, кто способен с ним поделиться последним и победить невзгоды и трудности. Это ваш праздник, ребята! С праздником вас, дорогие мальчики, папы, и дедушки. До свидания!

Командующий смотром:

-Классы, равняйсь, смирно! Равнение на Государственный флаг России и флаг школы! Флаги вынести!

Под марш выносятся флаги.

-Классы, вольно, разойдись!

Приложение 2

Словарь терминов

Строй — установленное уставом размещение военнослужащих,  подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке.

Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Фланг— правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).

Тыл — сторона, противоположная фронту.

Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими, подразделениями и частями.

Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими\

Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие  одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются: первая и вторая. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд — двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строк в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу. В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладонь  между локтями. В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Они применяются для построения подразделений и частей и развернутый или походный строй.

Направляющий — военнослужащий, движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие.

Замыкающий — военнослужащий, движущийся последним в колонне.

Приложение 3

Советы преподавателю.

  • все упражнения в совокупности должны быть выполнены отдельными учащимися с одинаковой точностью и одинаковой затратой сил (как будто перед преподавателем стоит один ученик);
  • лично проводите образцовый показ строевых приёмов и действий;
  • своевременно подмечайте и исправляйте ошибки, допущенные учащимися;
  • обучайте строевым приёмам и действиям в такой последовательности:

• образцовый показ техники выполнения изучаемого приёма или действия в целом и по разделениям;

• выполнение (разучивание) учащимися показанного приёма или действия по команде преподавателя или самостоятельно;

• тренировка в быстром и чётком выполнении приёма (действия);

• проверка выполнения приёма (действия) каждым учащимся.

  • несложные приёмы разучивайте в целом, сложные — по разделениям, используя иногда подготовительные упражнения.
  • помните, что тренировка в выполнении приёма включает его осознанное повторение и закрепление до приобретения прочных навыков учащимися.
  • тренируйте обучаемых в медленном, а затем в нормальном темпе.
  • ошибки, допускаемые отдельными учащимися, необходимо устранять по ходу тренировки, обращая особое внимание на уставное выполнение приёмов.
  • замечания делайте не всему строю, а определённым учащимся.

 

Приложение 4

Строевые приемы и движение без оружия.

Строевая стойка принимается по команде «Становись!» или «Смирно!-». По этой команде нужно стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронтa, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

По команде «Вольно!» нужно встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ». Повороты кругом, налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке; повороты направо — в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке. Повороты выполняются в два приема: первый прием — повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, второй прием — кратчайшим путем приставить другую ногу.

Движение шагом осуществляется с темпом 110—120 шагов в минуту. Размер шага 70—80 см.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделения торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.

Походный шаг применяется во всех остальных случаях.

Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом — марш!» (в движении «Строевым — марш!»), а движение походным шагом — по команде «Шагом — марш!». По предварительной команде нужно подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперед носком выносят на высоту 15—20 см от земли и ставят ее твердо на всю ступню. Руками, начиная от плеча, производят движения около тела: вперед — сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше  пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад—до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову следует держать прямо, смотреть перед собой.

При движении походным шагом ногу выносят свободно, не оттягивая носок, и ставят ее на землю, как при обычной ходьбе, руками производят свободные движения около тела.

Для изменения скорости движения подаются команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Полшага!», «Полный шаг!».

Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения. Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) нужно повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, то, кроме того, следует приложить кратчайшим путем правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча. При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остается без изменения Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову нужно поставить прямо и одновременно с этим опустить руку. Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) одновременно с постановкой ноги требуется прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника (старшего), го лову поставьте прямо и продолжайте движение руками. При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю необходимо повернуть голову и приложить правую руку ; головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра; пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги землю голову поставить прямо, а правую руку опустить. При обгоне начальника (старшего) воинское приветствие выполняется с первым шагом обгона. Со вторым шагом голову поставьте прямо и правую руку опустите. Если у военнослужащего руки заняты ношей, воинское приветствие выполняется поворотом головы в сторону начальника (старшего).

Приложение 1

Программа строевого смотра (для конкретной параллели классов).

1-2  классы

  • построение в одну шеренгу, выполнение команд: “Равняйсь!”, “Смирно”, “Равнение на середину!”, “Вольно!”;
  • доклад о готовности к смотру;
  • ответ на приветствие и поздравление;
  • перестроение из одной шеренги в две и обратно;
  • повороты на месте;
  • исполнение строевой песни.

3-11 классы

  • построение в одну шеренгу, выполнение команд: “Равняйсь!”, “Смирно”, “Равнение на середину!”, “Вольно!”;
  • доклад о готовности к смотру;
  • ответ на приветствие и поздравление;
  • повороты на месте;
  • перестроение из одной шеренги в две и обратно;
  • повороты на месте;
  • перестроение из одной шеренги в три и обратно;
  • размыкание и смыкание строя от направляющего, к направляющему;
  • перестроение из одной шеренги в три и обратно;
  • перестроение из одной в две и обратно;
  • исполнение строевой песни
  • выполнения воинского приветствия в движении в строю

Приложение 5

Протоколы соревнований для членов жюри

Смотр строя и песни в 1-2 классах

№п/п

Команда

На что обратить внимание

Оценка

классы

1

Вход в зал

Движение в ногу  в колонну по одному (нога при ходьбе прямая в движении и согнутая на месте)

5

Становись!

Выравниваются на линию

Убирают промежутки в строю

3

Рапорт командира класса

Как подошёл, чёткость

 произношения рапорта

5

4

Вольно! Разойдись!

В 1 шеренгу становись!

По команде «Вольно1» ослаблена нога.

5

5

Равняйсь!

Смирно!

Синхронность выполнения

поворота головы

5

На 1-2 рассчитайсь!

Чёткость произношения,

поворот головы

6

Перестроение

в  2  шеренги

Синхронность выполнения

5

7

Повороты  на месте

Четкость  и синхронность выполнения

5

8

Прохождение с песней

 

Проговаривание слов,

движение в ногу

5

9

Прохождение с командой

«Смирно!»

Руки прижать, голову

не поворачивает только ближняя к жюри колонна.

Командир отдаёт честь, если на голове есть головной убор.

5

10

Остановка и поворот лицом к жюри

Синхронность остановки

и поворота

5

Отзыв на приветствие председателя жюри

Синхронность произношения

11

Дополнительные баллы

Внешний вид

Единообразие формы и элементы армейской атрибутики

5

12

Действие командира

четкость в произношении

5

всего

60

Смотр строя и песни в 3-11 классах

№п/п

Команда

На что обратить внимание

Оценка

классы

1

Вход в зал

Движение в ногу  в колонну по одному (нога при ходьбе прямая в движении и согнутая на месте)

5

Становись!

Выравниваются на линию

Убирают промежутки в строю

3

Рапорт командира класса

Как подошёл, чёткость

 произношения рапорта

5

4

Вольно! Разойдись!

В 1 шеренгу становись!

По команде «Вольно1» ослаблена нога.

5

5

Равняйсь!

Смирно!

Синхронность выполнения

поворота головы

5

На 1-2 рассчитайсь!

Чёткость произношения,

поворот головы

6

Перестроение

в  2  шеренги

Синхронность выполнения

5

7

Повороты  на месте

Четкость  и синхронность выполнения

5

8

На 1-3 рассчитайсь!

Чёткость произношения,

поворот головы

5

9

Перестроение

в  3  шеренги

Синхронность выполнения

5

10

Направо сомкнись!

Налево разомкнись!

Направо сомкнись!

Синхронность выполнения

5

11

Прохождение с песней

 

Проговаривание слов,

движение в ногу

5

12

Прохождение с командой

«Смирно!»

Руки прижать, голову

не поворачивает только ближняя к жюри колонна.

Командир отдаёт честь, если на голове есть головной убор.

5

13

Остановка и поворот лицом к жюри

Синхронность остановки

и поворота

5

Отзыв на приветствие председателя жюри

Синхронность произношения

14

Дополнительные баллы

Внешний вид

Единообразие формы и элементы армейской атрибутики

5

15

Действие командира

четкость в произношении

5

всего

75

Приложение 6

Шпаргалка командиру класса

1-2 классы

действие

Команды командира

1

Выход команды

-Класс, прямо шагом марш!

-На месте стой!    Нале-во!                                                  

-Класс, равняйсь, смирно, по порядку рассчи-тайсь!

- Равнение на середину!

2

Рапорт командира

- Товарищ председатель жюри, команда ……… класса на смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества, в количестве … человек построена!  Докладывает командир …..

(1 шаг вправо , 2 шага вперёд, кругом)

3

Ответ на приветствие

Председатель жюри: Здравствуйте, участники смотра!

-Здравия желаем!

Председатель жюри:  Поздравляю Вас с Днем Защитника Отечества!

- Ура! Ура! Ура!

Председатель жюри:  Приступить к выполнению упражнений!

Командир: Есть!

4

Вольно! Разойдись!

В одну шеренгу становись!

Класс, вольно! Разойдись!

Класс, в одну шеренгу становись!

5

Расчет на 1-2 и перестроение в 2 шеренги

-Равняйсь! Смирно!

-На 1-2 рассчи-тайсь!

-В две шеренги стройсь!

-В одну шеренгу стройсь!

-В две шеренги стройсь!

6

Повороты на месте

-Напра-во! Нале-во! Нале-во! Кру-гом!

7

Прохождение с песней

Командир встает впереди класса

-С места с песней шагом  марш!

-Отставить песню!

8

Команда «Смирно!» в движении

-Смирно! Равнение на право!(под левую ногу –Раз-и-раз!)

-Вольно!(под левую ногу –Раз-и-раз!)

8

Действие командира

-Класс, на месте! Стой! Нале-во!

-Товарищ председатель жюри, класс выступление закончил! Командир класса ________________

9

Ответ на приветствие

Председатель жюри: Благодарю за выступление!

-Рады стараться!

-Свободны!

10

Действие командира

-Есть!

-Класс напра-во! Шагом марш!

3-11 классы

действие

Команды командира

1

Выход команды

-Класс, прямо шагом марш!

-На месте стой!    Нале-во!                                                  

-Класс, равняйсь, смирно, по порядку рассчи-тайсь!

- Равнение на середину!

2

Рапорт командира

- Товарищ председатель жюри, команда ……… класса на смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества, в количестве … человек построена!  Докладывает командир …..

(1 шаг вправо , 2 шага вперёд, кругом)

3

Ответ на приветствие

Председатель жюри: Здравствуйте, участники смотра!

-Здравия желаем!

Председатель жюри:  Поздравляю Вас с Днем Защитника Отечества!

- Ура! Ура! Ура!

Председатель жюри:  Приступить к выполнению упражнений!

Командир: Есть!

4

Вольно! Разойдись!

В одну шеренгу становись!

Класс, вольно! Разойдись!

Класс, в одну шеренгу становись!

5

Расчет на 1-2 и перестроение в 2 шеренги

-Равняйсь! Смирно!

-На 1-2 рассчи-тайсь!

-В две шеренги стройсь!

-В одну шеренгу стройсь!

-В две шеренги стройсь!

6

Повороты на месте

-Напра-во! Нале-во! Нале-во! Кру-гом!

7

Расчет на 1-3 и перестроение в 3 шеренги

-Вольно!

-Равняйсь! Смирно!

-На 1-3 рассчи-тайсь!

-В 3 шеренги стройсь!

-В одну шеренгу стройсь!

-В 3 шеренги стройсь!

8

Смыкание-размыкание

-Класс, направо сомкнись!

-Класс, налево разомкнись!

-Класс, направо сомкнись!

8

Прохождение с песней

Командир встает впереди класса

-С места с песней шагом  марш!

-Отставить песню!

9

Команда «Смирно!» в движении

-Смирно! Равнение на право!(под левую ногу –Раз-и-раз!)

-Вольно!(под левую ногу –Раз-и-раз!)

10

Действие командира

-Класс, на месте! Стой! Нале-во!

-Товарищ председатель жюри, класс выступление закончил! Командир класса ________________

11

Ответ на приветствие

Председатель жюри: Благодарю за выступление!

-Рады стараться!

-Свободны!

12

Действие командира

-Есть!

-Класс напра-во! Шагом марш!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса "Смотр строя и песни"

Положение о проведении конкурса "Смотр строя и песни" в объеме месячника оборонно-массовой и спортивной работы, посвященной Дню защитника Отечества...

смотр строя и песни

День защитника Отечества...

смотр строя и песни

в сценарии представлен сценарный план проведения смотра строя и песни для учащихся 6-7 классов...

Положение "Смотр строя и песни"

Положение о школьном конкурсе "Смотр строя и песни"...

положение о районном смотре строя и песни среди общеобразовательных школ

I Цели и задачи1.Целенаправленое формирование учащихся социальной активности и патриотизма, чувства гражданственности и верности своему отечеству, любви к Родине,готовности к её защите.2. Воспитание д...

Смотр строя и песни "Песни Победы"

Сценарий содержит материал для проведения смотра строя и песни для учащихся 7 - 8 классов, посвященного 75-ю победы в Великой Отечественной войне....

Конкурс смотра строя и песни в школе к 23 февраля. Сценарий проведения конкурса - смотра строя и песни, посвященного Дню Защитника Отечества

Конкурс проводится с обучающимися МБОУ Кара-Хольской СОШ им. К.С.Шойгу  на основании плана воспитательной работы школы в соответствии с планом проведения гражданско-патриотической работы, посвяще...