Факультатив "Функции помогают уравнениям" 10 класс
рабочая программа (10 класс)

Аксенова Алена Владимировна

Факультатив "Функции помогают уравнениям" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsii_pomogayum_uravneniyam.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

«Утверждаю»

Т.Н.Зырянова – директор,

«____»___________

_____________________

Рабочая программа элективного курса по математике

«Функции помогают уравнениям»

для 10 класса

Разработчик

Аксенова А.В.,

учитель математики,

первая квалификационная категория

Обсуждена и согласована на МО                               Принято на педсовете

Протокол №      от «___»_____                               Протокол №     от «____»___

Березовка

Пояснительная записка

В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения.

 Школьная программа по математике содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Практика показывает громадный разрыв между содержанием школьной программы по математике и теми требованиями, которые предъявляются абитуриентам, поступающим в средние и высшие учебные заведения.

Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся в 10-м классе общеобразовательных учреждений.

При разработке факультативного курса «Функции помогают уравнениям»  учитывалась программа по математике и примерная программа факультативного курса «Функции помогают уравнениям»  разработанный заслуженным учителем школы РФ Ю.В.Лепехиным.

Элективный курс рассчитан на 1 час в неделю по первому варианту  и рассчитан на 34 часа.

Цель и задачи элективного курса:

  • представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств математических функций при решении самых разнообразных задач.
  • расширить и систематизировать знания учащихся, подготовить их к более осмысленному пониманию теоретических сведений путем их практического применения;
  • научить применять аналитический метод в решении задач с параметрами;
  • научить приемам выполнения изображений на плоскости и  их использованию при решении алгебраических задач;
  • научить осуществлять выбор рационального способа решения и обосновывать сделанный выбор;
  • приобрести определенный опыт решения задач, связанных со знанием свойств функций;
  • приобрести опыт решения задач прикладного характера, осмысленно подойти к профориентационному выбору.
  • вооружить учащихся компетенциями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по выбранному направлению продолжения образования.

Формы работы на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере, проверочные и обучающие самостоятельные работы, обязательные, дополнительные и творческие домашние задания.

Формы контроля:

Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

Тематический контроль: тест.

Итоговый контроль: итоговый тест.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Виды деятельности

Кол-во

часов

Планируемые рез-ты

Дата

Введение – 3 часа

1

Способы задания функций

 Лекция учителя, тренировочные задания

1

Знать способы задания функций и уметь по графику определять вид функции

05.09

2

Область определения и множество значений функций.

Работа с доп литературой

1

Уметь различать эти понятия

12.09

3

Область определения и множество значений функций.

тест

1

Уметь по графику и функции находить О.О и О.З функции.

19.09

Область определения и область значений функции (6 часов).

4

Задачи на нахождение области определения и множества значений.

тренировочные задания

1

Уметь решать задачи на нахождение области определения и множества значений.

26.09

5

Задачи на нахождение области определения и множества значений.

Работа с графическим редактором

1

Уметь схематически строить в графическом редакторе функции по области определения и множеству значений

03.10

6

Задачи на нахождение области определения и множества значений.

карточки

1

Уметь самостоятельно применять полученные знания при выполнении заданий.

10.10

7

Наибольшее и наименьшее значение функции

лекция

1

Понимать различия в понятиях и уметь по графику определять наибольшее и наименьшее значение функции.

17.10

8

Наибольшее и наименьшее значение функции

Тренировочные задания

1

Уметь находить наибольшее и наименьшее значение функции аналитически

24.10

9

Наибольшее и наименьшее значение функции

Сам работа

1

Уметь самостоятельно применять полученные знания при выполнении заданий.

31.10

Свойства функций (6 часов).

10

Четные и нечетные функции

Доп. литература

1

Знать определения четной и нечетной функции,

14.11

11

Четные и нечетные функции

карточки

1

Уметь доказывать по определению четной и нечетной функции какая это функция

21.11

12

Периодические функции

лекция

1

Знать определение периодических функций

28.11

13

Периодические функции

Тренировочные задания

1

Уметь определять период

05.12

14

Свойство монотонности функций

Тренировочные задания

1

Знать определение монотонности функций

12.12

15

Свойство монотонности функций

тест

1

Уметь аналитически определять монотонность функций и по графику

19.12

Использование свойств функций при решении уравнений (19 часов).

16

Использование области определения функций при решении уравнений

лекция

1

Знать  способы использования области определения функций при решении уравнений

26.12

17

Использование области определения функций при решении уравнений

Тренировочные задания

1

Уметь применять способы использования области определения функций при решении уравнений

16.01

18

Использование области определения функций при решении уравнений

Сам работа

1

Уметь  самостоятельно применять способы использования области определения функций при решении уравнений

23.01

19

Использование множества значений функций при решении уравнений

лекция

1

Знать  способы использования множества значений функций при решении уравнений

30.01

20

Использование множества значений функций при решении уравнений

Тренировочные задания

1

Уметь применять способы использования множества значений функций при решении уравнений

06.02

21

Применение различных свойств функций к решению уравнений

Тренировочные задания

1

Уметь применять способы использования множества значений функций при решении уравнений

13.02

22

Применение различных свойств функций к решению уравнений

Сам работа

1

Уметь  самостоятельно применять способы использования множества значений функций при решении уравнений

20.02

23

Метод оценок при решении уравнений

лекция

1

Знать метод оценок при решении уравнений

27.02

24

Метод оценок при решении уравнений

Тренировочные задания

1

Уметь применять метод оценок при решении уравнений

06.03

25

Метод оценок при решении уравнений

Сам работа

1

Уметь  самостоятельно применять метод оценок при решении уравнений

13.03

26

Применение стандартных неравенств при решении уравнений

лекция

1

Знать о способах применения стандартных неравенств при решении уравнений

20.03

27

Применение свойств функций к решению неравенств

Тренировочные задания

1

Уметь использовать способы применения стандартных неравенств при решении уравнений

03.04

28

Применение свойств функций к решению неравенств

Сам работа

1

Уметь самостоятельно использовать способы применения стандартных неравенств при решении уравнений

10.04

29

Тестовые задания по теме «Функции  и их свойства»

тест

1

Уметь выполнять тест по изученному материалу

17.04

30

Тестовые задания по теме «Функции  и их свойства»

тест

1

Уметь выполнять тест по изученному материалу

24.04

31

Тестовые задания по теме «Функции  и их свойства»

Те же тесты

1

Анализ работ

08.05

32

Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»

Доп литература

презентация

1

Уметь выполнять нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»

15.05

33

Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»

презентация

1

Уметь выполнять нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»

22.05

34

Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»

Итоговый тест

1

выводы

29.05

Содержание программы учебного курса

 Введение (3 часа).

Способы задания функций. Примеры использования разных способов задания функций в различных областях жизни и науки.

 Область определения и область значений функции (6 часов).

Область определения и множество значений функций. Задачи на нахождение  области определения и области значений функций. Наибольшее и наименьшее значение функции.

 Свойства функций (6 часов).

Четные и нечетные функции. Периодические функции. Свойство монотонности функций.

Использование свойств функций при решении уравнений (19 часов).

Использование области определения при решении уравнений. Использование множества значений  при решении уравнений. Использование различных свойств функций  при решении уравнений. Применение стандартных неравенств при решении уравнений. Применение свойств функций  к решению неравенств. Тестовые задания по теме «Функции и их свойства». Нестандартные задачи по теме «Функции помогают уравнениям».Решение задач прикладного содержания.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

готовность и способность к образованию и самообразованию  на протяжении  всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

осознанный выбор будущей  профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

владение навыками  познавательной,  учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками  разрешения проблем; способность  и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения  различных сторон окружающей действительности;

расширение и систематизация знаний учащихся, которые позволяют осмысленно понимать теоретический материал, решать практические задачи из разных предметных областей.

Предметные результаты:

овладение системой знаний о свойствах функций, позволяющей применять их в различных предметных областях;

овладение нестандартными способами решения уравнений и неравенств;

овладение навыками описания процессов с помощью математических моделей – уравнений или неравенств;

владение терминологией, описывающей функциональные зависимости

Литература

Основная литература:

Математика. 10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс/авт.-сост. Ю.В. Лепехин.- Волгоград:Учитель,2009.

Ткачук В.В. Математика – абитуриенту-М.: МЦНМО, 2009.

Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.

Дополнительная литература:

Четвериков А. «Задачи с параметрами»-газета «Математика»№13 2007.

Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001.

Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.

Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»-СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок французского языка в 3 классе по теме "Дети помогают по дому" с презентацией

Урок французского языка  в 3 классе с использованием ИТК, игровой технологии...

"Помогая нашим мамам" урок в 4 классе по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English"

Цели урока:Развивающая цель- развитие готовности к коммуникации.Воспитательная цель- воспитание уважительного отношения к мамам;воспитание ответственного отношения к выполнению домашних обязанностей.П...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Комплект дидактического материала "Помоги котенку" тема "Рождество" для учащихся 2-5 классов.

Комплект дидактического материала «Помоги котенку»( английский язык)На уроке я создаю игровую форму при помощи игровых заданий «Помоги котенку», которые выступают как сре...

Комплект дидактического материала "Помоги котенку" тема "Буквы и звуки английского алфавита и цвета" для учащихся 2 классов.

Комплект дидактического материала «Помоги котенку»( английский язык)На уроке я создаю игровую форму при помощи игровых заданий «Помоги котенку», которые выступают как средство ...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка (§ 37). Урок-игра «Помоги Пешке стать Королевой»

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цели урока: 1) дать представление о словообразовательной паре и...

Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!»

Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!» 3 класс. 7 октября 2022 г....