Тематический план занятия "Введение в туризм"
учебно-методический материал

Харизова Юлия Олеговна

Тема учебного занятия: «Введение в туризм».

Тип учебного занятия – комбинированное занятие.

Цель: познакомить учащихся с основными направлениями деятельности кружка «Пешеходный туризм»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_zanyatiya.docx476.16 КБ
Файл Презентация к занятию1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Республиканский этап Всероссийского конкурса учебных и  методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ  

ПО ПРЕДМЕТУ «ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ»

(номинация: Учебное  пособие)

 

ХАРИЗОВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБУДО СДЮТиЭ СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ

Казань – 2019

Тема учебного занятия: «Введение в туризм».

Тип учебного занятия – комбинированное занятие.

Цель: познакомить учащихся с основными направлениями деятельности кружка «Пешеходный туризм»

Задачи:

образовательные

  • формирование теоретических знаний о видах туризма, их особенностях;
  • ознакомление детей с туристическими узлами;
  • ознакомление с групповым и личным туристическим снаряжением.
  • обучение детей чтению и игре по специальной аббревиатуре;

развивающие

  • освоение навыка вязания узлов;
  • развитие чувства коллективизма;

 

воспитательные

  • воспитание любви к туризму и здоровому образу жизни.

 

Методы обучения – объяснение, демонстрация примеров, обучение вязанию прямого узла и выбору снаряжения для летнего похода.

Оборудование и материалы: инвентарь, используемые материалы – ноутбук, проектор, доска, репшнур, карточки со снаряжением.

Тип занятия: сообщение новой темы.

Формы организации занятия: индивидуальная, фронтальная, работа по группам

Методы и приемы:

наглядные:  показ способов действия, схемы, карточки;

словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, поощрения, практические приемы;

практические: самостоятельное вязание узлов, выбор снаряжения.

Словарная работа: активизировать в речи детей термины – туризм, бивак, названия предметов туристического снаряжения.

Предварительная работа: подбор слайдов, схем вязания узлов, составление карточек и кроссворда, подбор загадок и текста песни.

Примерное содержание учебного занятия

Этап занятия.

Содержание этапа занятия.

Действия воспитанников.

Время.

1.

Вводная часть.

5 мин.

Сообщение темы и плана занятия (постановка задач).

Виды туризма.

Учащиеся отвечают на вопрсы.

5 мин.

2.

Основная часть.

35 мин.

Знакомство с новым материалом

Бивак. Виды костров.

5 мин.

Узлы.

Учащиеся вяжут узлы. Изучают прямой узел.

5 мин.

Туристическое снаряжение.

4 мин.

Учащиеся разбиваются на 2 команды, обсуждают задание и отмечают нужное снаряжение на карточках.

3 мин.

Практическое задание.

Выбор снаряжения для однодневного и многодневного похода.

Учащиеся рассказывают какое снаряжение выбрали и почему.

15 мин.

Учащиеся с педагогом поют песню «Алые паруса»

3 мин.

3.

Подведение итогов.

5 мин.

Обобщение

материала занятия.

Учащиеся перечисляют то, что запомнили на уроке.

5 мин.

Ход занятия:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Олеговна. Я педагог объединения «Пешеходный туризм». Сегодня мы с вами узнаем что же такое туризм, каким он бывает и соберем снаряжение в поход.

Как вы думаете: туризм – это спорт? Отдых? Здоровье? Общение? Способ познания окружающей среды?

Вот видите как много значений у такого маленького слова!

А кто такие туристы? Основой туризма являются походы и путешествия. Значит, туристы – это путешественники. Первым путешественником-туристом был греческий ученый Геродот.                

    

Он первым описал свои путешествия в многочисленных книгах. На рисунке изображена карта мира по Геродоту (450 г. до н.э.). А Всемирный день туризма отмечается 27 сентября 1979 года.

А как вы думаете: на чем передвигаются туристы? Правильно! Молодцы!

Вот мы с вами и подошли к видам туризма. Туризм бывает горный. Как вы думаете, в чем его особенность? Молодцы! Здесь люди покоряют скалы и вершины. Противоположность ему - спелеотуризм. Спелеологи спускаются по веревкам в глубокие пещеры, залезают в самые узкие и тесные ходы, чтобы узнать что их ждет на другой стороне.

            

А на чем передвигаются туристы-водники? Правильно! Они сплавляются на катамаранах, рафтах, каяках и ходят под парусом.

    

Еще туризм бывает: конный, лыжный, вело-  и мототуризм.

   

А еще туризм бывает транспортный. К нему относится автомобильный, автобусный, железнодорожный, авиатуризм. И самый экзотический вид – космический туризм.

А самый распространенный и доступный вид туризма – пешеходный. Здесь люди проходят большие и не очень расстояния пешком, преодолевают препятствия (например, переправляются через реки и болота).

                 

Обычно, если поход планируется с ночевкой, засветло группа туристов разбивает походный лагерь. Еще он называется «туристским биваком». Бивак – это лагерь, организованный для отдыха и ночлега в естественной природе. В разном виде спортивного туризма свои особенности бивака. 

Бивачное снаряжение - это специальное оборудование (палатки, коврики, спальные мешки, оборудование для приготовления пищи и др.) которое люди несут с собой.

В пешем туризме для организации бивака используются в основном палатки, коврики, оборудование для приготовления пищи.

При организации туристского бивака, как правило, организуется костёр для приготовления пищи, обогрева. Поэтому в бивачное снаряжение входят: пила, топор, приспособления для подвески на огонь кастрюль, котлов, предназначенных для приготовления пищи.

На слайде представлены различные виды костров. 

Для преодоления препятствий в походе используются туристические узлы. Ребята, что же такое узлы и где мы с ними встречаемся в повседневной жизни? (Завязываем шнурки на ботинках, галстук, бечевку при упаковке торта в магазине, завязываем банты на подарках).

А еще узлы могут спасти нам жизнь. В туризме они используются при спуске и подъеме в гору, при преодолении оврагов и рек. Узлы – это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, нитей, способы образования петель и привязывания веревок к опорам и различным предметам. Обратите внимание на слайд, здесь представлены различные виды узлов.

На самом деле их намного больше. Все эти узлы мы учимся вязать на наших занятиях. Сейчас я раздам вам веревочки, и вы попробуете завязать один узел, который знаете. Замечательно! Все вы умеете завязывать шнурки, но не все из вас делают это правильно. Сейчас я покажу вам как сделать так, чтобы ваши шнурки не развязывались когда не нужно. Этот узел называется «простой». Сейчас я повернусь к вам спиной, чтобы вам было понятнее, и мы попробуем его завязать. Если у кого-то он сразу не получится, не расстраивайтесь! Нужно всего лишь немного потренироваться. Вы все большие молоды! А сейчас посмотрите на картинку.

Как вы думаете: какие из этих узлов затянутся, если потянуть за концы, а какие нет.

Обязательной частью нашей программы являются походы. преодоление туристического маршрута пешком или с использованием различных средств передвижения. Основными видами похода по продолжительности являются однодневный и многодневный поход. Как вы думаете – чем они отличаются друг от друга?

Итак, однодневный поход - это выход на природу с целью отдохнуть и оздоровиться или посетить какую-либо достопримечательность, находящуюся в ближайшем районе. Конечной целью похода можно выбрать культурную или природную достопримечательность ближайшего района. Это может быть памятник архитектуры, место известных исторических событий, музей-усадьба или просто красивое озеро.

Многодневные походы - это поход от двух дней и больше. Если во время однодневного похода не обязательно организовывать бивак, то здесь разбивается лагерь на ночлег и дневки и организуется горячее питание. Они могут быть разные. Например, походы с целью отдыха или спортивные - с целью выполнения нормативов по спортивному туризму, получения спортивных категорий.

А теперь давайте разберемся, что же такое туристическое снаряжение и для чего оно нужно.

Туристское снаряжение - предметы и материалы для передвижения и организации быта в походных условиях.

К нему относятся: 

- экипировка туристов: предметы одежды и обуви, головные уборы и иные «носимые» на себе туристом специальные предметы, защищающие от неблагоприятных факторов внешней среды («штормовой» костюм, каска, бахилы, солнцезащитные очки и т. д.);

   

- средства передвижения и транспортировки грузов: лыжи, гребные суда, велосипеды; 

- бивачное снаряжение: все снаряжение необходимое для организации ночлега и питания группы в полевых условиях (палатки, спальники, кухонные принадлежности, костровое снаряжение, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) и пр.);

- специальное снаряжение: снаряжение, необходимое для обеспечения безопасности туристов и для эффективного ориентирования на маршруте (верёвки, ледорубы, спасательные жилеты, карты, компасы и т. п.); 

Также, снаряжение делится на личное и групповое. Личное снаряжение – это то, что каждый турист несет в своем рюкзаке (спальник, посуду, предметы личной гигиены, сменную одежду и обувь и т.д.). К групповому снаряжению относятся предметы, которыми будет пользоваться вся группа (ремонтный набор, котел, топор, пила, аптечка, палатки).

Перед вами на слайде картинки с различным снаряжением (Приложение 1). Эта половина группы – одна команда, эта половина - вторая. Каждая команда должна выбрать руководителя. Одна команда будет собирать личное снаряжение в поход, вторая – групповое снаряжение. Я даю каждой группе такую же картинку, как на слайде. Посмотрите внимательно на находящиеся на ней предметы. Вам необходимо выбрать 10 предметов, необходимых вашей команде. Даю вам 2 минут на то, чтобы обсудить что вам из представленного необходимо. Отмечайте предметы прямо на этих листках. По прошествии двух минут руководителям групп нужно будет выйти к доске, перечислить выбранные предметы и в двух словах объяснить свой выбор.

Ну что, давайте обсудим то, что вы выбрали».

Выходят по очереди два капитана команд, озвучивают список предметов и мы обсуждаем выбор.

«Вы все молодцы! Кто где-то ошибся, не расстраивайтесь. Теперь то вы точно будете знать что относится к личному снаряжению, а что – к групповому.

Сейчас мы с вами вместе разгадаем небольшой кроссворд (Приложение 2). В центре этого кроссворда мы видим слово «туризм». Я буду зачитывать вам загадки, а вы хором отвечайте.

Вот первая загадка:

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко.

Что Это?... Палатка!

Вторая загадка:

Моя походная подружка - с крепким теплым чаем /(кружка)!

Третья загадка.

Ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно - На одном листе бумажном....

Как вы думаете, что это? Конечно же, карта!

Четвертая загадка.

Дома ты оставь одеяло, простыню и пододеяльник

А в походе пригодится теплый и уютный (спальник)!

Пятая загадка.

Ты идёшь с друзьями в лес,

А он на плечи тебе влез.

Сам идти не хочет,

Он тяжёлый очень.

И последняя загадка!

В кармане моём замечательный друг:

Он знает, где север, И знает, где юг.

Вот мы и разгадали с вами весь кроссворд! Вы все хорошо постарались!

А теперь давайте представим, что сегодня прошел первый день нашего многодневного похода и мы сидим на биваке у костра и поем песню. Называется она «Алые паруса». Это песня-повторялка. Я буду запевать строчку, а вам нужно будет повторить ее за мной. Для удобства я выведу текст песни на экран (Приложение 3). Можете подглядывать туда.

Наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня для себя узнали?».

Учащиеся перечисляют то, что узнали на уроке.

«Всем спасибо! Вы все сегодня молодцы!».


Приложение 1

Аптечка

Бутерброд

Фонарик

Карта

Ремонтный набор

Рюкзак

Влажные салфетки

КЛМН

Пила

«Сидушка»

Коврик

Спальный мешок

Котелок

Компас

Блокнот

Смена белья

Перчатки

Мусорные мешки

Консервы

Палатка

Лопата

Головной убор

Веревка

Нож

Носки

Мяч

Солнцезащитные очки

Спички

Средства личной гигиены

Дождевик

Зажигалка

Термос

Топор

Ветровка

Тренога для костра

Приложение 2

4

с

1

п

п

а

5

а

2

3

л

р

6

л

к

к

ь

ю

к

а

р

а

н

к

о

т

у

р

и

з

м

к

ж

т

к

а

п

а

к

а

к

а

а

с


Приложение 3

АЛЫЕ ПАРУСА

У берега моря,
Где бушуют бураны,
Жила там девчонка
С именем странным.
И часто бывало:
Она на просторе
В мечтах уплывала
За синее море....

А где-то за морем,
За синей чертою
Жил парень отважный

С открытой душою.

Мечтал он о море,
О подвигах славных,
В мечтах уплывал он
В дальние страны.

И вечером поздним,
Когда всё уснуло,
На небе зажглись

Миллионы огней.
На свете свершилось
Великое чудо:
Тот парень приехал

К девчонке своей.

Используемая литература.

  1. Замалетдинов И. В. Грамматика туристского узла. Методические рекомендации по обучению вязанию узлов.. – Казань, МБОУ ДОД «ДДиЮТиЭ «Простор», 2017. – 52 с.
  2. Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе: Учебно-методическое пособие/ Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – М., 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в туризм Педагог I квалификационной категории Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Советского района г. Казани

Слайд 2

Геродот (ок. 485-425 до н. э.) Собранные им географические и исторические сведения легли в основу полномасштабного 9-томного научного трактата, названного «История». Карта мира по Геродоту (450 г. до н.э.)

Слайд 3

Горный туризм

Слайд 4

Спелеотуризм

Слайд 5

Водный туризм

Слайд 6

Конный, лыжный, вело , мото

Слайд 7

Транспортный туризм

Слайд 8

Пешеходный туризм

Слайд 9

Бивак

Слайд 10

Виды костров

Слайд 11

Туристические узлы

Слайд 13

Простой узел

Слайд 14

Мысленно потяните за концы, какие-то узлы завяжутся, а какие развяжутся? 1 5 3 4 2 6

Слайд 15

Туристский поход Групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с передвижением по туристскому маршруту. Организуется в спортивных, познавательных целях и с целью отдыха. Спектр походов весьма широк: от неспешной прогулки в лесу до спуска по порогам. Поход с исследовательскими целями часто называют туристской экспедицией .

Слайд 16

Однодневный поход Это поход без ночевки. Горячее питание обычно заменяется на перекус. К однодневным походам можно отнести пешую туристическую прогулку, краеведческий поход-экскурсию, экологический поход для ознакомления с красотой природы в ближайшей зеленой зоне. Для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводят спортивно-оздоровительный поход.

Слайд 17

Многодневный поход Это поход продолжительностью от двух дней и больше. Особенность этого похода в том, что в течение дня делаются стоянки, организуется трехразовое горячее питание, а до наступления темноты разбивается лагерь на ночлег. Могут быть спортивные или с целью отдыха.

Слайд 18

Туристическое снаряжение Туристское снаряжение — предметы и материалы для передвижения и организации быта в походных условиях. К нему относятся: экипировка туристов; средства передвижения и транспортировки грузов; бивачное снаряжение; специальное снаряжение.

Слайд 19

Экипировка

Слайд 20

Средства передвижения

Слайд 21

Бивачное снаряжение

Слайд 22

Специальное снаряжение

Слайд 23

Картинка

Слайд 24

Кроссворд 4 1 5 2 3 6 т у р и з м

Слайд 25

4 1 п 5 а 2 3 6 л а т у р и з м к а

Слайд 26

4 1 п 5 а 2 3 6 л к а р т у р и з м к ж а к а

Слайд 27

4 1 п 5 а 2 3 6 л к к а р а т у р и з м к ж т а к а а

Слайд 28

4 с 1 п п а 5 а 2 3 л 6 л к к ь а р а н т у р и з м к ж т к а к а а

Слайд 29

4 с 1 п п а 5 а 2 3 л р 6 л к к ь ю а р а н к т у р и з м к ж т к а а к а к а

Слайд 30

4 с 1 п п а 5 а 2 3 л р 6 л к к ь ю к а р а н к о т у р и з м к ж т к а п а к а к а а с

Слайд 31

«Алые паруса» У берега моря, Где бушуют бураны, Жила там девчонка С именем странным. И часто бывало: Она на просторе В мечтах уплывала За синее море.... А где-то за морем, За синей чертою Жил парень отважный С открытой душою. Мечтал он о море, О подвигах славных, В мечтах уплывал он В дальние страны. И вечером поздним, Когда всё уснуло, На небе зажглись Миллионы огней. На свете свершилось Великое чудо: Тот парень приехал К девчонке своей.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематические планы для 2,5,9.классов.

Очень долго приходиться разбираться в тематических.Надеюсь кому нибудб поможет....

Календарно-тематический план 5 класс

План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...

Тематическое планирование 4 класс.- туризм

Планирование учебного материала для 4 класса с включением в вариативную часть уроков  по туристским навыкам....

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине Право по специальности 43.02.10 Туризм (2 курс)

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине Право по специальности 43.02.10 Туризм (2 курс)...

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...

Календарно-тематический план ОП 03 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации 2 курс спец. Туризм

Календарно-тематический план ОП 03 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации 2 курс спец. Туризм...