Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»
методическая разработка

Городецкая Лидия Петровна

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом  в произведении П.И.Чайковского  «Старинная французская песня»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodetskaya_l.p._statya_noyabr_2018_g.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Симферопольская детская школа искусств»

Методический доклад

на тему:

«Работа над художественным образом

в произведении П.И. Чайковского

«Старинная французская песня»

Выполнила:

Преподаватель

Городецкая Л.П.

Симферополь, 2018


Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

  1. Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песенка»………………………………………………5
  2. Методический анализ работы над пьесой «Детского альбома» П.И.Чайковского «Старинная французская песня». ………………………….. 6

2.1. Обобщение опыта работы с учениками по развитию музыкального мышления «Старинная французская песня»……………………………………6

2.1.1. Первый этап. Показ пьесы педагогом……………………………….6

2.1.2. Второй этап. Разбор пьесы каждой рукой отдельно. ………………7

2.1.3. Третий этап. Решение исполнительских задач…………………….. 9

2.1.4. Четвёртый этап. Подготовка к концертному выступлению……….10

Заключение………………………………………………………………… 11

IV. Список литературы……………………………………………………. 11


Введение.

«Детский альбом» П.И.Чайковского – одна из ярких страниц «Золотого фонда» педагогического репертуара. Написанный для детей и о детях: их радостях, горестях, играх и увлечениях, он органичен детскому мироощущению. Мир детства наполнен чудесами и открытиями маленького человека, познающего все в жизни впервые. Очень важно, чтобы одним из таких открытий стал мир музыки. Задача педагога быть чутким проводником, готовым вместе с ребёнком открывать законы музыки, восхищаться её красотой.

Яркость, доступность образов «Детского альбома» П.И.Чайковского (танцы, песни, сцены из детской жизни) дают возможность педагогу от понимания образа вести ребенка к осмыслению художественных и технических средств, которыми  достигается его воплощение в звуках. Задача педагога не «объяснять», а подводить ученика к собственным выводам. То, что ребёнок почувствовал, осмыслил сам, он не забудет, не потеряет, а воплотит в своей «трактовке» данной пьесы. Органичность – ценное качество исполнения. Акценты в работе, начиная с разбора и заканчивая концертным выступлением, должны быть расставлены таким образом, чтобы в сознании ученика укрепилась мысль о том, что и технические задачи, и особенности языка пьесы направлены на наиболее полное раскрытие образа, который как бы «расшифровывается» в процессе изучения. Учитель и ученик становятся соучастниками творческого поиска, где старший не навязывает своего видения образа, а лишь направляет младшего, поощряя его попытки мыслить самостоятельно.

Развитие музыкального мышления – самая главная, большая цель, которая должна ставиться педагогом в работе с учеником. В ходе методического анализа работы над пьесами «Детского альбома» П.И.Чайковского: «Старинная французская песенка» я попыталась обобщить опыт своей работы с учениками по развитию музыкального мышления. Пьесы, взятые мной для анализа, выстроены в динамике, как возрастной, так и усложняющей навыки, приобретаемые учеником в ходе обучения. В этой работе я хочу поделиться методами, которые я использую в работе, с задачами, которые ставлю перед собой и учеником.


1. Работа над художественным образом в произведении

П.И. Чайковского «Старинная французская песенка»

Эта пьеса входит в цикл под названием «Детский альбом» (мелодия этой пьесы используется композитором также в опере «Орлеанская дева»).

Основная тональность пьесы-соль минор. Написана она в трехчастной форме. Первая часть (1-17 такты) и третья, целиком повторяющая первую,-плавные, напевные по характеру. Средняя часть (18-25 такты) несколько отличается от крайних и характером и фактурой. Здесь появляется новый музыкальный материал.

Основная мелодия пьесы поручена правой руке, поэтому партия должна звучать особенно певуче, мягко и глубоко. В первой части (а значит, и в третьей) музыкальная ткань полифонична. Помимо мелодии, порученной правой руке, в партии левой руки звучат одновременно два голоса: средний голос, являющийся противосложением мелодии, и бас, состоящий из выдержанного звука соль раньше времени. Средний голос в левой руке, как и верхний голос в правой, должен играться легато. Не забывайте при этом о правильном звуковом соотношении голосов. Бережно выявляя и тщательно прослушивая басовый и средний голоса, следите за тем, чтобы основная мелодия пьесы, которую ведет верхний голос, звучала ярче основных двух- среднего и басового.

Наиболее сложной для исполнения является средняя часть из-за разнородных приемов игры в обеих руках: легато - в правой, стаккато – в левой. Эту часть следует учить и отдельно каждой рукой, и вместе. Партию левой руки полезно поучить приемом легато, что поможет обеспечить более точное попадание пальцев на нужные клавиши при игре стаккато. Не забудьте особенно тщательно выучить в этой части аппликатуру.

Добившись свободного исполнения партии каждой руки, перейдите к игре двумя руками. На этом этапе разучивания надо особенно внимательно следить за правильностью сочетания различных приемов в обеих руках.

Нарастание напряжения в музыке, постепенное усиление звучности приводит к кульминации пьесы (такты 20-25). Естественно , кульминация, как наивысшая точка музыкально развития. Постарайтесь при этом не нарушить напевного характера мелодии. Добиться этого поможет ощущение глубокого погружения в клавиатуру пальцев, служащих опорой покоящейся на них руке. Положение кисти - сравнительно низкое.

Проследите за точным исполнением лиг, которые следует начинать всякий раз новым движением. Помните, однако, что из сравнительно коротких отрезков музыкальной мысли, обозначенных лигами, составляются большие музыкальные фразы.

В тактах 8, 16, 32 внимательно просчитайте шестнадцатую соль. Чтобы представить точную меру длительности этого звука, разбив их на шестнадцатые, то есть так, чтобы каждая четверть включала 4 биения (раз- и- два- и). Взять звук соль надо, следовательно, на последнее «и».

  1. Методический анализ работы над пьесой «Детского альбома» П.И.Чайковского «Старинная французская песня».

2.1. Обобщение опыта работы с учениками по развитию музыкального мышления «Старинная французская песня»

2.1.1.Первый этап. Показ пьесы педагогом.

От выразительности исполнения педагогом пьесы зависит, в какой мере музыка заинтересует ребёнка, даст импульс к дальнейшей активной работе. На этом этапе выясняется характер произведения, особенности языка, формы. Анализ лучше проводить в виде наводящих вопросов и ответов, найденных учеником совместно с педагогом. Такая форма анализа активизирует мышление ребёнка, включает его в «поиск», заставляет делать самостоятельные выводы. Вопросы преподавателя ведут ученика от общих  выводов к частным. Конспективно подобную беседу можно представить так:

  1. Вопрос: Подумай о характере, услышанной музыки. Каков он? Вывод:  Музыка грустная (минор).
  2. Вопрос: Определи и сыграй тональность, в которой написана пьеса.

Вывод:  Соль минор (полезно построить на инструменте аккорды T-S-D).

3. Вопрос: Изменяется ли характер музыки на протяжении пьесы?
Вывод:  В пьесе три части. I и III часть - грустное повествование, II часть –   драматическое событие. Характер второй части – взволнованный.

Герой заново переживает воспоминания прошлого. Кульминация всей пьесы - такты 21-23.

Далее анализ формы и особенностей языка музыкального произведения целесообразно продолжить после самостоятельного разбора учеником пьесы (по частям). После знакомства с музыкой, разговор о средствах выразительности станет не голословным, а более доступным для дальнейшего осмысления. Ещё раз хочу подчеркнуть, что и в дальнейшем анализ идет, как «поиск ответов». Педагог должен избегать прямых объяснений, продолжая направлять мысль ученика.

  1. Второй этап. Разбор пьесы каждой рукой отдельно.

Игра партий левой и правой руки в «ансамбле» с педагогом. Игра двумя руками с заучиванием наизусть (работа по частям).

Практика показала, что нецелесообразно разбирать всю пьесу сразу. Лучше это делать частями, так как ребёнку легче охватить небольшой объём текста, объединённый единством средств выразительности. Работа при этом идёт интенсивнее.

I и III часть. Преподаватель обращает внимание ученика на то, что III часть является укороченной, недословной репризой I части, и ведёт далее работу над частями одновременно, выявляя сходства – различия. Сразу ставится цель – осмысление интонации, фразировки, строения частей, что помогает избежать механического заучивания.

Подробно разбираются особенности интонационного строя: затактовое начало мотива ("тихий вздох”), плавное движение восьмых длительностей к длинной (четвертная с точкой) "стонущей” интонационной вершине. Троекратное окончание мотивов на V ступени – передаёт безысходность, щемящую душевную боль. Думаю, что после такого анализа, ребёнок не станет бездумно «бросать» этот, столь важный для создания образа, звук, а обязательно его дослушает и прочувствует. Целесообразно подчеркнуть интонационную вершину педалью, что поможет точно выдержать длительность (четвертная с точкой), дослушать конец мотива.
    После проигрывания и анализа партии правой руки (мелодии), педагог предлагает ученику сыграть с ним в "ансамбле”, взяв на себя партию левой руки. Это позволяет сразу услышать музыку "целиком”, ускоряет дальнейшие этапы работы.

Когда ученик играет партию левой руки, обращается внимание на полифоническое изложение. Ребёнку, поющему в хоре, предлагается подумать о том, кто же «поёт» в этом «трио». Исходя из тембровой окраски, персонифицируются голоса. Бас, почти полностью выдержанный на тонике, – сдержанный, мудрый старик. Тенор, с ласкающей интонацией (III ступень), –  женщина (меццо-сопрано). И уже проанализированное сопрано, с затактовым «вздохом» и «щемящим» секундовым окончанием мотива, - ребенок-сирота.  

Полезно узнать ученику, что тема песенки была использована Чайковским в опере "Орлеанская дева” (хор менестрелей – уличных музыкантов из второго действия).

Так постепенно выстраивается образ пьесы. Бродячие музыканты отдыхают. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его слушают женщина и старик, которые сочувствуют ребёнку, размышляют о его судьбе.

Работая над партией левой руки, полезно разделить бас и тенор между руками. Это позволяет лучше прослушать голоса, избежать общей ошибки -  недослушанный или «упущенный» бас. Затем педагог подключается к исполнению с партией сопрано. Ученик, поющий в хоре, лучше представляет тембровую окраску голосов, прослушивает голосоведение.

Кода ученик добился осмысленного и свободного исполнения партий правой и левой руки, можно переходить к игре двумя руками. Причём, сложившиеся при игре в «ансамбле» слуховые представления, помогают ускорить и процесс заучивания наизусть. Таким образом, освоение материала идет параллельно с заучиванием наизусть, что делает работу интенсивнее.

II часть. Целесообразно начать работу над второй частью на следующем уроке, разделив освоение и осмысление частей временной дистанцией и проверив, что предыдущий материал (I и III часть) учеником усвоен хорошо.  Я убеждена, что ограничение объёма частью формы, даёт выигрыш в интенсивности обучения. Вероятно, это связано с особенностями детского восприятия.

Анализ второй части начинается с поиска ответа на вопрос: Какими средствами добивается композитор изменения характера музыки? Почему нам здесь слышится воспоминание о «драматическом событии»?
Выводы: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменило короткое стаккато («прерывистое дыхание»). Мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. В первой части, поступенное движение мелодии вверх, опевание V ступени передают спокойное течение рассказа. Во второй части, мелодия приходит к кульминации (такты 21-23) только после "волевого” квартового скачка II-V ступени и "подъёма” на VI ступень ("из последних сил”). Волевое начало этого "подъёма”, затруднённое движение, преодолевающее "остановки и препятствия” (четвертные, четвертные с точкой), сменяются "усталым” поступенным спуском   (VII-II ступень). Вторая часть заканчивается на доминанте. Перед кульминацией уместно небольшое замедление и цезура, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала реприза.

  1. Третий этап. Решение исполнительских задач.

В процессе игры, на любом уровне сложности, перед учеником ставится главная исполнительская задача – добиться "певучего” легато, ведь он исполняет пьесу с названием "песенка”. Практика показала, что учащиеся хорового отделения, зачастую, справляются с этим лучше, чему способствует внутреннее пропевание, ощущение протяжённости каждого звука. В последних трёх тактах пьесы, необходимо позаботиться о качестве легато при соединении аккордов, не только с помощью запаздывающей педали, но и пальцев.

Кроме того, представляет трудность аккомпанемент второй части. Стаккато ("виолончельное пиццикато”) исполняется легким, объединяющим движением руки, цепкими кончиками пальцев ("щипком”).

Педализация пьесы разнообразна: первая часть – интонационная педаль; вторая часть – ритмическая на первую долю; конец третей части – запаздывающая гармоническая.

  1. Четвёртый этап. Подготовка к концертному выступлению.

Готовясь к концертному выступлению, необходимо избавиться от излишнего "логического груза” начального этапа работы, переключив внимание ученика на целостный охват формы, с её внутренней динамикой развития. Главная задача – эмоциональное восприятие образа. За одну – две недели до выступления, педагог должен ограничить себя в желании «оттачивать детали», жертвуя частным ради общего. Образ должен «отстояться» в сознании ученика, вызвать эмоциональный отклик, его индивидуальное восприятие, без чего исполнение теряет органичность. Преподаватель обязан бережно относиться к любым проявлениям личности в игре юного музыканта.


Заключение.

Анализ, приведённых здесь, пьес ещё раз доказывает, что высокие художественные достоинства музыки «Детского альбома» П.И.Чайковского дают широкие возможности в постижении искусства владения инструментом. Ребёнок приобретает множество навыков: это и певучее легато, и разнообразное по звукоизвлечению стаккато; это навык танцевального аккомпанемента и полифонии; это и разнообразная по задачам педализация. Черты симфонического мышления Чайковского проявляются в пьесах «Детского альбома» в штриховом разнообразии, в богатстве тембровой палитры, что расширяет музыкальные представления ученика, делает его игру многомерной.
    Каждому педагогу хочется сделать работу ученика творческой, избежать схоластического заучивания, воспитать в нём думающего и чувствующего музыканта, и «Детский альбом» П.И.Чайковского даёт в этом неисчерпаемые возможности.

«Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением артистической души».

П.И.Чайковский.

Список литературы

  1. С.Айзенштадт "Детский альбом П.И.Чайковского” М.:”Классика –XXI” 2006.
  2.  Н.Г.Гильченко "Слушаем музыку вместе” – СПб: ”Композитор”, 2006.(тема "Музыка и детство”).
  3. З.Е.Осовицкая, А.С.Казаринова "Музыкальная литература” Первый год  обучения. Учебник для ДМШ. - М.: ”Музыка”, 2004.(раздел Музыкальные формы. "П.И.Чайковский Детский альбом”).
  4. Н.М.Владыкина – Бачинская "П.И.Чайковский” – М.: "Музыка”, 1975.
  5.  Г.А.Прибегина "Петр Ильич Чайковский” - М.: "Музыка”, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему: «Особенности работы над кантиленными произведениями в старших классах ДМШ и ДШИ»

В работе над кантиленой важно уделить особое внимание работе над мелодией,уяснить её развитие,членение на построения большего или меньшего масштаба.Необходимо настойчиво добиваться,чтобы каждая фраза ...

Методическая разработка на тему: «Работа исполнителя над музыкальным произведением»

В данной метод. разработке будут изложены основные этапы работы исполнителя над музыкальным произведением.Также эта работа будет полезна не только для преподавателей, но и для учащихся и студент...

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)...

Методический доклад на тему "Работа над раскрытием художественного образа в произведениях"

Развитие у учеников художественного образа при игре музыкальных произведений....

Методический доклад на тему: "Работа над средствами музыкальной выразительности в младших классах ДМШ (фортепиано)"

В данном методической работе рассматриваются основные направления в работе над музыкальным произведением....

Методический доклад на тему:"Работа над репертуаром в классе специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ....