Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.
методическая разработка

Михайлова Наталья Константиновна

В данной статье рассматривается актуальный вопрос:  задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой памяти, повышающих мотивацию ребенка, развивающих отделы мозга, отвечающие за речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевое развитие детей13.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори-материалов для профилактики задержки речевого развития.

С первых дней жизни мама, общаясь с ребенком, помогает малышу освоить разные способы общения. В эти моменты важен физический контакт с матерью. Ребенка можно взять на руки, покачать, поиграть с его ручками. Ласковое, эмоциональное общение мотивирует малыша на ответную реакцию. Важно, чтобы в моменты общения он видел лицо матери.

Период от 0 до 3-х лет является сенситивным для развития речи. Стресс, перенесенный ребенком в данном периоде, может привести к задержке доречевого и речевого развития.

Часто задержка речи носит мотивационный характер. Родители предвосхищают все просьбы ребенка. В результате, ему нет необходимости прибегать к речи для реализации своих потребностей.

Одна из причин возникновения проблем с речью - нарушение режима на  первом году жизни.

Сенсорная депривация также тормозит возникновение и развитие речи ребенка. В возрасте от 1 до 3 лет он все познает через кожные ощущения. В Монтессори-педогогике существует ряд упражнений и специальный сенсорный материал для развития тактильного чувства. Парные мешочки с крупами, шершавые таблички, песочница, лоскутки, «волшебный мешочек», сортировки – все это помогает развить тактильное чувство, мелкую моторику, речь. В домашних условиях ребенку нужно разрешать трогать абсолютно все, поверхности разной текстуры и температуры.

Успешному речевому развитию ребенка также способствует воздействие на обонятельный и вкусовой анализаторы. В Монтессори – педагогике применяются баночки со специями, игры с которыми не только помогают воздействовать на обонятельный анализатор, стимулируя таким образом определенные зоны мозга, но и способствуют развитию речевого дыхания, обогащению пассивного и активного словарного запаса.

С 1,5 – 2 лет ребенка уже следует водить на выставки, в парки, музеи, привлекая внимание к прекрасному, наполняя его новыми впечатлениями, помогая расширить пассивный словарный запас, мотивируя на общение.

Грамотное воздействие на слуховой анализатор способствует развитию речевого внимания, речевой памяти, фонематического слуха.  Необходимо помнить, что лишняя зашумленность тормозит речевое развитие. В Монтессори – педагогике для развития речи активно используются игры: «Слушаем тишину», «Шумовые коробочки», музыкальные занятия.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от развития движений кистей рук. Необходимо развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. В Монтессори – педагогике представлен широкий спектр игр и стимульного материала, способствующего развитию кистей рук.

Таким образом, стимуляция развития всех органов чувств, развитие мелкой и общей моторики, умение прислушиваться к различным звукам и способность их дифференцировать, любовь, ласка и терпение близких помогут развить речь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии

Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...

Консультацияд для родителей "Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста"

взаимодействие с семьями воспитанников - это одно из важных направлений в работе учителя - логопеда. Одной их форм данной работы являются консультации и информационные листы для папок - передвижек. Ва...

Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.

Данная статья будет полезна  педагогам коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой речевого развития....

Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста.

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия....