Методическая разработка открытого воспитательного занятия "Поможем птицам зимой" 2019 год
методическая разработка

Подгурская Оксана Викторовна
Данное занятие актуально в зимний период, трудный для жизни птиц. Оно формирует экологические знания обучающихся о зимующих птицах, ответственного и бережного отношения к ним, активизирует познавательный интерес детей к природе родного края и  повышает уровень экологической культуры, а также привлекает детей к изготовлению кормушек для птиц - друзей наших меньших. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Ветлужский районный дом детского творчества

План - конспект воспитательного занятия

«Поможем птицам зимой»

Автор разработки:

педагог дополнительного образования

                                  высшей кв. категории

Подгурская Оксана Викторовна

г. Ветлуга 2019 год

Цель занятия:

Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время, формирование этических законов жизни-любви и добра.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
  • Смастерить кормушки для птиц из подручного материала и покормить птиц.

Воспитательные:

  • Привлечь внимание  детей к помощи зимующим птицам.
  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.

 Развивающие:

  • Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
  • Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Оборудование: мультимедиа, ноутбук, презентация, видеофильмы, стихи о птицах, загадки.

Наглядный и раздаточный  материал: карточки с изображением и названиями птиц, поощрительные жетоны, заготовки - шаблоны  для изготовления кормушек, корм для птиц, ножницы, верёвочки для подвешивания кормушек.

Ход занятия:  

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады Вас сегодня видеть в нашем уютном кабинете. Надеюсь, Вам у нас понравится. А ребятам будет интересно на сегодняшнем занятии.

2. Введение в тему занятия.

Рассказ педагога о пользе птиц. О многообразии и разновидности птиц родного края. О важности подкормки птиц в зимнее время.

Просмотр видеофильма о многообразии птиц средней полосы России.

  1. Просмотр презентационного материала. «Птицы нашего города»

Педагог:

- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают  в теплые края, где  зимуют до следующего года. Такие птицы называются перелётными (ласточки, чибис, дрозд, жаворонок, грач, трясогузка, иволга, зорянка и т.д.) А многие птицы остаются здесь, весной они вьют гнезда, в которых выводят своих птенцов. Эти птицы зимующие или осёдлые ( щегол, воробей, голубь, сова, свиристель, сорока, синица, дятел, снегирь, галка, ворона, клёст, сойка, поползень и т.д.)
Зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года.

Меню для птиц:

Воробьи - крошки хлеба, крупа, семечки.

Синицы- несоленое сало, семечки.

Снегири-ягоды рябины, семечки арбуза, тыквы.

Голуби- пшено, хлеб.

Свиристели-семена подсолнечника.

Вороны - очистки овощей, любая пища.

как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами? (зимующие)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

 Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели.

- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

5. А теперь поиграем в игру «Отгадай птицу».

Дети делятся на две группы, педагог раздаёт всем цветные катринки с изображением зимующих птиц и карточки с названиями птиц. Дети должны правильно совместить с картинки карточками.

6. Теперь закрепим наши знания о  зимующих птицах, вы должны отгадать загадки, за каждый правильный ответ получаете жетон.

 Вот и первая птица прилетела к нашей кормушке.

Узнайте ее, отгадав загадку:

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это: (снегири)

Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.

А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

- Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

Кто еще прилетает к нам на кормушку?

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей)

"Воробей",

Н.Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

- По воробьям мы  узнаём температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму.

Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)

А вот новый гость. Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)

Клёст.

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

- А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.

 А это что за птица?

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (Дятел)

- Самый крупный дятел и обитает в основном в хвойных лесах. Встречается нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик - " кли - кли - кли, , который издаю на лету.  Усядется на дерево и приступает к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове, то это - черный дятел " желна".

Большой пестрый дятел, чуть больше скворца. Его называют " доктором леса". Своим крепким клювом он долбит  кору дерева, достаёт личинки и жуков.

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)

Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

Молодцы, замечательно!

7. Сейчас мы повторим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц, заодно немножко отдохнем и проведём игру «Не ошибись».

Встаньте в круг.  Я называю птицу, вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг. (Соловей,  дятел,  грач,  ласточка,  синица, скворец,  воробей,  аист, жаворонок, снегирь,  ворона,  сорока, журавль)

 8. Молодцы, а теперь пора приступить к самому главному заданию - смастерить кормушку для птиц из подручного материала.  Делимся на три группы. Педагог раздаёт детям заготовки - шаблоны и материал, для изготовления кормушек. Дети приступают к практическому заданию.

9. Подведение итогов занятия: Ребята вы замечательно поработали, узнали много нового о птицах, которые  зимуют и чем мы можем подкормить  их зимой. Активно отгадывали загадки, играли в игры и даже успели смастерить кормушку для братьев наших меньших.

 Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Что главного для себя поняли? (Птицам, которые  улетели в теплые края, там достаточно корма,  а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь  им пережить трудную зиму должны  мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем занятии.) Дети изготовили кормушки, педагог в качестве поощрения демонстрирует небольшой мультфильм о добром птенце.

Педагог читает для детей стихотворение.  А. Яшина.

" Подкормите птиц зимой".

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. 

Я предлагаю вам одеться и выйти на улицу развесить ваши кормушки. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками.  

Практическое задание: Развешивание кормушек  с кормом вокруг дома детского творчества. Все дружно отправляются развешивать кормушки, кормить птиц.

Самоанализ  воспитательного занятия  «Поможем птицам зимой»

Тема занятия: «Покормите птиц зимой»

Тема выбрана с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей (интересно и доступно).

Этому занятию прошло в соответствии с моим учебно-воспитательным планом педагога дополнительного образования на 2018-219 учебный год.

В ходе занятия реализовывалась следующая

цель:

Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время, формирование этических законов жизни-любви и добра.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
  • Смастерить кормушки для птиц из подручного материала и покормить птиц.

Воспитательные:

  • Привлечь внимание  детей к помощи зимующим птицам.
  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.

 Развивающие:

  • Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
  • Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Для успешного решения поставленных задач учебный кабинет оснащён всем необходимым.

Тип занятия: комбинированный - беседа с элементами игры.

Структура занятия соответствует обще методическим требованиям, предъявляемым к воспитательному занятию:

-вводная часть

-основная часть

-заключительная часть

Методы воспитательного занятия соответствуют цели:

объяснительно-иллюстративный, словесный, игровой, практический, наглядный, загадывание загадок, поощрение;

1.Вводной частью заинтересовала детей темой, дети сами участвовали в открытии темы. ( Отгадывали загадки о птицах, слушали педагога и активно отвечали на вопросы) В ходе этой части занятия использовались методы: опора на зрительные анализаторы (презентация, видеофильм), опора на жизненный опыт и память.

2. Основная часть началась с подвижной игры «Не ошибись»  и «Отгадай птицу» с целью профилактики утомляемости и закрепления умения классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Занятие по степени сложности  соответствует данной группе детей. Задание в игре «Отгадай птицу» способствовало развитию  памяти, внимания, мышления.

3. В заключительной части, с целью обобщения, повторили правила кормления птиц и притупили к изготовлению кормушек для птиц.

Считаю, что использованные мною методы и приемы соответствуют логике занятия, уровню восприятия детей и поставленным задачам. На занятии соблюдался охранный режим: происходила смена видов деятельности, что способствовало снижению утомляемости детей.

Использование технических средств по времени соответствует необходимым требованиям.

Психологический  климат был доброжелателен.

Цель занятия реализованы.

На занятии использованы ТСО(Технические средства обучения),  раздаточные карточки. Это оборудование позволило организовать фронтальную работу с основным контингентом детей.

Считаю, что занятие способствовало воспитанию интереса и любви к природе, формированию эмоциональной и неравнодушной личности в ребёнке, способной понять и пожалеть «братьев наших меньших».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поможем птицам пережить зиму»

·         Уточнить  знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;·  прививать любовь к природе;·  пробудить чувство ответственности;· ...

Познавательно-исследовательский проект "Поможем птицам родного края!"

В данной публикации представлен детский познавательно-исследовательский проект.Расписаны его цели и задачи, показана актуальность  темы проекта. Указаны формы и методы работы. Также подробно расп...

Экологический проект "Поможем птицам перезимовать"

Данный проект долгосрочный, расчитан на 2,5 года. Содержит три этапа- подготовительный, основной и заключительный. Экологическийпроект способствует формированию у учащихся экологической культуры, восп...

Экологический проект "Поможем птицам зимой"

Проект направлен на формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и оказание им помощи в холодный период. В помощь педагогу подробно описаны мероприятия практической...

Статья "Поможем птицам выжить"

Статья "Поможем птицам выжить" об экологической акции, проведенной в детском творческом объединении "Очумелые ручки"...

Проект "Поможем птицам перезимовать"

Актуальность : очень часто люди забывают, что зимующим птицам тяжело пережить зиму. Люди заняты своими делами и заботами. Человек должен помнить, что он в ответе за птиц, потому что они приносят приро...