Воспитательный потенциал школьной экскурсии
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Галина Валентиновна Овсянникова

в этой статье представлено дополнительное образование - кружок "Юный экскурсовод" , в котором показана совместная деятельность преподавателя и учащихся,с использованием воспитательного потенциала школьной экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya2019dokument_word_2007.docx245.58 КБ

Предварительный просмотр:

        ЦО ГБОУ школа «Протон» Западного округа  города Москвы

        Тема:« Воспитательный потенциал школьной  экскурсии»

Выполнила: Руководитель кружка «Юный экскурсовод»  Овсянникова Г.В.

«Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу»    Св. Августин.

Процесс воспитания ребенка – сложное и кропотливое дело. Одним из самых эффективных методов воздействия на формирование личности является экскурсия. Она не только способствует всестороннему развитию, но и воспитывает нравственность, патриотизм и эстетическое восприятие окружающего мира.В нашей школе воспитательный потенциал детей приглашают проявить на занятиях  школьного кружка «Юный экскурсовод».Целью  кружка  является создание условий для позитивного общения  учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для индивидуального развития ребенка;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

-  развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-  для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

Экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 г., в котором указывалось на необходимость прогулок  на природу, в ремесленные мастерские и т. п., и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Кружок «Юный экскурсовод», работает по следующим направлениям:

- музей Боевой славы -военно-историческое направление;

- зал выпускников - гражданско-патриотическое направление;

- мой район Москвы – культурно-краеведческое направление.

Участие детей в кружке «Юный экскурсовод » дает возможность попробовать свои силы в функции экскурсовода, что обогащает жизненный опыт обучающихся, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребенка к активной жизни в гражданском обществе.

C:\Users\ИОН\Desktop\IMG_20180523_111946 (1).jpg

Дети с особым вниманием слушают своих старших ребят – экскурсоводов, которые  представляют тему «  Моя любимая школа» .При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели –расширение культурного кругозора детей и подростков,  воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду. Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, как приме может служить проведение экскурсий в нашем школьном музее на темы :  «Битва под Москвой»: «Защитники Отечества», «Герои Победы»…          

F:\IMG_8337 (1).JPG

В нашей школе существует традиция – проведение участниками кружка «Юный экскурсовод» традиционных мероприятий к таким датам:  «Битва за Москву»;  «День Защитника Отечества»;  «День Победы».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. В краеведческой походе воспитательный потенциал проявляется в проведении экскурсии «Мой район Москвы». По традиции эту экскурсию проводят учащиеся кружка «Юный экскурсовод» - старшеклассники для младших классов.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа через экскурсии воспитывают уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Для этого используются различные викторины, которые значительно расширяют кругозор в области культуры и искусства и помогают в дальнейших проведениях экскурсий по различным темам, особой популярностью пользуется викторина «Путешествие по музеям Москвы». Учащиеся кружка с удовольствием сами собирают и отрабатывают вопросы по различным темам, что способствует значительного улучшения знаний в области культуры и искусства.  

 F:\IMG_7313 (3).JPG

Надо отметить ,что эти занятия пользуются популярностью у учащихся разного возраста, как  у маленьких слушателей, так и у старшеклассников. Занятия  в кружке «Юный экскурсовод» способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

  • способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
  • расширяет кругозор школьников;
  • учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
  • способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

Можно сделать вывод. что весь представленный выше материал работы доказывает значительный м высокий  воспитательный потенциал школьной экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Модель повышения воспитательного потенциала школьной культуры

Материал можно использовать на общешкольных родительских собраниях...

Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"

Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"...

Воспитательный потенциал школьного учителя музыки

Музыка является самым чудодейственным, тонким средством приобщения к добру, красоте и человечности....

Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка"

Цель данного доклада  выявить взаимосвязь между учебным процессом и воспитательным, в данном случае мы говорим об уважении и терпимости к другим нрам, обычаям и традициям стран изучаемого языка....

Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка"

Цель данного доклада  выявить взаимосвязь между учебным процессом и воспитательным, в данном случае мы говорим об уважении и терпимости к другим нрам, обычаям и традициям стран изучаемого языка....

Воспитательный потенциал школьной экскурсии

В этой статье показана работа допольнительного образования - кружка "Юный Экскурсовод"и совместная деятельность преподавателя и учащихся.роль воспитательного потенциала школьной экскурсии....