Юрта- традиционное жилище аратов
план-конспект

Куулар Нина Александровна

Знакомство с традиционным жилищем аратов- юртой, с его устройством, правилом рассаживания в юрте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx355.12 КБ

Предварительный просмотр:



                                ТЕМА: «Юрта- традиционное жилище аратов»
Тип занятия: экскурсия. 
Цель урока: формировать эстетический вкус, учить бережно относится к культурным ценностям, побудить желание хранить культурные ценности и национальные традиции. 
План занятия:
1.Орг момент.
2. Знакомство с устройством  юрты. Правила рассаживания в юрте.
3. Физ.минутка.
4.Правила поведения , правила обращения с предметами домашнего обихода, порядок уважительного ухаживания.
5.Итог занятия.

Ребята , глядя на эту картинку как вы думаете о чем пойдет речь?

C:\Users\Буяна\Desktop\_.Stoyanka_na_ozere_Hara_Us_Nuur._2008_h.k._m.jpg
Ответ.
Были ли вы хотя бы раз в юрте?
Ответ .
Как вы думаете есть ли правила поведения в юрте?
Ответ. Да.
      Сегодня на занятии  мы с вами познакомимся с юртой – традиционным жилищем кочевников, так же с устройством юрты, поговорим о правилах поведения в юрте.
  Наша экскурсия начинается.

      До наших дней войлочная юрта была основным типом жилища юго-восточных тувинцев. Она распространена и поныне, но преимущественно как летнее жилище кочевника скотовода. Наши предки говорили, что юрта сравнима с Чеди-Хааном -Большой Медведицей, потому что юрта не стоит на одном месте в течение четырех времен года, а кочует с одной стоянки на другую. Большая Медведица на просторах неба тоже не стоит на одном месте, причем, иногда она совсем исчезает и ее не видно с земли. Наши предки говорили: "Звезды тоже кочуют". В Туве жил прославленный охотник и сказатель Сат Сотпа. По его словам, юрта кочует по земле, также как передвигаются звезды в небесных просторах.
    Войлочная юрта разборная и состоит из определенного количества стандартных деревянных частей, образующих ее каркас, и кусков войлока, составляющих ее покрытие. Размеры юрты определялись количеством хана (решетчатых звеньев) стандартного размера (от 4 до 12 хана). Юрта из 4-х хана была самой маленькой, предназначалась для бедняков. Самая большая юрта ,состояла из 12 решеток- хана, ставилась нойонами и или богачами. Наиболее распространенной была юрта из 6-8 решеток.
Рассмотрим, из чего состоит юрта. Прежде всего, состоит из раздвижной решетки, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленных в местах пересечения. При сборке юрты решетки устанавливают в определенном порядке от двери на лево ( т.е. на запад, так как дверь обращена на юг).

   Скажем несколько слов о дверной коробке. Она имеет порог, верхний брус и два боковых косяка: западный и восточный. Дверная рама закрывалась куском войлока, который верхним концом был привязан к палкам крыши. Когда нужно было открывать дверь, войлок просто откидывали наверх.
Дымовой круг, расположенный в куполе юрты, делается обычно из ели. Он представляет собой обод, с внутренней стороны которого сделаны отверстия или углубления для вставки острых концов палок крыши. Круг имеет крестовину из прутьев (по три прута параллельно), поставленную куполообразно. Ее назначение - удерживать кошомную покрышку, которой закрывают дымовое отверстие от дождя и снега.
     При установке юрты ее обязательно связывают веревками из конского волоса в виде широкой ленты.
        Вопрос : из скольких решеток –хана состоит юрта богача? Юрта представляет собой в отношении внутреннего устройства, следующую картину.

                                             C:\Users\Буяна\Desktop\КНА\юр7.jpg


       Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном порядке. Направо от входа помещались деревянные полки или шкаф для кухонной посуды, за которым стоял деревянный шкафчик -аптара, а к нему примыкала деревянная кровать хозяев юрты. Между этими предметами имелось небольшое пространство. Здесь на верхних концах решетки юрты висело изображение духа покровителя. За изголовьем кровати, вдоль стен по кругу устанавливались деревянные шкафчики. Между изголовьем постели и этими шкафчиками оставалось маленькое пространство, здесь висело ружье с принадлежностями к нему, ножи и др. мужские вещи. За ним по кругу лежали кожаные сумины с различным содержанием. Меблировка завершалась деревянной вешалкой из ствола дерева с сучками, на которую, вешали узды, арканы, седло и т.п. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока. У самой двери оставалось небольшое свободное место, куда помещался в холодное время родившийся молодняк скота. 
Юрта не имеет перегородок, правая сторона при входе считается женской- здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона- мужская, у дверей лежат седла, сбруя. Прямо от входа, за очагом, находится почетный угол(тор) , где принимают гостей и сидит хозяин. Хозяин юрты сидел за очагом, у изголовья кровати, хозяйка - у ног постели, а между ними было место для маленьких детей. Детей тувинцы воспитывали с раннего детства в строгости поэтому когда приходили гости, они сидели так тихо, что никто их не замечал. Детям нельзя было ходить по юрте, громко разговаривать ( так же воспитывают детей и сегодня многие тувинцы, особенно в селах) слева от матери, по направлению к двери сидели старшие дочери, а сыновья сидели около отца. Гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину. Даже семилетние мальчики и девочки хорошо знали порядок входа в юрту и как вести себя в ней. Левую часть юрты от двери до почетного места называли левой людной стороной, т. к. гости проходят и выходят по этой стороне юрты. Правую часть юрты от почетного места до двери называли спокойной стороной, ибо по старинному обычаю тувинцев гостям не положено по этой стороне проходить и выходить.
В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгуур большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.
   Считалось скверным и грешным, если женщина садилась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины.  Место для высоких гостей находилось за очагом у аптара, между кроватью и домашним алтарем. Перед алтарем сидеть никому не разрешалось. Ламы садились у аптара, находящегося по левую сторону от домашнего алтаря. Ниже, и «против солнца», располагались гости мужского пола по кругу в зависимости от общественного положения и возраста. 
     Наши предки передавали молодым знания обо всех порядках и обычаях переноса юрты с одной стоянки на другую в соответствии с четырьмя периодами года. Кочевка с весенней стоянки на летнюю, с летней на осеннюю, с осенней на зимнюю стоянку таково неизбежное движение юрты. На новой стоянке юрту ставили дверью на юг или на восток.
         Юрту условно делили на четную и нечетную стороны.
От двери кругом, по часовой стрелке, до почетного места юрты 
нечетной стороной юрты. А от почетного места юрты по часовой стрелке до двери, называется четной стороной юрты.
Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Посторонний человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком, особенно хорошо вычислить подошвы, если там грязь или снег, и только после этого входить в юрту. После обмена приветствиями он садится. Того же, кто стоит в юрте и не садится, называют человеком в деревянных штанах. Если в гости пожаловал почетный или пожилой человек, то молодые люди открывают ему дверь юрты.
Вопрос: какое главное правило должны были соблюдать люди когда они находились в юрте?
Традиционные правила рассаживания людей в юрте 

                                       C:\Users\Буяна\Desktop\КНА\убранство.jpg
По тувинскому обычаю любого человека, зашедшего в юрту, принимают как почетного гостья. Не принято сразу же спрашивать его имя.
Если в юрту входит пожилой человек или чиновник, хозяин вежливо приглашает его со словами: «Добро пожаловать! Проходите на почетное место, располагайтесь на коврике!».
Если пришел знакомый или молодой человек, то хозяин юрты тоже вежливо обращается:
Проходите, проходите.
Если в юрту пришел подросток ему говорят:
Проходи по быстрому.
В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгуур большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.
Считалось скверным и грешным, если женщина садилась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины.
Если мужчина садился на место хозяйки, то это считалось
унижением. Запрещалось сидеть и стоять на пороге юрты.
Физ.минутка.
              Седло красит спину лошади, прямое сиденье красит стан человека            

                                                                                                                  (пословица). 
Порядок сидения у тувинцев существовал с давних времен. Наши предки точно определяли человека по тому, как он сидит важный чиновник или простой человек.
Сидеть, скрестив ноги. один из учащихся демонстрирует. Когда в юрту приходили пожилые или почетные люди, для них стелили специальные коврики, чтобы они сидели на них. Так встречали и принимали своих гостей зажиточные араты.люди небольшого достатка для гостей стелили обработанную шкуру овцы, козы, тельца и даже косули. Крупные чиновники, Начальники, ламы, почетные и пожилые люди сидели, скрестив ноги. Но старинному обычаю тувинцев простым людям нельзя сидеть, скрестив ноги. Для Того, чтобы сидеть, скрестив ноги, нужно сначала сесть на коврик или на мягкую шкурку, потом скрестить ноги перед собой. При скрещивании левая нога должна быть внизу, а правая над ней.
Посадка на одном колене, выставив другое вперед.
(учащийся демонстрирует позу). Так сидели в юрте те люди обоего пола, которые хорошо знали народный обычай и свято соблюдали его. Мужчина кладет правую ногу на землю или пол и садится на нее, а ступню левой ноги -плотно ставит на землю. Так может сидеть ,парень в полушубке или куртке, а если он одет в.длинную шубу или халат, то нужно подоткнуть полы. Девушки и женщины при такой посадке закрывают ноги подолом своих халатов. Даже в тувинских сказках говорится, что женщинам не положено открывать подол одежды.
Сидеть, опустившись на колени(учащийся демонстрирует позу).. Так сидеть в юрте у-; тувинцев было издревле строго запрещено. Можно присесть .на колени .-где-нибудь, например,.... в .безлюдной степи. .Но это редкий случай. На коленях сидят следующим образом: оба колена упираются в землю, при этом человек садится на заднюю часть голени. В древней Туве на колени сажали преступников и били их по спине шерстобитными прутьями, т. е. совершали один из видов экзекуции.
Посадка преклонив колени. учащийся демонстрирует позу).. Таким способом садятся :при совершении молитвенного поклонения. В юрте запрещено садиться таким образом. Колени преклоняют только во время религиозных церемоний и обрядов, а также -.«простолюдины, перед власть имущими очень высокого ранга. В связи с этим родители объясняли детям с раннего возраста, как можно и как нельзя сидеть в юрте и в местах, где совершаются различного рода общественные мероприятия.
Нельзя сидеть, вытянув ноги. (учащийся демонстрирует позу).. Ни гостям, ни хозяевам нельзя садиться, вытянув ноги вперед, особенно в сторону очага. Садиться так в людных местах запрещалось всем, независимо от возраста. Говорили, что так сидят только лодыри.
Не положено сидеть с расставленными ногами. Когда человек сидит, развернув левую ногу в левую сторону, а правую в правую сторону, это называется сидеть с расставленными ногами. Категорически запрещалось так сидеть, где бы то ни было. Говорили, что так сидят только самые бесстыжие люди.
Нельзя сидеть, скрестив ноги. (учащийся демонстрирует позу).. Если человек сидит, положив бедро одной ноги на бедро другой, значит, он сидит, скрестив ноги. Говорили, что сидящий таким образом станет сиротой.

Правила поведения в юрте в присутствии посторонних (рассказывает учащийся)
Наши предки говорили: когда в юрте присутствуют знакомые или незнакомые люди, дети не должны баловаться, кричать. Если они будут кричать при посторонних, их постигнет проклятие покойных родственников.
Нельзя скрипеть зубами. Если дети скрипят зубами в юрте, то этим они навлекают на себя гнев бабушки.
Нельзя свистеть в юрте. Если свистеть в юрте, то тут же набегут черти.
Нельзя щелкать нёбом в юрте, а то может разразиться голод.
Нельзя плевать в огонь очага. Если будешь плевать, то разгневается бог огня.
Нельзя бегать в юрте. Если дети будут бегать" в юрте, то возникнет лишняя длинная поездка.
Девочкам родители строго говорят: "Не допускайте неприличного поведения!"
Нельзя громко отрыгивать в юрте. Если в юрте отрыгнуть, то счастье покинет эту юрту.
Нельзя громко зевать. Если в юрте громко будут зевать, то обнаружится скверное нутро.
В юрте нельзя облизываться и глотать свою слюну, иначе это плохо отразится на добром имени отца.
Нельзя в юрте показывать язык. Если кто-то в юрте показывает язык, то это к слезам матери .

Вывод: к поведению в юрте нужно относиться серьезно, и соблюдать элементарные правила поведения и этикета. Юрта, это святое место для человека живущего в ней .
   

Правила обращения с предметами домашнего обихода в присутствии постороннего человека в юрте (рассказывает учащийся)
У наших предков были особые правила обращения с вещами в присутствии постороннего человека в юрте. Например, нельзя оставлять ножницы не сложенными будут скандалы из-за пустяков.
Нельзя класть ведро дном вверх. Ведро для тувинца посуда счастья. Если так класть ведро, то вся семья разорится.
Нельзя шуметь щипцами очага, в противном случае будет сплетня между женщинами.
Нельзя вытаскивать нож из ножен, в противном случае, т. е. если оставить нож не вложенным в ножны, ночью придет черт и, превратившись в волос, залезет в ножны.
Нельзя обмениваться наперстками. Если девушка обменяется наперстком со своей подругой, то суженый покинет ее.
Всегда нужно быть подпоясанным. Если мужчина или женщина будет ходить в халате без пояса, то идол киргизского шамана выест спину не подпоясанного.

Давайте подведем итог: се человек должен быть собранным, аккуратным и постоянно следить за собой. 
Порядок уважительного ухаживания за гостем рассказывает учитель
Гость, который приходит каждый день, уронит уважение к себе (поговорка).
У древних тувинцев была традиция гостевания. Такого взаимного гостевания друг у друга требовал обычай постоянного укрепления родственных отношений. Было принято ездить друг к другу в гости через три года, шесть и девять лет. Молодые ездили в гости к пожилым родственникам отца или матери, что означает продолжение и закрепление родственных связей между родственниками по крови.
Могут приехать к родственникам в гости: один человек, муж с женой, женщина с сыном или дочерью, мужчина с сыном или дочкой. 
есть 4 вида гостевания. При каждом из них преследовались 
определенные цели. 
Во-первых, свекор и свекровь отправляют невестку через год после свадьбы к ее родителям и близким родственникам в гости. Девушка, как правило, приезжает в гости с мужем. Родители и родственники дарят им скот и другое имущество. Таким образом, молодая семья становится богаче.
Во-вторых, ездят в гости Для того, чтобы навестить уважаемого родственника с целью узнать, как он живет, и самим показаться ему на глаза.
В-третьих, посещают какого-то зажиточного родственника, чтобы попросить у него что-либо. Например, просят у него кошму для юрты, когда собираются выдать свою дочь. Просили также что-то из скота и т. Д.
В-четвертых, ездят к пожилым родственникам, живущим где-то вдалеке, чтобы показать им дочь или сына которых те еще не видели.
Кто собирается съездить в гости к родственникам или близким знакомым, тот должен приготовиться по мере своих возможностей. Например, у него должны быть большой когээржик с аракой, мешочек сушеного сыра, сваренные грудинка и курдюк жирного барана, другое мясо. Все это он преподносит хозяевам.
Гость, который приехал к родственникам, может находиться у них от суток до трех дней.
Какой вывод можно сделать

Благодарность юрте
А. Даржай(читает учащийся)

В этот мир огромный- мир степей широких,
Рек неудержимых, гор- до звезд высоких,
В мир сердец открытых, в мир любви и света,-
Из тебя я вышел. И тебе за это
Кланяюсь я низко, старенькая юрта.

Воды что уплыли, не вернутся снова,
Мертвые уходят от родного крова,
Но летят к гнездовьям птицы год от года.
Так и я- хранитель, продолжатель рода-
Прихожу к истокам, дедовская юрта.

Птицы молодые рвутся в поднебесье-
Если жить на свете, надо жить как в песне.
Я преодолею бури и печали,
Потому что где-то в маленьком аале
Ты стоишь. Спасибо, старенькая юрта!

В этот мир огромный, зыбящийся вьюжный,
Где, как в грозной битве, каждый- самый нужный,
Где клокочет время как река живая
Из тебя я вышел, в общий ряд вставая,
Чтобы жить. Спасибо, дедовская юрта.

В этом мире бурном сердце помнить в силах
Все, чему так долго ты меня учила.
Наполняясь лаской добротой и светом,
Обещаю жить я по твоим заветам,
Старенькая юрта, дедовская юрта. 

Подведем итог:

Ребята,  что нового сегодня вы узнали из нашего занятия- экскурсии? Какие обычаи и традиции вы узнали только сегодня, а какие знали до нашей экскурсии?
У каждого народа есть свои обычаи и традиции, и где бы мы не жили, мы должны знать, соблюдать, и уважать традиции, и обычаи наших предков.


Спасибо за занятие- экскурсию.






«Юрта- традиционное жилище тувинцев».




                                                     Содержание
1.Введение
а) Цели и задачи моей исследовательской работы…………………...2
б) Актуальность темы "Юрта- традиционное жилище тувинцев»….2-3
2.Основная часть 
Глава 1) Юрта- жилище тувинцев…………………………………….3-5
Глава 2) Интерьер в юрте………………………………………………5-8
3. Литература ……………………………………………………………9

                                                           Введение.
                                                                                 Без традиции нет культуры.
                                                                                 Без культуры нет воспитания.
                                                                                 Без воспитания нет личности.
                                                                                 Без личности нет народа.
                                                                                            Г.Н.Волков.
         

               Наша сегодняшняя работа посвящена юрте – самой примечательной особенности культуры кочевых народов. И потому о ней не только много писали путешественники и ученые, но и слагали оды поэты, её рисовали художники, видя в этом своеобразном жилище яркий символ кочевого мира. В работе ставится цель описать строение и правила поведения в юрте, значение юрты в духовной жизни тувинского народа. 
Согласно данной цели намечаются следующие задачи:
Узнать что такое юрта, познакомиться с её традициями;
Знакомится с частями юрты как:
Хана
Ынаа
Хараача
Дээвиир
Эжик.

          Актуальность: История – это прошлое человечества. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого народа, нации в отдельности. А для этого следует знать  не только историю своей страны, но и историю своей республики, какой след оставили предки в истории малой Родины. Быт народов-кочевников интересна, до сих пор вызывает большой интерес у учёных и простых людей,туристов. Я решил, что тоже должен попробовать, и с большой охотой взялся за изучение тувинского национального жилища-юрты. Сначала мне показалось, что это просто, но потом стало ясно, что это нелёгкая и довольно кропотливая работа. Несмотря на это я начал знакомство и обследование этой темы.
            Материалом  исследования послужило традиционное жилище тувинцев-юрта изучение литературы о традиционной культуре кочевников, истоки которой уходят в глубокую древность, работа с информаторами, в школьном музейном уголке, материалы из Интернета.
            Содержание работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

       Во введении определяется объект исследования, актуальность, раскрываются цели и задачи работы.

      В первой главе освещается теоретическая база исследования. Здесь уточняется объект исследования, изложены основные понятия и термины, используемые в анализе материала.
     Во второй главе описывается интерьер юрты, какая часть является мужской, какая женской, где ставилась определённая мебель и почему, отношение между взрослыми и детьми. 
       В заключении подводятся итоги и формулируются основные выводы исследования.
      В списке литературы дается перечень использованной литературы.
                                                     

                                                        ГЛАВА I.
       Юрта—это традиционное жилище кочевых народов Азии. Войлочная юрта – одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии занимавшихся преимущественно скотоводством, - самое приспособленное к требованиям кочевого уклада жизни и пригодное для обитания людей жилище. Юрта –это малый круг, мир собственного бытия! Он становится ближе, понятнее и доступнее человеку. Юрта для кочевника – исходная точка всего экологического сознания. И наконец, юрта – это маленький своеобразный мир, в котором ярко выражены все атрибуты природы. Это наш язык, культура, традиции, обычаи, обряды, сознание.
Юрту можно свернуть за считанные минуты, погрузить на лошадей или волов и отправиться в долгий и трудный путь при перекочевке к местам зимнего или летнего выпаса скота.

        Современные исследования убедительно доказали, что юрта – это жилище, диктующее своим хозяевам наиболее бережное отношение к окружающей среде, экологически самое безопасное и чистое жилище. Наука ХХ века с удивлением открыла тот факт, что юрта всеми своими частями и целостным видом при помощи глубоких символов повторяет строение Вселенной, является миниатюрной моделью всего мироздания, согласно древнему миропониманию.Так как образ, запечатленный в структуре юрты, является образом Вселенной древнего мифологического сознания, исследование философии юрты означает более глубокое исследование корней, традиционной культуры, мировоззрения, менталитета и психологии кочевых народов Азии .
        Веками тувинцы рождались и жили в юрте, в ней формировались традиционные нормы поведения, обычаи, культура, происходило духовное воспитание. Юрта для тувинца – это целый мир. Ученый А.А.Попов в своей классификации жилища сибирских народов рассматривает юрту как совершенно своеобразный по конструкции цилиндрический шалаш, имеющий решетчатый складной каркас стен. Юрты широко распространены у кочевников евразийских степей – у тюркских и монгольских народов, а также у ираноязычных джемшидов и хазарейцев.
        У тувинцев юрта носит название өг или кидис өг(кидис- войлок).Размеры юрты, качество покрывавших войлоков определялись главным образом имущественным положением владельца. Богатые скотоводы имели сравнительно большие юрты, крытые белым войлоком, в то время как жилища бедняков отличались меньшими размерами, покрывавший их войлок был обычно тёмным. А.П.Ермолаев писал в начале XX века, что «величина юрты и цвет её войлоков сразу говорят о достатке её владельца. В белой большой юрте живут люди состоятельные, «скотные», в малой и чёрной хозяева – бедняки».
    Остов юрты состоит из 4 - 8 деревянных решетчатых стенок. Каждая стенка хана состоит из 34, 36, 38, 40 крестообразно сложенных и скрепленных ремешками палок. К верхней части стенки прикрепляются при помощи волосяных петель концы палок ынаа, которые составляют остов купола крыши (диаметр 1.0 – 1.1 м).
   Установка юрты начинается с дверной коробки. Решетчатые стенки ставят кольцом, а сверху к ним крепятся жерди, образующие коническую крышу. Остов крыши увенчивает круглое дымовое отверстие хараача. Стыки звеньев решетки связываются волосяной веревкой, затем все стенки стягиваются волосяным поясом ишти кур ‘внутренний пояс’. Этот пояс оказывается после покрытия войлоком всего остова оказывается между решеткой и войлоком, почему и получил свое название. Снаружи поверх войлока опоясывается 2-4 поясами даштыкы кур ‘наружный пояс’, изготовленными из 3-4-х сложенными в ряд волосяных веревок. Поверх войлока укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой. Верх прикрывали две больших полости (дээвиир) и одна четырехугольная меньшего размера (ореге).К концу ореге прикрепляли веревку (ореге тыртар, букв. Тянуть ореге) которая позволяла прикрывать свето-дымовое отверстие на ночь, в непогоду и открывать его. Верхние полости дополнительно удерживалось волосяными лентами (базырыг, или баглааш).Эти ленты крестообразно охватывали верхние полости и обычно закреплялись на нижних концах решетки, реже их привязывали к лентам, опоясывающим решетку.
Не принято:- Без спроса хозяев входить в юрту.
- Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.
- Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. - Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. - Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.
- Самовольно садится на почетной стороне без приглашения.
- Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.
- Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.
- Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;
- Нельзя свистеть - это сигнал, созывающий злых духов.
- Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.
- При застолье гости не имеют права менять свои места.
                                                      ГЛАВА II
         В материальной культуре кочевников центра Азии ничего так зримо не было обусловлено их подвижным образом жизни, как жилище и утварь. Почти каждая обиходная вещь была, действительно, необходима, предельно легка, без труда упаковывалась во вьюк, имела традиционное место в интерьере жилища и всегда была, как говорится, под рукой. 
Большая часть утвари тувинцев изготовлялась в условиях домашнего производства из наиболее доступных легких и прочных материалов – кожи, дерева, бересты и шерсти.
Женщины делали часть утвари из войлока – коврики ширтек и олбук , матрасы дѳжек, мешочки хап.
Мужчины изготовляли из дерева в своём хозяйстве кровати, сундуки, колыбели, разборные полки для посуды, сосуды для молока, ступки, крюки-вешалки, корытца и др. Лишь украшенные многоцветной росписью сундуки и декорированные передние стенки кроватей приобретали у ремесленников- столяров, работавших на заказ. Для поделок использовали лиственницу, реже- кедр, а также тополь и берёзу ( в том числе её корень).
Наиболее громоздкими, разумеется, лишь по сравнению с остальными вещами, было низкое деревянное супружеское ложе – кровать –( орун), но и она весила всего несколько килограммов, имея крайне простую конструкцию: на поставленную на ребро доску (длиной около 2 м, высотой от 0,2 до 0,5м) клали поперек дощечки, опиравшиеся одним концом на эту доску, а другим – на коротко обрубленные брёвнышки или деревянные колышки, вбитые в землю; поверх укладывали несколько досок. На неё стелили 4-8 войлочных матрацев в зависимости от обеспеченности семьи. В изголовье лежала подушка (сыртык) из кожи, реже – из ткани. Её лицевая сторона, обращенная к центру жилища, была плоской, из прямоугольной дощечки, декорированной кожей либо тканью. Подушечка служила для хранения мягких вещей, которые вкладывали через боковую прорезь. Одеяло (чоорган) было сшито из меха или шкуры.
Сравнительно легкие парные ящики – сундуки аптара с откидывающейся вверх крышкой служили также украшением жилища, так как их передние стенки покрывала пышная узорная роспись.
Маленький ребёнок находился в деревянной колыбели (кавай), декорированной обычно резными узорами, игравшими роль охранительных символов и благопожеланий младенцу. Колыбели подвешивали к верхней части жилища, у изголовья кровати, на крюке – деревянном, роговом или металлическом, также с узорами или мелкой пластикой того же назначения.
Среди нескольких деревянных сосудов, стоявших на левой половине юрты, непременно были небольшие деревянные ведёрки цилиндрической формы – хууң, служившие подойниками, а также для хранения воды. Их выдалбливали из цельного куска тополя или березы, причём в западных районах их дно делали из нескольких слоев бересты, которую прибивали деревянными гвоздиками, в восточных же – вставляли деревянное дно. 
Не было семьи, утварь которой не включала бы долбленные деревянные ступки (согааш или соктааш) для измельчения соли, чая, зерна. Их размер зависел от назначения: для зерна предназначалась одна, сравнительно большая ступка (до 0,5 ми более высотой) из лиственницы, а для чая и слои – две значительно меньших (высотой 25-30см) из берёзы.
В юртах берёзовые цилиндрические долбленые бочки доскаар предназначались для кисломолочного напитка хойтпак и кумыса, достигавшие высоты около 1 м., но для хранения, особенно перевозки кумыса и молочной водки (арага) тувинцы-кочевники пользовались горизонтальными деревянными бочонками доора хууң значительно меньшего размера. Их поперечные стенки из тонкого дерева или бересты прибивали гвоздями. В верху сосуда, на месте короткого сучка делали вертикальный слив. Такие сосуды длиной от 40 до 100-120 см были особенно удобными при перекочёвке. В каждой семье непременно имели несколько деревянных мисок –чашек (аяк) для еды, чая, кумыса, которые хранили в цилиндрах (аяк хавы) из прутьев, стянутых деревянными обручами, или в специальных мешочках из войлока. Впрочем, богатые скотоводы предпочитали привозные фарфоровые китайские чашки. Отправляясь в путь, всадник вёз чашку за пазухой халата.Араку пили не только из аяков, но и из чарок (дашка). Для разлива чая служили высокие кувшины (домбу, хоо) – медные и деревянные.
Деревянные блюда деспи овальной или прямоугольной формы, с загнутыми по краю бортиками и четырьмя короткими ножками либо без них делали из одного куска дерева при помощи тесла и ножей с прямым и искривленным лезвием (блюда имели длину 20-45см, ширину 20-25 см, высоту бортика около 3 см, высоту ножек 2-10см). в деспи гостям подавали мясо. В начале 20 века деспи начали быстро выходить из употребления. Лишь у наиболее богатых имелись для угощения металлические блюда (тавак), преимущественно серебряные, а также небольшие фарфоровые тарелочки (була) для печенья.
Среди утвари, сшитой из кожи и шкур животных, были большие кожаные вьючные парные сумы (барба и таалың), изготовлявшиеся из выделанной кожи домашних и диких животных. При перевозке их вьючили на волов, лошадей или верблюдов по обе стороны грузового седла.
Для хранения и перевозки жидкостей использовали сшитые из бычьей или коровьей кожи сосуды. Кисломолочный напиток хойтпак хранили в больших трапециевидных бурдюках кѳгээр в виде мешка. Такой сосуд вмещал до 200 л.
Кумыс и араку хранили в сшитых из копченой кожи орнаментированных плоских флягах көгээржик. Они имели высокое горло и округлое тулово с овальным низом и несколько спрямленными либо приподнятыми по краям плечиками. Были и сосем небольшие фляги хойлаарак, которые носили за пазухой, причем самые маленькие имели высоту около 5см. 
Во многих семьях имели также бурдюки аржымак, выкроенные из двух обработанных цельных шкур, снятых с задних ног быка. Их сшивали особым двойным швом с кожаной прокладкой, в узкой части затыкали деревянной пробкой. Хранили в них напитки – араку и хойтпак. Кумыс и араку перевозили в бурдюках дорзук, которые для поездок привязывали к седлу. Их сшивали особым швом из двух продымленных шкур с задних ног лошадей, затыкали пробками из осины. Дорзук вмещал до 5л и более.
Из овечьих и козьих желудков (хырын), мочевых пузырей (сыңый) и кишок (шөйγндγ) изготовляли сосуды для хранения главным образом масла. Их извлекали сразу же после их забоя животного, тщательно мыли теплой водой, а желудок дополнительно выворачивали, надували и коптили, подвесив в юрте. Сосуды – желудки были разного размера в зависимости от принадлежности взрослой овце или ягненку. Из кожи, войлока, ткани шили небольшие мешочки (хап) различного назначения, которые развешивали на решетках юрты. Для процеживания сыворотки и выжимания творога использовали мешочки таар из холста.
Металлических вещей среди постоянно использовавшейся утвари было немного – железный таган (ожук) на трёх или чаще на четырёх ножках, нередко декорированный, а также чугунный полусферический котёл (паш) с деревянной крышкой. Нередко железные декорированные таганы и, как правило, чугунные котлы покупали у китайских купцов. Из железа выковывали ножи (бижек), крюки (илбек) для извлечения мяса из котла. Железные щипцы (демир кыскаш) позволяли брать из очага горящие угли, головешки. Медными были ковши (хымыш) для разлива воды и чая.
Вывод:
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что юрта это яркий символ кочевого мира, совершенно уникальный мир. Она служила не только жилищем, но и прекраснейшим примером трудолюбия, таланта, сообразительности наших предков. Воспитывались многие поколения в юртах уважению, к труду, любви к родителям, старшим, родине, беречь и любить природу. У тувинцев исконная культура, традиции, обычаи. Доказывая это, я сделал работу-«Юрта- традиционное жилище тувинцев». 


Список литературы:
М.Х.Маннай-оол, И.А. Достай. История Тувы. Учебное пособие для 9 класса. Тувинское книжное издательство. Кызыл., 2004. – с.48
С.И.Вайнштейн. Мир кочевников Центра Азии.М.: «Наука»., 1991. – с 14-31.
С.К.Шойгу. Урянхай. Тыва дептер. Антология. Москва.Слово/slovo, 2007. с.102-106
М.Х.Маннай-оол, С.И. Вайнштейн. История Тувы. 1 том.Новосибирск, «Наука».2001-с.198-200
С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва,2005. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер -классу "Традиционное жилище шорцев"

13 марта в городе Междуреченск Кемеровская область проходил областной семинар учителей изобразительного искусства  "Развитие восприятия у обучающихся на уроках изобразительного искусства"Цель сем...

Презентация «Юрта – национальное жилище бурят»

Данная Презентация «Юрта – национальное жилище бурят» создана к уроку ИЗО, введена в тему «Русская изба» 5 класс, как региональный компонент.Знакомит учащихся с жилищем коренного населения респу...

Киіз үй. Юрта - переносное жилище казахов.

Урок казахского языка для 9 класса общеобразовательных школ.Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся и соответствует календарно-тематическому планированию. Прилагается видео и пре...

«Эволюция традиционного жилища донских казаков».

Люблю свой край, простор родимыйСтаницы, рощи, хутора,Широкий Дон, ковыль гонимыйНизовым ветром до утраВокруг простор степи бескрайнийВесь зеленеющий в цветахИ аромат необычайныйВ глубоких тает небеса...

Презентация к уроку " Юрта- традиционное жилище кочевников"

В программе по бурятскому языку в 6 классе большое внимание уделяется теме "Юрта-жилище бурят"....

Программа "Чум - традиционное жилище северян"

Программа развития воспитательной компоненты в школах ЯНАО на 2013-2020 годы, в которой особое внимание уделено этнокультурному образованию: воспитанию уважения к культуре и традициям коренных народов...

Консультация для родителей: "Традиционное жилище бурят"

Консультация для родителей:Традиционное жилище бурятУстройство традиционной бурятской юртыКруглая юрта –исторически сложившийся образец жилища, который идеально приспособлен для кочевого образа ...