Изучение жанров публицистики как стимул к расширению круга литературного чтения
статья

Тихонова Анна Анатольевна

Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к сужению круга интересов подростка. Натаскивание на ВПР и ЕГЭ убивает креативное мышление и «съедает» время, которое можно было бы потратить на общение с хорошей книгой.
Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в и в снижении коммуникативности, чувства эмпатии. Поэтому, на мой взгляд, перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности – возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить занявшее, в настоящее время, главенствующее место компьютерные игры, видеофильмы и другие различные виды развлечений, предлагаемые шоу-бизнесом. Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру. Работа кружков ОДОТ должна включаться в эту общую работу, включаться в политическую, культурно-политическую, жизнь нашей страны!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Изучение жанров публицистики как стимул к расширению круга литературного чтения

Тихонова Анна Анатольевна

ГБОУ школа № 555 «Белогорье»

Знаете ли вы, что, прививая интерес к чтению, вы занимаетесь политикой? Государственной культурной политикой России. А куда должна быть направлена национальная культурная политика? Государственная культурная политика России, как и всякой самостоятельной и здоровой страны, должна быть направлена на поддержку отечественной культуры. Однако речь не идёт о поддержке любого произвольного креатива, зачастую оказывающегося антиобщественным, анти-культурным и разрушительным. Поддержка культуры со стороны государства предполагает ответственность этих деятелей перед обществом. Поэтому речь идёт о поддержке культуры, которая делает общество сплочённым, добрым, умным, нравственным. А где сосредоточены всё доброе, умное, духовное; где мы найдем примеры исторической памяти и патриотизма? Конечно, в книгах!

Работа в детской редакции школьной газеты «Вершина» (кружок «Юный журналист») позволяет при изучении композиционных и языковых особенностей жанров публицистики обращаться не только к журнальным и газетным публикациям, но и работать с текстами художественной литературы. Герои литературных произведений помогают провести занятия в занимательной игровой форме: репортажи с места события, интервью с персонажами и авторами, квест по книге как журналистское расследование… Конкурсы аннотаций, рецензии на книжные новинки и на спектакли, поставленные на основе литературных произведений – всё это позволяет расширять круг литературного чтения, развивать интерес к чтению на базе дополнительного образования.

Книга замечательного сказочника Джанни Родари «Грамматика фантазии» позволяет подобрать приёмы развития креативного мышления. Например, при работе над жанром заметки хорошо использовать комбинаторный приём «Бином фантазии». Надо выбрать два слова, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Объединяют слова между собой через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Например. Велосипед и кирпич. Подбираем предлоги: на, в, из, под, через, над, от, у… Отвечаем на вопросы: что? где? когда? с кем? Получаем заметку о дорожном происшествии: «Кирпич упал на велосипедиста», «Велосипед наехал на кирпич», «Велосипедист проехал под знак «кирпич», «На велосипеде везли кирпичи» и т.д. Заметка — это информационный жанр журналистики, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию. Небольшая по объёму, идет только событие без выводов и оценок. Не важно, что думает сам автор.

Следующий шаг: превращаем заметку в репортаж. Заметка лишь сообщает о событии, а репортаж изображает событие как процесс. Главные требования: динамичность и наглядность!

Дополняем свой текст ответами на вопросы: как? почему? отчего? Используем эффект присутствия (автор-очевидец событий).

Работаем с языковыми средствами публицистического стиля, используя составленную ранее на занятиях таблицу (см. Приложение № 1).

Книга Джанни Родари даёт еще множество приёмов, которые мы можем использовать на занятиях, но, кроме этого, она является и занимательным чтением, которое мы можем смело предлагать нашим ученикам и их родителям.

При работе с жанром интервью можно обратиться к любому художественному тексту. Собрать на его основе досье, подготовить вопросы, представление интервьюируемого – одного из героев книги. Усложнить работу можно, выбрав своим «собеседником» не персонажа, а автора: тогда понадобится работа с биографией, обращение к другим произведениям. Например, изучая «Муму» И.С. Тургенева, интервьюируемыми могут стать барыня, Татьяна, Гаврила, сам Тургенев. Можно провести и в форме суда, тогда получится репортаж из зала суда.

В классе и в параллели, среди учителей и среди родителей мы можем проводить блиц-опросы. Блиц-опрос уже по природе своей призван обнаруживать   спектр мнений. Задача редактора — проследить, чтобы в публикации были представлены именно разнообразные позиции интервьюируемых. Необходимо обращать внимание на то, чтобы мнения респондентов не повторялись. Если опрашиваемые люди единодушны в своих взглядах на проблему, то не имеет смысла оформлять собранный материал в виде блиц-опроса.

Ваше любимое произведение Пушкина. Какие книги Вам больше нравятся: фантастика, детективы, любовные романы…Сколько книг (художественной литературы) Вы прочли за лето? Кабинету литературы нужно присвоить имя… Для газеты мы оформляем их результаты в виде гистограмм, диаграмм.

Все эти блиц-опросы помогут не только определить круг чтения, но и расширить его: ведь кого-то заинтересует книга, прочитанная папой, одноклассником или директором школы, а кто-то захочет узнать, что написано в самом популярном по результатам опроса произведении. Так блиц-опросы тоже помогают нам развивать интерес к чтению.

Конечно, все дети любят играть. Само слово «квест» звучит для них интригующе. Квест (от англ. quest- поиск, приключение) – это командная приключенческая игра с сюжетом и распределением ролей. В учебном процессе его удобно использовать для работы с проблемным заданием, когда игровые моменты (сюжет, роли, головоломки…) пробуждают творческий подход, самостоятельность, желание работать в команде ради общего результата. Квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Структура квест - технологии сводится к следующему: постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.); порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы); конечная цель (приз). Нашей задачей на занятии стало проведение журналистского расследования.

 На уроках истории как раз завершилась тема «Древняя Греция». Мы решили узнать: кто виновен в начале троянской войны. Лото, кроссворды, ребусы, сценки… (см. Приложения № 2, 3, 4). Сужаем круг подозреваемых, ищем улики, проводим следственный эксперимент, находим преступника… И оформляем как журналистское расследование. Начинаем с конца и раскручиваем клубок. В конце ведущие-помощники разыграли сценку «Суд Париса» и вручили всем участникам квеста вкусные яблоки - «самым красивым и самым умным».

Заодно вспомнили и другие детективные сюжеты, записали на доске несколько имён знаменитых сыщиков и их отцов-авторов.

Аннота́ция (от лат. annotatio «замечание»)— краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи, патента, фильма, грампластинки или другого издания, а также его краткая характеристика. Она указывает на отличительные особенности и достоинства произведения. В школьном конкурсном варианте можно использовать в этом жанре элементы рекламы.

Конкурс можно проводить в двух формах: аннотация с иллюстрацией (работы вывешиваются для обзора на определённый срок) или только тексты, которые сдаются или зачитываются публично. Победителей можно определять голосованием, или результаты будут зависеть от мнения жюри. Этот конкурс позволяет расширить круг чтения: кто-то обязательно захочет прочесть книгу, ставшую призёром или заинтересовавшую каким-то совпадением вкусов и интересов.

Обучение написанию рецензии позволяет поговорить и о книжных новинках, и о театральных постановках на основе литературных произведений. Рецензия – критический отзыв о книге, фильме, спектакле, содержащий анализ и развернутую оценку, основанную на личных впечатлениях. В рецензии выражается свое отношение, анализируются достоинства и недостатки произведения, особенности композиции, авторские приемы изображения героев и событий, прослеживаются особенности жанра, конфликта, речи. Если читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном спектакле, фильме «нравится — не нравится» без доказательств, то рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

Для пятиклассников была выбрана постановка ТЮЗа. Спектакль «Датская история». По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Заданием перед просмотром спектакля было найти 10 отличий между литературным произведением и постановкой. Конечно, для этого пришлось вновь перечитать саму сказку. С обсуждения этих несовпадений и было начато обсуждение после спектакля, а потом уже речь пошла о режиссерских и актерских находках, о работе декораторов и костюмеров. Тут и работа хореографа (дикие утки-стиляги, лебеди-классический балет, утки дворовые-косолапят), и акценты персонажей, и музыкальное сопровождение… Дополнением к рецензии на спектакль стала работа над афишами к нему. Ведь кому-то легче выразить своё отношение и видение не через слово, а через зрительный образ.

Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 – 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. По оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения.

Список использованной литературы

  1. Джон Кин. Работа современного репортера.  МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.
  3. Максимова Н.В. Квест, или Как использовать приключенческие игры в решении образовательных задач. Учебно-методическое пособие. Электронное издание. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2018.
  4. Джанни Родари «Грамматика фантазии» Изд. «Самокат», 2017.
  5. Розенталь Д.Э.  Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988.
  6. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992.

Приложение 1.

Таблица «Черты публицистического стиля»

Черты стиля

Примеры

Свои примеры

Разговорная лексика

Зазевался, легковушка

 

 

Личные местоимения

Мне, меня, мой

 

Инверсия

Не понравилось мне это.

 

 

Восклицательные предложения

Лихачам на дороге делать нечего!

 

Лексические повторы

А он всё разгонялся и разгонялся.

 

Риторические вопросы

Куда смотрят родители?

 

Риторические обращения

Обратите внимание…

 

Ряды однородных членов

Он так спешил, нёсся, летел…

 

Парцелляция

Это нужно всем. Чтобы потом не плакать.

 

Анафора

Машины на дороге. Машины на тротуаре.

 

Эпифора

На дороге машины. На тротуаре машины.

 

 

Параллелизм

Он приехал на велосипеде.

Она подъехала на автомобиле.

 

Оксюморон

Тихо спешил.

Горькая сладость.

 

фразеологизмы

Тише едешь – дальше будешь.

 

сравнения

Словно за ним кто-то гонится.

 

эпитеты

Молниеносный, реактивный 

 

метафора

Островок безопасности

 

антонимы

Правым оказался левый

 

аббревиатуры

ГИБДД, ДТП

 

 

Приложение № 2

Ребусы

  1.  
  2.  

3.

4.

Приложение № 3

Атрибуты богов

 

Приложение № 4

Лото

Геракл

Геркулес

Аид

Плутон

Арес

Марс

Артемида

Диана

Афина

Минерва

Крон

Сатурн

Гера

Юнона

Аполлон

Феб

Гермес

Меркурий

Афродита

Венера

Дионис

Вакх

Гефест

Вулкан

Зевс

Юпитер

Пан

Фавн

Посейдон

Нептун

Эрот

Амур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры публицистики

Открытый интегрированный урок истории и литературы, проведённый совместно учителем истории и литературы на материале школьного музея...

« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение  к людям...

план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"

Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...

Жанры публицистики Уроки №18-21, 4 часа, базовый уровень А.И. Власенков, 11 класс

1.Знакомство с жанрами публицистики. Работа по заданиям учебника.2. Стиль религиозно-духовной литературы, её жанры,основные произведения и имена....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ

Тема: Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики.Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строени...

Репортаж и очерк как жанры публицистики

Данная презентация может быть использована для подготовки к занятию по развитию речи в 8-9 классах, а также для внеурочной деятельности, для проведения филологического практикума по жанрам публицистик...