Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время
статья

Зверева Елена Николаевна

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

во внеурочное время

Зверева Е.Н.,

педагог - организатор по экологии

Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная

на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется в младших классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в современной школе и может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. Воспитание и образование детей по экологии во внеурочной деятельности позволяет учащимся активно приобщаться к самостоятельному познанию окружающего мира, себя и себя в этом мире.

Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений

учащихся необходимо наличие определенных критериев:

  • Практическая готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.
  • Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности.
  • Проявление креативности

учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.

  • Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.

Важными педагогическими условиями формирования исследовательских умений младших школьников являются:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь, оказываемую в процессе учебного исследования.
  • Мотивированность исследовательской деятельности учащихся.
  •  Мотивационность учебно-исследовательской деятельности реализуется за счет создания ситуации затруднения в процессе обучения и во внеурочной деятельности, осознание учащимися необходимости потребности в новых знаниях, расширение круга интересов учащихся.

Обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный

творческий поиск.

  • Гуманистическая позиция и профессиональная деятельность педагога-организатора исследовательской деятельности по созданию продуктивной образовательной среды. Успех любой деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» — сотрудничество учителя, ученика и родителя.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнаний к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося. Впоследствии он переносит приобретенный опыт на свои поступки в обыденной жизни.

С целью формирования навыков исследовательской деятельности разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования — это объект текущего познавательного интереса учащегося, который и становится темой его исследования.

Учебное исследование школьника, включает следующие основные этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
  • Подготовка проекта (сообщение, доклад и др.)
  • Защита проекта.

В результате такой деятельности, учащиеся приобретают умения работать с информацией, ставить цели и задачи, эксперименты, а также выступать перед публикой.

Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время, а также посещение кружков, студий, организация экскурсий.

И все те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка.

Литература:

1. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» № 11, 2008 г.

2. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. — Москва, 2008 г. — 160 с.

      3. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности — Омск. Гос. Ун-т, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности школьников по химии во внеурочное время

Рассмотрены различные формы исследовательской работы учащихся по химии во внеурочное время....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Организация исследовательской деятельности обучающихся по биологии во внеурочное время

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, эксперим...