Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных»
рабочая программа

Резниченко Лариса Михайловна

Создание в учреждениях дополнительного  образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного  сознания у детей среднего школьного возраста  целесообразно и актуально в современных условиях по нескольким причинам: данный возраст характеризуется  сензитивностью  в развитии, в том числе в формирование  ценностного отношения к окружающему миру, природе; система дополнительного образования позволяет гибко  учитывать индивидуальные особенности и социальную ситуацию  развития ребенка, что дает  возможность выстраивать индивидуальную траекторию  обучения, используя адекватные педагогические методы  и формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v_mire_zhivotnyh.doc343 КБ
PDF icon v_mire_zhivotnyh.pdf103.19 КБ

Предварительный просмотр:


Паспорт  программы

Полное наименование программы

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных»

Автор программы

Резниченко Л.М., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие»

Руководитель

Директор Советского  районного Центра развития творчества детей и  юношества « Созвездие» Васянин О.Н.

Возраст детей, на которых реализуется программа

11-15 лет

Цель и задачи программы

Цель: экологическое образование и воспитание обучающихся, направленное на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

  • раскрытие, развитие и удовлетворение интересов детей в экологической, эстетической и натуралистической работе;
  • формирование интереса к экологии, опытно-исследовательской деятельности;
  • воспитание бережного отношения к природе, вовлечения детей и подростков в природоохранную деятельность.

Направленность

Эколого - биологическая

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

Адаптированная

Способ  освоения содержания

Общекультурный

Краткое содержание программы

Программа предусматривает знакомство с особенностями животного и растительного мира ХМАО-Югра. В программе уделено внимание взаимодействию человека и природы через блоки: «человек и здоровье», «человек и природа». Завершается программа изучением животных, которые содержатся в мини-зоопарке Центра «Созвездие».

Ожидаемые результаты реализации программы

По окончанию обучения воспитанники должны обладать компетенциями теоретическими:

 •дикие животные и растения, обитатели лесов ХМАО - Югры, особенности жизнедеятельности;

•животные и растения, занесенные в Красную книгу ХМАО, особо охраняемые территории ХМАО – Югры;

•понятие здорового образа жизни;

•видовой состав  мини-зоопарка;

•условия содержания животных – обитателей мини – зоопарка;

•правила поведения в мини-зоопарке;

практическими:

•систематизирование  животных и растений по группам;

•соблюдение правил здорового образа жизни;

•применение знаний по созданию необходимых условий при содержании животных в неволе;

•вести наблюдения над животными мини-зоопарка, пользоваться специальной литературой (биологическими справочниками, определителями, словарями);

•правильное содержание животных  в мини – зоопарке.

Содержание программы.

Наименование параметра

Страница

Информационная карта

Содержание программы

1.

Пояснительная записка (новизна, актуальность, цель, задачи)

4-5

2.

Ожидаемые результаты

5-6

3.

Механизм отслеживания результатов

6

4.

Содержание программы

7-11

Учебно-тематический план 1-го года обучения

7

Содержание программы 1-го года обучения

7-9

Учебно-тематический план 2-го года обучения

9

Содержание программы 2-го года обучения

9-11

5.

Методическое обеспечение программы

11

Список литературы для педагога и воспитанников

Приложение

Пояснительная записка.

Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в подростковом возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы. Необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.  Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь воспитаннику самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Создание в учреждениях дополнительного  образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного  сознания у детей среднего школьного возраста  целесообразно и актуально в современных условиях по нескольким причинам: данный возраст характеризуется  сензитивностью  в развитии, в том числе в формирование  ценностного отношения к окружающему миру, природе; система дополнительного образования позволяет гибко  учитывать индивидуальные особенности и социальную ситуацию  развития ребенка, что дает  возможность выстраивать индивидуальную траекторию  обучения, используя адекватные педагогические методы  и формы работы.

Программа  «В мире животных»  адаптированная, составлена на основе  программы «Знакомые незнакомцы», автор Костив А.М., «Экология для младших школьников», авторы: Гребенюк Г.Н., Иванова Н.А.

Новизна программы заключатся в том, что формирование экологического мировоззрения, осуществляется на основе изучения представителей животного мира, находящихся как в мини-зоопарке Центра «Созвездие», так и на территории нашего округа. Программа дополнена блоками «Человек и природа», «Человек и здоровье».

Программа  направлена на духовно – нравственное, общекультурное, социальное  развитие личности.

Особое значение при реализации программы отводится   реализации  регионального компонента: изучение местных видов животных и растений, их охране. На  занятиях созданы условия для самовыражения, самореализации детей посредствам ведения элементов проектной деятельности на занятиях и выполнения  творческих работ по изучению видового  состава животных по классам.  

Данная программа  углубляет знания, полученные на уроках  ботаники и зоологии с основами экологии  в общеобразовательной школе.      

Цель программы: экологическое образование и воспитание обучающихся, направленное на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

  • раскрытие, развитие и удовлетворение интересов детей в экологической, эстетической и натуралистической работе;
  • формирование интереса к экологии, опытно-исследовательской деятельности;
  • воспитание бережного отношения к природе, вовлечения детей и подростков в природоохранную деятельность.

Сроки  реализации программы

Срок реализации  программы 2 года (2 раза в неделю   по 2 часа  с каждой группой). Оптимальное количество детей в каждой группе 10-12 человек, так как  в большом количестве затруднен индивидуальный подход.

Форма проведения занятий:

лекции, беседы, познавательные и интеллектуальные игры, экскурсии, наблюдения, исследования, практические и лабораторные занятия в мини-зоопарке Центра «Созвездие».

Форма  обучения:

групповая с элементами  индивидуального и дифференцированного подхода.

Для успешной  реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- технология развивающего обучения (развитие творческих, индивидуальных, познавательных  способностей детей, формирование теоретического сознания и мышления);

- педагогика сотрудничества (каждая личность воспитанника ставится в центре образовательно-воспитательной системы, происходит развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности, единство компонентов образовательно-воспитательной системы);

- проблемное обучение (в процессе происходит развитие внимания, речи, мышления, творческих способностей, усиливается мотивация к учебной деятельности; формируется адекватная самооценка личности, воспитание осуществляется сотрудничеством);

- элементы проектной деятельности;

- здоровьесберегающие технологии (сохранение и увеличение резервов здоровья ребенка, учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастными особенностями). На занятиях  проводятся физминутки,  наблюдается постоянная смена видов деятельности, проводятся занятия на свежем воздухе.

Для реализации программы используются следующие методы:

  1. Словесный (беседа, объяснение, рассказ, сообщение учащегося);
  2. Наглядный (демонстрация натуральных объектов, различных пособий, таблиц, рисунков, схем, фотографий, видеофильмов);
  3. Практический (распознавание и определение объектов, наблюдение). Ребята наблюдают за поведением животных, за их ритмом жизни в условиях мини-зоопарка.

2. Ожидаемые результаты.

В результате  реализации программы обучающиеся должны овладеть  следующими теоретическими компетенциями:

  • дикие животные и растения, обитатели лесов ХМАО - Югры, особенности жизнедеятельности;
  • животные и растения, занесенные в Красную книгу ХМАО, особо охраняемые территории ХМАО – Югры;
  • понятие здорового образа жизни;
  • видовой состав  мини-зоопарка;
  • условия содержания животных – обитателей мини – зоопарка;
  • правила поведения в мини-зоопарке;

практическими компетенциями:

  • систематизирование  животных и растений по группам;
  • соблюдение правил здорового образа жизни;
  • применение знаний по созданию необходимых условий при содержании животных в неволе;
  • вести наблюдения над животными мини-зоопарка, пользоваться специальной литературой (биологическими справочниками, определителями, словарями);
  • правильное содержание животных  в мини – зоопарке.

  1. Механизм  отслеживания результатов.

        Результаты реализации программы  отслеживаются по окончанию раздела программы и  в конце года.  Каждый раздел, согласно учебно – тематическому плана имеет форму контроля в виде:

- тестов;

- викторин;

- опросов.

        В конце учебного года результативность освоения программы подводятся в    форме викторины, выявляются проблемы, производится корректировка пробелов.

          Диагностика  проводится по следующим критериям

Ф.И. О воспитанника

Год обучения

Критерии

Уровень знаний о природе  родного  края

 ( диких животных, редкие  и исчезающие  виды животных)

Уровень знаний о природе  родного  края

 (растениях, редкие  и исчезающие  виды растений)

Уровень знаний о правилах здорового образа жизни

Уровень знаний  об основных  обитателях  мини – зоопарка

 видовой состав, условиях их содержания

Умение оперировать специальной терминологией

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

Н.г.

Критерии оценивания:

Высокий уровень -5 .

Средний уровень - 3.

Низкий уровень  - 1.

        В  середине и конце учебного года воспитанники готовятся и принимают активное участие в экологических слетах, акциях  «Марш парков», «Спасти и сохранить» и т.д.   

  1. Содержание программы.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Наименование разделов

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

Опрос

2

Животный мир ХМАО-Югры

48

21

27

Тест

3

Растительный мир ХМАО-Югры

22

9

13

Опрос

4

Человек и его здоровье

10

4

6

Викторина

5

Человек и природа

20

9

11

Викторина

6

Обитатели мини-зоопарка

42

20

22

Тест

Итого (ч):

144

65

79

Содержание программы 1-го года обучения.

1.Введение. Интересные и занимательные факты из жизни животных.

2. Животный мир ХМАО-Югры.

Хищные (бурый медведь, росомаха, лисица, волк, рысь). Характеристика, видовой состав,  среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа: составление кроссворда о хищных животных.

Семейство куньих (ласка, куница, соболь, норка). Краткий обзор млекопитающих, обитающих в лесах округа. «Пушистое золото» Югры.

Парнокопытные (косуля, лось, северный олень). Видовое разнообразие. Особенности их образа жизни, приспособленность к условиям окружающей среды.

Зайцеобразные (заяц-беляк, уральская северная пищуха). Характеристика, среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа: конкурс-рисунков на тему «Заяц-беляк».

Грызуны (бобр, белка, бурундук, выдра). Роль грызунов в природе. Характеристика, видовой состав,  среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни.

Насекомоядные (крот европейский, крот сибирский). Характеристика, среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа: аппликация на тему «Крот сибирский в природе».

Рукокрылые (летучие мыши, прудовая ночница). Характеристика, среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни.

Птицы (перелетные, зимующие). Птицы наших лесов. Характеристика, видовой состав,  среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа: изготовление кормушек для птиц. Понятия: зимующие, перелетные птицы.

Рыбы (осетровые, сиговые). Характеристика, видовой состав,  среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа:

Оформление книги «Животный мир ХМАО-Югры». Развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанника.

Экологическая игра- викторина. Контроль знаний по теме «Животный мир ХМАО-Югры».

3. Растительный мир ХМАО-Югры.

Деревья (хвойные, лиственные). Значение растений в природе. Основные жизненные формы растений. Кедровый, сосновый, лиственный лес. Понятие: лесные экосистемы.

Кустарники (высокорослые, низкорослые, кустарнички). Характеристика.

Лесные травы. Понятие: ядовитые растения. 

Травы болот и лугов. Понятие: луговые, болотные экосистемы.

Оформление книги «Растительный мир ХМАО-Югры». Контроль знаний по теме «Растительный мир ХМАО-Югры».

4.Человек и его здоровье.

Лечебные свойства сибирского здоровья. Что такое здоровье? Забота о своём здоровье – дело каждого и на каждый день. Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья. Кедр сибирский (сосна сибирская). Какими полезными веществами богаты кедровые орехи? Понятие: здоровье, иммунитет.

Лечебные свойства холода. Холод в жизни человека. Целебные свойства льда и снега. Эффект криотерапии. Понятие: закаливание.

Лечебные свойства: брусники, черники, клюквы, шиповника, мать и мачехи, цветочных культур, грибов. Витамины, что это и зачем нам это? Народная медицина: плюсы и минусы. Понятие: лекарственные растения, авитаминоз, витамины.

Составление кроссворда. Контроль знаний по теме «Человек и здоровье».

5.Человек и природа.

Красная книга ХМАО-Югры. История создания Красной книги. Творческая работа: «Край заповедный» (рассказ, рисунок).

Заповедные места. Особо охраняемые территории ХМАО, природоохранные организации. Заповедник «Малая Сосьва», природный парк «Кондинские озера», памятник природы «Озеро Ренге-Тур», «Аран-Тур», заказник «Верхнекондинский». Отличительные особенности, функционал. Понятия: природоохранная деятельность, заповедник, заказник, природные парки, памятник природы, «зелёный патруль».

Редкие виды растений, животных, грибов. Кувшинка чисто-белая. Филин. Осиновик белый. Характеристика, видовой состав.

Охраняемые виды растений и животных. Западносибирский  речной бобр. Стерх. Таймень. Викторина «Наш край». Приложение № 1

Правила поведения в лесу. Десять заповедей друзей леса.

Подготовка агитбригады. Выступление агитбригады.

6.Обитатели мини-зоопарка.

Видовой состав  животных мини-зоопарка. Экскурсия по   мини – зоопарку. Знакомство с жизнью обитателей мини –зоопарка,  их повадками и поведением.

Млекопитающие мини-зоопарка. Характерные признаки млекопитающих. Понятия: млекопитающие.  

Знакомьтесь - грызуны (содержание, рацион питания). Характерные особенности отряда. Экскурсия по мини-зоопарку: «Представители отряда грызунов мини-зоопарка». История одомашнивания морских свинок, крыс, мышей. Понятия: помёт, инстинкт, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Обитатели аквариума. Наука о рыбах. История аквариумистики. Практическая работа «Внешнее строение рыб. Приспособления к среде обитания».

Многообразие рыб  мини-зоопарка. Видовой состав рыб. Особенности ухода за аквариумными рыбками. Практическая работа  «Моделирование аквариума для золотой рыбки». Понятия: аквариум, аквариумистика, ихтиология.

Террариумные животные. Знакомство с обитателями живого уголка – представителями класса земноводных. Видовой состав. Практическая работа «Сравнение особенностей внешнего строения и образа жизни квакши и тритона обыкновенного». Понятия: террариум.

Жизнь под панцирем. Черепахи. Практическая работа: «Особенности внешнего строения и образа жизни черепах». Практическая работа: «Наблюдение за  поведением черепах». Понятия: рептилии, карапакс, пластрон.

Разнообразие насекомых  мини-зоопарка. Палочник, лесной таракан, сверчок; их эколого-биологические особенности. Роль насекомых в природе. Творческая работа: оригами на тему «Насекомые». Понятия: цепи питания, среда обитания, феромоны, инсектарий, хитин, цикл развития, метаморфоз, личинка, куколка, имаго.

Моллюски и амфибии, кто это такие? Характеристика объекта, среда обитания, питание, виды, значение в природной среде. Виноградная  улитка, улитка- ахатина. Творческая работа: сочиним сказку «Почему у улитки дом на спине?».  Понятия: раковина, мантия, гермафродит, пигмент, альбинизм.

Пернатые обитатели. Наука о птицах. Практическая работа «Особенности внешнего строения птиц, приспособлений, связанных с образом жизни. Изучение строения пера птицы». Понятия: контурные перья, пуховые перья,   орнитология, орнитолог.

Экзотические птицы – кто они? Экологические и биологические особенности. Разнообразие видов попугаев мини-зоопарка. Практическая работа: особенности ухода за попугаями.    

Игра-путешествие. Контроль знаний по теме «Обитатели мини-зоопарка». Приложение № 2

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

Наименование разделов

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

Опрос

2

Животный мир ХМАО-Югры

22

10

12

Тест

3

Растительный мир ХМАО-Югры

8

3

5

Опрос

4

Зоопарки мира

28

13

15

Викторина

5

Человек и природа

22

10

12

Викторина

6

Обитатели мини-зоопарка

24

11

13

Тест

7

Тайны живой природы

44

21

23

Итого (ч):

150

70

80

Содержание программы 2-го года обучения.

1.Введение. Ознакомление с работой кружка Инструктаж по технике безопасности. Интересные и занимательные факты из жизни животных.

2. Животный мир ХМАО-Югры.

Хищные (лисица, волк, рысь). Характеристика, видовой состав,  среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа: составление кроссворда о хищных животных.

Семейство куньих (соболь, норка). Краткий обзор млекопитающих, обитающих в лесах округа. «Пушистое золото» Югры.

Парнокопытные (лось, северный олень). Видовое разнообразие. Особенности их образа жизни, приспособленность к условиям окружающей среды.

Зайцеобразные (заяц-беляк). Характеристика, среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа: конкурс-рисунков на тему «Заяц-беляк».

Грызуны (бобр, белка). Роль грызунов в природе. Характеристика, видовой состав,  среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни.

Насекомоядные (крот европейский, крот сибирский). Характеристика, среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа: аппликация на тему «Крот сибирский в природе».

Рукокрылые (летучие мыши, прудовая ночница). Характеристика, среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни.

Птицы (перелетные, зимующие). Птицы наших лесов. Характеристика, видовой состав,  среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа: изготовление кормушек для птиц. Понятия: зимующие, перелетные птицы.

Рыбы (сиговые). Характеристика, видовой состав,  среда обитания,  питание, приспособленность  к жизни. Творческая работа:

Оформление книги «Животный мир ХМАО-Югры». Развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанника.

Экологическая игра - викторина. Контроль знаний по теме «Животный мир ХМАО-Югры».

3. Растительный мир ХМАО-Югры.

Деревья (хвойные, лиственные). Значение растений в природе. Основные жизненные формы растений. Кедровый, сосновый, лиственный лес. Понятие: лесные экосистемы.

Кустарники (высокорослые, низкорослые, кустарнички). Характеристика.

Лесные травы. Понятие: ядовитые растения. 

Травы болот и лугов. Понятие: луговые, болотные экосистемы.

Оформление книги «Растительный мир ХМАО-Югры». Контроль знаний по теме «Растительный мир ХМАО-Югры».

4.Человек и его здоровье.

Сибирское здоровье. Что такое здоровье? Забота о своем здоровье – дело каждого и на каждый день. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Кедр сибирский (сосна сибирская). Какими полезными веществами богаты кедровые орехи? Понятие: здоровье, иммунитет.

Лечебные свойства холода. Холод жизни человека. Целебные свойства льда и снега. Эффект криотерапии. Понятие: закаливание.

Лечебные свойства брусники, черники, клюквы, шиповника, мать – и – мачехи, цветочных культур, грибов. Витамины, что это и зачем нам это? Народная медицина: плюсы и минусы. Лекарственные растения, авитаминоз, витамины.

Кроссворд. Контроль знаний по теме «Человек и здоровье».

5.Человек и природа.

Красная книга ХМАО-Югры. История создания Красной книги. Творческая работа: «Край заповедный» (рассказ, рисунок).

Заповедные места. Особо охраняемые территории ХМАО, природоохранные организации. Заповедник «Малая Сосьва», природный парк «Кондинские озера», памятник природы «Озеро Ренге-Тур», «Аран-Тур», заказник «Верхнекондинский». Отличительные особенности, функционал. Понятия: природоохранная деятельность, заповедник, заказник, природные парки, памятник природы, «зелёный патруль».

Редкие виды растений, животных, грибов. Кувшинка чисто-белая. Филин. Осиновик белый. Характеристика, видовой состав.

Охраняемые виды растений и животных. Западносибирский  речной бобр. Стерх. Таймень. Викторина «Наш край». Приложение № 1

Правила поведения в лесу. Десять заповедей друзей леса.

Подготовка агитбригады. Выступление агитбригады.

6.Обитатели мини-зоопарка.

Видовой состав  животных мини-зоопарка. Экскурсия по   мини – зоопарку. Знакомство с жизнью обитателей мини –зоопарка,  их повадками и поведением.

Млекопитающие мини-зоопарка. Характерные признаки млекопитающих. Понятия: млекопитающие.  

Знакомьтесь - грызуны (содержание, рацион питания). Характерные особенности отряда. Экскурсия по мини-зоопарку: «Представители отряда грызунов мини-зоопарка». История одомашнивания морских свинок, крыс, мышей. Понятия: помёт, инстинкт, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Обитатели аквариума. Наука о рыбах. История аквариумистики. Практическая работа «Внешнее строение рыб. Приспособления к среде обитания».

Многообразие рыб  мини-зоопарка. Видовой состав рыб. Особенности ухода за аквариумными рыбками. Практическая работа  «Моделирование аквариума для золотой рыбки». Понятия: аквариум, аквариумистика, ихтиология.

Террариумные животные. Знакомство с обитателями живого уголка – представителями класса земноводных. Видовой состав. Практическая работа «Сравнение особенностей внешнего строения и образа жизни квакши и тритона обыкновенного». Понятия: террариум.

Жизнь под панцирем. Черепахи. Практическая работа: «Особенности внешнего строения и образа жизни черепах». Практическая работа: «Наблюдение за  поведением черепах». Понятия: рептилии, карапакс, пластрон.

Разнообразие насекомых  мини-зоопарка. Палочник, лесной таракан, сверчок; их эколого-биологические особенности. Роль насекомых в природе. Творческая работа: оригами на тему «Насекомые». Понятия: цепи питания, среда обитания, феромоны, инсектарий, хитин, цикл развития, метаморфоз, личинка, куколка, имаго.

Моллюски и амфибии, кто это такие? Характеристика объекта, среда обитания, питание, виды, значение в природной среде. Виноградная  улитка, улитка- ахатина. Творческая работа: сочиним сказку «Почему у улитки дом на спине?».  Понятия: раковина, мантия, гермафродит, пигмент, альбинизм.

Пернатые обитатели. Наука о птицах. Практическая работа «Особенности внешнего строения птиц, приспособлений, связанных с образом жизни. Изучение строения пера птицы». Понятия: контурные перья, пуховые перья,   орнитология, орнитолог.

Экзотические птицы – кто они? Экологические и биологические особенности. Разнообразие видов попугаев мини-зоопарка. Практическая работа: особенности ухода за попугаями.    

Игра-путешествие. Контроль знаний по теме «Обитатели мини-зоопарка». Приложение № 2

5. Методическое обеспечение программы.

1.Методические разработки занятий, экскурсий, дидактических игр эколого-биологического содержания.

2.Натуральные объекты (питомцы мини-зоопарка).

3.Дидактический материал по темам программы.

4.Инструктивные карточки для проведения лабораторных и практических работ.

5.Таблицы по систематике животных, картины, фотографии с изображением животных, схемы, альбомы.

6.Литература (методическая, художественная, научно-популярная,  детская, журналы «Тошка», «Муравейник»).

Материалы, необходимые для проведения учебных занятий, оформления творческих работ, проведения наблюдений за обитателями живого уголка.

Канцелярские товары:

Ватман, картон, цветная бумага.

Простые и цветные карандаши, фломастеры, ластик, краски, кисточки.

Тушь, перья, ручки.

Клей, клейкая бумага.

Кнопки, скрепки, иголки.

Шариковые ручки, стержни.

Писчая бумага.

Тетради, альбомы.  

Линейки, циркули.

 Ножницы.

Пластилин.

        ТСО:

Магнитофон

Интерактивная доска

Фотоаппарат

DVD

Телевизор

Мультимедийное оборудование      

 Природный материал: листья, цветы, семена, солома, шишки,  ореховая скорлупа, птичьи перья, тополиный пух и т.д.  

Список рекомендуемой литературы.

  1. Авдонина  М. И.Полная  энциклопедия  насекомые. « Экспо- Пресс» , М.: 2000.- 200с.
  2. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. М.: 2002.- 230 с.
  3. Голубева Е.Б. Земноводные . СПб.: 2007. – 340 с.
  4. Гусев В.Г. Живой уголок / В.Г. Гусев. - М.: «Изат –пресс» , 1999.
  5. Зайцев Д. А. Мир животных. « Попурри». Минск.: 1999.- 340 с.
  6. Красная книга  Ханты – Мансийского автономного округа животные и растения. 2003.
  7. Лухути М.Д. Тайны животных. « РОСМЭН» М.: 2000.- 300с.
  8. Полонский А. Аквариумные рыбки. М.: 1997. – 345с.
  9. Полонский А. Аквариум от А до Я. М.: 1999.- 298 с.
  10. Покидаева Т.Ю. Загадки дикой природы. « РОСМЭН» . М.: 2000.-360с.
  11. Стидворти Д. Хищники. « РОСМЭН»  М.:  1999. – 256 с.
  12. Элерт Н.Н. Край заповедной природы. « Аква – Пресс» Екатеренбург.: 2006. -109 с.

Список литературы для детей.

  1. Большая энциклопедия  животных. « Ольма – Пресс» ,  2000г.
  2. Детская энциклопедия школьника. « РОСМЭН», 2001г.
  3. Дидактические игры по экологии /  С. В. Алексеев [и др.]. –      С.-Пб.,2003.
  4. Домашний зоопарк. Грызуны / М.Александрова [и др.]. - Л.: СП «Смарт», 2001.
  5. Храбрый  В.М. атлас – определитель птиц. « Амфора»  М.: 2006.- 267 с.
  6. Энциклопедия для детей птицы и звери. « Аванта +» М.: 2002 .- 400с.

Приложение № 1

Викторина по разделу «Наш край».

Цель: Познакомить воспитанников с  природой родного края, воспитать чувство гордости за родной край, развить желание познавать природу  родного края.

Оборудование: интерактивная доска, презентация  с  вопросами, листы чистой бумаги, цветные карандаши.

1 тур. Станция « Заповедная».

Какое животное является символом  заповедника « Малая Сосьва»?

Какой заповедник был организован первым в Тюменской области?

Перечислите особо охраняемые территории,  созданные в Советском районе.  

2 тур. Станция «Животный мир Югры».

1.Назовите крупных  млекопитающих  заповедника, осуществляющих  сезонные миграции. (лось, олень).

2 .Назовите  виды земноводных, которые  можно встретить на территории  заповедника « Малая Сосьва».( лягушка, сибирский углозуб).

3.Назовите самое крупное  и самое маленькое хищное млекопитающие ХМАО – Югры. (медведь и ласка).

3 тур Станция «Растения  Югры»

1. Назовите местные первоцветы. (прострел желтеющий, одуванчик, мать- и- мачеха).

2. Ягоды какого болотного растения можно собирать два раза в год: весной и осенью. (клюква).

3. Какое дерево у коренных жителей  Югры является священным.

4 тур Станция «Биоразнообразие»

1.Какое  растение, занесенное в Красную книгу ХМАО является первоцветом?

- Вероника колосистая;

- Прострел желтеющий;

- Любка двулистная.

2. На какой территории  размещается одна из самых крупных зимовок лося в Советском районе?

- Заповедник « Малая Сосьва»;

- Заказник « Верхнее- Кондинский»;

- Природный парк « Кондинские озера».

3. Единственный представитель  семейства кошачьих, обитающих  на территории  ХМАО.

- Амурский тигр;

- Снежный барс;

- Рысь.

4. Кто из этих животных – птица?

- Летяга;

- Ушан;

- Желна.

5. У какой из этих птиц  гнездовой  период происходит в трескучие морозы?

- Поползень;

- Снегирь;

- Клест.

6. Самый крупный  представитель отряда хищных в заповеднике « Малая Сосьва».

- Росомаха;

- Бурый  медведь;

-Волк.

7. Самый крупный грызун  нашей фауны.

- Заяц – беляк;

- Западносибирский речной бобр;

- Бурундук.

8. Самая крупная « краснокнижная» хищная птица ХМАО?

- Беркут;

- Орлан – белохвост;

- Большой подорлик.

9. Назовите единственного представителя  пресмыкающихся в заповеднике « Малая Сосьва»?

- Гадюка;

- Живородящая ящерица;

- Прыткая ящерица.

10. Какая птица умеет спать в полете?

- Беркут;

- Стриж;

- Сплюшка.  

Дополнительные вопросы:

Для какой  хищной птицы рыба является основным объектом охоты? (скопа).

Назовите самую древнюю таежную птицу? (глухарь).  

 Итог игры:  определяем самую активную команду знатоков родного края.

Приложение № 2

Контроль знаний и умений  по теме «Обитатели мини-зоопарка»

№ п/п

Вопрос

№ ответа

Как называется наука, изучающая животных?

1 – экология           2 – зоология          3 - ботаника

1

Тело моллюска заключено в …

1 – панцирь             2 – раковину           3 - скорлупу

2

Кто из перечисленных животных относится к моллюскам?

1 – птицеед             2 – улитка ахатина             3 - сверчок

2

Найди лишнего.

1 – виноградная улитка       2 – ахатина           3 - палочник

3

Как называется наука о пауках?

1 – зоология         2 – арахнология              3 - энтомология

2

Как называется наука о насекомых?

1 – арахнология          2 – ихтиология           3 - энтомология

3

Из какого вещества состоят покровы насекомых?

1 – известь              2 – хитин              3 - клетчатка

2

Из скольки частей состоит тело насекомого?

1 – одной             2 – двух             3 - трех

3

Сколько ног у насекомого?

1 – четыре            2 – восемь             3 - шесть

3

Какие глаза у насекомых?

1 – простые           2 - сложные

1

Метаморфоз – это…

1 – развитие с превращением       2 – развитие без превращения

1

Какое развитие характерно для таракана лесного?

1 -  с метаморфозом           2 – без метаморфоза      

2

Кто из перечисленных насекомых не содержится в мини-зоопарке?

1 – палочник         2 – таракан лесной         3 - кузнечик

2

Как называется наука о рыбах?

1 – арахнология        2 – ихтиология         3 - энтомология

2

«Дом» для рыб.

1 – террариум           2 – аквариум             3 - вольер

2

Какой орган рыб называют «шестым чувством»?

1 – плавательный пузырь        2 – боковая линия       3 - жабры

1

Как называется орган дыхания рыб?

1 – легкие          2 - жабры           3 - трахея  

2

Орган передвижения рыб.

1 – крылья         2 – плавники         3 - ноги

2

О чем гласит «золотое правило» кормления рыб?

1 – недокорм лучше перекорма…  2 – перекорм лучше недокорма …

1

Родина золотой рыбки.

1 – Россия            2 – Япония             3 - Китай

3

Какие из перечисленных предметов являются аквариумным оборудованием?

1 – помпа     2 – рефлектор    3 – настольная лампа    4 – сачок  

5 – термометр     6 – поилка       7 – совок       8 - фильтр

1,5,8

Какая из перечисленных рыб не содержится в аквариумах мини-зоопарка?

1 – меченосец        2 – телескоп          3 пиранья

3

Что означает слово «амфибия»?

1 – жизнь на суше       2 – жизнь в воде      3 – жизнь в двух средах

2

Как называется «дом» для амфибий?

1 – аквариум       2 – террариум        3 - вольер

1

Где размножаются амфибии?

1 – в воде         2 – на суше          3 – в воздухе

1

Чем питаются земноводные?

1 – травой         2 – насекомыми         3 - ягодами

2

К какой группе земноводных относятся квакши?

1 – хвостатым       2 – бесхвостым          3 - безногим

2

Как называется верхняя часть панциря черепах

1 – карапакс         2 – пластрон           3 - пластырь

1

Как можно определить возраст черепахи?

1 – по кольцам на щитках        2 – по глазам        3 – по коже

1

Как размножаются черепахи?

1 – откладывают яйца в песок    2 – мечут икру в воде   3 – рождают живых детенышей

1


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для ДОВ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для детей с ограниченными возможностями расчитана на обучающихся 7-14 лет. Программа предназначена для педаг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии", художественно - эстетической направленности. Расчитена на 3 года обучения. Предназначена для учащихся 7 - 14 лет....

Слайдовая презентация "Защита общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире мягкой фантазии"

Слайдовая презентация "Защита общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире мягкой фантазии" была составлена и представлена  на областном этапе конкурса "Сердце отдаю детям" в 2012 году...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире слов»

  Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В МИРЕ ТАНЦА»

Программа ориентирована на работу с общим контингентом детей младшего, среднего и старшего школьного возраста из семей различного статуса и категорий, в том числе категории СОП...