коспект
план-конспект

Масюлис Татьяна Ивановна

Конспект воспитательного содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vospitat_cheloveka_masyulis.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Красноярское государственное бюджетное образовательное учреждение

«Минусинская школа-интернат»

Конспект воспитательного события

Масюлис Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования

КГБОУ «Минусинская школа – интернат».

1.Форма события: репетиционное занятие

2.Тема события: русский народно-стилизованный танец.

3.Цель события: успешная социальная адаптация воспитанников с нарушением слуха в общество средствами танцевального искусства.

4. Задачи события:

  1. Воспитать у детей с нарушенным слухом навыки сотрудничества и культурного общения, патриотическое отношение к своей родине через русский народный -стилизованный танец.
  2. Отработать танцевальные комбинации из русских - народных плясок «Камаринская» и«Ивановы дети».
  3. Организовать участие глухих и слабослышащих детей для социальной адаптации в городских, краевых, всероссийских и международных конкурсах на одном уровне с любительскими и образцовыми коллективами.
  4. Развивать творческие способности, коммуникативные умения детей с нарушением слуха посредством танцевального искусства и жестового пения.
  5. Расширить словарный запас и кругозор глухого и слабослышащего ребенка, через активное участие в творческих мероприятиях различного уровня.
  6. Формировать у воспитанников эстетическое отношение к нормам поведения в обществе и культурой общения в процессе творческой деятельности.
  7. Совершенствовать психофизические процессы глухого и слабослышащего ребенка позволяющих включаться в социокультурное пространство.

Участники: Глухие и слабослышащие воспитанники КГБОУ «Минусинская школа-интернат» в возрасте от 14-18 лет.

Техническое обеспечение:

- 2 спортивных зала;

- 1 кабинет ритмики с зеркалами и хореографическим станком;

- 1 актовый зал с индукционной петлей;

- 1 экран 3*7;

- 1 проектор;

- 1 ноутбук;

-4колонки;

- 1 микшер пульт;

- 4 радиомикрофона;

-спортивное оборудование для мероприятий;

-музыкальное оборудование (музыкальные инструменты, атрибуты, музыкальные центры);

- музыкальный материал к занятиям;

- атрибуты, костюмы для театрализации.

 Актуальность

 «Все виды искусств

служат величайшему из искусств

 – искусству жить на земле».

Бертольд Брехт.

Социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. «Особые» дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся  от обычной, Поэтому основной проблемой на современном этапе является социализация ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательную среду, с последующей интеграцией его в современный социум.

Глухой ребенок не имеет изначального внутреннего слухового представления (внутреннего слуха), с этим связано отсутствие мелодического слуха, плохая звуковысотная и интонационная память. То есть, хореография для слабослышащего ребенка является способом формирования творческой личности, которая позволяет свободно общаться со слышащими сверстниками из различных творческих коллективов, что способствует адаптации и социализации ребенка в обществе. Поэтому в школе – интернате была создана творческая студия «Ритм и Мы». Занятие в студии для ребят – это, прежде всего интеллектуальная работа, в результате которой ребенок приобретает знания и практические навыки по хореографии, а его творческие способности активно развиваются. Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология глухого и слабослышащего ребенка отличается от возможностей здорового школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки.

На протяжении 18 лет с творческой студией неслышащих детей «Ритм и Мы», бессменным руководителем которой я являюсь, мы участвуем в различных фестивалях - конкурсах. Систематичность выступлений и повышение профессионального уровня воспитанников студии позволяет говорить о фестивале - конкурсе, как о методе социокультурной творческой реабилитации инвалидов по слуху. Нам очень интересны те из них, которые дают возможность поучаствовать в различных номинациях. Ведь нашему коллективу присуща многожанровость: исполнение жестовых песен, чтение художественного слова, театрализация номеров, фольклор, танцевальное шоу. Каждая номинация раскрывает и развивает в ребенке уверенность в себе, в том, что он делает, это правильно. Например, художественное слов или декламация. Вы спросите: Но как же он будет читать, ведь глухой не умеет говорить?! Поверьте, умеет. Да, его устная речь имеет особенности, но чем больше и чаще неслышащий ребенок будет участвовать в фестивалях, иметь возможность реализации своих речевых навыков наравне сослышащими, тем богаче будет становиться его словарь, выразительнее и понятнее речь. Тем успешней в дальнейшем его жизнь в обществе нормально слышащих и говорящих. А номинация хореография? Тоже многие удивляются, как вы танцуете, вы же музыку не слышите? Да, восприятие музыки глухими детьми своеобразно: они воспринимают звуки как вибрацию, чувствуют также темповые различия, паузы, которые помогают ощущать форму произведения, отдельные его элементы. Постепенно, при целенаправленной работе детям становиться доступна красота музыкальных произведений, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие их личностной и эмоциональной сферы. Они не только начинают лучше воспринимать и понимать эмоции других людей, у них повышается внимание к средствам, с помощью которых могут быть выражены собственные эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи, ритмики устной речи. Главное не быть глухим душой.

На протяжении последних трех лет  мы участвуем в самом крупном для нас фестивале по хореографии – Всесибирском фестивале хореографического искусства им. М.С. Годенко. Помимо дипломов лауреатовI,II, III степени и спецприза от знаменитого коллектива «Танцы Сибири» ребята получают заряд позитива, эмоционального всплеска, восторга от того, что их принимают на сцене наравне со знаменитыми коллективами г. Красноярска.

Участие в мероприятиях такого рода влияет не только на реабилитацию социальную, но и профориентационую деятельность инвалидов по слуху в целом. Например, у нас в студии на протяжении 11 лет успешно занималась Елизавета Жидкова (глухая девочка). По окончании школы она выбрала профессию творческую, обучается на педагога дополнительного образования. Но самое главное, что многие выпускники школы и студии поступают в неспециализированные учебные заведения и продолжают обучение среди слышащих сверстников. И независимо от того, где они учатся или работают, являются активными участниками творческой жизни коллектива. Это один из показателей успешной социализации инвалидов по слуху. Девиз нашей школы «Ограниченные возможности, неограниченные способности» подтверждено практикой.

Ход реализации

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Организационный момент: дети входят в зал, построение.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас репетиционное занятие, подготовка к краевому конкурсу любительских хореографических коллективов им. М.С. Годенко.

-Скажем вместе. (педагог дирижирует)

-Артем какое будет занятие? (педагог спрашивает за экраном)

 (Ребенок отвечает.)

 Давайте поприветствуем друг друга  поклоном в русском стиле.

-Саша спроси у Иры, что мы будем делать? (педагог спрашивает за экраном)

 (Ребенок отвечает.)

(Дети выполняют поклон-приветствие в сторону педагога).

Педагог: Мы продолжаем с вами работу в рамках раздела «Русский народный - стилизованный  танец». (педагог говорит за экраном)

-Алена, повтори какую работу мы продолжаем? (педагог спрашивает за экраном)

 (Ребенок отвечает.)

-Скажем вместе (педагог дирижирует)

 (Ребенок отвечает.)

И сегодня особое внимание уделим самобытности, специфике русского танца, его особенностям и пониманию каждым из нас, что мы граждане России и гордимся принадлежностью к уникальной культуре великого русского народа, изучаем ее и бережем.

Русский танец – яркое и красочное творение народа! Он отражает его жизнь, уклад, обычаи, традиции, темперамент. Характер русского  народа имеет много ярких особенностей, которые, несомненно, выделяют его на фоне мировой танцевальной культуры.

Русский танец всегда имеет тему и идею – он всегда содержателен. Он выражает сильные, неподдельные эмоции, берет, что называется, «за живое» и мастерством, и тематикой.

Учитывая особенности русского характера,  русский танец тоже бывает разным - лиричным и задорным, демонстрирует то скромность и нежность, то удаль, широту души, радость победы, горечь поражения, то есть все то, с чем соприкасались наши предки каждый день. 
И сегодня на занятии вы, исполняя элементы русского танца, попробуете прочувствовать и передать многогранность русского танца и  широту русской души.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагог: Мы продолжим наше занятие традиционно, выполним сначала  разминку-разогрев и приступим к работе  у хореографического станка.

Данные упражнения не только развивают ваши мышцы, но и позволяют отработать навык выполнения традиционных комбинаций русского народного танца.

(Дети выполняют разминку с целью разогрева и подготовки связочного аппарата и мышц к выполнению основных упражнений, а также  экзерсис у станка, педагог комментирует на каком музыкальном материале построено  каждое упражнение)

Выполняемое упражнение

Комментарии

1. Приседания;

Движение выполняется под плавную музыку в народном стиле, музыкальный р-р 4/4;

2. Упражнения для развития подвижности стопы;

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 2/4, 4/4;

3. Маленькие броски;

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

4. Круговые движения ногой по полу и по воздуху;

Движение выполняется под плавную музыку в народном стиле, музыкальный р-р 3/4, 4/4;

5. Каблучные упражнения;

Движение выполняется под активную  музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

6. Подготовка к «веревочке»;

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

7. Упражнение с ненапряженной стопой;

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

8. Большие броски.

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

Валеологическая пауза (с целью восстановления дыхания воспитанники выполняют народное пор-де-бра на середине зала, в ходе выполнения педагог комментирует историю происхождения некоторых элементов, обращая внимание на эмоциональную составляющую, а по окончании проводит беседу с воспитанниками.)

Педагог: Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые гуляния, которые были неотъемлемой частью жизни русского человека.  Без русского танца не проходил ни один праздник. «Плясать – душу открывать!» русская народная пословица.

Педагог: Скажите ребята, какие жанры народного танца вы знаете? (педагог спрашивает за экраном)

(Предполагаемые ответы детей: хоровод, пляска)

Педагог: Правильно, ребята! Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические движения, в его основе лежит сразу два жанра танца, а именно: пляска, хоровод. Русский народный танец не спутаешь ни с каким другим. Это особенный вид колоритной, самобытной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей.

Русский народный танец – это картины плавного движения стройных девушек «лебедушек», это задорные пляски с прыжками и активными движениями, вращениями – «ясных соколов», это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души.

Во всех славянских танцах живет характерная черта – жизнерадостность и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы демонстрация удали, широта движений, перекликающаяся с лиричностью и скромностью, а также наполненность смыслом.

Педагог: Итак, ребята вы восстановили дыхание, и мы переходим к следующему этапу.

Педагог: Одним из главных и обязательных компонентов русского танца является национальный костюм. Он очень яркий, красивый,  и соответствует характеру и содержанию танца.

Педагог: Скажите ребята, какие отличительные особенности русского народного костюма? (педагог спрашивает за экраном)

 (Ребенок отвечает.)

(Предполагаемые ответы детей, комментарии педагога.)

У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа. Как и в жизни русский человек стремился украсить свое жилище, также украсить и свой костюм, украшением танца являются «Дроби», которые показывают мастерство и ловкость танцора.

(Дети выполняют дроби на середине зала)

Педагог:  Русские танцы всегда отличались массовостью, задором и удалью.

(Дети выполняют движения в диагонали индивидуально, группами, парами, педагог комментирует движения, акцентируя внимания на характерных особенностях.)

Выполняемое упражнение

Комментарии

Русский ход с «молоточком», переменный ход, «припадание» в комбинации, шаг у ударом о бедро (м)

Музыка лиричная спокойная

«Русский бег», «Русский бег» в повороте, «па де баск», «моталочка» комбинированная

Музыка задорная активная

Присядка (м), прыжки с поджатыми ногами, прыжки с ударом о голенище сапога (м), с выбросом ног

Музыка задорная активная

«Подсечка»(м), «Мяч»(м), «перекидной»(м), «Разножка»(м), Вращения (д), «тюльпанчик»(д)

Музыка задорная активная

Комбинации в парах

Музыка задорная активная

Педагог: Сейчас будем отрабатывать танцевальные комбинации народно- стилизованной пляски «Камаринская», «Ивановы дети».

 (Работа на сценической площадке.)

 (Дети исполняют танец «Камаринская», «Ивановы дети» )

III.  Подведение итогов занятия.

Педагог: Репетиционное занятие подходит к концу, мы повторили все танцевальные комбинации из танцев «Камаринская», «Ивановы дети». Данные танцы вы должны представить на краевом конкурсе любительских хореографических коллективов им. М.С. Годенко.

- Вова, что мы делали? (педагог спрашивает за экраном)

  (Ребенок отвечает.)

-Скажем вместе (педагог дирижирует)

Педагог: Наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

(Дети выполняют поклон-прощание в русском стиле в сторону педагога).

Предполагаемый результат - Планируется, что к окончанию репетиционного занятия учащиеся смогут выполнить основные элементы русского танца, изученные на данный момент, в ходе основной части занятия, а также в ходе исполнения танцевальной композиции и  будут владеть умениями распознавать элементы русского танца.

Планируется, что в результате участия  глухих и слабослышащих детей в городских, краевых, всероссийских и международных конкурсах на одном уровне с любительскими и образцовыми коллективами, поможет им успешно социализироваться в современном обществе после окончания общеобразовательного учреждения. С навыками сотрудничества без страха общения, комплекса неполноценности и заниженной самооценки. С обогащенным словарным запасом и расширенным  кругозором в культурном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока по ритмической гимнастике для девушек 10-11 класса

Конспект с графическим изображением комплеса....

коспект урока по геометрии 9 класс

Здесь представлен урок по геометрии в 9 классе "Длина окружности". Урок усвоения новых знаний, предложены карточки с дифференцированными заданиями....

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Коспект урока искусства в 8 классе "Красота в искусстве и в жизни человека"

На уроке даётся представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов, рассматривается, что является мерилом красоты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

Коспект урока

Конспект урока по теме "Логарифмы и их свойства"....

План-коспект урока "Уэльс и Уэльсцы"

План-конспект по английскому языку в 9 классе (5-й год обучения) на тему «Уэльс и Уэльсцы»  (урок знакомства с культурой и традициями Уэльса)...