Принципы отбора перспективных детей раннего возраста для даль¬нейших занятий боксом
статья

Доклад знакомит с особеннстями отбора одаренных детей раннего возраста для достижения ими уже на этапе начальной подготовки высоких результатов в учебной и соревновательной деятельности  по такому виду спорта, как бокс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного    образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

Принципы отбора перспективных детей раннего возраста

для дальнейших занятий боксом

Автор
                                                       тренер-преподаватель по боксу
                                                         Попов Александр Николаевич

                          Уварово 2018 г.

Бокс, как один из видов единоборств, становится с каждым годом моложе. Рост конкуренции в нем требует новых подходов к поиску талантливых боксёров. Одним из таких новых подходов для учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности стало обучение детей раннего возраста в спортивно-оздоровительных группах (далее – СОГ).

Я работаю в МБОУ ДО«Детско-юношеская спортивная школа» г. Уварово в качестве тренера-преподавателя по боксу  с 2008 года. Имею высшее образование и 1 категорию. Стаж педагогической работы составляет 21 год. Большое внимание в работе стараюсь уделять юным боксёрам. За первые годы педагогической деятельности в ДЮСШ сделал вывод, что дети, зачисленные сразу в группы начальной подготовки, показывают недостаточно высокий уровень физической подготовки и развития, не имеют достаточного времени для формирования одаренности в этом виде единоборств, а новые реалии детского спорта требуют этого.

Мною, совместно с методистом МБОУ ДО ДЮСШ Горновой Л.Б., был разработан проект «Принципы отбора перспективных детей раннего возраста для дальнейших занятий боксом».  Для реализации проекта впервые в 2014 году   мною была набрана группа детей для прохождения обучения на спортивно-оздоровительном этапе.

Необходимо было определить, действительно ли  раннее выявление и формирование одаренности в области бокса детей при обучении в спортивно-оздоровительных группах  подготовит их к более успешному участию в соревнованиях уже в группах начальной подготовки.

Что же такое спортивно-оздоровительная группа? Спортивно-оздоровительная группа - это учебная группа, создаваемая на самом первом, спортивно-оздоровительном этапе  многолетней подготовки спортсменов. Целью занятий данного этапа  является физическое образование с ориентацией на оздоровительную направленность. Обучение в подобных группах вполне могло иметь преимущества по сравнению с группами начальной подготовки, так как наверняка способствует  раннему выявлению одаренных в области бокса детей, позволяя подготовить их к успешному участию в соревнованиях уже на начальном этапе обучения.

Необходимо было выявить и развить, как можно раньше, спортивную одарённость юных боксёров, создать дальнейшую перспективу на успешный результат в соревновательной деятельности уже на начальном этапе обучения, а также обеспечить физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами бокса, укрепить здоровье детей и  мотивировать к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

         Проект был рассчитан на детей раннего возраста, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий спортом и физическими нагрузками, предполагалось апробировать его в течение 3 лет.  Занятия проводились  2 раза в неделю в спортивном зале единоборств. Длительность занятия составляла 45 минут.

Предполагалось, что  обучающиеся должны были знать к концу данного проекта, каковы  история развития, основные понятия, термины и правила бокса и соревнований по данному виду спорта,  какова роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни, и уметь  применять правила безопасности на занятиях, владеть основами гигиены, а также  техникой   выполнения ударов и  защиты.

  В результате освоения проекта  ожидалось повышение уровня общей физической подготовленности, ведь по итогам контрольно-переводных нормативов происходит отбор  и зачисление в  группы начальной подготовки.

Была проведена диагностика физического развития и физической подготовленности детей спортивно-оздоровительной группы, определены рейтинговые значения скоростно-силовой подготовки и выносливости юных боксёров, их динамика отслеживалась на протяжении 3 лет. Были выбраны приемы и методы, эффективные для формирования спортивной одаренности, разработана и, в дальнейшем, апробирована дополнительная общеразвивающая программа, направленная на развитие одаренности юных спортсменов.

Проект был реализован в несколько этапов:

  1. Информационно-аналитический  этап (сентябрь-октябрь, 2014 г.)  начался с анализа методической литературы, ресурсов Интернета, изучения передового  опыта, отбора методических приемов, разработки диагностического материала, проведении  диагностики для создания теоретической базы данной методики.
  2.  Практический этап (ноябрь 2014-май 2016  гг.) включал в себя планирование  работы, разработку системы учебно-тренировочных занятий, разработку дополнительной общеразвивающей  программы, промежуточный контроль. На данном этапе осуществлялось физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности  средствами бокса, повышение степени мотивации к занятиям боксом, самостоятельности и ответственности, укрепление здоровья детей.
  3. Контрольно-аналитический этап (2016-2017г.) Здесь юные спортсмены активно участвовали в соревнованиях. Кроме того, была проведена  итоговая аттестация, где были показаны достаточно высокие результаты по сравнению с результатами в начале моей педагогической деятельности в спортивной школе.

Использовались такие основные формы работы, как  индивидуальная и групповая работа в рамках тренировочного занятия, выполнение домашних заданий по теоретической и физической подготовке, участие в соревнованиях, промежуточно - итоговая аттестация; применялись в работе такие методы, как  методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), упражнений (игровой и соревновательный), комплекс педагогических, медико-биологических и пр. методов на этапе контроля.

Структура тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе обучения была следующей:

  1. Подготовительная часть (15 мин.) – разминка - комплекс упражнений, направленных на разогрев всех мышц, связок и суставов для уменьшения травматизма в процессе тренировки (легкий бег,  разогрев связок голеностопа, разминка коленей, поясницы и мышц спины, плечевого пояса,  локтевых суставов,  кистей рук, шеи).

 2. Основная часть  (25 мин.) - общеразвивающие  и гимнастические упражнения, направленные на совершенствование двигательных способностей юных боксёров, развитие физических качеств (упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи), со снарядами (скакалка, верёвочная лестница, мешки, настенная подушка); технико-тактическая подготовка  направлена на стабильность и правильность боевой стойки и правильность нанесения прямых ударов в голову, туловище, стоя на месте и в движении.

3. Заключительная часть (5 мин.) - Заминка-это комплекс упражнений, направленных на переход организма из рабочего режима в спокойный (легкий бег, висение на турнике, растяжка).

Возможным риском  в образовательной  деятельности на спортивно-оздоровительном этапе могла стать сохранность контингента учащихся. Огромную роль в преодолении этого риска  сыграла мотивация детей мной, как тренером-преподавателем, а также родителями юных боксёров, которые сами занимаются разными видами спорта, в том числе и боксом. Мнение родителей о применении данной методики учитывалось при помощи анкетирования, мониторинга степени удовлетворённости промежуточными и конечными результатами обучения детей. Заинтересованность и неравнодушие родителей именно в таком подходе к обучению боксу была очень заметна.  Количество  детей, не бросающих заниматься боксом, а, наоборот, показывающих стабильный рост уровня подготовки, увеличивалось.  

Была разработана и апробирована дополнительная общеразвивающая программа  «Бокс», практически определены приемы и методы, эффективные для выявления и развития спортивного потенциала юных боксёров, разработаны методические рекомендации для формирования спортивной одарённости учащихся в боксе.

В ходе реализации проекта сделаны выводы, что при наборе группы начального обучения года дети 10- летнего возраста, прошедшие обучение на спортивно-оздоровительном этапе, при приёме вступительных испытаний  показывают более высокие уровень подготовки и долю побед, призовых мест  в региональных соревнованиях, чем боксеры-новички.

Библиографический список

  1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бокс. М.,2013г.
  2.  Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ.ред. И.П. Дегтярева. ФиС, 2006.
  3.   http://www.minstm.gov.ru/ Всероссийский реестр видов спорта.
  4. Современная система подготовки боксѐров/ В.И.Филимонов., М.,2009.
  5.  Бокс. Энциклопедия// Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терраспорт, 1998.
  6. Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2013.
  7. Все о боксе / Сост. Н.А. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. - М., 2005.
  8. Допинг-контроль: что нужно знать каждому (Информационные материалы для спортсменов, тренеров, врачей сборных и клубных команд). - М.: Олимпия Пресс, 2013.
  9. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2008.
  10. Беленький А. Бокс. Большие чемпионы.- М.:,2008.
  11. Щитов В.К. Бокс. Основы техники бокса.- Р.:, 2008.
  12.  Филимонов В.И. Современная система подготовки боксѐров.- М.:2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

Здесь мной представлен перспективный план по сюжетно-отобразительной игре детей раннего возраста....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

Здесь мной представлен перспективный план по сюжетно-отобразительной игре детей раннего возраста....

Перспективный план по сюжетно-отбразительной игре и театральной деятельности детей раннего возраста.

Этот план поможет вам для прохождения аттестации по сюжетно- отобразительной игре....

Перспективный план работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора на декабрь .

Использование фольклора в развитии речи малышей всегда актуально. Перспективный план поможет использовать его в работе с детьми в системе....

Как привлечь детей к занятиям боксом

Для того чтобы заинтересовать детей боксом и привлечь их к активным занятиям рекомендую использовать историческую справку по истории возникновения бокса в мире и в России....

Бокс для детей. О пользе занятий боксом.

Бокс для детей. О пользе занятий боксом....

Как привлечь детей к занятиям боксом

Для того чтобы заинтересовать детей боксом и привлечь их к активным занятиям рекомендую использовать историческую справку по истории возникновения бокса в мире и в России....