РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
статья
У статье представлен комплекс упражнений для повышения уровня координационных способностей, используемых в тренировочном процессе батутистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalashnikov._stud.konferentsiya.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Актуальной проблемой современной медицины и здравоохранения является поиск путей улучшения здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья ребенка определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этой группы населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.
Чтобы быть здоровым, надо двигаться. Это аксиома, не требующая доказательств. Активные движения развивают важнейшие группы мышц, увеличивают эластичность связок и подвижность суставов, повышают эффективность работы сердца. Улучшается кровоснабжение всех органов и тканей, увеличивается жизненная емкость легких, обогащается кровь кислородом, следовательно, активно протекают все виды обмена веществ.
Физическое воспитание в детском саду имеет ряд особенностей. При составлении комплексов упражнений нужно не забывать о том, чтобы они были понятными для детей, простыми и интересными. Менять такие комплексы нужно не реже, чем раз в две недели.
Изучение заболеваемости детей показало, что ее уровень имеет очень стойкую тенденцию к росту. В целом только за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4% [3].
В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 7 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место — травмы и отравления, 3-е место — болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место — болезни органов пищеварения, 5-е место — инфекционные и паразитарные болезни. В целом на первые пять мест приходится 81,9% всей выявленной заболеваемости.
Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. За период с 1990 по 2011 г. обращает на себя внимание рост среди детей уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Однако благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным классам болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах [4,5].
Проблема физического развития дошкольников становится все актуальней. Результаты исследования уровня развития кондиционных способностей детей, проживающих на Крайнем Севере, показали, что большинство из них (61-72%) находилось в пределах «ниже среднего» уровня по нормативам, разработанным для детей центральных регионов. По параметрам скоростно-силовых способностей, данные лишь 3% детей 5-7 лет - находились в пределах «выше среднего» уровня. В беге на выносливость результаты 4% обследованных 5, 7 лет и 1% - 6 лет соответствовали уровню «выше среднего» [1].
Для повышения уровня физической подготовленности используются различные средства и методы. Так, например, применение на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях элементов хатха-йоги, бальных танцев, ритмической гимнастики, фитбол-гимнастики, детского фитнеса способствуют улучшению показателей здоровья и физического развития дошкольников. Разработанные средства и методы физической активности повышают физическую подготовку, положительно сказываются на эмоциональном состоянии детей, что в свою очередь благоприятно сказывается на их здоровье. Фундамент здоровья закладывается с дошкольного возраста. Именно в это время активно развиваются все органы и системы организма. Комплексный подход к физическому развитию позволяет воспитать здорового ребенка. Поэтому так важно применять различные методики для повышения уровня физической подготовленности в дошкольном учреждении.
Сравнительный анализ уровня развития координационных способностей дошкольников, занимающихся прыжками на батуте и детей, не занимающихся спортом, в котором проводились тесты на способности: к двигательным действиям, к равновесию, к реагированию, ориентации в пространстве и согласованности движений, показал высокий уровень у юных спортсменов в тестах на способность к ориентированию в пространстве, двигательному действию и равновесию, тогда как показатели дошкольников занимающихся по традиционной программе в дошкольном учреждении были ниже среднего. Данное исследование свидетельствует, что для повышения уровня координационных способностей в дошкольном учреждении необходим поиск средств и методов [2].
Для повышения уровня координационных способностей, которые играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста, мы разработали тренировочный модуль. Каждый комплекс упражнений строго регламентирован и рассчитан на месяц. Все упражнения необходимо выполнять в основной части, не менее 12 занятий. На весь комплекс упражнений уделяется 6-7 минуты.
Для развития способности к равновесию применялись следующие упражнения:
- Ходьба по мостику, узкой тропинки (скакалка, веревка, линия возможно скамейка);
- Стойка на одной ноге, вторая согнута в колене под прямым углом, руки на пояс. Учиться стоять как можно больше;
- Стойка на четвереньках, поднять прямую ногу и противоположную руку вперед, удерживать;
- Стойка на одной ноге вторую поднять, рисовать круг.
Для развития способности к ориентированию в пространстве:
- Поворот на 180° и 360° выполнить по 5 раз
- Прыжок с поворотом на 180° и 360° выполнить по 5 раз
- Ходьба с резкими поворотами (по веревке или скакалке)
- Ходьба обычным шагом по сигналу (хлопок) повернуться в другую сторону продолжить движение, по сигналу (два хлопка) идти спиной вперед.
Для развития способности к согласованности движений
- Выпады со сменой рук
- 1 – шаг руки вперед; 2 – шаг, руки вперед; 3 – шаг, руки в стороны; 4 – шаг, руки вниз.
- Прыжки на двух ногах со сменой рук на каждый прыжок, вперед, вверх, в стороны, вниз.
- 1 – шаг правой, левую поднять, обхватить руками;
2 – то же на другую.
Для развития способности к реагированию
- И.п. – о.с.
1 – прыжком ноги врозь, руки к плечам
2 – прыжком о.с., руки вверх
3 – прыжком ноги врозь, руки на пояс
4 – и.п.
- И.п. – о.с., руки на пояс
1 – прыжком ноги врозь
2 – прыжком накрест, правая впереди
3 – прыжком ноги врозь
4 – прыжком накрест, левая впереди
- 1 хлопок прыжок вверх, 2 хлопка присесть, 1 щелчок пальцами прыжок ноги врозь, 2 щелчка сед ноги вместе
- Игра с мячом «съедобное не съедобное»
Для развития способности к двигательному действию
- Бег со сложенными ладонями вместе
- Бег на четвереньках спиной в пол
- Махи ногами.
- – шаг левой, мах правой
- – шаг правой, мах левой
- Прыжки на одной ноге
Координационные способности позволяют управлять и контролировать свои движения, что необходимо для подготовки детей к жизни, их оптимальное развитие приходится на дошкольный возраст. Представленные упражнения по нашему мнению позволят улучшить способность к ориентации в пространстве, к равновесию, к согласованности движений, к реагированию и двигательному действию, использование их в процессе воспитания дошкольников позволят более эффективно решать задачи.
Литература
- Ведерникова Л.В. Совершенствование координационных способностей дошкольников 5-7 лет, проживающих в регионах крайнего Севера / Л.В. Ведерникова: автореф. дисс. канд. пед. наук. 2005. С. 8-9.
- Пащенко Л.Г., Калашников А.А. Изучение координационных способностей, детей занимающихся прыжками на батуте / Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. изд. Нижневартовский государственный университет. 2017.
- Полунина Н.В. Роль образа жизни в сохранении здоровья детей. Медицинские аспекты формирования здорового образа жизни. Основы формирования здоровья у детей и подростков / Н.Н. Володин, Б.М. Блохин, Г.П. Арутюнов. М.: Династия, 2011. С. 38—48.
- Полунина Н.В., Черкасов С.Н. Особенности состояния здоровья детей Российской Федерации и пути его улучшения // Приоритетные направления развития здравоохранения Дальнего востока и Байкальского региона: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. Якутск, 2013. С. 203—207.
- Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения // Вестник Росздравнадзора. 2013. №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"
Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....
Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...
"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления
Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....
Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"
СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Учитывая важность проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И мы ...
Особенности развития координационных способностей у детей школьного возраста.
Тема общей характеистики особенностей координационных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания....
Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...