фрагмент образовательного проекта "Селенга- Байкал"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

инновационный проект реализуется на базе школ сетевого сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_proekta_selenga-baykal.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО

ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА  «СЕЛЕНГА - БАЙКАЛ»

“Я слышу – я забываю, 
я вижу – я запоминаю,
  я делаю – я усваиваю”.

(китайская  мудрость)

Содержание

Часть I. Идея проекта.

1.1.. Актуальность проекта

1.2. Цель проекта:

Задачи проекта:

Часть II. Концепция проекта.

2.1. Этноэкологическая, этнокультурная и социальная  компетентности учащихся

Часть III. Содержание проекта.

3.1.Участники инновационного проекта

3.2.Краткое описание проекта

3.3. Механизмы реализации и календарный план выполнения проекта

Часть IV. Руководители и исполнители проекта

Часть V.  Ожидаемые результаты.

Часть VI.  Критерии оценки.

Часть VII. Дальнейшее развитие проекта

I часть. Идея проекта

    Байкал-жемчужина мира, является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО.

    Проект по сохранению мирового наследия имеет своей целью повысить осознание в обществе важности сохранения ценностей культурного и природного богатства уникального озера Байкал.

       Монголо-российская река Селенга — крупнейший приток Байкала, с огромной площади собирающий для него до 50% поверхностной воды. При впадении в озеро Селенга распадается на несколько русел, образуя обширную дельту. Дельта реки Селенги - внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1. 1. Актуальность проблемы.

    Многолетний опыт МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Улан-Удэ как школы диалога  национальных культур и республиканской стажировочной площадки способствовали  развитию изучения и преподавания этнокультуры, этноэкологии  в стенах школы. С 1993 года в школе реализуются программы эколого-культурного воспитания и обучения детей «Этнокультура народов Бурятии», «Этноэкология». С 2007 года школа успешно реализует инновационную образовательную программу «Создание модели межкультурного взаимодействия учащихся  на основе национальных культур». С 2011 года на базе школы создана Республиканская стажировочная площадка для повышения квалификации педагогических работников по теме «Разработка и апробация эффективных моделей поликультурного и межконфессионального образования школьников», направленные на формирование этнокультурных  и социальных компетенций школьников и педагогов. Таким образом, в школе накоплен достаточный опыт реализации инновационных образовательных проектов.  

     Сегодня,  когда поднимается вопрос сохранения экологии окружающей среды,  воспитания национальной идентичности и социализации школьников, необходим для решения проблем практико-ориентированный подход.  В школе как обязательный предмет изучаются этноэкология, бурятский язык, литература Бурятии, история Бурятии, направленные на формирование поликультурной, этноэкологической и социальной  компетенций.   Но этого недостаточно для решения существующих проблем. Учителя, родители  и учащиеся школы глубоко убеждены, что   наряду с теоретическими занятиями надо вести практические  занятия по экологии и этнопедагогике.   Для качественного формирования «человека 21 века» должна быть создана среда обучения, развития  и мотивация. Вот такой средой и станет наш инновационный международный  проект «Селенга-Байкал».

     Школьники и взрослые, участвующие в создании модели международного туристского маршрута, получат возможность погрузиться в экологическую и   поликультурную среду.  Конечно, для приобретения социальных, экологических  компетенций нужна хорошая материально-техническая база, учебные программы,  и учебники, высококвалифицированные педагоги.

     В нашей школе  есть все условия для изучения экологии и этнокультуры народов Бурятии.  Это  высоко квалифицированные учителя биологии, экологии, географии русского и бурятского языков.  82% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории.   Просторные и уютные кабинеты биологии, географии,  русского и бурятского языков (№,4 №12, №15, №16, № 19, № 23 и № 31)  оснащены современными средствами обучения. Богатая этнобиблиотека, читальный зал,  музей народов Бурятии, типография, школьный пресс-центр, этногостиная, школьная газета «Диалог» способствует реализации новых образовательных проектов.

     Для данного проекта оптимально будут использованы все  возможности школы: кабинеты  в начальной и средней школе, пресс-центр, этнобиблиотека, этногостиная, краеведческий музей  и др. Все учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, современными средствами обучения: дидактическим материалом, ЭОР, демонстрационным материалом, таблицами и т.д.

      Эффективным в плане получения учащимися полноценного образования по экологии,  этнокультуре,  считаем,  создание международного туристского маршрута «Селенга-Байкал», в котором будут задействованы учащиеся и педагоги школ сетевого взаимодействия, а также   студенты и преподаватели  Бурятского государственного университета, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства, сотрудники БНЦ СО РАН, детско-юношеской библиотекой им. Д. Батожабая, школы Республики Бурятия и Монголии, учреждения культуры и искусства г. Улан-Удэ и другие организация образования и культуры.

         В современных условиях задача создания туристского маршрута заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки  по экологии, туризму и этнокультуре, но и сформировать у них  социальные и деятельностно-коммуникативные компетенции.

        Проект нацелен также на рост устойчивого и рационального использования целевых областей благодаря взаимодействию между секторами экологического просвещения и природного туризма

1.2.Цель и задачи проекта

   Целью проекта является моделирование международного туристского маршрута по реке Селенга из Монголии до Байкала, в котором реализуются программы экологического, этнокультурного образования, разработанные школами сетевого взаимодействия.

        Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • создание условий и разработка школами сетевого взаимодействия механизмов реализации программ по этноэкологии, этнокультуре;
  • укрепление сотрудничества со школами сетевого взаимодействия и обмен опытом благодаря проведению совместных образовательных мероприятий;
  • разработка нового содержания обучения по этноэкологии и этнокультуре в  условиях реализации инновационного проекта «Селенга-Байкал».
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учащихся  через создание экономических ресурсов для поощрения детей;
  • повышение уровня информированности населения о природном  и культурном     наследии Селенги и Байкала;
  • содействие росту устойчивого и рационального   использования охраняемых  и рекреационных территорий;
  • создание сетей сотрудничества между общественными и частными организациями, занятыми в сфере экологии и туризма;
  • создание геолого- рекреационных карт, проектирование и оборудование экологических троп, подготовка выставок, разработка образовательных материалов и учебных курсов;
  • развитие экотуризма с  использованием полученных в ходе проекта материалов;
  • учет и исследование объектов культурного наследия;
  • реконструкция и благоустройство,  информационное насыщение  демонстрационных участков объектов культурного наследия (установка стендов, указателей и т.д.);
  • разработка и внедрение мобильных проводников (GPS и Интернет);
  • развитие  трансграничного экотуризма благодаря разработке общих информационных материалов, переведенных на иностранные языки, и предоставлению туристических услуг на  международных, национальных языках;
  • улучшение материально- технической базы школы.

    Для создания глубокого интереса учащихся к  изучению экологии и культуры народов Бурятии и Монголии, для развития их познавательной, творческой активности как раз и необходим поиск инновационных методов обучения и воспитания, стимулирующих активность, самостоятельность, творчество учащихся через практическую деятельность.

    Посредством   использования практико-ориентированных методов и форм познания  учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации успеха, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в творческую и поисковую  деятельность.

II часть. Концепция проекта

2.1. Этноэкологическая и  этнокультурная компетентности учащихся.

     Этнокультурная и экологическая  компетентности наиболее важны для успешного человека современного общества. Перспективность компетентностного подхода обуславливается рядом его достоинств:

-  данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое ряд соответствующих умений и знаний;

-  в нем соединяются навыковая и интеллектуальная составляющие образования.

    Сегодня важным  становится задача национального образования по сохранению этнической специфики - культуры своего народа, природы родного края, памятников духовной и материальной культуры.

       III часть.  Содержание проекта.

3.1. Участники проекта.

    . Основные целевые группы населения в рамках проекта:

школьники; туристы и местные жители, посещающие охраняемые и рекреационные территории и объекты наследия; персонал, работающий в области экологического просвещения и туризма; чиновники.

       Все материалы, разработанные в ходе реализации проекта, будут доступны на национальных и международных языках, что будет способствовать развитию  приграничного экотуризма  между странами-участниками проекта. Очевиден и положительный эффект для местной экономики и населения.

3.2. Краткое описание проекта.

      Предлагаемый проект  международного туристского маршрута состоит из следующих 4 модулей:

  1. «Монголия - прекрасная страна» (школы УБ, СБ, района на реке Селенга)
  2. «Голубая лента» Бурятии (школы с. Хоронхой, с. Новоселенгинск, п. Сотниково)
  3. «Жемчужина Сибири» ( школы г. У-У, п. Кабанск, с. Оймур)

Все модули включают мини-модули:

  1. Экологический клуб «Зеленый мир» в СОШ № 19 (предшкола, 1-11 классы)
  2. Постоянно действующая акция «Сохраним Байкал для потомков!»
  3. Экологическая тропа.
  1. «Летняя школа толерантности» туристский лагерь на Байкале «Селенга»

                                                                                     (с. Истомино Кабанского района)

    Изучение этноэкологии, этнокультуры будут осуществляться:

  • в группах дошкольного образования  для детей 5-6 лет по программе «Мой Байкал» в дошкольных группах школ сетевого взаимодействия,
  • в 1-4 классах школ - программы экологического и поликультурного  воспитания;
  • в 5-8 классах  школ - интегрированные программы «Мы - туристы», «За чистоту Байкала» и др.
  • в 9-11 классах проекты «Путешествуем по родному краю», «Путешествия по Селенге», «От Монголии до Байкала».

Таким образом, будут созданы  оптимальные условия для эффективного формирования  экологических и поликультурных компетенций и  развития личности в целом. Будут разработаны образовательные программы и проекты, направленные на изучение и сохранение  экологии и этнокультуры народов Бурятии и Монголии. В  современных условиях задача изучения и сохранения фауны и флоры водных ресурсов Бурятии и Монголии заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и сформировать у них потребность в сохранении водных ресурсов Бурятии и Монголии, а также  уникального озера Байкал.

  Деятельность международного туристского маршрута также будет направлена на активизацию  участия семьи, взрослых  в решении вопросов изучения и сохранения водных ресурсов Бурятии и Монголии через организацию образовательных событий для взрослых и детей на микрорайоне или в поселках и городах школ сетевого взаимодействия.  

Стратегические инновации и структуры

Создание постоянной и крепкой  сети сотрудничества школ и других организаций  «Селенга-Байкал», с целью сохранения природы и устойчивого развития охраняемых территорий.

Усиление связей между экологическим просвещением и природным туризмом благодаря использованию одинаковых материалов, инструментов, площадок  и демонстрационных участков, имеющих культурное и природное значение, для разных целевых групп.

В рамках проекта предполагается применение наиболее экономически выгодных  инструментов и методов, принятых в практике трансграничного сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентационный альбом ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА «СЕЛЕНГА - БАЙКАЛ»

Целью проекта является моделирование международного туристского маршрута по реке Селенга из Монголии до озера Байкал, в котором реализуются программы экологического, этнокультурного образования, разра...

Фрагмент этно-экологического образовательного проекта "Селенга-Байкал"

Образовательный проект "Селенга-Бакал" направлен на формирование этно-экологических компетентностей учащихся....

Сжатое изложение фрагмента бурятской легенды об озере Байкал и реке Ангаре

Данный материал используется для подготовки обучающихся с ОВЗ к ГИАпо русскому языку в форме ГВЭ...

Инновационный образовательный проект этноэкологического направления "Селенга- Байкал" (фрагмент)

   Сегодня,  когда поднимается вопрос сохранения экологии окружающей среды,  воспитания национальной идентичности и социализации школьников, необходим для решения проблем пр...

Образовательное событие "Байкал"

Образовательное событие«Озеро Байкал» (экологический календарь)Цель: повторить, обобщить  и расширить знания учащихся  об экологических особенностях  и уникальности озера Ба...

фрагмент инновационного проекта Селенга- Байкал

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГОТУРИСТСКОГО МАРШРУТА  «СЕЛЕНГА - БАЙКАЛ»(фрагмент )...