Программа "ЭкоСахалин"
рабочая программа

Хазанова Екатерина Андреевна

Данная программа призвана восполнить отсутствие в общем образовании в школах г. Южно-Сахалинска единой, рассчитанной на длительный период обучения, программы экологического профиля. Данная программа является начальным уровнем с возможностью дальнейшего, более глубокого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekosahalin.docx63.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБУ ДО

ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска

________________ Горкун Ю.В.

«___» ________________ 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЭкоСахалин»

Направленность: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1год (144 часа)

                                                                                     

                                                                                     Составитель:

                                                педагог дополнительного образования

                                                                            Хазанова Екатерина Андреевна

Южно-Сахалинск

2019


Аннотация программы

        Статус программы: Данная программа является модифицированной, разработанной на основе уже существующей и утвержденной авторской программы М.В. Аргуновой «Экология и устойчивое развитие», с учетом Примерной основной образовательной программы (ПООП) учебного предмета «Экология».

        Уровень программы: базовый

        Направленность: естественнонаучная

        Цель программы: формирование основ экологических знаний о состоянии окружающей среды, ответственного отношения к природе и здоровью человека.

        Контингент обучающихся: Зачисляются дети МБОУ Школы №14 г. Южно-Сахалинска, без конкурса. Программа рассчитана на детей с 9 лет. Наполняемость групп в объединении – 10, постоянный состав учащихся.

        Продолжительность реализации программы: 1 год.

        Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

        Форма занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.

        Краткое содержание: направлена на внедрение исследовательского метода в практику дополнительного образования и включает в себя региональный компонент, то есть посвящена экологическим проблемам Сахалинской области, где живет школьник, то есть всему, что его окружает.         Кроме этого, предполагается ознакомление с местным материалом в ходе занятий и экскурсий.

        В данной программе 9 разделов:

        1. Введение в экологию.

        2. Наша область.

        3. Флора и фауна Сахалинской области.

        4. Охрана окружающей среды Сахалинской области.

        5. Окружающая среда и здоровье человека.

        6. Человек-часть живой природы.

        7. Еще возможно или уже поздно?

        8. Актуальные вопросы экологии.

        9. Экология Сахалинской области.

        В 1 разделе учащиеся получают сведения о экологии, о видах экологических проблем, глобальных и региональных экологических проблемах. Узнают о экологических проблемах города Южно-Сахалинска и о пути их решения. Формируются понятия о связи экологии с другими науками. На практике знакомятся с проблемой мусора и статистическими данными этой проблемы, знакомятся с принципом 6П и проводят школьный экологический мониторинг. Самостоятельно выявляют местные экологические проблемы, разрабатывают экологические мероприятия по содействию решению местных экологических проблем.

        В 2 разделе учащиеся получают сведения о истории, географических и климатических особенностях, природе Сахалинской области. Формируется понятие необходимости знаний о родном крае, его уникальности. При помощи настольной игры знакомятся, на практике, с географическими названиями Сахалина.

        В 3 разделе учащиеся знакомятся с некоторыми видами растительного и животного мира Сахалина и Курильских островов. Узнают о способах адаптации (приспособления) растений и животных к окружающей среде. Знакомятся с понятием "эндемик". Во время практических занятий, в содержании которых запланированы экскурсии, учащиеся знакомятся с некоторыми видами представителей флоры и фауны Сахалинской области.

        В 4 разделе учащиеся знакомятся с ООПТ острова Сахалин и Курильских островов, с заказниками и заповедниками, памятниками природы Сахалинской области, с природным парком "Остров Монерон". Формируются понятия необходимости создания ООПТ, о статусах ООПТ. На практике знакомятся с настольной краеведческой игрой "Заповедные территории Сахалинской области",которая в игровой форме помогает освоить данный раздел.

        В 5 разделе учащиеся знакомятся с понятием "окружающая среда", с источниками, видами, роли, типами, изменениями и охраной окружающей среды. Формируется понятие здорового образа жизни, , влияния вредных привычек на здоровье человека. На практике учащиеся решают экологические задачи, анализируют экологические тексты, разрабатывают рекомендации по созданию экологически чистого жилья, разрабатывают информационные листовки на темы здорового и безопасного образа жизни. Запланирован экскурсионный выход для наглядного ознакомления с некоторыми вопросами данной темы.

        В 6 разделе учащиеся получают сведения о понятии "биологии" и "зоологии", о взаимодействии человека и животных, о взаимодействии человека и растений. Формируется понятие того, почему существует взаимосвязь человека и окружающей среды. Знакомятся на практике с влиянием человека на окружающую среду и, как следствие, негативных последствиях такого влияния.

        В 7 разделе  учащиеся получают сведения о истории создания Красной книги, о некоторых видах краснокнижных растений и животных, о ископаемых животных Земли. Формируется понимание, почему некоторые виды растений и животных попали в Красную книгу, а некоторые навсегда исчезли с лица Земли. На практике знакомятся с краснокнижными видами растений и животных Сахалинской области, их краткой характеристикой, местами обитания.

        В 8 разделе учащиеся анализируют некоторые проблемы антропогенного влияния человека на природу. На практике определяют роль автотранспорта в жизни человека, значение сельского хозяйства и промышленности в жизни человека, классифицируют проблемы переработки и утилизации бытовых отходов.

        В 9 разделе учащиеся знакомятся с некоторыми видами птиц города Южно-Сахалинска, определяют, какую помощь они сами могут оказать птицам города. Составляют экологические памятки и знаки на основе полученных знаний в виде плакатов, экологических памяток.

        Основная цель идеи программы заключается в том, что дети учатся воспринимать природу, как часть нас самих, анализируют экологические проблемы своего региона и понимают последствия небрежного отношения к природе. Воспитывается желание бережного отношения к природе, формируется понимание взаимозависимости человека и природы.

        Ожидаемый результат:

         К концу первого года обучения учащиеся должны иметь представление об экологическом состоянии окружающей среды в целом и на примере родного края, Сахалинской области. Получить навыки успешного выполнения практических работ в команде и индивидуально, что позволит им позволит им принимать участие в городских научно-исследовательских конференциях.

Пояснительная записка

        

        Направленность программы: естественнонаучная

        

        Классификация программы (по авторству, по форме организации, по уровню, по времени реализации):

- по форме организации – интегрированная;

- по уровню – начальный;

- по авторству – модифицированная;

- по времени реализации – долгосрочная.

        Актуальность программы.

        Данная программа призвана восполнить отсутствие в общем образовании в школах г. Южно-Сахалинска единой, рассчитанной на длительный период обучения, программы экологического профиля. Данная программа является начальным уровнем с возможностью дальнейшего, более глубокого обучения.

        

        Нормативная база:

1. Конвенция прав ребенка;

2. Конституция РФ;

3.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

 4. Федеральный закон N7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями);

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г.);

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41) (далее-СанПиН);

9. Закон Сахалинской области от 18.03.2014 г. №9-З «Об образовании в Сахалинской области»;

10. Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 года (2013 г.);

11. Устав МБУ ДО Центр детско-юношеского туризма г. Южно-Сахалинска;

12. План мероприятий ЦДЮТ на 2019/2020 учебный год;

13. Должностная инструкция педагога дополнительного образования;

14. Инструкции по технике безопасности.

        Отличительные особенности программы.

        Начальная ступень общего образования включает в себя предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, но нет расширенных, более углубленных экологических разделов, не отражен региональный компонент. Дети часто не знают о тех грибах, растениях, рыбах, птицах, зверях, реках и горах, погодных явлениях, природных достопримечательностях, которые их окружают. В дополнительном образовании есть возможность построить занятия на региональных особенностях. Акцент данной программы направлен на социализацию ребенка - привитие ему доброжелательного отношения к окружающим, ощущение собственной значимости в обществе, через учебно-исследовательскую деятельность. Программа способствует выработке гражданской позиции, формированию этики ответственности  за состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, применению полученных экологических знаний на практике в учебной и социально-значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды. Основной особенностью программы является её практическая ориентированность, которая выражается в большом количестве практических форм работы, основной ориентир направлен на применение знаний в жизни, на практике.

        Объем программы: 144 часа

        Адресат программы (год обучения, количество обучающихся в 1 группе, возраст, состав: переменный или постоянный).

        Наполняемость групп в объединении – от 10 чел. Занятия проводятся на базе МБОУ Школы №14 г. Постоянный состав. Зачисляются дети, успешно освоившие начальный уровень.

        Формы обучения: 

-теоретические занятия;

-беседа;

-лекция;

-групповые и индивидуальные практические занятия;

-экологический тренинг;

-школьный экологический мониторинг;

-групповой сборный проект;

-просмотр мультфильмов и видеофильмов, видеоверсий эко -спектаклей;

-фарсайт экологических профессий;

-экскурсии;

-настольные экологические игры;

-подвижные экологические игры;

-турнир эрудитов;

-практические работы;

-викторины.

        Основные виды учебной деятельности учащихся:        

-экологические разработки;

-разработка экологических мероприятий;

-разработки экологических моделей;

-индивидуальные проектные разработки;

-сообщения учащихся;

-решение экологических задач;

-анализ экологических текстов;

-разработка информационных листовок;

-разработка экологических рекомендаций;

-поделки из отходных материалов;

-сбор информации;

-составление банка данных;

-создание диаграмм;

-создание таблиц;

-разработка информационных встреч.

        Педагогический контроль.

        Педагогический контроль осуществляется по мере освоения программы в виде педагогического наблюдения. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года на зачётном занятии в форме тестирования.

        Начальный уровень – педагогическое наблюдение, собеседование.

        Итоговая аттестация для обучающихся - тестирование.

        Срок освоения программы :1 год

        Режим занятий.

        Занятия проводятся по 2 часа, 2 раза в неделю,  с перерывом 10 минут. Общее количество часов, отведенных на реализацию всей программы за год 144 часа.

        Цель программы: формирование основ экологических знаний о состоянии окружающей среды, ответственного отношения к природе и здоровью человека.

        

        Задачи: 

        развивающие

        -развивать умение учиться, воспринимать и передавать информацию, анализировать её, излагать собственную точку зрения;

        

        -развивать творческие способности младших школьников средствами краеведческой деятельности;

        

        -развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста обучающегося;

        

        -развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;

        

        -развить умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений как глобального, так и регионального характера.

        2.воспитательные

        -формировать интерес детей к изучению природы родного края;

        -воспитывать любовь к окружающему миру и малой Родине, умение видеть в привычной среде необычное и удивительное;

        -способствовать в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой и обществом;

        -способствовать укреплению культуры общения, товарищества, взаимопомощи в детском объединении.

        3.обучающие

        -ознакомить детей с базовыми понятиями экологической науки;

        -овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды;

        -знакомить детей с правилами охраны природы и базовыми знаниями экологической культуры.

        Планируемые результаты:

        Метапредметные результаты:

-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, исследовательские работы;

-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций.

        Личностные результаты (личностные качества и компетенции): 

- умение чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, видение мира и единство взаимосвязанности различных его частей, бережного отношения ко всему живому, умение наблюдать явления природы;

- экологически грамотные люди, способные в будущем, независимо от их специальности и профиля работы, принимать решения разумные в отношении природной среды;

- способность к творческой самореализации через практико-ориентированную деятельность.

        Обучающиеся должны знать:

-понятие "экология";

-3 первооткрывателя Сахалина;

-3 способа адаптации животных к окружающей среде;

-5 названий ООПТ Сахалинской области;

-5 основных видов загрязнений окружающей среды;

-5 краснокнижных видов растений;

-5 краснокнижных видов животных.

        Обучающиеся должны уметь:

-анализировать и обобщать;

-практически применять знания, полученные на занятиях;

-находить информацию в различных источниках;

-принимать решения на основе анализа информации;

-выражать своё мнение к поступкам человека, связанных с использованием природы;

-формулировать и аргументировать выводы.

        

        Условия реализации программы.

        Занятия проходят в кабинетах СОШ № 14.

        Кабинеты школы оборудованы интерактивными досками. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол.

        Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия, предусмотренные программой «ЭкоСахалин», проводятся во внеурочное время. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 30 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут. Строгих условий набора, обучающихся в объединение «ЭкоСахалин», нет. В группы записываются все желающие по заявлению родителей. Основной состав сохраняется на основе успешно освоивших программу начального уровня "Юные экологи".

        В зависимости от темы практической работы группа учащихся или каждый ученик обеспечивается оборудованием, необходимым для проведения занятия, а также дидактическими и информационными материалами.

        При составлении программы были учтены возрастные и психологические особенности детей по восприятию, усвоению материала и физическим возможностям. Занятия основаны на любознательности, интересе, познавательной потребности младших школьников. В ходе реализации программы обеспечиваются полнота, согласованность и взаимодействие её компонентов, последовательность действий для достижения цели. При необходимости программа может быть откорректирована в частных аспектах (формулировка и содержание тем, формы практических занятий, количество учебных часов). Предусмотрена возможность варьирования компонентов содержания и методик обучения.

Учебно-тематический план занятий

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2

-

2

Пед. набл.

2

Введение в экологию

2.1

Экология как наука

3

1

2

Пед. набл.

2.2

Экологические факты и цифры

3

1

2

Пед. набл.

2.3

Виды экологических проблем

4

1

3

Пед. набл.

2.4

Глобальные экологические проблемы

4

1

3

Пед. набл.

2.5

Региональные экологические проблемы

4

1

3

Пед. набл.

2.6

Экологические проблемы города Южно-Сахалинск

4

1

3

Пед. набл.

2.7

Пути решения экологических проблем

3

1

2

Собесед.

3

Наша область

3.1

История Сахалинской области

4

1

3

Пед. набл.

3.2

Географические и климатические особенности Сахалинской области

4

1

3

Пед. набл.

3.3

Природа Сахалинской области

4

1

3

Собесед.

4

Флора и фауна Сахалинской области

4.1

Разнообразие растительного мира Сахалина и Курильских островов

4

1

3

Пед. набл.

4.2

Разнообразие животного мира Сахалина и Курильских островов

4

1

3

Пед. набл.

4.3

Птицы Сахалинской области

3

1

2

Пед. набл.

4.4

Грибы Сахалинской области

3

1

2

Пед. набл.

4.5

Рыбы Сахалинской области

3

1

2

Пед. набл.

4.6

Адаптация (приспособление) растений и животных к окружающей среде

3

1

2

Собесед.

5

Охрана окружающей среды Сахалинской области

5.1

ООПТ острова Сахалин и Курильских островов

4

1

3

Пед. набл.

5.2

Заказники и заповедники Сахалинской области

4

1

3

Пед. набл.

5.3

Памятники природы Сахалинской области

4

1

3

Пед. набл.

5.4

Природный парк "Остров Монерон"

3

1

2

Пед. набл.

5.5

Зоопарк. Значения зоопарков

3

1

2

Собесед.

6

Окружающая среда и здоровье человека

6.1

Загрязнение окружающей среды

3

1

2

Пед. набл.

6.2

Живые связи в природе

3

1

2

Пед. набл.

6.3

Понятие о ЗОЖ, вредные привычки

3

1

2

Пед. набл.

6.4

Экология жилища человека

3

1

2

Пед. набл.

6.5

Влияние бытовых приборов на здоровье человека

3

1

2

Пед. набл.

6.6

Питание и здоровье человека

3

1

2

Собесед.

7

Человек-часть живой природы

7.1

Взаимодействие (взаимосвязь)человека и растений

3

1

2

Пед. набл.

7.2

Взаимодействие (взаимосвязь)человека и животных

3

1

2

Пед. набл.

7.3

Пожар -экологическое бедствие

3

1

2

Пед. набл.

7.4

Вторая жизнь мусора

3

1

2

Собесед.

8

Еще возможно или уже поздно?

8.1

История создания Красной книги

3

1

2

Пед. набл.

8.2

Краснокнижные виды растений Сахалинской области

3

1

2

Пед. набл.

8.3

Краснокнижные виды животных Сахалинской области

3

1

2

Пед. набл.

8.4

Ископаемые животные Земли

3

1

2

Пед. набл.

8.5

"Черная книга" мира

3

1

2

Собесед.

9

Актуальные вопросы экологии

9.1

Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания?

4

1

3

Пед. набл.

9.2

Сельское хозяйство: природа или химия?

3

1

2

Пед. набл.

9.3

Человек и промышленность: кто сильнее?

3

1

2

Пед. набл.

9.4

Проблемы утилизации бытовых отходов: что?где?когда?

4

1

3

Собесед.

10

Охрана окружающей среды

10.1

Помощь птицам Южно-Сахалинска

4

1

3

Пед. набл.

10.2

Экологические памятки и знаки

2

1

1

Собесед.

Зачётное занятие

2

1

1

Тестиров.

ИТОГО:

144

42

102

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Теория. -

Практика. Знакомство, сбор сведений о группе, анкетирование членов объединения, обсуждение плана и расписания занятий. Беседа о дисциплине во время занятий в помещении и на улице. Срез знаний учащихся. Игры на знакомство.

2.Введение в экологию.

        2.1 Экология как наука.

        Теория. Понятие. Основные цели и задачи экологии. История науки. Связи экологии с другими науками.

Практика. Тренинг по социально-экологическому проектированию. Инвентаризация с экологической точки зрения (школа, дом, двор, на выбор).Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу».

        2.2 Экологические факты и цифры.

        Теория. Проблемы мегаполиса, мусор, рост населения Земли. Статистические данные.

Практика. Знакомство с принципом /6П/. Школьный экологический мониторинг.

        2.3 Виды экологических проблем.

        Теория. Виды экологических проблем по природным компонентам. Виды экологических проблем по охвату территории. Факторы, которые способствуют прогрессированию экологических проблем. Источники загрязнения.

Практика. Разработка "Руководства по спасению мира для лентяев".

        2.4 Глобальные экологические проблемы.

        Теория. Основные аспекты глобальных экологических проблем. Нерациональное природопользование, загрязнение природной среды отходами, загрязнение Мирового океана, загрязнение почвы.

Практика. Сборный проект  "Экологический след".

        2.5 Региональные экологические проблемы.

        Теория. Экологические проблемы Сахалинской области. Разливы нефти, вырубка леса, загрязнение воздуха, увеличение количества свалок.

Практика. Сборный проект "Экологический след" на примере Сахалинской области. Выявление местных экологических проблем. Разработка экологических мероприятий по содействию решению местных экологических проблем.

        2.6 Экологические проблемы города Южно-Сахалинск.

        Теория. Экологическая статистика города Южно-Сахалинска /экорейтинг/.         Экологическая ситуация в городе /источники загрязнения, пути решения экологических проблем/.

Практика. Игровое занятие "Строим экоград". Проектные разработки "Умный город будущего". Разработка модели "Стандарты зеленого города". Практическая работа "Экологический след". Практическая работа "Сбор данных об экологических проблемах города".

        2.7 Пути решения экологических проблем.

        Теория. Комплексный подход к вопросам экологии. Действующие меры по сохранению экологии. Перспективы решения экопроблем в будущем. Изготовление разрешающих и запрещающих знаков относительно экологических правил поведения в городе.

Практика. Форсайт (предвидение) экологических профессий для устойчивого будущего. Создание атласа новых профессий. Игра "Умные технологии". Знакомство с интерактивной игрой "умный город" http://www.energoedu cation.ru/smartcity/ Практическая работа на тему "Мой экологический след".

        3. Наша область

        3.1 История Сахалинской области.

        Теория. Первооткрыватели Сахалина. Древние /нивхи и айны/ и древнейшие /тончи/ жители Сахалина и Курильских островов, их национальные особенности, хозяйственная деятельность и быт.

Практика. Посещение Сахалинской областной универсальной научной библиотеки, беседа с викториной и просмотром документального фильма "Невельской: адмирал и исследователь". Посещение Сахалинской областной универсальной научной библиотеки, документальный фильм "Имя на карте -путь к Сахалину. Экспедиция Г.И. Невельского". Настольная краеведческая игра "Географические названия на карте Сахалина". Сообщения учеников на тему: "Первооткрыватели Сахалина". Работа со справочной литературой по выбранной теме.

        3.2 Географические и климатические особенности Сахалинской области.

        Теория. Географическое положение, границы Сахалинской области. Основные характеристики области. Отличительные климатические  особенности северных и южных широт. Путешествие по городам Сахалинской области.

Практика. Посещение Сахалинской областной универсальной научной библиотеки, викторина "Знаете ли вы...? климат". Настольная краеведческая игра "Сахалинское географическое лото". Настольная краеведческая игра "Географические названия на карте Сахалина".

        3.3 Природа Сахалинской области.

        Теория. Основные природные достопримечательности Сахалинской области. Уникальные места острова Сахалин. Реки, озера, прибрежные территории Сахалинской области. Ресурсы Сахалинской области.

Практика. Просмотр документального фильма Э. Рязанова "Остров Сахалин". Настольная краеведческая игра "Сахалинское географическое лото". Сообщения учеников на тему: "Мои путешествия по Сахалину".

4. Флора и фауна Сахалинской области

4.1 Разнообразие растительного мира Сахалина и Курильских островов.

        Теория. Понятие "растительные сообщества". Дикорастущие, культурные, плодово-ягодные, лекарственные, ядовитые растения области. Представители древесного мира. Эндемики Сахалинской области.

Практика. Посещение  Парка Культуры и отдыха города Южно-Сахалинска /Практическая работа "Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ"/. Фотовыставка «Зелёный подоконник». Практикум «Посади и вырасти свой цветок».

4.2 Разнообразие животного мира Сахалина и Курильских островов.

        Теория. Млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные представители животного мира. Морская фауна. Эндемики Сахалинской области.

Практика. Посещение Зоопарка города Южно-Сахалинска/Практическая работа " Разнообразие животного мира Сахалинской области"/. Рассказ о своих питомцах, их фотографии. Подготовка к акции «Мы в ответе за тех, кого приручили»

4.3Птицы Сахалинской области.

        Теория. Зимующие и перелетные виды птиц.         

        Их видовые характеристики, численность, распространение.

Практика. Краеведческого музея города Южно-Сахалинска/ Практическая работа " Разнообразие птиц Сахалинской области". Настольная краеведческая игра "Птица Сахалина".

4.4 Грибы Сахалинской области.

        Теория. Строение, распространение. Пластинчатые и трубчатые, съедобные и ядовитые виды. Грибы-паразиты. Плесневые грибы и дрожжи. 

Практика. Практическая работа на тему: "Грибная поляна". Турнир эрудитов на тему: "Грибы". Экопрактикум «Знаешь ли ты грибы?»

4.5 Рыбы Сахалинской области.

        Теория. Виды рыб, их краткая характеристика.

Практика. Посещение Краеведческого музея города Южно-Сахалинска/ Практическая работа " Рыбы Сахалинской области". Настольная краеведческая игра "Добраться до нереста". Посещение Сахалинской областной универсальной научной библиотеки, "Морская викторина". Просмотр видеоверсии экологического кукольного спектакля Сахалинского театра кукол "Как Иван чудо-рыбу спасал".

4.6 Адаптация (приспособление) растений и животных к окружающей среде.

        Теория. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации на примере представителей флоры и фауны Сахалинской области.

Практика. Сообщения учащихся на тему: " Адаптация (приспособление) растений и животных к окружающей среде". Работа со справочной литературой по выбранной теме.

5. Охрана окружающей среды Сахалинской области

         5.1 ООПТ острова Сахалин и Курильских островов.

        Теория. ООПТ федерального, регионального и местного значения, их краткая характеристика. Уникальность территорий и природных объектов, которым присвоены различные статусы охраняемых природных территорий.

Практика. Настольная краеведческая игра "Заповедные территории Сахалинской области". Просмотр видеофильма: "Остров Сахалин".

5.2 Заказники и заповедники Сахалинской области.

        Теория. Цели создания, видовой состав флоры и фауны, разрешенная и запрещенная деятельность на территории.

Практика. Настольная краеведческая игра " Заповедные территории Сахалинской области ". Сообщения учащихся на тему: " Заказники и заповедники Сахалинской области". Работа со справочной литературой по выбранной теме. Просмотр видеофильма: " Заповедники Сахалинской области".

5.3 Памятники природы Сахалинской области.

        Теория. Происхождение, уникальность, ценность. Режим охраны.

Практика. Сообщения учащихся на тему: " Памятники природы Сахалинской области". Работа со справочной литературой по выбранной теме. Настольная краеведческая игра " Заповедные территории Сахалинской области ". Просмотр видеофильма: " Памятники природы Сахалинской области".

5.4 Природный парк "Остров Монерон".

        Теория. География, история, климат. Флора и фауна, водные ресурсы.

Практика. Просмотр видеофильма: "Остров Монерон".

5.5 Зоопарк. Значения зоопарков.

        Теория. История, особенности, цели и задачи. Знакомство с зоопарком города Южно Сахалинска.

Практика. Посещение зоопарка города Южно-Сахалинска. Практическая работа "Оценка качества содержания диких животных в неестественной для них среде обитания".

6. Окружающая среда и здоровье человека

6.1 Загрязнение окружающей среды.

        Теория. Источники загрязнений окружающей среды. Виды загрязнений окружающей среды. Характеристика, роль, типы, изменение и охрана окружающей среды.

Практика. "Экологическая математика", решение экологических задач. "Экологическая литература", анализ экологических текстов. "Экологическая физика", законы физики и байкальская нерпа. "Экологическая этика", основные законы.

6.2 Живые связи в природе.

        Теория. Связи между живой и неживой природой. Связи внутри живой природы. 

Практика. Посещение Сахалинской областной универсальной научной библиотеки, викторина "Мир вокруг нас". Практическая работа: Может ли живая природа существовать без неживой?

6.3 Понятие о ЗОЖ, вредные привычки.

        Теория. Здоровы образ жизни, его основы, элементы, принципы. Влияние вредных привычек на здоровье человека.

Практика. Разработка информационных листовок на тему:"Живи здОрОво". Практическая работа на тему: "ЗОЖ".

6.4 Экология жилища человека.

        Теория. Факторы, влияющие на качество среды в жилище. Виды экозагрязнений жилых помещений.

Практика. Разработка рекомендаций по созданию экологически чистого жилья. Практическая работа на тему:"Экология жилья и здоровье человека".

6.5 Влияние бытовых приборов на здоровье человека.

        Теория. Польза и вред электроприборов.

Практика. Разработка информационных листовок на тему:" Правила безопасности при работе с электроприборами". Практическая работа на тему: " Исключи электроприборы в доме".Игровой тренинг бережного отношения к энергоресурсам.

6.6 Питание и здоровье человека.

        Теория. Влияние питания на здоровье. Принципы правильного питания.

Практика. Практическая работа на тему:" Сбалансированный рацион". Разработка информационных листовок на тему:" Человек-хозяин собственного здоровья".Экологическая викторина.

7. Человек-часть живой природы

        7.1 Взаимодействие (взаимосвязь)человека и растений.

        Теория. Понятие /биология/. Сельское хозяйство, текстильная промышленность, овощеводство /положительные и отрицательные аспекты/. Уровни взаимодействия человека с растительным миром. Значение растений в жизни человека. Последствия антропогенного воздействия человека на природу.

Практика. Просмотр видеофильма:"Человека и растения". Практическая работа на тему: Взаимодействие (взаимосвязь)человека и растений.

7.2 Взаимодействие (взаимосвязь)человека и животных.

        Теория. Понятие /зоология/. Ресурсные виды животных. Использование животных человеком. Значение животных в жизни человека.

Практика. Просмотр видеофильма:"Человека и животные". Практическая работа на тему: Взаимодействие (взаимосвязь)человека и животных.

7.3 Пожар - экологическое бедствие

        Теория. Определение, причины, виды, классификация. Стадии, предотвращение и борьба с пожарами. Последствия. Профилактические меры.

Практика. Разработка информационных листовок на тему:"Пожарная безопасность". Просмотр мультфильма: " Непослушная спичка".

7.4 Вторая жизнь мусора.

        Теория. Методы борьбы с мусором. Как извлечь пользу из мусора? Нестандартные идеи переработки мусора.

Практика. Экологический конкурс: "Пустой таре - новую жизнь". Практическая работа на тему "Пусть в Вашем доме не будет яда". Поделки из отходных материалов:"Вторая жизнь старых вещей".

8. Еще возможно или уже поздно?

8.1 История создания Красной книги.

        Теория. Почему красная книга - красная? Цели создания Красной книги. Международный союз охраны природы МСОП. Красная книга мира. Красная книга РФ. Интересные факты о Красной книге.

Практика. Просмотр видеофильма: "Красная книга".

8.2 Краснокнижные виды растений Сахалинской области.

        Теория. Краснокнижные виды растений острова Сахалин, охранный статус. Краснокнижные виды растений Курильских островов, охранный статус.

Практика. Просмотр видеофильма: "Красная книга растений". Практическая работа на тему: "Узнай кранокнижные виды растений Сахалина". Сообщения учащихся на тему: "Кранокнижные виды растений Сахалина". Работа со справочной литературой по выбранной теме.

8.3 Краснокнижные виды животных Сахалинской области.

        Теория. Краснокнижные виды животных острова Сахалин, охранный статус. Краснокнижные виды животных Курильских островов, охранный статус. 

Практика. Просмотр видеофильма: "Красная книга животных". Практическая работа на тему: "Узнай кранокнижные виды животных Сахалина". Сообщения учащихся на тему: "Кранокнижные виды животных Сахалина". Работа со справочной литературой по выбранной теме.

8.4 Ископаемые животные Земли.

        Теория. Виды ископаемых животных, особенности внешнего вида, способы приспособления, питание.

Практика. Просмотр видеофильма: " Ископаемые животные Земли". Сообщения учащихся на тему: " Ископаемые животные Земли". Сбор информации, составление банка данных. Турнир эрудитов.

8.5"Черная книга" мира.

        Теория. Виды растений, занесенных в Черную книгу, причины. Виды животных, занесенных в Черную книгу, причины.

Практика. Сообщения учащихся на тему: "Черная книга". Сбор информации, составление банка данных.

9. Актуальные вопросы экологии

9.1 Транспорт: средство передвижения или роскошь выживания?

        Теория. Виды автотранспорта, роль их в жизни человека. Яды, которые выбрасывает автотранспорт. От резиновой пыли до ржавых кузовов. "Шумно" - значит вредно. Способы снижения транспортной нагрузки на экологию. Опасность, несущаяся по рельсам. Водные суда и их влияние.

Практика. Практическая работа на тему: "Планирование поездок на машине". Экологическая игра:"Корзина с яйцами на заднем сиденье". Практическая работа на тему: "Поездки с умом: важность состояния автомобиля, совместные поездки". Создание диаграммы потребления бензина. Создание дневника поездок.

9.2 Сельское хозяйство: природа или химия?

        Теория. Понятия "химизация", "пестициды", "удобрения".Основные направления химизации сельского хозяйства. Применение химических средств, последствия. Возможности уменьшения влияния пестицидов на природу. "Зеленая" химия.

Практика. Практическая работа на тему: "Пищевые отходы - отличное удобрение".

9.3 Человек и промышленность: кто сильнее?

        Теория. Краткая характеристика отраслей промышленности РФ. Влияние отдельных отраслей промышленности на окружающую среду. Возможности уменьшения влияния промышленности на здоровье человека.

Практика. Практическая работа на тему: "Покупки у местных производителей". Разработка информационных листовок: "Покупатель-профессионал".

9.4 Проблемы утилизации бытовых отходов: что? где? когда?

        Теория. Классификация, переработка и  утилизация бытовых отходов. Воздействие бытовых отходов на окружающую среду. Бытовые отходы как экологическая угроза.

Практика. Создание диаграммы "Количество мусора на человека в неделю". Практическая работа на тему:" Практические работы на тему: "Сортируем мусор". Практические работы на тему: "Идеи по переработке бытовых отходов". Создание таблицы:" Отходы-это часто важные ресурсы".

10. Охрана окружающей среды

10.1 Помощь птицам Южно-Сахалинска.

        Теория. Знакомимся с видами птиц нашего города и определяем, какую экологическую помощь мы можем им оказать.

        Практика. Изготовление и установка кормушек. Конкурс кормушек для зимующих птиц.

10.2 Экологические памятки и знаки.

Теория. Составляем экологические памятки на основе полученных знаний, в виде плакатов, экологических знаков.

Практика. Разработка информационных листовок. Разработка информационной встречи для младших школьников.

Зачётное занятие

Зачетное занятие в виде тестирования. Подведение итогов первого года обучения. Организация информационной встречи для младших школьников.

        Оценочные материалы:

        В процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «ЭкоСахалин» проводится систематическая диагностика.   В соответствии с запланированными формами контроля.

        Для определения успешности освоения материала предлагаются следующие виды диагностических исследований:

        Входящая диагностика: проводится в игровой форме. Определяется уровень базовых знаний.

        Итоговая диагностика: контроль освоения программы. Проводится срез знаний по критериям в форме тестирования.

        Методы диагностики: наблюдение за практической деятельностью обучающихся, практические задания.

        Формой фиксации и предъявления результатов является протокол.

        Методические материалы.

        Данная программа «ЭкоСахалин» разработана с применением современных методических ресурсов и технологий (технология кейсов, игровые технологии, новые информационные технологии), направлена на организацию образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами.

        Дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы:

• Фотоаппараты

• Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении, выполнения рисунков (тетради, альбомы, ручки, карандаши, линейки, транспортиры, циркули, фломастеры);

• Компьютер (ПК или ноутбук, операционная система Windows не ранее 1998 г.), теле- и видеоаппаратура;

• Наглядные пособия (фотографии, схемы, рисунки, коллекции экспонатов, иллюстрации справочников и т.д.);

• Местные краеведческие печатные издания;

• Электронные энциклопедии и презентации, видеоматериалы, аудиозаписи;

• Образовательные и иллюстративные материалы электронной сети Интернет.

        Основные информационные источники для педагога:

        Подбор дидактических игр по разделам программы, разработанные общественной организацией «Бумеранг».

https://mooc.lektorium.tv/courses/course-v1:LEKTORIUM+TUTOR+2018_12/pdfbook/0/

        

        Учебная литература, электронные ресурсы и наглядный материал для учащихся:

1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог.  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Богомолова Н. Ю., Экогруппа// Руководство по домашней экологии. - ООО ПринтЛайт, 2000.

3. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

4. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

5. Крылов, Г. Растения здоровья  Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.

6. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

7.Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

8. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

9. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

10. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

11. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

12. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

13. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.