Определение одарённости в спорте
статья

Статья посвящена проблеме  содержания и структуры типов спортивной одаренности – силовой, скоростной, скоростно-силовой, игровой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_odarennosti.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

« Детско-юношеская спортивная школа»

Определение одарённости

 в спорте

Методист Горнова Л.Б.

г. Уварово

2017 г.

С позиций спорта высших достижений процесс многолетней подготовки спортивных резервов можно рассматривать как систему отбора для каждого вида спорта. Отбор теснейшим образом связан с модельными характеристиками, следовательно – со структурой соревновательной деятельности и факторами, обуславливающими ее эффективность.

В соответствии со структурой соревновательной деятельности, этапами многолетней подготовки юных спортсменов и направленностью работы на этих этапах в отборе можно выделить три ступени. На первой ступени (10-14 лет) отбор направлен на выявление детей, обладающих потенциальными способностями к успешному овладению навыками выбранного вида спорта. На второй ступени (15-17 лет) главная цель отбора – выявить юношей и девушек, обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта. На третьей ступени (18-20 лет), если соблюдены требования второй ступени, отбор предполагает выявить спортсменов, обладающих потенциальными способностями для достижения высоких спортивных результатов на уровне команд высших разрядов.

С этих позиций в проблеме отбора можно выделить три момента:

  • начальный отбор для выявления способностей к избранному виду спорта в целом (обобщенно);
  • определение перспективности;
  • отбор в команды высших разрядов, в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях.

Одной из первичных задач в разработке проблемы спортивных способностей, таланта является изучение содержания и структуры каждого типа спортивной одаренности – силовой, скоростной, скоростно-силовой, игровой и др.

Одаренный спортсмен – это, как правило, человек с ярко выраженной индивидуальностью, которая может иметь самые различные проявления, свидетельствующие или об уникальных способностях к освоению спортивной техники, или об удивительных возможностях тех или иных функциональных систем, или о редкостных волевых качествах и т.д.

Современный спорт предъявляет весьма разнообразные и высокие требования к психофизиологическим и психологическим качествам спортсменов. Особо нужно выделить такие психологические характеристики, на которые следует обратить серьезное внимание при выборе спортивной специализации, как направленность личности, мотивы ее деятельности, уровень развития волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств, особенности темперамента, характера и др.

Требования  к психическим качествам спортсменов в каждом виде спорта весьма специфичны. Существует определенная иерархия значимости отдельных качеств в конкретном виде спорта.

Психологические требования к спортсменам

 в различных видах спорта

Вид спорта

Вид психологической деятельности

Необходимые психологические качества

Легкая атлетика

Мобилизующе-функциональный

Сенсорно-моторные качества. Волевые, особенно способность к мобилизации воли, упорство, стойкость и способность к овладению средством передвижения

Бокс

Связанный с риском

Эвристические способности (предвосхищение, тактическое чутье). Способность к принятию решений, выносливость. Сенсорно-моторные качества.

Футбол, волейбол

Коллективно-эвристический

Эвристические способности. Коммуникабельность, способность к сотрудничеству. Способность к владению спортивными снарядами.

Требования, предъявляемые к уровню развития физических качеств в некоторых видах спорта

Вид спорта

Требования

необходимые

дополняющие

второстепенные

Волейбол

Ловкость (мягкость и точность движений

Быстрота, выносливость, сила ног (прыгучесть)

гибкость, сила рук, становая сила

Борьба

Ловкость (мягкость и точность движений

Сила рук, становая сила, выносливость, сила ног, гибкость

гибкость

Бокс

Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений)

Сила рук, становая выносливость

гибкость, сила ног

Легкая атлетика - спринт

Быстрота (во всех ее проявлениях), сила ног, гибкость, ловкость

Становая сила, выносливость

сила рук

Лыжные гонки

Выносливость, сила ног

Ловкость, становая сила, быстрота

гибкость, сила рук

Футбол

Быстрота, выносливость, ловкость

Сила

гибкость

Данные о проявлении свойств нервной системы у спортсменов в различных видах спорта, которые можно использовать при комплексной оценке спортивных способностей и выработке рекомендаций по выбору ребенком предмета спортивной специализации.

Проявление свойств нервной системы у представителей различных видов спортивной деятельности

Спортсмены

Преобладающая тенденция в типологии свойств нервной системы

сила возбуждения

подвижность

уравновешенность между

возбуждения

торможения

внешним возбуждением и торможением

внутренним возбуждением и торможением

Боксеры

слабая

подвижность

подвижность

уравновешенность со склонностью к преобладанию возбуждения

уравновешенность со склонностью к преобладанию торможения

Легкоатлеты-бегуны:

на 100 и 200 м

на 400 м

слабая

сильная и средняя

подвижность

слабая подвижность

подвижность

слабая подвижность

преобладание возбуждения

уравновешенность

уравновешенность

преобладание возбуждения

лыжники-гонщики

средняя

инертность

инертность

уравновешенность

уравновешенность

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что знание типовых психологических профилей спортсменов разных специализаций является важной предпосылкой для составления модельных психологических характеристик (психологической модели спортивных способностей). Они могут служить основой для спортивной ориентации и спортивного отбора.

Правильный отбор в тот или иной вид спорта зависит от знания индивидуальных особенностей, а также требований, которые предъявляются к выбранному виду спорта.

Начинать изучение возможностей ребенка следует с оценки состояния здоровья. Для этого нужно обратиться к врачу и удостовериться, нет ли каких-либо явных или скрытых болезней, можно ли заниматься спортом. После оценки состояния здоровья и биологического возраста можно переходить к определению морфологических, функциональных, двигательных и психологических возможностей в избранном виде спорта.

Прогнозирование типа телосложения у детей возможно на основе четырех показателей – роста и веса тела, окружности грудной клетки и окружности голени. При их помощи можно предвидеть будущую полноту или стройность тела.

Каждый должен хорошо знать, что морфологические данные, соответствующие каждому виду спорта, еще не гарантируют победы. Для достижения высоких спортивных результатов нужны и определенные физиологические предпосылки.

Весьма важным показателем способностей, особенно в видах спорта, развивающих, преимущественно, выносливость, является максимальное потребление кислорода (МПК). Этот показатель зависит от максимальной вентиляции легких, диффузионной способности легких, ударного и минутного объемов крови, артериовенозной разницы по кислороду, количества общего гемоглобина в крови и от состава мышц.

Способность к конкретному виду спорта зависит от степени развития физических (двигательных) качеств – мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости, ловкости. В разных видах спорта их значимость различна.

Оценить исходные силовые возможности можно довольно простым способом. Если человек может поднять груз, равный весу своего тела, то он – сильный; если только половину собственного веса – физически слабый.

Скоростно-силовые возможности (т.е. способность проявить максимальную силу в наименьшее время) можно определить по результатам простейших упражнений – прыжкам в высоту с места, метанию теннисного мяча и др. Относительные показатели уровня «взрывной силы» можно оценить следующим образом: результат в прыжках в высоту с места толчком двух ног разделить на вес собственного тела, так мы и узнаем уровень своих способностей. Удовлетворительная оценка – 0,8; хорошая – 0,9-1,0; отличная – 1,1-1,3.

Прогнозировать прыгучесть можно по результатам прыжка вверх с места по шкале В.М. Ломейко. В связи с тем, что тестовые показатели в этом задании обладают достаточной стабильностью, дети, как правило, сохраняют первоначальный уровень развития этого качества и в процессе тренировки.

Шкала прогнозирования прыгучести

по результатам прыжка в высоту с места (см)

Возраст

(лет)

Оценка

удовлетворительно

хорошо

отлично

9

22-27

28-31

32 и выше

10

24-29

30-34

35 и выше

11

25-30

31-35

36 и выше

12

28-33

34-38

39 и выше

13

31-36

37-41

42 и выше

14

33-39

40-45

46 и выше

В тех видах спорта, где выносливость играет решающую роль, необходимо внимательно изучить уровень развития этого качества, а главное – природные предпосылки, свидетельствующие о возможностях его успешного воспитания в дальнейшем. Общая выносливость обычно определяется с помощью специальных контрольных упражнений.

Контрольные упражнения для определения общей выносливости и их ориентировочная оценка.

Упражнение

Пол, возраст

(лет)

Оценка

отлично

хорошо

удовлетворительно

Бег 300 м

М. 8-9

54 с.

1 мин.

1 мин. 06 сек.

     10-11

48,0 с.

55 сек.

1 мин.

Д. 8-9

58 сек.

1 мин. 04 с.

1 мин. 10 сек.

    10-11

54 с.

1 мин.

1 мин.

Бег 600 м

М. 11-12

1 мин. 58 с.

2 мин. 06 с.

2 мин. 14 с.

Д. 11-12

2 мин.

2 мин. 12 с.

2 мин. 20 с.

Бег 2000 м

М. 12-13

7 мин. 30 с.

8 мин. 15 с.

9 мин.

Ходьба на лыжах 2 км.

Д. 10-11

9 мин.

10 мин.

12 мин.

Ходьба на лыжах 3 км.

М. 10-11

     12-13

13 мин.

10 мин. 45 с.

14 мин.

12 мин.

16 мин. 30 с.

13 мин. 30 с.

Д. 12-13

12 мин. 30 с.

14 мин.

16 мин.

Ходьба на лыжах 5 км

М. 12-13

Д. 12-13

22 мин.

25 мин.

25 мин.

28 мин.

29 мин.

31 мин.

Новичок, не выполняющий норматива в упражнениях на общую выносливость хотя бы на «хорошо», редко становится спортсменом высокого класса.

Скоростная выносливость может быть приблизительно определена с помощью пробы с задержкой дыхания. Сделайте глубокий вдох, затем выдох и вновь глубокий вдох, близкий к максимальному; затем задержите дыхание. В тот момент, когда вы сделали глубокий вдох, включите секундомер, а с началом выдоха выключите его. Проба повторяется 2-3 раза с перерывами в несколько минут. Учитывается лучший результат.

Ориентировочная оценка пробы с задержкой дыхания для определения способностей к воспитанию скоростной выносливости.

Возраст

(лет)

Оценки

отлично

хорошо

удовлетворительно

9-10

Больше 55 с.

50-55 с.

40-50 с.

11-12

Больше 70 с.

65-70 с.

55-65 с.

13-14

Больше 95 с.

90-95 с.

80-90 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для определения одарённости.

В данном материале собран диагностический материал для учителей, родителей и детей для определения одарённости....

Презентация:"Определение одарённых детей по истории"

Презентация: "Определение одарённых детей по истории" указаны задания для 5-7 классов....

Методика экспертных оценок определения одарённых детей ( А.А.Лосева)

Методика экспертных оценок определения одарённых детей (А.А.Лосева)...

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева)

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарён...

Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева)

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарён...

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева)

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарен...