Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
рабочая программа

Щукина Галина Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умники и умницы" для детей 5 - 7 лет, рассчитана на 2 года обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования  Москаленского муниципального района Омской области

«Москаленский центр дополнительного образования»

Принято на заседании педсовета

от «___» ____________ 20____ г.

Протокол № ________________

Утверждено:

Приказ № _________

от «___» _____ 20__ г.

__________________

Директор

М.В. Анкудинов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности

«Умники и умницы»

Срок реализации программы - 2 года

Возраст детей 5 - 7 лет

Составитель:

Г.В.Щукина

педагог дополнительного образования

р.п. Москаленки

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

3

1.1. Обоснование необходимости разработки Программы

3

1.2. Цель и задачи программы

6

1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности

8

ІІ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9

Учебно-тематический план для старшей группы

9

Учебно-тематический план подготовительной к  школе группы

15

ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

17

ІV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

19

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  

20

ЛИТЕРАТУРА

20

   


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная  общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умники и умницы» социально-педагогической направленности разработана на основании следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Место и роль Программы в образовании детей

Разработка программы «Умники и умницы» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического  содержания  в  познавательном развитии дошкольников.  

Нормативными документами разработки Программы являются:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996 – р   г. Москва  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.

3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.

4. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.

  1. Обоснование необходимости разработки

Программы

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и  в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная  программа «Умники и умницы» – это стремление педагога использовать возможности  занимательного материала  в познавательном (в частности математическом) развитии  детей.

Направленность Программы  

Общеобразовательная программа по дополнительному образованию «Умники и умницы» имеет познавательную направленность.

Новизна 

Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования,  на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным  в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

     Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим  познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик  формирования у дошкольников элементарных математических представлений и  практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.

1.2. Цель и задачи программы

Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи Программы:

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

       Отличительные особенности Программы

Программа математического кружка «Умники и умницы» является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?»  О.М. Дьяченко,  Е.Л. Агаева.

Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующими принципами:

принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его  интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение  математических заданий различной степени сложности);

проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов  математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

         Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Программа ориентирована на  детей от 5 до 7-и лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий:

         Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут, всего 72  занятия за учебный год. Рекомендуемый состав группы 15 -20 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.

Формы обучения: занятия математического содержания.

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

 

  1. Целевые ориентиры и способы определения
    их результативности

Целевые ориентиры

    К концу обучения по программе «Умники и умницы» у детей должны быть развиты:

  • арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  • произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  • основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  • желание заниматься математической деятельностью.

К концу старшей группы дети должны уметь:

– составлять (моделировать)  заданное изображение или  фигуру из  других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– составлять различные формы из палочек по образцу;

– сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

– выкладывать  предметы в порядке убывания, возрастания.

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;

– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

– «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;

– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.

К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:

– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

 – осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

– устанавливать смысловые связи между предметами;

– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– создавать постройки по рисунку, чертежу;

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;

– делить  предметы, фигуры на несколько равных частей;

– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

– анализировать предметы по отдельным признакам;

– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

– сравнивать  рисунок со схемой, с чертежом предмета;

–  составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;

– создавать образ на основе рисунка-схемы;

–  составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

– располагать предметы в заданной последовательности.

– понимать задание и выполнять его самостоятельно;

– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

Способы определения результативности

Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

     Виды контроля

Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом педагогическом мероприятии  проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
  • Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.  

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  по познавательному развитию  детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

  1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

  1.  Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи педагога (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.

                                

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

 учебные действия

Состояние

самоконтроля

а

б

а

б

в

г

д

а

б

в

  1. Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Диагностика проходит в два этапа: первичная - (сентябрь), итоговая- (апрель - май). Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, тестирование. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься

Заполнение диагностической карты.

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В. Высокий уровень              С.средний уровень             Н. низкий уровень

ІІ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план первого года обучения

(для старшей группы)

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное  занятие

1

2

Свойства предметов

1

3

Сравнение групп предметов

1

4

Сложение

2

5

Пространственные соотношения

1

6

Вычитание

2

7

Один - много

1

8

Число 1

1

9

Внутри - снаружи

1

10

Число 2. Пара

1

11

Точка. Линия. Прямая и кривая

1

12

Отрезок. Луч.

1

13

Число 3. Цифра 3.

1

14

Замкнутые и незамкнутые линии.

1

15

Ломаная линия. Многоугольник.

1

16

Число 4. Цифра 4

1

17

Угол

1

18

Числовой отрезок

1

19

Число 5. Цифра 5.

1

20

Впереди - сзади

1

21

Больше. Меньше.

1

22

Раньше, позже. Временные представление.

1

23

Решение простых задач на сложение и вычитание.

2

24

Головоломки

1

25

Разрезные картинки

1

26

 Картинки - вкладки

1

27

Число . Цифра 6.

1

28

Мастерская форм

2

29

Свойства предметов

1

30

Изучение закономерностей

2

31

 Форма и размер

2

32

Число 7. Цифра 7.

1

33

Величина и форма.

1

34

Развитие восприятия

1

35

 Развитие восприятия и внимания

1

36

Цветные дома

2

37

 Лото «Цвет и форма»

2

38

Число 8.Цифра 8.

2

39

Развитие внимания

1

40

 Развитие умения классифицировать

1

41

Развитие слуховой памяти

1

42

Число 9.Цифра 9.

1

43

Развитие зрительной памяти

1

44

Повторяй друг за другом

1

45

 Развитие слуховой памяти

1

46

Число 10. Цифра 10.

1

47

Развитие мышления

1

48

 Развитие логического мышления

1

49

Развитие внимания

1

50

 Развитие воображения

1

51

 Развитие внимания

1

52

 Развитие пространственного мышления, воображения

1

53

 Развитие мышления

1

54

 Развитие внимания

1

55

 Развитие внимания, логического мышления

1

56

Развитие образного мышления

1

57

Развитие воображения

1

58

Развитие воображения и фантазии

1

59

 Развитие внимания

1

60

 Развитие воображения и внимания

1

61

Развитие образного мышления

1

62

 Развитие логического мышления, воображения

1

63

 Проведение мониторинга

1

ИТОГО

72

Содержание программы первого года обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство с детьми. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Проведение мониторинга в начале учебного года.

  1. Свойства предметов

Выявление и сравнение свойств предметов, нахождение общего свойства группы предметов. Представление о признаках сходства и различия между предметами.

  1. Сравнение групп предметов

Формирование умения сравнивать группы предметов путем составления пар. Понятие равенства, неравенство.

  1. Сложение

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, знак «+».

  1. Пространственные отношения.

Уточнение пространственных отношений на, над, под, слева, справа, между, посередине.

  1. Вычитание.

Представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знак «-».

  1. Один – много

Формирование представлений один- много.

  1. Число 1

Знакомство с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. Письмо цифры 1.

  1. Внутри – снаружи

Игры на уточнение. Кот у гнезда. Обручи.

  1. Число 2. Пара.

Образование и состав числа 2. Цифра 2. Письмо цифры 2.

  1. Точка. Линия. Прямая и кривая

Формирование представлений ночное небо, цветущий луг. Игра с точкой.

  1. Отрезок. Луч.

Игра путешествие точки

  1. Число 3. Цифра 3.

Образование и состав числа 3. Цифра 3. Письмо цифры 3.

  1. Замкнутые и незамкнутые линии.

Игра «Путешествие точки». Нахождение замкнутых и незамкнутых линий.

  1. Ломаная линия. Многоугольник.

Работа со складным метром. Многоугольник.

  1. Число 4. Цифра 4

Образование числа 4. Состав, цифра, соотношение цифры 4 с количеством. Игра «Школа», четвертый – лишний.

  1. Угол.
    Представление о различных видах углов – прямом, остром, тупом. Игры «Путешествие по железной дороге.
  2. Числовой отрезок.

Представление, приемы присчитывания и отсчитывания с помощью числового отрезка.

  1. Число 5, цифра 5.

Образование, состав числа5, цифра 5. Игра «В гостях у зайки».
Путешествие по числовому отрезку.

  1.  Впереди – сзади.

Пространственные отношения. Динамические картинки.

  1. Больше. Меньше.

Сравнение групп предметов.  Игра «На лесной полянке»

  1.  Раньше, позже. Временные представление.

Загадки «Когда это бывает?», Найди отличия.

  1.  Решение простых задач на сложение и вычитание.

Решение задач на сложение и вычитание.

  1.  Головоломки.

 Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур.

 Развивать восприятие и пространственные представления.

  1.  Разрезные картинки

 Учить складывать картинку из элементов.  Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

  1.  Картинки – вкладки
  2. Число 6. Цифра 6.

Образование, состав числа 6, цифра 6. Игра «В гостях у Маши».

 Развивать наглядно-образное мышление. Учить выделять часть и находить элемент предмета.

  1.  Мастерская форм

Учить составлять прямолинейные формы из палочек.

Развивать  зрительную память.

  1.  Свойства предметов

 Учить выделять особенности предмета.  Развивать зрительные и осязательные впечатления. Игра «Чудесный мешочек».

  1. Изучение закономерностей.

 Учить действовать последовательно, упорядочивать  предметы по величине.

 Развивать внимание. Задание «Спортсмены строятся»

  1. Форма и размер.

 Учить раскладывать предметы в порядке убывания. Задание «Обед для матрешек»

 Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов.

  1. Число 7. Цифра 7.

Образование числа 7. Состав числа 7. Игра «Магия чисел».

  1.  Величина и форма.

 Учить строить дома из деталей разного размера.  Анализировать детали по форме и величине.

  1.  Развития восприятия.

 Учить соотносить предметы по величине.  Развивать восприятие.  Задание «Зоопарк»

35. Развитие восприятия и внимания.

 Учить ориентироваться в цвете и оттенках. Развивать восприятие и внимание. Задание «Кукольная одежда»

36.  Цветные дома

Учить анализировать предметы по цвету. Развивать восприятие и внимание.

37. Лото «Цвет и форма»

 Учить анализировать предметы по цвету и форме.

38. Число 8. Цифра 8.

Образование числа 8. Состав числа 8. Ира «Школа».

39. Развитие внимания.

Учить переключать свое внимание  с одной группы предметов на другую. Игра «Что изменилось?»

40. Развитие умения классифицировать.

 Развивать внимание.  Закреплять умение классифицировать предметы. Игра «Рыба, птица, зверь».

41.  Развитие слуховой памяти.

Развивать память. Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество. Упражнение «День рождения куклы»

42. Число 9. Цифра 9.

Образование числа 9. Состав, числа 9. Игра «Магазин».

43. Развитие зрительной памяти.

Учить выполнять правила игры. Развивать зрительную память. Игра «Запомни картинки»

44. Развитие слуховой памяти

Развивать слуховую память.  Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия. Игра «Повтори».

45. Развитие мышления и внимания.

Учить расставлять мебель в соответствии с планом.  Развивать мышление и внимание. Задание «Расставь мебель»

46. Число 10. Цифра 10.

Образование числа 10. Состав числа 10. Игра «Чемодан»

47. Развитие мышления

Развивать мышление.  Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним. Задание «Куда залетела пчела?»

48.Развитие логического мышления.

Учить работать с планом. Развивать мышление.

Уметь анализировать величину предмета. Задание «Кукла Маша купила пианино»

49. Развитие внимания

Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план.

Развивать мышление и внимание. Игра «Найди игрушку»

50. Развитие воображения

Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение.

Развивать воображение. Игра «Какая сегодня погода?»

51. Развитие внимания

Развивать память, внимание. Учить использовать значок-обозначение. Игра «Кто в домике живет?»

52. Развитие пространственного мышления, воображения.

Развивать пространственное мышление, воображение. Учить соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой.  Упражнение «Рисунок-постройка».

53. Развитие мышления

Учить подбирать слова с противоположным значением.

Развивать мышление и воображение. игра «Говори наоборот»

54.  Развитие внимания.

Учить выбирать предметы по заданному признаку.

Развивать внимание. Мышление. Задание «Покажи одинаковые предметы»

55. Развитие внимания, логического мышления

Учить отвечать на поставленный вопрос, выделяя основные качества предмета.

Развивать внимание, мышление.  Задание «Кто кем будет?»

56. Развитие образного мышления

Развивать внимание и образное мышление. Развивать  умение фантазировать, добавляя отдельные элементы. Игра «Волшебные кляксы»

57. Развитие воображения.

Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов.

Развивать фантазию и воображение ребенка. Игра «Шкатулка со сказками»

58. Развитие воображения и фантазии.

Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения.

Развивать воображение и фантазию.   Игра «Угадай, что получится»

59. Развитие внимания.

Учить сравнивать количество предметов.

Развивать внимание, умение выполнять заданные правила.  Задание «Чье число больше?»

60. Развитие воображение и внимания.

Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами.

Развивать внимание и воображение. Игра «Спортсмены в лодках»

61. Развитие образного мышления.

Учить создавать образы на основе схемы.

Развивать воображение. Игра   «На что это похоже?»

62. Развитие логического мышления, воображения

Учить создавать образы на основе схемы.

Развивать творческие способности, воображение.  Игра «Поможем художнику»

63. Проведение мониторинга

Выявление уровня усвоения программы.

Учебно-тематический план 2 года обучения

(подготовительной к  школе группы)

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное  занятие

1

2

 Развитие восприятия и внимания.

2

3

Развитие логического мышления.

2

4

Развитие внимания и образного мышления

2

5

Развитие памяти и логического мышления

2

6

Решение задач, определяя состав числа

2

7

Развитие образного мышления и восприятия.

2

8

Развитие зрительной и слуховой памяти

2

9

Развитие внимания и восприятия

2

10

Развитие мелкой моторики рук, точности движений

2

11

Развитие  умения пользоваться рисунком-схемой.

2

12

Развитие внимания и мелкой моторики рук

2

13

Развитие умения  устанавливать смысловые  связи между предметами.

2

14

Развитие  воображения, творческих способностей.

2

15

Дорожные знаки.

2

16

Развитие образного мышления, внимания.

2

17

Интеллектуальная викторина.

1

18

Развитие творческих способностей, воображения.

2

19

Развитие умения соотносить предметы по размеру.

2

20

Развитие воображения, творческих способностей.

2

21

Развитие внимания, пространственного воображения.

2

22

Развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления.

2

23

Развитие умения  пользоваться планом, ориентироваться в пространстве.

2

24

Развитие умения классифицировать предметы.

2

25

Развитие творческого мышления, воображения.

2

26

Развитие логического  мышления, воображения.

2

27

Развитие умения анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение

2

28

Развитие воображения, творческого мышления.

2

29

Развитие памяти, внимания, логического мышления.

2

30

Решение  задач, определяя состав числа.

2

31

Развитие слуховой памяти

2

32

Развитие умения  располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша».

2

33

Развитие воображения, наглядно-образного мышления.

2

34

Развитие памяти и внимания.

2

35

Развитие умения  сравнивать рисунок и чертеж предмета.

2

36

Развитие внимания, наглядно-образного мышления.

2

37

Математическая игра

1

38

Проведение мониторинга

1

ИТОГО

72

Содержание программы второго года обучения

  1. Вводное занятие
    Проведение инструктажа по технике безопасности.
    Проведение мониторинга в начале учебного года.
  2. Развитие восприятия и внимания
    Учить анализировать форму предмета.
    Развивать восприятие и внимание. Упражнение «Выложи сам»
  3. Развитие логического мышления
    Учить точно, выполнять задание, ориентироваться в пространстве.
    Развивать внимание, мышление. Задание «Коврик для куклы»
  4. Развитие внимания и образного мышления
    Развивать внимание, мышление. Учить находить изображение по описанию.
    Упражнение «Магазин ковров»
  5. Развитие памяти и логического мышления
    Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту
    Развивать внимание, мышление. Упражнение «Архитектор»
  6. Решение задач, определяя состав числа
    Развитие умения определять состав числа 2, 3,4,5,6,7,8,9,10.  Решение задач.
  7. Развитие образного мышления и восприятия
    Развивать мышление и восприятие. Учить анализировать отдельные признаки предмета. Упражнение «Что такое длина, ширина, высота»
  8. Развитие зрительной и слуховой памяти
    Учить представлять предметы по их словесному описанию. Развивать зрительную и слуховую память. Упражнения «Повтори», «Угадай что спрятано».
  9. Развитие внимания и восприятия
    Учить точно, выполнять правила игры. Развивать умение выделять первый звук в слове.
    Развивать слуховое внимание. Упражнение «Угадай, как нас зовут».
  10. Развитие мелкой моторики рук, точности движений.
    Учить проводить непрерывную линию.
    Развивать точность движений, мелкую моторику рук. Трудные виражи
  11. Развитие  умения пользоваться рисунком-схемой
    Учит выделять заданные объекты. Развивать умение пользоваться рисунком схемой.
    Развивать внимание. Задание «Пляшущие человечки».
  12. Развитие внимания и мелкой моторики рук
    Учить точно следовать словесным заданиям, уметь находить ошибки. Развивать мелкую моторику рук. Упражнение «Где ошибся Буратино?»
  13. Развитие умения  устанавливать смысловые  связи между предметами
    Учить устанавливать смысловые связи между предметами. Развивать внимание, воображения. Упражнение «Пары картинок»
  14. Развитие  воображения, творческих способностей
    Учить составлять сказку, опираясь на рисунок схему. Развивать воображение, творческие способности. Упражнение «Юный писатель».
  15. Дорожные знаки
    Учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве. Развивать мышление, внимание. Упражнение «Водители».
  16. . Развитие образного мышления, внимания
    Продолжать учить выполнять задание в соответствии с рисунком-схемой. Развивать образное представление , внимание.  Упражнение «Собери пирамиду».
  17. Интеллектуальная викторина
    Развитие логического мышления, воображения, внимания, памяти.
  18. Развитие творческих способностей, воображения.
    Учить придумывать и зарисовывать рисунки – схемы. Развитие творческих способностей. , воображения. Упражнение «Говорящие рисунки».
  19. Развитие умения соотносить предметы по размеру
    Учить соотносить предметы по размеру. Развивать внимание, восприятие.
    Упражнение «Дома звере».
  20. Развитие воображения, творческих способностей
    Учить внимательно слушать задание, четко его выполнять. Развивать внимание, пространственное воображение. Упражнение «Бывает – не бывает».
  21. Развитие внимания, пространственного воображения
    Учить создавать постройку по рисунку-чертежу, видеть соответствие одного другому. Развивать внимание, пространственное воображение. Упражнение «Нарисуй и построй».
  22. Развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления
    .Учить делать элементарные умозаключения входе эксперимента. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление. Упражнение «Что плавает, что тонет?»,
  23. Развитие умения  пользоваться планом, ориентироваться в пространстве.
    Учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, воображение. Упражнение «Секреты».
  24. . Развитие умения классифицировать предметы.
    Учить классифицировать предметы, обосновывать свое решение. Развивать внимание, логическое мышление. Упражнение  «Четвертый лишний»
  25. Развитие творческого мышления, воображения
    Учить в деталях видеть целое и уметь дорисовывать их.
    Развивать творческое мышление, воображение. Игра «Чудесные превращения»
  26. Развитие логического  мышления, воображения
    Учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед». Развивать логическое мышление, воображение
  27. Развитие умения анализировать предметы по отдельным признакам.
    Учить анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение. Развивать логическое мышление. Упражнение  «Поезд».
  28. Развитие воображения, творческого мышления
    учить анализировать назначение предметов., создавать предметы двойного назначения. Развивать воображение, творческое мышление. Упражнение «Изобретатель»
  29. ...Развитие памяти, внимания, логического мышления
    Учить называть предыдущее и последующее число.
    Развивать память, внимание, логическое мышление. Упражнение «Назови соседей».
  30. Решение  задач, определяя состав числа
    Учить решать задачи, определяя состав числа. Развивать внимание, логическое мышление.
  31. Развитие слуховой памяти
    Учить определять заданное слово по набору картинок, выделяя первый звук
    Развивать слуховое внимание. Упражнение  «Волшебник»
  32.  «Блоки Дьенеша».
    Развитие умения  располагать предметы в заданной последовательности, используя Блоки Дьенеша. Развивать  внимание, логическое мышление. Игр «Разноцветные цепочки».
  33. Развитие воображения, наглядно-образного мышления
    Учить сравнивать рисунок и схему. Развивать воображение, наглядно-образное мышление. Упражнение «Найди ошибки»
  34. Развитие памяти и внимания
    Учить соотносить схематическое изображение с художественным. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. Задание «Звезды в небе».
  35. Развитие умения  сравнивать рисунок и чертеж предмета
    .Учить сравнивать рисунок и чертеж предмета.
    Развивать внимание, наглядно-образное мышление. Задание «Разные дома».
  36. Развитие внимания, наглядно-образного мышления
    Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. Упражнение «Перевёртыши».
  37. Математическая игра
    Игра на выявление уровня развития математических знаний, умений и навыков. 
  38. Проведение мониторинга

Выполнение заданий на выявление уровня усвоения программы.

ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год

 (старшая группа)

Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Подбор предметов по цвету и форме. Определение цвета и его оттенков. «Чтение» плана, нахождение предмета по плану. Создание рисунка-схемы, используя простейшие изображения. Сравнение и уравнивание предметов разными способами.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую.  

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.

2год

(подготовительная к  школе группа)

Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.  

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

ІV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методическое сопровождение

– консультация для родителей «Умники и умницы»,

– электронные математические игры для дошкольников;

– видео-презентации.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • палочки Х. Кюизинера;
  • наборы разрезных картинок;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • полоски, ленты разной длины и ширины;
  • цифры от 1 до 9;
  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
  • мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • блоки Дьенеша;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки
  • игры на составление плоскостных изображений предметов;
  • обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • геометрические мозаики и головоломки;
  • задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;
  • простые карандаши; наборы  цветных карандашей;
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
  • счетный материал

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

 

V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Помещение:   Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Игры и канцелярские принадлежности  находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.

Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение,  2002. – 385 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,  2001. – 404 с.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение,  2003. – 312 с.
  4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
  5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
  6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
  8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
  9. Михайлова  З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
  10.  Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
  11.  Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
  12.  Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
  13.  Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
  15.  Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение,  2007. – 245с.
  16.  Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
  2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
  3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
  4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
  5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умники и умницы", рассяитана на два года обучения для детей 6- 8 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умники и умницы" для детей 9 - 11 лет, рассчитана на 2 года обучения...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности «Умники и умницы»

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пр...