Формирование метапредметных результатов у обучающихся на основе проведения исследовательской деятельности с использованием потенциала музейных фондов учреждений культуры города Санкт-Петербурга
статья (11 класс)

Голубев Олег Константинович

Современные требования к образованию ориентируют школу на формирование личности, интегрированной в общество, мотивированной к самообразованию, обладающей информационной культурой. Путь достижения этой цели в настоящее время связан с внедрением в практику образования метапредметного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nvmu.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Военная академия связи имени маршала С.М.Буденного. Кадетский корпус (школа IT-технологий),

город Санкт-Петербург.

Научно-практическая Конференция «III Арктические Нахимовские чтения» педагогических работников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации

Тема: Формирование метапредметных результатов у обучающихся на основе проведения исследовательской деятельности с использованием потенциала музейных фондов учреждений культуры города Санкт-Петербурга

 Автор: Голубев Олег Константинович

              воспитатель Кадетского корпуса

              (школы IT-технологий) Военной

              академии связи

         Санкт-Петербург

       2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Введение…………………………………………………………………………2

II.Основная часть       ….…………………………………………………………3

III.Экспериментальная часть…………………………………………………….4

IV.Заключение ..………………………………………………………………….6

V.Список использованной литературы      ……………………………………..6

«Ничто так человека не учит, как опыт. Знание, учение, любознательность».

А.С.Макаренко

«Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением».

М.В. Ломоносов

Современные требования к образованию ориентируют школу на формирование личности, интегрированной в общество, мотивированной к самообразованию, обладающей информационной культурой. Путь достижения этой цели в настоящее время связан с внедрением в практику образования метапредметного подхода.

Метапредметные результаты, в идеологии ФГОС, включают межпредметные понятия, формируемые несколькими, многими или всеми школьными предметами, и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Термин «универсальные учебные действия» (УУД) можно определить как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Исходя из традиционных подходов и административных требований российская школа лишь формально нацелена на подготовку к активной творческой деятельности в существующем обществе. Фактически же она ставит целью обеспечение выпускника определенным объемом знаний и умений, необходимых для сдачи ЕГЭ, а не создающих возможности для дальнейшего самостоятельного развития. Таким образом у отдельной категории обучающихся теряется интерес к самостоятельному поиску и овладению новыми знаниями, необходимыми для дальнейшей социализации в обществе.

Динамика современного общества, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни, необходимо обеспечить условия подготовки выпускников к жизни в таком мире, их способность самостоятельно обозначать цели и достигать их.

        В последнее десятилетие изменились социальные требования общества к тем качествам, которые желательны для выпускников школы. Содержание и объем нужных знаний и навыков меняются очень быстро, поэтому в воспитании подростков правильнее делать ставку на строительство внутренних устоев. Мировоззренческие принципы, отношение к себе и другим людям, понимание целей своей жизни, способность к развитию, вкус к учению — вот то, что служит основой действий и поступков человека.

В связи с этим построение процесса обучения предполагает ориентацию на личность учащегося, создание благоприятных условий для активного освоения человеком способов познавательной деятельности, и тем самым обеспечивает его самореализацию и развитие, его успешность в будущем.

Перед учителем и воспитателем поставлена задача обеспечить такие условия обучения и воспитания, чтобы каждый ученик обрёл смысл и мотив процесса своего обучения и был способен реализовать себя в будущем.

В стандартах второго поколения можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Под метапредметными результатами во ФГОСах и примерной основой образовательной программы образовательного учреждения (Основная школа) подразумеваются универсальные способы деятельности, а «в основе ее реализации лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию».

Современная  парадигма образования «предполагает развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода является то, что цели общего образования  в новом документе представлены «в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности, а результаты образования – в виде универсальных (метапредметных) умений». В результате учебное заведение начинает переход от традиционной декларации «учись учиться» к созданию условий для реального освоения учениками целостной системы методов познания.

С этой целью Программа определяет личностные универсальные регулятивные, учебные, коммуникативные, познавательные действия, навыки работы с информацией, поиска информации, ее систематизации, архивирования и т.п., которые должен освоить выпускник. Они формируются во многом в ходе проектно-исследовательской деятельности учащегося, и именно в ней соединены естественно, системно и логично.

Целью обучения становится задача не просто дать ученику определенный объем знаний, а организовать образовательный процесс таким образом, чтобы у ученика сформировались внутренние мотивы для самостоятельного овладения какими-либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни.

Умения, которые формируются у ученика в ходе овладения данными способами деятельности помогут ему в будущем добывать необходимые знания для достижения поставленных задач во взрослой жизни. Однако именно формирование данных метапредметных результатов вызывает сегодня определенную трудность у многих учителей, поскольку готовых механизмов их достижения никто не представил. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных механизмов формирования метапредметных результатов.

Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как проектно-исследовательская, поскольку в ее ходе создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Выполняя различные виды деятельности, обучающиеся одновременно овладевают способами деятельности, что и является показателем достижения метапредметных результатов.

В ходе выполнения исследовательской работы учащийся под руководством учителя воспроизводит путь познания, принятый в естественных науках, усваивает логику научного исследования. Этот путь включает осознание проблемы, формулировку гипотезы, целей и задач исследования на основе анализа теоретического материала, проверку гипотезы эмпирическими методами (измерение, наблюдение или эксперимент), анализ, систематизацию и обобщение полученных эмпирических данных и формулировку выводов в контексте их соответствия гипотезе, целям и задачам. Завершается школьное исследование оформлением исследовательской работы в соответствии с общепринятыми требованиями.

Все вместе и каждый из этих этапов при методически грамотной организации обеспечат достижение метапредметных результатов образования.

Так, помогая ученику определить цели и задачи, сформулировать гипотезу, составить общий план исследования, план его практической части (эксперимента или наблюдения), учитель формирует проблемно-поисковые познавательные УУД и регулятивные УУД. В числе последних: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Действия контроля и самоконтроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, учитель формирует у ученика на этапе обобщения результатов эксперимента (наблюдения) и формулировки выводов.

При изучении литературы по теме исследования школьник совершенствует навыки смыслового чтения, учится работать с научными текстами (коммуникативные УУД). В то же время развивает такие познавательные УУД, как умение работать с информацией из разных источников, искать, воспроизводить, а главное, критически ее воспринимать.

На этапе обработки и анализа материала, полученного в практической части исследования, руководитель обеспечивает условия для развития мышления учащегося (познавательные УУД). А именно, совершенствует способности к знаково-символическим действиям и логическим операциям (анализ, сравнение, классификация, обобщение и т.д.). Оформление исследовательской работы – отличная возможность уделить внимание развитию умений структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной, а затем на этапе презентации работы – и в устной форме.

Учебная исследовательская деятельность требует серьезных затрат времени и сил. Сделать эти затраты эффективными – задача организатора, руководителя и куратора исследовательской работы.

В этом смысле на плечи учителя (воспитателя)-куратора ложится большая ответственность не только за качество выполненной исследовательской работы. Основная задача учителя – заинтересовать ученика и поддержать этот интерес на протяжении всего периода выполнения работы, не отбить желание заниматься наукой всерьёз. При выполнении работы учитель должен сформировать у ученика интерес к исследовательской деятельности, научить логически мыслить, грамотно использовать методику проведения работы, анализировать собранный материал, делать обоснованные выводы, научно их излагать.

Выполнение этой важной педагогической миссии невозможно на одном только энтузиазме. Ответственный педагог-куратор должен обладать серьезной методологической подготовкой, быть компетентным в области организации исследовательской деятельности со школьниками.

Прежде всего, необходимо хорошо ориентироваться в методах современных научных исследований, которые, как известно, объединяют в две группы – эмпирические и теоретические. В учебных исследовательских работах чаще всего используются следующие методы – наблюдение, исследование, анализ.

Опыт организации учебной исследовательской деятельности позволяет сформулировать и предложить некоторые принципы, соблюдение которых учителем позволит устранить причины неуспеха и разочарования:

1. Принцип достаточной сложности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности. Необходимо поддерживать достаточный уровень сложности. Если материал будет очень лёгким для усвоения, или наоборот, очень сложный, это вызовет потерю интереса у учащегося. Естественное последовательное усложнение материала позволяет повышать интеллектуальный уровень, расширить кругозор, сформировать в сознании целостную научную картину мира.

2. Принцип значимости работы. Желательно давать возможность учащимся самим выбрать тему для исследования. При этом тема должна иметь практическую или личностную значимость для ученика, должна быть приближена к жизни. Естественные темы более интересные, чем искусственно надуманные. Взаимосвязь науки с жизнью, открытая учащимися, позволяет оценить значимость не только своей работы, но и науки вообще.

3. Принцип наглядности. При проведении исследования ребята должны видеть реально результаты своих экспериментов, должны быть задействованы первая и вторая сигнальные системы высшей нервной деятельности. Всесторонне изучение объекта исследования позволяет сделать более точные выводы, а личное участие в эксперименте, позволяет ощутить сопричастность, заинтересованность.

4. Принцип самостоятельности. Учитель должен предоставлять ребятам как можно больший спектр задач для самостоятельного выполнения. Даже, если будут допущены ошибки, это не страшно. Задавая проблемные вопросы, следует побуждать ребёнка размышлять в нужном направлении, находить свои ошибки и пути решения возникших проблем. Для уменьшения количества неточностей, ошибок в работе до начала экспериментальной части нужно провести беседу по проведению работы, разработать алгоритм ее выполнения. Надо дать возможность учащемуся поверить в свои силы и знания.

5. Принцип осмысления. Какова цель работы? Что хочешь в результате получить? Часто учащиеся не могут ответить на эти и другие простые, но важные вопросы. При вариативности эксперимента не могут указать контрольный вариант опыта. Осмысление проблемы учащимися, выбор темы, соответствующей цели, задач, методики выполнения, толкает их на мыслительную деятельность, на нахождение причинно-следственных связей между этапами работы, что позволяет сравнивать, обобщать, анализировать данные, делать соответствующие выводы.

Если ученик заинтересовался темой и работа оказывается посильной, то есть шанс, что исследование будет выполнено полностью, качественно и доведено до логического конца. Такой настрой создаст ситуацию успеха для юного исследователя и профессионального удовлетворения для педагога.

Используемая литература:

Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003

Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10 г. № 1897(зарег. Минюстом 01.02.11 № 19644).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 26.08.10 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», (зарег. Минюстом 6.10.10 г. № 18638).

«Развитие исследовательской деятельности учащихся»: методический сборник-М: народное образование 2001

Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998.

Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4