Публикация " Хореография в общеобразовательной школе как один из компонентов развития двигательной активности и формирования общей культуры учащихся"
проект

Лимаренко Наталия Александровна

Краткое описание результатов, полученных при реализации педагогического проекта. Материал размещен в сборнике "Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе" (материалы международного форума педагогов-инноваторов), стр 123. ISBN № 978-5-906221222-1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лимаренко Наталия Александровна

педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №22

 города Нижневартовска

Хореография в общеобразовательной школе как один из компонентов развития двигательной активности и формирования общей культуры учащихся.

Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствует о наличии потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью нестандартно мыслить и эффективно решать жизненные проблемы, высоким уровнем духовно-нравственной воспитанности.

Федеральный компонент государственного стандарта начального и основного общего образования 2004 года включает в качестве обязательных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыку». Фактически их преподавание осуществляется до 7–8 класса, в старших классах художественное образование вообще исключено из учебного плана. Дополнительное художественное образование охватывает по официальным данным около 15% детей, а уровень его организации в школе, как правило, не способствует достаточной реализации воспитательного потенциала художественно-эстетической деятельности, что особенно актуально в период введения ФГОС нового поколения

Танец позволяет ребятам мгновенно «выплеснуть» свои эмоции, не только погрузиться в круг непосредственного и опосредованного общения, но и самоутвердиться, «вписаться» в ритмопластический портрет поколения сверстников. Не случайно в иерархии художественно-эстетических видов деятельности после кино и современной музыки школьники выбирают хореографию (танец).

В то же время изучение эстетического воспитания в школах показало, что процент занимающихся хореографией школьников к подростковому возрасту снижается. Представляется, что причины такого явления – отсутствие свободы выбора видов хореографии, слабая ценностно-смысловая мотивация хореографических занятий.

Таким образом, проблема заключается в том, как организовать хореографическую деятельность учащихся в системе дополнительного образования  школы таким образом, чтобы она не сводилась только к техническим решениям, а способствовала духовному становлению, эстетическому развитию школьников, становилась для них ценностно-значимой.

Необходимость решения проблемы определила  тему педагогического проекта «Хореография в общеобразовательной школе как один из компонентов  развития  двигательной активности и формирования общей культуры  учащихся».

Объект: хореографическая деятельность учащихся как интегративный компонент эстетического воспитания и физического развития  в системе школьного дополнительного образования.

Предмет: содержание, структура и логика занятий хореографией, их влияние на развитие личности учащегося в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза: эстетическое воспитание и физическое развитие на занятиях хореографией будет наиболее успешным, если:

  • занятия по хореографии организуются как компонент культурно-эстетической среды школы и становятся для учащихся ценностно-значимыми;
  • содержание учебной программы способствует эмоционально-образному восприятию материала, изучаемого учащимися на разных уроках общеобразовательного цикла, и созданию на его основе структуры миропонимания;
  • изучение образцов историко-бытового танца обеспечит интеграцию хореографии с такими предметами, как: история, литература, мировая художественная культура;
  • включенные в программу упражнения создадут основу для физического, эмоционального, художественно-эстетического развития учащихся;
  • освоение хореографического материала не потребует наличия у учащихся профессиональных данных при условии систематичности занятий

Цель: создание постоянно действующей модели организации хореографической деятельности учащихся как интегративного компонента эстетического воспитания и физического развития в системе в системе школьного дополнительного образования

Задачи:

Организация пространственно-предметного и социального компонента образовательной среды, создающей условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций

Содействие развитию творческих способностей, компетентности учащихся в области хореографии,  выработка активной личностной позиции, формирование позитивных взглядов, стремлений, идеалов.

Формирование двигательного опыта, музыкально-ритмических навыков, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Совершенствование системы выявления и сопровождения  одаренных школьников.

Сроки и этапы реализации Проекта: 2012-2014 гг.

Организационно-подготовительный этап: сентябрь- декабрь 2012 г.

Анализ ситуации, осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.

Изучение опыт развития двигательной и познавательной активности учащихся,  в том числе средствами хореографии, в практике школьного дополнительного образования.

Разработка программы дополнительного образования «Мир танца».

Диагностирование

Создание информационного пространства

Разработка и запуск проекта

Основной этап: январь 2013-январь 2014

Апробация модели организации хореографической деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы. Развитие многообразных форм мероприятий в рамках модели.

Систематизация диагностического инструментария, позволяющего выявить степень влияния занятий хореографией на формирование различных качеств личности, обеспечивающих её гармоническое развитие.

Создание мониторинга образовательных и социальных эффектов, организация различных форм рефлексии и экспертизы  опыта

Формирование системы работы  с общественностью, внешних связей с образовательными учреждениями микрорайона, города  

Обобщающий этап: май 2014-июнь 2014

Комплексный анализ реализации проекта, описание механизмов  модели

Определение перспектив развития проекта

Издание сборника по итогам работы

Результаты реализации Проекта

Создание постоянно действующей модели организации хореографической деятельности учащихся

Укрепление физического и психологического здоровья

Раннее раскрытие интересов и склонностей, расширение банка данных учащихся с танцевальными способностями.

Разработка диагностического инструментария, позволяющего определить степень влияния занятий танцами на развитие физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся  

Пополнение ученических портфолио.

Повышение охвата обучающихся услугами дополнительного образования

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

Повышение функциональных возможностей организма учащихся, рост уровня физического развития школьников, осознание ими приоритета здорового образа жизни, устойчивое стремление к занятиям танцами, самоконтроль и личностное саморазвитие

Расширение банка данных обучающихся с признаками хореографической одаренности

Удовлетворенность участников образовательного процесса, социальных партнеров деятельностью школы.

Количественные и качественные показатели участия школьников в конкурсах различного уровня.

Положительная динамика проявления интереса учащихся к хореографической деятельности.

Положительная динамика охвата обучающихся деятельностью хореографической направленности

Рост уровня познавательной активности,  творческой успешности учащихся, отраженных в «портфолио» учащихся

Выбор ВУЗов творческой направленности для получения профессии

Конкурентоспособность, своеобразие школы.

Формы представления результатов Проекта

Разработка методических рекомендаций по организации эффективного взаимодействия с одаренными и способными детьми.

Учебно-методический комплекс «Историко-бытовой танец как основа интеграции хореографии с общеобразовательными предметами»

Комплект мультимедийных презентаций «Танцы народов мира»

Материалы семинаров, «мастер-классов», «круглых столов», открытых занятий.

Размещение на сайте школы программ дополнительного образования и методических материалов

Проведение ежегодной публичной презентации. Создание электронного альманаха по итогам проекта

Подготовка рекламных проспектов для потенциальных учеников  школы, их родителей. Выпуск рекламно-информационного издания «Наши танцевальные достижения».

Участие в фестивале «Грани познания», школьном форуме «Опыт. Знание. Поиск», городских конференциях, смотрах, конкурсах


Выводы

1. Хореография является важным компонентом культурно-эстетической среды школы, влияющим на формирование общей культуры и физическое развитие школьников.

2. В содержание программы по хореографии для общеобразовательной школы должно быть заложено как минимальное, так и оптимальное содержание учебного материала в соответствии с возрастными психологическими и физическими особенностями детей, доступное для освоения любому ребёнку независимо от его хореографических способностей;

3. Использование элементов историко-бытового танца, танцев коренных малочисленных народов Севера – дополнительная возможность создания у учащихся единой картины мира в художественно-эмоциональных образах и  основа для интеграции хореографии с такими предметами, как: история, литература, МХК, география.

4. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.

5. На основании результатов диагностики можно сделать вывод, что обучающиеся:

- имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения движения;

- умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;

-увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;

- значительно улучшились темпо-силовые показатели;

- освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство класса относительно зрителя;

- сохраняют достаточно хороший  уровень двигательной активности на протяжении всего занятия

- умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.);

- получают удовольствие от занятий танцем.



Информационные ресурсы

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
  2. Барышникова Т. Основы хореографии. – М.: Искусство, 2001.
  3. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А.Я Вагановой. – №7, 1999.
  4. Борисов-Дрондин А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса //Учебно-методическое пособие. – Самара, 2003.
  5. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
  6. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании. – М.: Просвещение, 1999.
  7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М.: Искусство, 1984.
  8. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989.
  9. Гюнтер Х. Джазовый танец. История, теория, практика. – Берлин, 1982.
  10. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.
  11. Грибанова М.А. Упражнения для развития выворотности в начальных классах// Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой – № 6, 1998.
  12. Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М. Дубских. – М.: Просвещение, 2005
  13. Захаров Р. Записки балетмейстера. –  М., 1976.
  14. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. М., «Владос». 2003г.
  15. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986.
  16. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1998.
  17. Нилов В.Н. Северный танец: традиции и современность / В. Н. Нилов. – М.: «Северные просторы», 2001.  .
  18. Нилов В. Н. Хореография коренных малочисленных народов Севера России : учеб. пособие. – М. : МГУКИ, 2004.
  19. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996.

Электронные ресурсы

Формирование моторно-двигательных функций детей 6-7 летнего возраста//http://komkur. info/kultura-i-dosug/za-sohranenie-tradicij--30-1-2008/

Шамин А.Н. Народно-сценический танец как средство физического совершенствования //http://www.admhmao.ru/culture/naz_kult.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте....

Доклад на тему Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ

Доклад на тему: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ. Выступление на методическом объединении....

Презентация: "Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ".

Презентация на тему" Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ". Для методического объединения....

Статья «Развитие вокальных способностей учащихся общеобразовательной школы как один из видов художественно-эстетической одаренности детей»

Я работаю в сельской образовательной школе, на Крайнем севере, в очень отдаленном от земли районе, учителем музыки уже много лет, и меня всегда интересовали вопросы  выявления и развития ...

Тема по самообразованию: Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.

laquo;Физическое воспитание  - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физическ...

Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».

Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...