Спортивный туризм "Патриоты Сыни"
рабочая программа

Михайлова Алла Олеговна

Туризм имеет большое значение в деле воспитания школьников и учащейся молодежи. Это прекрасное средство физической и нравственной закалки человека. Современной педагогики, пожалуй, трудно найти подобный вид деятельности, который с таким эффектом решал бы значительный комплекс образовательных,  воспитательных  и  оздоровительных  задач,  обладал  бы таким же огромным потенциалом возможностей для развития личности.

Туризм востребован и в наши дни. Сегодня проблемой страны является дети

и молодежь, которые продолжают терять нравственные ориентиры. И очень важно научить детей найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях. Именно занятие туризмом содействует формированию нравственных ценностей и формированию здорового образа человека.

Туризм доступен каждому. В настоящие время многие увлечены туризмом,

а любовь к осознанному туризму воспитывается со школьной скамьи.

Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристическим многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Программа направлена на решение следующих задач:

-формирование знаний, умений по туристическому многоборью, а также необходимых туристических навыков;

-воспитание   морально-волевых   качеств,   гражданственности,   чувства любви к Родине;

- всестороннее физическое развитие и целенаправленная физическая подготовка;

- укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnyy_turizm_patrioty_syni_1.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская  школа-интернат среднего общего образования»

      Рассмотрена                                                                                                                                                                          «Утверждаю»

      на заседании педагогического совета                                                                                                            Директор МБОУ «ОШИСОО»

      «30» августа 2019г.                                                                                                                                                        «31» августа 2019г.  

      Протокол № 1        

                                                                                                                                                                                        _____________Е.Ю. Рочева

                                         

                                                                                                                                                                                    Приказ № 159 от 31.08.2019г.          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Спортивный туризм «Патриоты Сыни»

Михайловой А.О.

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 с. Овгорт

  2019г.

Пояснительная записка.

Туризм имеет большое значение в деле воспитания школьников и учащейся молодежи. Это прекрасное средство физической и нравственной закалки человека. Современной педагогики, пожалуй, трудно найти подобный вид деятельности, который с таким эффектом решал бы значительный комплекс образовательных,  воспитательных  и  оздоровительных  задач,  обладал  бы таким же огромным потенциалом возможностей для развития личности.

Туризм востребован и в наши дни. Сегодня проблемой страны является дети

и молодежь, которые продолжают терять нравственные ориентиры. И очень важно научить детей найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях. Именно занятие туризмом содействует формированию нравственных ценностей и формированию здорового образа человека.

Туризм доступен каждому. В настоящие время многие увлечены туризмом,

а любовь к осознанному туризму воспитывается со школьной скамьи.

Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристическим многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Программа направлена на решение следующих задач:

-формирование знаний, умений по туристическому многоборью, а также необходимых туристических навыков;

-воспитание   морально-волевых   качеств,   гражданственности,   чувства любви к Родине;

- всестороннее физическое развитие и целенаправленная физическая подготовка;

- укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни.

Содержание программы предусматривает приобретение учащимися знаний о родном крае, о технике и тактике туристского многоборья, ориентировании

на местности, оказании первой доврачебной помощи, получение спортивных разрядов. Решение воспитательных и оздоровительных задач является обязательным компонентом каждой темы.

Большая часть программы отведена практическим занятиям. Их можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы и времени года.

Базовая программа предполагает преподавание основ туристского многоборья,  ориентирования  (топографическая  подготовка),  краеведения. При этом по окончании базовой подготовки предусматривается участие в соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ), на дистанциях 1-2-3 класса, по спортивному ориентированию школьного и городского (районного) масштабов, а также участие в туристско – тренировочном походе.

Основные формы деятельности:

-  организация походов выходного дня, выездных тренировок;

- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, отчетов по походам по истории края;

- участие в различных соревнованиях по спортивному ориентированию, технике пешеходного туризма, лыжных соревнованиях, соревнованиях по скалолазанию, соревнованиях «Школа безопасности»;

- тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;

-  полевые лагеря;

- игры, конкурсы и другие массовые мероприятия, проводимые на станции туристов;

- практические занятия по оказанию первой доврачебной помощи;

- практические занятия в спортивном зале, на пересеченной местности, на тренировочном стенде;

- учеба на семинаре по начальной судейской подготовке.

Ожидаемые результаты:

- приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края;

- овладение школьниками навыков по устройству бивака, разработке маршрутов;

- овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;

- выполнение спортивных разрядов по туризму и спортивному ориентированию;

- получение судейских корочек;

- рост мастерства учащихся от элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта до выполнения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

В реализации программы участвуют мальчики и девочки младшего, среднего  и старшего возраста с любой степенью подготовленности, получившие базовые знания в общеобразовательной школе.

Для детей первого года обучения применяются игровые методы обучения с элементами туризма и ориентирования (даются первоначальные знания о компасе, топознаках, узлах, личном и групповом снаряжении, начальные сведения из ориентирования).

Все занятия строятся так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта. Большое значение имеют занятия, связанные с подготовкой снаряжения, его ремонтом и хранением, работы на биваке, выполнение краеведческих заданий.

Занятия по топографии проводятся в занимательной, игровой форме (описание маршрута, топографический диктант, разгадывание и составление ребусов, соревнование на скорость определения топографических знаков и т.д.). Особое место занимает обучение навыкам быстрого чтения карты. Используются различные дидактические материалы.

Занятия по ориентированию проводятся на местности, используя контрольные пункты (КП), изготовленные сначала при непосредственном участии руководителя, затем самостоятельно.

Для овладения техникой пешеходного туризма необходимо участие в различных соревнованиях и тренировках на зимних и летних сборах. Зимой вводятся лыжные тренировки для овладения навыками  техники лыжных ходов, спусков и торможений, подъемов и движения во время походов.

Для развития быстроты, ловкости, скорости, внимательности проводятся простейшие соревнования и эстафеты. Используются элементы скалолазания.

Успех прохождения программы зависит от уровня и количества занятий на местности и проведения походов, а также участия в различных соревнованиях. Особое внимание уделяется самостоятельности при устройстве бивака и сворачиванию лагеря.

Для участников, которые посещают кружок "Спортивный туризм" не первый год программа предусматривает совершенствование приобретенных навыков по устройству  и сворачиванию лагеря, по оказанию первой доврачебной помощи, по ориентированию на местности с использованием компаса и без него; участие в соревнованиях различного уровня. Особое значение уделяется физической и специальной подготовке. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, соревнований.

Успешное освоение материала программы во многом зависит от продуманного построения учебного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в течение всего года. Практические занятия проводятся как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года и погодных условий.

В конце каждого учебного года при проверке усвоения материала используется индикаторная система оценки знаний, умений, навыков по трем уровням: низкий, средний, высокий – по физической подготовке и практическому усвоению материала, при проведении степенных и категорийных походов, туристско-краеведческих слетов, на соревнованиях по туристскому многоборью,  спортивному ориентированию,  участию в массовых мероприятиях станции, а также по выполнению разрядов.

Тематическое планирование

п\п

Разделы программы

Часовая нагрузка

1

2

3

4

5

6

7

Основы туристско-спортивной подготовки

Туристская топография и ориентирование на местности

Основы медико-санитарной подготовки

Обеспечение безопасности

Туристское многоборье (пеший и лыжный туризм)

Общая физическая подготовка

Спортивный поход, спортивные соревнования (вне сетки часов)

Итого:

1

10

7

6

34

12

6-7дн.

68

Учебно-тренировочный план туристско-спортивной подготовки

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

1.1

1.2

Основы туристско- спортивной подготовки

Что такое туризм, его оздоровительная роль

Туристское многоборье, история развития

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

2

2.1

2.2

2.3

Туристская топография и ориентирование на

местности

Основы топографии и картографии Правила соревнований по ориентированию Компас, работа с компасом

10

2

1

7

4

1

1

2

6

1

5

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Основы медико-санитарной подготовки

Личная гигиена и профилактика заболеваний

Походная медицинская аптечка

Приемы оказание первой доврачебной помощи

Приемы транспортировки пострадавшего

7

1

1

3

2

4

1

1

1

1

3

2

1

4

4.1

4.2

4.3

Обеспечение безопасности

Техника безопасности при проведение походов и занятий

Безопасность на дистанции соревнований в пешем туризме

Действия в аварийных экстремальных ситуациях в спортивных походах

6

2

2

2

6

2

2

2

5

5.1

5.2

Туристское многоборье (пеший туризм)

Техника и тактика туристского многоборья на дистанции 2-3 класса

Организация и техника страховки

34

16

18

12

6

6

22

10

12

6

Общая физическая подготовка

12

12

7

Спортивный поход 1 категории сложности

(туристский поход вне сетки часов)

Итого

68

27

41

1.0.  Основы туристско-спортивной подготовки 1 год обучения

1.1.  Что такое туризм, его оздоровительная роль

Познакомить детей с понятием «туризм», беседа «Кто такие туристы». Значение роли туризма для оздоровления организма человека. Значение роли туризма для оздоровления организма человека. Познание окружающего мира. Правила поведения детей на прогулках, во время экскурсий, в транспорте, в общественных местах и т.д. Знакомство с некоторыми законами и девизами юных туристов.

1.2. Туристское многоборье, истории развития

Туристское многоборье как вид спорта, физической культуры. Виды туристского многоборья: пешее, горное, лыжное, водное, спелео, велосипедное; их краткая характеристика. История развития соревнований и слетов туристов, становления туристского многоборья - вида спортивно-туристских соревнований. Современное состояние  туристского   многоборья   и   перспективы   развития.  Федерация   спортивного туризма. Туристско-спортивный союз России. Туристские клубы. Типы и классы дистанции соревнований туристского многоборья.

Практические занятия в помещении. Планирование календаря участия в соревнованиях по ориентированию  на  местности  и  по  туристскому  многоборью. Просмотр  и  обсуждение видеосюжетов  с  различных  видов  соревнований  туристского  многоборья, технических этапов. Постановка ближних и дальнейших перспектив на годовой цикл, определение целей и задач спортивно-туристской подготовки.

За год обучения программа предполагает решение следующих задач: совершенствование техники в пешем и в лыжном туризме; воспитание интереса к занятиям туризмом; совершенствование физической подготовки, укрепление здоровья и закаливания организма; создание базы разносторонней подготовленности: физической, топографической, технической, тактической. Участие в различных соревнованиях по спортивному ориентированию, туристскому многоборью, туристских слетах. Выполнение 2-3 взрослого разряда по туристскому многоборью. Показать хорошие физические и технические показатели для включения в состав сборной по турмногоборью РМЭ. Правила организации и проведения туристских соревнований и слетов учащимися в Российской Федерации. Правила   спортивных   соревнований   по   туристскому   многоборью.   Организация   и проведение соревнований по туристскому многоборью (пешеходный туризм) среди учащихся младших и средних возрастных групп. Организация и проведение соревнований по  туристскому  многоборью.  Программы  соревнований  по  туристскому  многоборью среди учащихся РФ, районных и республиканских туристских слетов.

Разрядные требования туристского многоборья.

Практические     занятия     в     помещении.      Знакомство       и     изучение     условий проведения соревнований положений районных и республиканских соревнований.  Разбор  и анализ     соревнований     и     нештатных     ситуаций     на дистанциях соревнований, при подготовке к соревнованиям, на старте или финише и правомерности требований действий участника соревнований в игровой тренинговой форме.

2.0. Туристская топография и ориентирование на местности

2.1. Основы топографии и картографии

Карты для туризма и путешествий. Спортивные карты. Масштаб карт. Условные обозначения спортивных карт. Ориентирование по карте, компасу и предметам на местности. Расстояние на карте и местности. Азимут снятие азимутов с карты. Организация движения по азимуту. Форма рельефа равнинной и горной местности.

Практические занятия в помещении. Упражнения с условными знаками, рельефом (определение высоты, крутизны склона). Движение по азимуту на полигоне, азимутальный ход.

2.2 Правила соревнований по туристскому ориентированию на местности

Положение, условия и техническая информация о проведении соревнований по ориентированию на местности. Виды и особенности

туристского ориентирования; по выбору, по заданному направлению, по обозначенному маршруту, по  легенде, по  маркированной  трассе. Правила проведения  соревнований  по туристскому  ориентированию.  Понятия  «сотрудничества»,  «преследования»,  «невзятие КП», «отметка КП», «дистанция», «контрольное время на дистанции», «порядок прохождения»,

«пункт отметки последнего КП», «пункт сдачи карт», «пункт выдачи карт», «технический старт», «неспортивное поведение».

Практические занятия в помещении. Формирование у спортсменов знаний правил соревнований по ориентированию, условий прохождения различных дистанций, границ полигона, контрольное время, легенды КП, условий проведения соревнований и порядка определения результатов на различных соревнованиях

Практические задания на местности. Отработка навыков работы с картой на старте;

соответствие количества КП и их номеров на карте и в технической информации, легендам КП; переколка или нанесение на КП их номеров с контрольной карты на собственную.

2.3 Компас, работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром, визирование и визирный луч. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компаса Практические занятия. Ориентирования карты по компасу. Упражнения на засечки: определение   азимута   на   заданный     предмет   (обратная   засечка)   и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка).  Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.

3. Основы медико-санитарной подготовки

3.1. Личная гигиена и профилактика заболеваний и травм

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, её значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом. Гигиена тела, значение водных процедур. Умывание, обтирание, парная  баня,  душ, купание. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Практические занятия. Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за одеждой и обовью.

3.2. Походная медицинская аптечка

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампулы, таблетки, порошки, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных походов. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов.  Личная  аптечка  туриста,  индивидуальные  лекарства,  необходимые  при хронических заболеваниях. Практические занятия. Формирование походной медицинской аптечки.

3.3 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.

Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа с группой

по развития самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Простудные  заболевания. Укусы  насекомых  и  пресмыкающихся. Пищевые  отравления  и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевая повязка, обработка ран, промывания желудка.

Практические занятия. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему.

3.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаках с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоём на поперечных    палках.    Переноска    вдвоем    на    шестах (или   лыжах)   со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия. Изготовление носилок, волоку, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.

3.5. Врачебный контроль, самоконтроль.

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризм.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность,

настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировка.

Дневник самоконтроля. Практические занятия. Введение дневника самоконтроля.

4. Обеспечение безопасности

4.1. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования  альпенштоком. Правила  поведения  в  незнакомом населенном пункте. Взаимоотношение с местным населением.

Практические занятия. Отработка техники преодоления естественных препятствий

4.2. Безопасность на дистанциях соревнований в пешем туризме.

Соблюдение правил безопасности в лагере спортивно-туристской команды. Правила безопасности при автономной работе туриста-спортсмена на дистанциях соревнований по туризму, ориентировании на местности. Опасные участки и объекты на дистанциях, способы их обхода или преодоления. Действия в случае потери ориентировки, выхода из карты.

Действия  в  случае  травмирования  или  обнаружения      травмированного участника другой  команды.  Обеспечение  безопасности    при    использовании спецснаряжения для работы на технических этапах дистанций соревнований. Обеспечение безопасности на лыжных и пеших дистанциях: соблюдение контрольного времени; постоянный контроль за ориентированием на местности. Роль капитана, лидирующего, замыкающего, страхующего в команде, для обеспечения безопасного прохождения технических этапов. Средства индивидуальной защиты (форма, каска, рукавицы, страховочные системы, страховочное снаряжение) на соревнованиях и их применение.

Практические    занятия    на   местности.    Формирование    навыков обеспечения собственной и командной безопасности, контроль за обеспечением и соблюдением безопасности на этапах и дистанциях товарищами по команде. Формирование навыков правильного и своевременного применения средств индивидуальной защиты на дистанциях.

4.3. Причины возникновения аварийных экстремальных ситуаций в походе и их предупреждения.

Основные причины возникновения аварийных ситуаций в туризме (слабая дисциплина, изменение состава группы, маршрута, недостаток снаряжения, неправильная техника и тактика преодоления естественных препятствий, слабая подготовленность группы и т.д.). Разбор и анализ несчастных случаев в туризме.

Проверка туристских  групп  перед  выходом  в поход. Проверка  схоженности  группы. Знание  маршрута  всеми  участниками  группы,  техническая,  тактическая, физическая  и морально-волевая участников группы.

Психологическая совместимость людей в туристской группе и ее значение для безопасности похода. Экстремальные ситуации в походе. Психология малых групп. Отношение, складывающихся в группе. Факторы устойчивости групп.

Практические занятия. Разбор конкретных аварийных ситуаций в туризме, воспитание сознательной  дисциплины, активная  подготовка  к  походу всех  участников.  Подготовка снаряжения к походу.

5. Туристское многоборье (пеший туризм)

5.1. Техника и тактика пешеходного туристского многоборья на дистанциях 2- 3 класса

Команда туристского многоборья (цели и задачи, требования к команде и спортсменам, капитану  команды).  Виды   спортивных   соревнований   по   туристскому  многоборью: личные, командные и лично-командные соревнования, контрольно-туристский маршрут. Параметры  дистанций  2-3  класса:  длинная  тактико-техническая, короткая  техническая, связки. Способы преодоления препятствий, штрафы и типичные ошибки, совершаемые участником. Специальное туристское снаряжение: веревки, распространенные типы карабинов, блоки и полиспасты, обвязки, беседки, страховочные системы. Узлы, применяемые в практике спортивного туризма (назначение, свойства и применение в различных ситуациях).

Практические занятия. Вязка узлов и применение их в различных ситуациях. Маркировка (бухтовка веревки). Применение специального туристского снаряжения. Наведение и снятие перил. Транспортировка груза на этапах. Организация работы команды на технических этапах дистанции 2-3-го класса по технике пешеходного туризма при переправе первого участника:

- переправа первого участника вброд;

- переправа первого участника по бревну через сухой лог;

- переправа первого участника с сопровождением;

- подъём первого участника.

Организация  работы  команды  на  технических  этапах  дистанции  2-3-го  класса  по

технике пешеходного туризма:

-        подъём  и  спуск  по  склону  с  использованием  перил,  наведенных  судьями  и наведенным командой;

- подъём и спуск с организацией командной страховки;

- подъём и спуск с самостраховкой;

- переправа по заранее уложенному бревну с использованием перил, наведенных

судьями;

-        переправа по заранее уложенному бревну с использованием перил, наведенных командой;

-        переправа  через  овраг  по  параллельным  перилам,  наведенными  судьями  и наведенным командой;

- переправа    по    навесной    переправе,    наведенным    командой    перилами,

наведенными судьями;

- переправа через овраг, ручей маятником; -        траверс  каньона,  осыпного  или  травянистого  склона  с  самостраховкой  по горизонтальным перилам, наведенным командой и наведенные судьями;

- преодоление болота по кочкам;

- преодоление болота по гати с укладкой жердей;

- разжигание костра (кипячение воды, пережигание нити).

5.2. Организация техники страховки в туризме

Виды страховки: групповая, самостраховка, комбинированная. Приемы и способы страховки. Выбор места страховки. Подготовка и оборудование места (точки, станции) для организации страховки (приема выпуска). Самостраховка на месте (точка, станция, площадка) и движении. Индивидуальная страховочная система - требования  безопасности, индивидуальная  регулировка  и  уход,    блокировка  систем,  ус       самостраховки       и требования     к     ним,     петля     для     самостраховки     на вертикальных перилах. Практические       занятия.         Организация       страховки       (выпуск       и       приём), сопровождение на технических этапах при работе в связке или командой.

5.3. Психологическая подготовка спортсмена

Коммуникация в спортивном туризме. Общение как основное средство взаимопонимания между участниками соревнований. Причины возникновения конфликтов   в туристских группах,   спортивных командах    и способы    их предотвращения и устранения. Практические      занятия.      Психологические      игры-тренинги.      Овладение навыками хорошего тона в межличностном общении. Формирование навыков управления эмоциями и настроения на тренировках и соревнованиях, в учебно-тренировочных походах.

6. Общая физическая подготовка

6.1. Общая физическая подготовка

Понятие «спортивная форма», утомление, острое и хронические состояние при перетренировке. Принципы восстановительной терапии, меры предупреждения переутомления. Дневник самоконтроля. Значение физической подготовки для туристов и спортсменов. Требования к физической подготовке и её место в улучшении спортивной формы туриста-спортсмена.

Практические   занятия.   Упражнения   для   рук   и   плечевого   пояса.   Упражнения   с предметами, скакалкой. Спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол. Кросс на различные дистанции, бег на лыжах. Эстафеты с различными заданиями, требующих  координации движений.

6.2. Прием контрольных нормативов

Сдача  теоретических  и  практических  технических  и  тактических  знаний, умений и навыков по туристскому многоборью, спортивным походом и ориентированию на местности.

Практические занятия. Сдача нормативов по ОФП. Определение степени подготовленности участников к участию соревнованиях по туристскому многоборью.

7. Спортивный поход 1 категории сложности

Содержательная часть программы.

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1

Организация и комплектование группы.

 

2

Введение в образовательную программу.

 

3

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.

 

4

Организация похода.

 

5

Питание в походе. Составление рациона.

 

6

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

 

7

Снаряжение. Личное снаряжение.

 

8

Групповое снаряжение.

 

9

Первая медицинская помощь.

 

10

Первая медицинская помощь.

 

11

Заболевания.

 

12

Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.

 

13

Устройство бивака.

 

14

Работа с палаткой.

 

15

Работа с палаткой.

 

16

Свёртывание лагеря.

 

17

Костёр, его виды.

 

18

Разведение и поддержание костра.

 

19

Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

 

20

Топографические карты.

 

21

Спортивные карты.

 

22

Компас. Строение и работа с ним.

 

23

Приёмы ориентирования карты по компасу.

 

24

Определение расстояний и работа с компасом.

 

25

Определение расстояний и работа с компасом.

 

26

Ориентирование. Первый способ ориентирования.

 

27

Ориентирование. Второй способ ориентирования.

 

28

Сопоставление двух способов ориентирования.

 

29

Азимут истинный и азимут магнитный.

 

30

Краеведение. История Шурышкарского района, его культурное наследие.

 

31

Овгорт и его окрестности.

 

32

Выполнение краеведческих заданий.

 

33

Условные знаки.

 

34

Условные знаки спортивных карт.

 

35

Изготовление условных знаков.

 

36

Сигналы бедствия.

 

37

Закрепление навыка чтения условных знаков.

 

38

Закрепление навыка чтения условных знаков.

 

39

Рельеф местности.

 

40

Географические особенности

 

41

Изображение рельефа местности на спортивных картах.

 

42

Изображение рельефа местности на спортивных картах.

 

43

Закрепление практического навыка чтения рельефа.

 

44

Чтение карты.

 

45

Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты.

 

46

Перенос КП.

 

47

Учебные соревнования.

 

48

Учебные соревнования.

 

49

Приёмы ориентирования карты.

 

50

Приёмы ориентирования карты.

 

51

Способы определения точки стояния.

 

52

Способы определения расстояний на местности.

 

53

Движение по азимуту. Богородицкий парк.

 

54

Движение по азимуту. Богородицкий парк.

 

55

Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП.

 

56

Учебные соревнования.

 

57

Тактико-технические приёмы выбора пути движения.

 

58

тактико-технические приёмы выбора пути движения.

 

59

Узлы.

 

60

Узлы.

 

61

Туристская песня.

 

62

Физическая подготовка (техника бега ориентировщика).

 

63

Развитие выносливости.

 

64

Игры на местности.

 

65

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии.

 

66

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии

 

67

Учебные соревнования.

 

68

Учебные соревнования.

 

  Заключение.

 Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм.  Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности. Работа кружка подтверждает на практике, что цели и задачи выполняются учащимися с интересом, об этом говорят призовые места  и грамоты, полученные на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию как в командном, так и личном зачётах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка военно-спортивного состязания "Отчизны верные сыны" на Кубок Витязя.

Данная разработка - результат поиска оптимальных форм работы по допризывной подготовке юношей. Так же мероприятие носит ярко выраженную патриотическую направленность. За 4 года, в течение проводится о...

Спортивная программа "Славься сынами своими, Отечество!"

Спортивное мероприятие типа "Веселые старты", посвященное 23 февраля для учащихся 5-6 классов коррекционной школы VIII вида....

Спортивное мероприятие "Отчизны верные сыны"

План спортивного мероприятия "Отчизны верные сыны"...

Проект по патриотическому и военно-спортивному воспитанию «Растим сынов Отечества»

По инициативе Министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу, 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о создании Общероссийской о...

Сценарий спортивно-патриотического конкурса "Сыны Отечества"

Сценарий спортивно-патриотического конкурса "Сыны  Отечества", посвященного празднованию Дня Защитника Отечества....

Спортивно-патриотический квест «Отчизны верные сыны»

Принимая участие в квестах, направленных на патриотическое воспитание, происходит приобщение ребенка к гражданско-патриотическим ценностям в процессе реального включения его в исто...

сценарий спортивного праздника к 23 февраля "Как Баба Яга сына в армию провожала"

Данный сценарий будет полезен педагогам при проведении праздника 23 февраля в старшей группе...