Теории морального развития личности
статья

Белых Павел Валерьевич

Основным направлением в исследовании педагогики и психологии воспитания и развития индивида является изучение его морального роста. Большую известность приобрели три теории морального развития личности: психоаналитическая (З. Фрейд), теория активности индивидов (Ж. Пиаже) и теория обучения (Г. Айзенка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyh.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

             ТЕОРИИ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

                                                                                                                             Белых П.В.

                                                             МАУ ДО ДДТ «Маленький принц», Хабаровск

Основным направлением в исследовании педагогики и психологии воспитания и развития индивида является изучение его морального роста. Большую известность приобрели три теории морального развития личности: психоаналитическая (З. Фрейд), теория активности индивидов (Ж. Пиаже) и теория обучения (Г. Айзенка).

В психоаналитической доктрине З. Фрейда мы находим такой элемент как моральное развитие индивида. Стержневой тенденцией индивида Фрейд считает стремление получить удовольствие максимально возможными способами, реализовать влечение (либидо). Набор основных моральных правил происходит в процессе идентификации с родителями, в стремлении растущей личности походить на них. Появление внутренней структуры «супер эго» (как результат идентификации) представляет собой набор внутренних моральных правил, усвоенных из внутреннего представления требований родителей. Появлению «супер эго» всегда сопутствуют сильные эмоциональные переживания индивида-если нарушены правила, индивид страдает от чувства вины и неполноценности, если правила выполняются, индивид доволен от чувства исполненного долга.

Таким образом, согласно теории психоанализа, моральное взросление личности напрямую зависит от эмоций, которые испытывает индивид к референтной (значимой группе) и признаваемым ею правилам.

Что касается теории Жана Пиаже, то согласно его концепции, моральное развитие зависит от активности самого ребенка в области трансформации его знания о моральной действительности. На протяжении жизнедеятельности ребенка возникают такие ситуации, организуемые социумом, в которых ребенок реализует себя на принципах партнерства, равноправия. Подобные ситуации стимулируют моральный рост индивида. Ведомый, рецептивный вид взаимодействия с родителями, родственниками, интеллектуальная незрелость ребенка формируют обязательную, «священную» для него гетерономную мораль. При этом ребенком может не осознаваться возможность другой оценки существующей действительности, которая являлась бы отличной от его собственной оценки. Ребенку трудно разделить объективное и субъективное в своих переживаниях, что является главной чертой познания моральной действительности «реализмом». По мере роста и взросления ребенка начинает расширяться его знаниевый багаж, расти круг социального окружения, ребенок учится приспосабливаться, выбирая определенные жизненные принципы. Однако те правила, которые ребенком были приняты ранее, выступают на равных правах с теми, которые были приняты позже.

Следовательно, формирование ребенком собственной морали затруднено. Чтобы ускорить процесс появления автономной морали у ребенка, по мнению Ж. Пиаже, необходимо создать соответствующую атмосферу в доме, всемерно помогать ему.

Следующее направление раскрывает моральное развитие ребенка посредством теории обучения. Ярким представителем этого направления был Г.Й.Айзенк. Повторение наказания за совершение плохого действия ведет к тому, что негативные реакции, связанные с наказанием, возникают сразу же при одной попытке совершить асоциальное действие. Высвободившаяся реакция ответа на наказание становится безусловным стимулом. Количество стимулов растет и они распространяются на другие подобные стимулы, происходит т.н. реакция генерализации. Следствием всего этого может быть, по мнению Айзенка, появления такого образования как совесть. Сила совести неодинакова у детей: у тех, которые в силу тех или иных обстоятельств плохо усвоили данную способность возникновение совести проходит с большими усилиями, у индивидов с повышенной способностью «понимать обусловленность» совесть находится на другой стороне континуума, она слишком эмпатийна, обладает наибольшей чувствительностью.

Согласно американскому ученому Л. Кольбергу, моральное развитие личности проходит шесть стадий, объединяющихся в три уровня [1].

Первый – доморальный, нормы морали установлены взрослыми, ребенок ожидает либо наказания, либо поощрения. На этом уровне ребенок не умеет понять точку зрения других, легко нарушая установленные правила, если не существует контроля взрослого.

Второй уровень – конвенциональный. Стремится вести себя определенным, ощущая потребность в одобрении окружающих. Иерархия ценностей на этом уровне не сформирована полностью.

Третий уровень – автономный. Мораль и принципы входят в плоть и кровь личности, становятся его собственным достоянием. Мерилом поступков ребенка старшего школьного возраста становится совесть.

 Таким образом, нами были рассмотрены наиболее известные теории морального развития личности. Вопросы морального развития в онтогенезе личности остаются до сих пор недостаточно исследованными отечественными учеными и требуют дальнейшего изучения.

                                         Список цитируемой литературы

  1.         Анцыферова В. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоуренса Кольберга и его школы). // Психология личности. – 1999. – №3. – С. 5 – 17.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание роль семьи в моральном развитии ребёнка

родительское собрание направлено на побуждение родителей к размышлениям об особенностях воспитания в собственной семье...

ВЫСТУПЛЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ШКОЛЫ. Тема "Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона."

В красочной форме, просто и доступно рассмотрена эпигенетическая теория Э Эриксона....

Моральное развитие аномальных детей и подростков.

Данный материал предназначен для педагогов , психологов , воспитателей коррекционных школ-интернатов 8 вида....

Моральное развитие аномальных детей и подростков.

Данный материал предназначен для педагогов , психологов , воспитателей коррекционных школ-интернатов 8 вида....

Статья на тему "Морально-нравственное развитие личности подростков"

В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, проис...