Творческий проект «Волшебный мир бересты»
проект

Степанова Марина Сергеевна

Педагогический проект «Волшебный мир бересты» направлен на ознакомление детей с интереснейшей частью эвенкийской культуры – берестяным промыслом, а также на приобщение детей не только к художественной стороне берестяного промысла, но и к духовной культуре эвенкийского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: Бижутерия – кольцо

Еще в первом веке нашей эры (почти 1500 лет тому назад) первые красавицы и модницы Византии, затем и Венеции отдавали предпочтение украшениям из бисера.

Как же в те времена изготавливали бисер? Оказывается, довольно примитивным способом. Крохотные кусочки стекла выдували из тростниковой трубки. Стекло варили, получалось что-то вроде теста, из этой массы стеклодувы выдували тонкую нить и наматывали ее на стержень. Затем стержень извлекали и полученную трубочку с отверстием внутри нарезали на бусинки.

Да уж, занятие не из легких!

С течением времени технология изготовления бисера все больше упрощалась и механизировалась.

(Да и аристократы по-тихоньку повывелись вместе со стеклодувами.)

Стеклянной монополии Венеции пришел конец, по всей Европе возникают огромные стеклянные заводы  в Англии, Нидерландах, особенно в Германии. А вот шлифовать бисер везли в Богемию (то есть, в Северную Чехию).

Ни для кого не секрет, что до сих пор чешский бисер считается самым красивым и самым качественным.

В XVIII веке Ломоносов открывает первую в России мастерскую, где производили бисер, бусины и стеклярус. И теперь уже не надо ждать купцов из заморских стран  можно блистать расшитыми русским бисером нарядами!

 К сожалению, многие сегодня пренебрежительно относятся к бисеру, относя этот материал к «дешевым».

Бисер удивительный материал, дающий простор для фантазии, для самовыражения, для настроения! Он может быть тихим, а может кричащим, может быть скромным, а может роскошным, может быть с налетом старины, или, наоборот, ультрамодным. Удивительная способность сочетаться с различными материалами делает бисер поистине уникальным. Он легко может создать крепкий союз с металлом и деревом, нитями и тканями, минералами и камнями, драгоценными металлами.

Область применения бисера также широка: одежда, обувь, мебель, детали интерьера, украшения и всё то, на что хватит человеческой фантазии. А как я убеждаюсь каждый раз  фантазия безгранична!

И главное, то, к чему мы стремимся, это неповторимость. Здесь нельзя повториться. Каждый раз бисер будет «звучать» по-новому. Одна и та же нить бисера может быть нежной или строптивой, яркой изюминкой или сдержанным дополнением вашего образа.

Хотите выглядеть ультрамодной  носите украшения из бисера!

Бисер сегодня в тренде.

Законодатели моды рекомендуют бисер!

Этапы изготовления кольца

  1. Материалы и инструменты для работы
  1. Бисер чешский №10 любого цвета
  2. Мононить
  3. Наперсток
  4. Игла бисерная - 1 шт.
  5. Ножницы
  6. Коврик

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_144304.jpg

  1. Набираем на мононить 6 бисерин

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190917_100715.jpg

  1. Далее наберите еще одну бисеринку и проденьте иголку через предыдущую, как показано на фото.

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_144641.jpg

  1. Теперь прикрепите еще одну бисеринку формируя постепенно второй ряд кольца.

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_144708.jpg

  1. Проведите иглу через бисер второго ряда

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_144750.jpg

  1. Еще раз набираем один бисер как показано на фото

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_144852.jpg

  1. Таким образом заканчиваем второй ряд и переходим к третьему

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_144924.jpg              E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_145418.jpg

  1. Вот так выглядит бисерное полотно с несколькими готовыми рядами. Далее приплетайте так же по одной бисеринке, создавая ровное и прямое полотно.

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_152312.jpg

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_160340.jpg                     

  1. Соедините два конца изделия

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_160631.jpg                             E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_160510.jpg                             

Готовое изделие.

E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_161420.jpg                        E:\Pictures\Новый альбом\IMG_20190916_161347.jpg

                               

Готовые изделия в технике ручного ткачества

         



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭВЕНКИЙСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСВА «ДАВДЫН»»

671632, Республика Бурятия, с.Улюнхан, ул. Новая, 1.

Творческий проект «Волшебный мир бересты»

Выполнила: Степанова Марина Сергеевна

педагог дополнительного образования

2019г.

Содержание

  1. Оглавление………………………………………………………………..1
  2. Аннотация ………………………………………………………………..2
  3. Ожидаемый результат …………………………………………………...5
  4. Заключение ……………………………………………………………....6
  5. Описание метода исследования ………………………………………...7






Аннотация

Педагогический проект «Волшебный мир бересты» направлен на ознакомление детей с интереснейшей частью эвенкийской культуры – берестяным промыслом, а также на приобщение детей не только к художественной стороне берестяного промысла, но и к духовной культуре эвенкийского народа.

Проект реализуется в творческом объединении «Северные россыпи» МБОУ ДО «Эвенкийский центр развития творчества «Давдын» в селе Улюнхан Курумканского района. В работе принимают участие педагоги и обучающиеся «ЭЦРТ «Давдын». Создание данного проекта стало средством решения проблемы формирования у детей ценностных ориентаций, связей современной культуры с эвенкийскими традициями. Проект предусматривает вовлечение в этот процесс не только детей, но и их родителей.

В процессе занятий у детей формируется потребность общения с природой, развивается творческий интерес, чувственно-эмоциональная сторона личности, познавательный интерес к природе и национальной культуре.

Проект направлен на воспитание в детях чувства прекрасного, усидчивости, аккуратности и коллективизма в работе. У детей формируются и совершенствуются навыки работы с различными инструментами, формируется комплексный взгляд на проблемы взаимодействия человека со средой его обитания и трудовой деятельности, развивается интерес к использованию сибирских, русских мотивов, творческая активность в работе объединения и различных сферах жизни.

Береста – это прочный, гибкий, состоящий из многих листчатых слоев, плотно соединенных между собой. Она служит материалом для приготовления разнообразных предметов домашнего обихода, таких как:

1.Хагачан – берестяная посуда;

2. Уӊкан – ложка, либо небольшой совок, либо конус, к которому приспосабливали ручку.

3. Оревун – своеобразный рупор, через который искусный охотник, используя возможности только своих голосовых связок, подражал привычному реву самца лося во время брачного периода.

4. Гуявун – незаменимое изделие, без которого невозможно представить быт семьи в тайге.

5. Нож (кото) – лезвие ножа может быть изготовлено из любого доступного металла. Рукоятку делают из корневого капа березы. Корневой кап березы – самая ценная древесина для изготовления рукоятки.  он собирается с речных берегов после наводнения.

6. Талми – вьючная, переносная сумка, так и заплечная коробка для таежника, своеобразным рюкзаком.

7. Часэрук – красивое, необычное форме и многофункциональное по назначению изделие из бересты.

8. Без бересты не мог обходиться и при изготовлении турсуков – вьючных сумок инмэк. Инмэк сложный в изготовлении и очень красивый. Внутреннюю часть инмэк, составляет тыта, изготовленная из бересты.

9. Сэлэрук – овальная коробка из бересты для хранения инструментов.

Актуальность – заключается в том, что мы вносим вклад в дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства с современными направлениями. Изделия из бересты и природных материалов являются уникальным подарком, поэтому полученные на занятиях знания, умения и навыки работы с берестой и природным материалом могут стать основным или дополнительным источником доходов.

Объект – береста

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Основная цель проекта – создание условий для развития творческого потенциала обучающихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты и природного материала. В реализации проекта дети знакомятся с традиционной культурой, природой. Развитие современной культуры ведет к отчуждению людей от природы, а у детей – к деформации развивающейся личности. Формирование ответственного отношения к природе родного края, а также приобщение детей к культуре и традициям эвенкийского народа через обучение берестяному промыслу. Достижению поставленной цели способствует комплекс задач:

  • создание условий для творчества;
  • поддержание высокой самооценки ребенка;
  • определение индивидуальной нагрузки;
  • формирование самообучения одаренного ребенка;
  • вовлечение в серьезную творческую работу.
  1. Работа с таким природным материалом, как береста, пробуждает в детях врожденное, генетически заложенное чувство единства с природой, развивает познавательный интерес к изучению природы и национальной культуры; способствует гармонизации внутреннего мира ребенка, способствует сохранению его психологического здоровья.
  2. Лес – одно из главных богатств Сибири, и одна из величайших красот ее. Воспитать бережное отношение к лесу, природе, сформировать чувство ответственности за свои действия в природной среде – одна из важнейших задач обучения.

Также важно воспитать в детях чувство прекрасного; усидчивость; аккуратность в работе; чувство коллективности в работе.

  1. Развивается интерес детей к использованию сибирских, русских мотивов в их творческой деятельности. В детях развивается воображение, эмоциональность; самостоятельность и творческая активность; совершенствуются практические навыки в работе с различными инструментами.
  2. В результате работы с берестой идет приобщение детей к культуре работы с экологически чистыми материалами. Изучая образцы изделий из бересты, дети знакомятся с бытом и традициями наших предков.
  3. Дети обучаются заготовке и обработке бересты, работе с различными инструментами; разным видам художественной обработки бересты: аппликации, тиснению, резьбе по бересте, прорезной резьбе, плетению и рисунку по бересте.

Данный проект нацелен на обучение созданию простых и интересных изделий из небольшого количества материала. Ценность изделия – в количестве вложенного труда, терпения, творческой энергии, любви.

Ожидаемый результат

Для детей:

  1. Расширение кругозора детей;
  2. Сплочение детского коллектива;
  3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.

Для педагога:

  1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологии в образовательной деятельности;
  2. Самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

  1. Повышение уровня информированности родителей по вопросам технологии создания сувениров из бересты;
  2. Оптимизация детско-родительских отношений;
  3. повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность дополнительное образование.

Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны овладеть технологией изготовления изделий из бересты, уметь на практике применять правила и законы композиции, освоить элементы цветоведения, уметь пользоваться необходимыми инструментами.

Итогом годовой работы является выставка работ обучающихся. Лучшие работы отбираются на районную выставку. Подведение итогов в конце учебного года – прекрасный стимул для обучающихся. Результатом работы объединения также является создание сувенирной работы.

Заключение

Работая над проектом, мне удалось создать экологически чистое изделие. В процессе работы более подробно познакомилась с техникой изготовления изделий из бересты.

Главным итогом моей работы над проектом является то, что научилась самостоятельно изготавливать изделие своими руками и что это будет не последняя моя работа.

Использованная литература

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2001. – №. 1. – С. 24-34.

2. Ахмедзянова Э. Воспитание через организацию проектной деятельности // Воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 10-14.

3. Бабина Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации/ Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. –  М.: Аркти, 2006.

5. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. – №6.

6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

8. Деребо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М. – Московский психолого-социальный институт, 1999.

9. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2005. – №9.

10. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. – 2004. – №2.

11. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайн образования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

12. Корчажкина О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе Педагогика. – 2008. – №8. – С.29-32. Курейская Е. «Береста: от ложки до лодки». Красноярск 2010г.

  1. Курейская Е. «Овур» эвенкийские предметы, приспособления и материалы для шитья. Тура 2014г.
  2.  Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – №7.

15. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

16. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.  //Учитель. – 2000. – №4.

17. Пелагейченко Н.Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований //Педагогическая мастерская (Основа). – 2012. – №7.

18. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011-192 с.

19. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника //Сельская школа. – 2004. – №2.

20. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский. – М.: Просвещение, 2009.

21. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

22. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

23. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения //Завуч. – 2003. – №6.

24. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.

25. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. – М.: Центр «Школьная книга», 2006.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской

деятельности

  1. * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
  2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  3. * Ликум А.. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
  4. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  5. * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
  6. * Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
  7. * «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
  8. *Персональный сайт воспитателя  детского сада
  9. * Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
  10. * www.vernadsky.dnttm.ru – сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
  11. * www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника»
  12. * www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html – Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  13.  * www.bio1.september.ru – организация проектной деятельности
  14.  * www.verhspas.68edu.ru/Metog/ - проектная деятельность в школе, виды

проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по технологии "Волшебные петельки".

Содержание. 1. Вступление.2. История вязания.3. О пряже.4. Строение вязального крючка.5.Техника безопасности при вязании крючком.6. Условные обозначения.7. Приемы вязания.8. Вывязывание цве...

Творческий проект "Волшебная мелодия красок"

Творческий проект "Волшебная мелодия красок".В данном проекте описывается открытие и проведение персональной выставки, ученицы художественного отделения, профориентированного класса Каневой Дарьи.Пред...

Творческий проект "Волшебные краски"

Творческий проект выполнила воспитанница МАДОУ "Катюша" Черешнева Анна. В ходе исследований автор знакомится с историей появления красок и пробует сделать краски в домашних условиях....

Творческий проект "Волшебное превращение пластиковой бутылки"

Творческий проект "Волшебное превращение пластиковой бутылки"...

Творческий проект Волшебный ковер

Творческий проект Волшебный ковер...

Творческий проект "Волшебный мир театра" «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала. Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внут...

Творческий проект " Волшебные персики"

1.Цель проекта: Испечь песочное печенье «Волшебные     персики»2. Освоить новую для меня технику работы с песочным тестом.3. Совершенствовать навыки в технологии приготовлен...