Пути взаимодействия с ресурсами семьи для развития творческих способностей детей
статья

Белых Павел Валерьевич

Проблемы воспитания одаренных детей в семье в настоящее время очень актуальны. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Воспитание одаренного ребенка в семье — сложный и тяжелый труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyh_6.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕСУРСАМИ СЕМЬИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

«В каждом ребёнке – солнце,

Только дайте ему светить…»

Шалва Амонашвили

Белых Павел Валерьевич

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска «Маленький принц» 

Проблемы воспитания одаренных детей в семье в настоящее время очень актуальны. Дети являются продолжением своих родителей. Родители хотят, чтобы их ребенок был здоровым, счастливым, удачливым. Однако, постоянно ссылаясь на нехватку времени, родители не всегда могут компетентно позаботиться о развитии ребёнка и оказывать ему должное внимание.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Воспитание одаренного ребенка в семье — сложный и тяжелый труд.

В нашем Центре большое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.  

Одним из направлений данной работы является работа с семьей, с родителями по вопросам воспитания одаренного ребенка. Так как именно учреждение дополнительного образования детей — это место, где наиболее ярко проявляется одаренность ребенка (например, художественная, творческая, интеллектуально-познавательная) и, как правило, учреждение дополнительного образования играет важную роль в раскрытии таланта ребенка.  

 В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно,  играет семья. Именно родители, внимательные и заботливые, первыми замечают одарённость своего ребёнка. И не напрасно общество через законодательные акты закрепляет ответственность,  возложенную на родителей в воспитании, развитии и образовании детей. И если ребёнку дан дар природы – одарённость, то в него необходимо вложить гораздо больше усилий, создавая благоприятную среду для его развития.

           Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одарённости своих детей. Поэтому так важно уделять внимание не только ребёнку, находящемуся в условиях учреждения дополнительного образования (2-3 раза в неделю), а даже в большей степени семье в целом.  

         И здесь на первый план можно поставить взаимосвязь родителей и педагогов нашего Дворца. Здесь родители могут получить помощь и поддержку и от педагога дополнительного образования и от педагога–психолога для развития не просто одарённого ребёнка, но и что не менее важно - гармонично развитой личности.    

        Родители тревожатся по поводу одаренности своего ребенка. Встречаются две крайности: одни родители восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявление неординарности, чуть ли не гениальности и сами того не подозревая, формируют завышенную самооценку ребенка. В дальнейшем таким детям приходится очень трудно: малейшая неудача может привести к кризису, обиде на всех. Другая крайность не менее опасна: родители не видят "открытий" ребенка или не стараются показывать своего интереса к его успехам, опасливо присматриваются к проявлениям незаурядности малыша, тем самым не подозревая того, гасят положительные эмоции, радость у ребенка, а это важное условие творчества.

Многочисленные вопросы ребенка, которые родителей порой озадачивают, утомляют, есть ни что иное, как проявление творческого склада ребенка. В данном случае необходимо попытаться ответить на все вопросы малыша и даже привлечь для этого дополнительную информацию, хотя чтение специальной литературы потребует времени и сил. В таком случае труд родителей не напрасен. Это даст в будущем больший эффект.

Иногда недооценка одаренности ребенка связана с тем, что взрослые судят о работах малыша со своих "взрослых" позиций. Его рисунки, очень схематичные и несовершенные по художественному исполнению, принимаются за "детские каракули", сочиненные им детские песенки и сказочки воспринимаются как слабая пародия на настоящие. Было бы более правильным проявлять внимание к работам своего малыша, сохранить хотя бы некоторые из них, самые выразительные и удачные.            

 Таким образом, для нас стала понятна необходимость создания в нашем Центре системы формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Принимая во внимание высокий уровень информатизации современных родителей, их желание быстро и максимально доступно получать информацию, затрачивая при этом минимум времени, нами было принято решение о разработке инновационных форм работы с родителями наряду с традиционными. Нами апробировались технологии взаимодействия с родителями по средствам сети Интернет. На сайте учреждения есть страничка консультаций педагогов-психологов Дворца. В дальнейшем планируется открытие на нашем сайте дистанционной школы для родителей по различным вопросам воспитания детей, в том числе и одаренных.

К традиционным формам работы с родителями одаренного ребенка относятся: индивидуальные консультации с родителями, родительское просвещение, совместные творческие проекты родителей и детей.  

        Просветительская работа с родителями, активное внедрение новых форм взаимодействия помогают родителям лучше понимать внутренний мир ребёнка, его реальные потребности.    

Психологическая помощь родителям, воспитывающим одаренных детей, проходит в трех направлениях:

  • информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (информационные фильмы, плакаты, стенды, брошюры, буклеты и т.п.). Родители должны знать, что одаренные дети эгоцентричны, признают, что они не такие, как все, отмечают свое отличие от других, тревожны, не уверенны в себе, имеют различные страхи. В большей степени одаренные дети ориентированы на размышления, чем на действия. Они предпочитают получать и обрабатывать информацию, а не выдавать ее. Для них очень значимо мнение окружающих о них, ощущают необходимость в защите от окружающих и в качестве защиты могут выбирать агрессивное поведение;
  • обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений. Именно тренинг позволяет более качественно усвоить информацию и отработать навыки взаимодействия с детьми. Целью тренинга является обучение родителей одаренных детей эффективному взаимодействию с их ребенком;
  • индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.

Все эти направления должны работать в комплексе, переплетаться друг с другом, иначе эффективность работы с родителями одаренных детей значительно снизится. Педагогу-психологу необходимо помочь родителям понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего ребенок, научить их понимать и принимать его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов, помогать ребенку создать здоровое самовосприятие, не бояться тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе воспитания ребенка, и с которыми, в будущем, может столкнуться он сам.  

Родителям, которые хотят вырастить творческого человека, нужно прежде всего обратить взор на себя, на свои отношения с ребенком как бы со стороны. Самое первое и самое главное - любить своего ребенка, как ни банально это звучит, принимать его таким, какой он есть, значит, радоваться его удачам, успехам, переживать его неудачи и огорчения, участвовать в его развитии; быть внимательным к делам, поступкам, увлечениям, оказывать поддержку и помощь, не навязывать своих интересов, как бы идти за ребенком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая ему новые области знаний, направляя его внимание.

Таким образом, можно отметить, что семья, воспитывающая одаренного ребенка, нуждается в поддержке и внимании педагогов и психологов. В работе с данной категорией семей необходимо сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, быть в постоянном контакте с семьей, совместно разрабатывать индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.  

       Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар необходимо создать особые условия, позволяющие ему обучаться и развиваться. Речь идет не только о построении обучения на основе личностно-ориентированного подхода, но и о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, а также тесного взаимодействия с семьёй.

        Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. При всем разнообразии ценностей, отношений в семье наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.

В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.  

Ежегодно среди родителей воспитанников образовательного учреждения проводится анкетирование по определению творческой одарённости детей.  

       Опираясь на результаты анкетирования, а так же на результаты тестов по определению творческой одарённости, и выстраивается работа ДДТ с одарёнными детьми. В настоящее время, в ДДТ разработана и действует программа «Карусель», направленная на развитие творческих индивидуальных  способностей младших школьников.  Данная  программа  включает в себя многогранную деятельность не только теоретическую, но и практическую. Именно через различные виды творчества (фольклорное, театральное, художественное творчество, рукоделие) человек приходит к духовности. И в данной программе это наиболее ярко выражено. То есть  программа выполняет не только образовательную функцию, но и духовно-нравственное воспитание одарённых детей.  

        Здесь также большую роль играет взаимодействие с родителями детей, посещающих группу «Карусель». Родительские собрания и совместное проведение фольклорных мероприятий тесно сближают семью и  коллектив ДДТ, что помогает решать задачи творческого развития подрастающего поколения.

Ещё одно направление совместной работы ДДТ и семьи – это подготовка одарённых детей к конкурсам и олимпиадам. Одарённый ребёнок, очень часто имеет неустойчивую психику и при подготовке к конкурсу начинает сильно переживать и нервничать. На это надо обращать особое внимание. Для родителей и педагогов очень важно сохранить в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах.  Совместно  создать безопасную и прочную психологическую базу в его творческих начинаниях, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривать ребенка, чтобы он не  потерял веру в свои возможности.  И только тогда можно достичь желаемого результата.  

Родители - главная опора одаренных детей. Именно от родителей, зависит, насколько успешно будет выполнена задача творческого развития и воспитания ребёнка. Это  трудная задача, но благородная. Ну, а педагоги всегда рядом и всегда готовы поддержать детей в их творчестве и личностном развитии.

В заключение, хотелось бы процитировать Н.Роджерса,  который предлагает  несколько советов, которых необходимо придерживаться при работе с  одаренными детьми и родителям и педагогам.

  1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
  2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
  3. Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
  4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду подталкивать тебя силой.
  5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом скажу тебе прямо, скажу «прости». 

     Дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка.  Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют педагог и семья. Ведь в основе взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Практика моей работы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы:

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Очень популярны открытые занятия, которые организуются с целью ознакомления с методикой преподавания. По желанию родителей и в удобное  время  проводятся занятия, где любой родитель может посмотреть, как занимается его ребенок, как ведет себя, порадоваться за успехи. Также традиционными стали досуговые спортивные мероприятия, где родители соревнуются вместе с детьми.    

Особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Такие семьи есть, и дети являются жертвами сложных, порой, неразрешимых родительских отношений. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии. И вот здесь ребенок ищет тот островок счастья и желаний, где бы он мог реализовать себя, открыться.

В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. С такими семьями очень легко общаться  и реализовывать планы. Они с удовольствием идут на контакт, предлагая свою помощь.  

Очень много  примеров из жизни, когда в ребенке видят будущего юриста или программиста, направляя его при этом только в эту деятельность, забывая, что у него, например отличный слух, прекрасный голос и огромное желание стать артистом,  или  природный дар отбивать чечетку. Поэтому важно, вовремя услышать своего ребенка и помочь в определении будущей профессии.  

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детскому творчеству — это один из основных слагаемых, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

 

 Литература:

  1. Губанихина Е.В. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей одаренного ребенка. // Детское творчество. – 2011, №2.  
  2. Илюшкина Л. В мир с радостью. // Школьный психолог. – 1998, №37.
  3. Науменко Ю. Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? // Директор школы. - 2010 , №7.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье....

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Взаимодействие с семьей в развитии творческих способностей дошкольников

в статье рассказывается о современных инновационных формах взаимодействия с семьями воспитанников по развитию творческих способностей дошкольников....

Консультация для родителей «Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей«Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»...

Социологическое исследование взаимодействия средней общеобразовательной школы в развитии творческих способностей школьников

Для исследования социального запроса на взаимодействие школы искусств и средних общеобразовательных учреждений и внешкольной работы в школах с. Красного Чикоя Забайкальского края, мы провели социологи...