Пути взаимодействия с ресурсами семьи для развития творческих способностей детей
статья

Белых Павел Валерьевич

Проблемы воспитания одаренных детей в семье в настоящее время очень актуальны. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Воспитание одаренного ребенка в семье — сложный и тяжелый труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyh_6.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕСУРСАМИ СЕМЬИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

«В каждом ребёнке – солнце,

Только дайте ему светить…»

Шалва Амонашвили

Белых Павел Валерьевич

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска «Маленький принц» 

Проблемы воспитания одаренных детей в семье в настоящее время очень актуальны. Дети являются продолжением своих родителей. Родители хотят, чтобы их ребенок был здоровым, счастливым, удачливым. Однако, постоянно ссылаясь на нехватку времени, родители не всегда могут компетентно позаботиться о развитии ребёнка и оказывать ему должное внимание.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Воспитание одаренного ребенка в семье — сложный и тяжелый труд.

В нашем Центре большое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.  

Одним из направлений данной работы является работа с семьей, с родителями по вопросам воспитания одаренного ребенка. Так как именно учреждение дополнительного образования детей — это место, где наиболее ярко проявляется одаренность ребенка (например, художественная, творческая, интеллектуально-познавательная) и, как правило, учреждение дополнительного образования играет важную роль в раскрытии таланта ребенка.  

 В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно,  играет семья. Именно родители, внимательные и заботливые, первыми замечают одарённость своего ребёнка. И не напрасно общество через законодательные акты закрепляет ответственность,  возложенную на родителей в воспитании, развитии и образовании детей. И если ребёнку дан дар природы – одарённость, то в него необходимо вложить гораздо больше усилий, создавая благоприятную среду для его развития.

           Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одарённости своих детей. Поэтому так важно уделять внимание не только ребёнку, находящемуся в условиях учреждения дополнительного образования (2-3 раза в неделю), а даже в большей степени семье в целом.  

         И здесь на первый план можно поставить взаимосвязь родителей и педагогов нашего Дворца. Здесь родители могут получить помощь и поддержку и от педагога дополнительного образования и от педагога–психолога для развития не просто одарённого ребёнка, но и что не менее важно - гармонично развитой личности.    

        Родители тревожатся по поводу одаренности своего ребенка. Встречаются две крайности: одни родители восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявление неординарности, чуть ли не гениальности и сами того не подозревая, формируют завышенную самооценку ребенка. В дальнейшем таким детям приходится очень трудно: малейшая неудача может привести к кризису, обиде на всех. Другая крайность не менее опасна: родители не видят "открытий" ребенка или не стараются показывать своего интереса к его успехам, опасливо присматриваются к проявлениям незаурядности малыша, тем самым не подозревая того, гасят положительные эмоции, радость у ребенка, а это важное условие творчества.

Многочисленные вопросы ребенка, которые родителей порой озадачивают, утомляют, есть ни что иное, как проявление творческого склада ребенка. В данном случае необходимо попытаться ответить на все вопросы малыша и даже привлечь для этого дополнительную информацию, хотя чтение специальной литературы потребует времени и сил. В таком случае труд родителей не напрасен. Это даст в будущем больший эффект.

Иногда недооценка одаренности ребенка связана с тем, что взрослые судят о работах малыша со своих "взрослых" позиций. Его рисунки, очень схематичные и несовершенные по художественному исполнению, принимаются за "детские каракули", сочиненные им детские песенки и сказочки воспринимаются как слабая пародия на настоящие. Было бы более правильным проявлять внимание к работам своего малыша, сохранить хотя бы некоторые из них, самые выразительные и удачные.            

 Таким образом, для нас стала понятна необходимость создания в нашем Центре системы формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Принимая во внимание высокий уровень информатизации современных родителей, их желание быстро и максимально доступно получать информацию, затрачивая при этом минимум времени, нами было принято решение о разработке инновационных форм работы с родителями наряду с традиционными. Нами апробировались технологии взаимодействия с родителями по средствам сети Интернет. На сайте учреждения есть страничка консультаций педагогов-психологов Дворца. В дальнейшем планируется открытие на нашем сайте дистанционной школы для родителей по различным вопросам воспитания детей, в том числе и одаренных.

К традиционным формам работы с родителями одаренного ребенка относятся: индивидуальные консультации с родителями, родительское просвещение, совместные творческие проекты родителей и детей.  

        Просветительская работа с родителями, активное внедрение новых форм взаимодействия помогают родителям лучше понимать внутренний мир ребёнка, его реальные потребности.    

Психологическая помощь родителям, воспитывающим одаренных детей, проходит в трех направлениях:

  • информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (информационные фильмы, плакаты, стенды, брошюры, буклеты и т.п.). Родители должны знать, что одаренные дети эгоцентричны, признают, что они не такие, как все, отмечают свое отличие от других, тревожны, не уверенны в себе, имеют различные страхи. В большей степени одаренные дети ориентированы на размышления, чем на действия. Они предпочитают получать и обрабатывать информацию, а не выдавать ее. Для них очень значимо мнение окружающих о них, ощущают необходимость в защите от окружающих и в качестве защиты могут выбирать агрессивное поведение;
  • обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений. Именно тренинг позволяет более качественно усвоить информацию и отработать навыки взаимодействия с детьми. Целью тренинга является обучение родителей одаренных детей эффективному взаимодействию с их ребенком;
  • индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.

Все эти направления должны работать в комплексе, переплетаться друг с другом, иначе эффективность работы с родителями одаренных детей значительно снизится. Педагогу-психологу необходимо помочь родителям понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего ребенок, научить их понимать и принимать его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов, помогать ребенку создать здоровое самовосприятие, не бояться тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе воспитания ребенка, и с которыми, в будущем, может столкнуться он сам.  

Родителям, которые хотят вырастить творческого человека, нужно прежде всего обратить взор на себя, на свои отношения с ребенком как бы со стороны. Самое первое и самое главное - любить своего ребенка, как ни банально это звучит, принимать его таким, какой он есть, значит, радоваться его удачам, успехам, переживать его неудачи и огорчения, участвовать в его развитии; быть внимательным к делам, поступкам, увлечениям, оказывать поддержку и помощь, не навязывать своих интересов, как бы идти за ребенком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая ему новые области знаний, направляя его внимание.

Таким образом, можно отметить, что семья, воспитывающая одаренного ребенка, нуждается в поддержке и внимании педагогов и психологов. В работе с данной категорией семей необходимо сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, быть в постоянном контакте с семьей, совместно разрабатывать индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.  

       Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар необходимо создать особые условия, позволяющие ему обучаться и развиваться. Речь идет не только о построении обучения на основе личностно-ориентированного подхода, но и о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, а также тесного взаимодействия с семьёй.

        Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. При всем разнообразии ценностей, отношений в семье наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.

В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.  

Ежегодно среди родителей воспитанников образовательного учреждения проводится анкетирование по определению творческой одарённости детей.  

       Опираясь на результаты анкетирования, а так же на результаты тестов по определению творческой одарённости, и выстраивается работа ДДТ с одарёнными детьми. В настоящее время, в ДДТ разработана и действует программа «Карусель», направленная на развитие творческих индивидуальных  способностей младших школьников.  Данная  программа  включает в себя многогранную деятельность не только теоретическую, но и практическую. Именно через различные виды творчества (фольклорное, театральное, художественное творчество, рукоделие) человек приходит к духовности. И в данной программе это наиболее ярко выражено. То есть  программа выполняет не только образовательную функцию, но и духовно-нравственное воспитание одарённых детей.  

        Здесь также большую роль играет взаимодействие с родителями детей, посещающих группу «Карусель». Родительские собрания и совместное проведение фольклорных мероприятий тесно сближают семью и  коллектив ДДТ, что помогает решать задачи творческого развития подрастающего поколения.

Ещё одно направление совместной работы ДДТ и семьи – это подготовка одарённых детей к конкурсам и олимпиадам. Одарённый ребёнок, очень часто имеет неустойчивую психику и при подготовке к конкурсу начинает сильно переживать и нервничать. На это надо обращать особое внимание. Для родителей и педагогов очень важно сохранить в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах.  Совместно  создать безопасную и прочную психологическую базу в его творческих начинаниях, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривать ребенка, чтобы он не  потерял веру в свои возможности.  И только тогда можно достичь желаемого результата.  

Родители - главная опора одаренных детей. Именно от родителей, зависит, насколько успешно будет выполнена задача творческого развития и воспитания ребёнка. Это  трудная задача, но благородная. Ну, а педагоги всегда рядом и всегда готовы поддержать детей в их творчестве и личностном развитии.

В заключение, хотелось бы процитировать Н.Роджерса,  который предлагает  несколько советов, которых необходимо придерживаться при работе с  одаренными детьми и родителям и педагогам.

  1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
  2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
  3. Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
  4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду подталкивать тебя силой.
  5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом скажу тебе прямо, скажу «прости». 

     Дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка.  Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют педагог и семья. Ведь в основе взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Практика моей работы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы:

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Очень популярны открытые занятия, которые организуются с целью ознакомления с методикой преподавания. По желанию родителей и в удобное  время  проводятся занятия, где любой родитель может посмотреть, как занимается его ребенок, как ведет себя, порадоваться за успехи. Также традиционными стали досуговые спортивные мероприятия, где родители соревнуются вместе с детьми.    

Особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Такие семьи есть, и дети являются жертвами сложных, порой, неразрешимых родительских отношений. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии. И вот здесь ребенок ищет тот островок счастья и желаний, где бы он мог реализовать себя, открыться.

В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. С такими семьями очень легко общаться  и реализовывать планы. Они с удовольствием идут на контакт, предлагая свою помощь.  

Очень много  примеров из жизни, когда в ребенке видят будущего юриста или программиста, направляя его при этом только в эту деятельность, забывая, что у него, например отличный слух, прекрасный голос и огромное желание стать артистом,  или  природный дар отбивать чечетку. Поэтому важно, вовремя услышать своего ребенка и помочь в определении будущей профессии.  

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детскому творчеству — это один из основных слагаемых, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

 

 Литература:

  1. Губанихина Е.В. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей одаренного ребенка. // Детское творчество. – 2011, №2.  
  2. Илюшкина Л. В мир с радостью. // Школьный психолог. – 1998, №37.
  3. Науменко Ю. Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? // Директор школы. - 2010 , №7.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье....

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Взаимодействие с семьей в развитии творческих способностей дошкольников

в статье рассказывается о современных инновационных формах взаимодействия с семьями воспитанников по развитию творческих способностей дошкольников....

Консультация для родителей «Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей«Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»...

Социологическое исследование взаимодействия средней общеобразовательной школы в развитии творческих способностей школьников

Для исследования социального запроса на взаимодействие школы искусств и средних общеобразовательных учреждений и внешкольной работы в школах с. Красного Чикоя Забайкальского края, мы провели социологи...

РМО "«Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДОО Тема заседания:«Инновационнаядеятельность в дополнительном образовании: проблемы, перспективы, находки» Представлениеопыта работы п...