Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»
рабочая программа

Рощупкина Кристина Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                02-04

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр  творчества детей»

Курманаевского района Оренбургской области с. Курманаевка

Принято на заседании                                                        Утверждаю:

Методического (педагогического) совета         и.о. директора  МБУДО «ЦРТДиЮ»

От «__» ____________20__г.                                    ____________________/ФИО/  

Протокол №_____________                                      «__» _____________ 20__г.                                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Умелые ручки»

Возраст детей: 7 – 10 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                             

                                                                 Автор-составитель:

Рощупкина Кристина Александровна,

                                                                педагог дополнительного образования

                            категория: высшая

Кандауровка, 2019

Оглавление

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»……………….3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………...….3
  2. Цели и задачи программы…………………………………………………...7
  3. Содержание программы………………………………………………….….8
  4.  Планируемые результаты……………………………………………….....25
  1. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» ……29

2.1. Календарный учебный график………………………………………...….30

2.2. Условия реализации программы……………………………………….....34

2.3.Формы аттестации………………………………………………………….34

2.4. Оценочные материалы…………………………………………………….35

2.5 Методические материалы………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………………..42

Приложение 1…………………………………………………………………...44

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Умелые ручки» - художественная.

Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Поэтому изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех ступенях дошкольного детства.

В эстетическом развитии дошкольника центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Все виды  изобразительной деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки и конструирования способность к  поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путём непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путём налепов или удаления лишнего. Систематическое овладение  всеми необходимыми средствами и способами  деятельности обеспечивает детям радость творчества.

В системе  дополнительного образования учебные занятия  с детьми дошкольного возраста способствуют не только развитию чувства прекрасного, формированию эстетического вкуса, но и становлению двигательных функций, развитию тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации, что является обеспечением успешности обучения в школе.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);

– Федеральный закон от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.  № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c  изменениями на 29/10/2015);

– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;

- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);

– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Умелые ручки». В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определённый опыт по обучению лепке и конструированию детей дошкольного возраста. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности  обучения   дошкольников лепке и конструированию в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-8 лет в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным. 

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы «Умелые ручки»  заключается в решении проблемы воспитания «домашних детей», т.е. детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а также в помощи родителям в художественно-эстетическом воспитании дошкольников и подготовке их к школе.

Система занятий данной программы построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:

- тщательный, обусловленный возрастными  возможностями детей отбор художественного материала;

- создание положительного эмоционального климата на занятиях;

- индивидуальный подход к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов; индивидуальная работа с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий;

- широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного объединения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось;

- использование разнообразных методов и приёмов в работе с детьми.

Материалы для занятий включают как авторские разработки, так и различные справочные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учёными и педагогами-практиками.

При организации занятий практикуются игровые формы обучения.  В конце каждой темы детские работы представляются на выставку. К работе с детьми привлекаются родители.

Адресат программы: дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на детей 8–10 лет. Этот возраст оптимальный этап для становления личности.

Объем и срок реализации дополнительной общеобразовательной программы.  

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов 126

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Краткие сведения о коллективе:

  • работает 1 группа;
  • набор – свободный;
  • форма занятий – групповые и индивидуальные.

          Занятия проводятся по группам. Во время занятий проводится физкультурные минутки. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных игр.

Режим занятий.

Занятия учебных групп проводятся по расписанию, утвержденному директором МБУДО «ЦРТДиЮ»:

1-й год – 2 занятия в неделю по 2 академических часа в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"", всего 126 часов;

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста.

Задачи программы:

образовательные:

-  формировать умение лепить и конструировать предметы из различных материалов: бумаги,  глины, пластилина, теста, природного и бросового материала;

- учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности  и самостоятельных поисков;

-  учить самостоятельно пользоваться выразительными средствами.

воспитательные:

- способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

- воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

- формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы.

развивающие:

- развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

-  развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;

-  развивать творчество и инициативу.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации  занятий; художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.

1.3. Содержание программы

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Умелые ручки»

(1 год обучения) (1 блок)

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»

18

9

9

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

Мой веселый, звонкий мяч.

Ягодки на тарелке.

Репка на грядке.

Грибы на пенечке.

Сороконожка.

Бублики-баранки.

Сосульки-воображульки.

Веселая неваляшка.

Ути-ути!

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

2

Модульный блок «Сюжетная лепка»

12

6

6

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Лесной магазин.

Баю-бай, засыпай.

Мостик.

Птенчики в гнездышке.

Вот какие ножки у сороконожки.

Колобок катится по дорожке и поет песенку.

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

3

Модульный блок «Бумажная лепка»

8

4

4

3.1

3.2

3.3

3.4

Падают, падают листья.

Вот какая елочка.

Вот какой у нас  салют.

Солнышко-колоколышко.

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

4

Модульный блок «Лепка из соленого теста»

18

9

9  

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

Тили-тили тесто…

Тяп-ляп - и готово.

Картинки на тесте.

Мышка-норушка.

Новогодние игрушки.

Снеговики играют в снежки.

Я пеку, пеку, пеку….

Угощайся, мишка.

Вот какие у нас пальчики.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

5

Модульный блок «Работа с природным материалом»

8

4

4

5.1

5.2

5.3

5.4

Вот ежик – ни головы, ни ножек!

Красивые цветы.

Листопад.

Золотые подсолнухи.

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

 Итого:

64

32

32

Учебный план ( 1 год обучение) (2 блок)

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»

18

9

9

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

Вот поезд наш едет.

Жуки на цветочной клумбе.

Милашки-неваляшки.

Выросла репка большая-пребольшая.

Яблоко спелое, красное, сладкое.

Храбрый мышонок.

Мой друг медвежонок.

Веселые вертолеты.

Наш аквариум.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

2

Модульный блок «Сюжетная лепка»

18

9

9

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

Во саду ли, в огороде (грядка капусты и моркови).

Вот ежик – ни головы, ни ножек…

Лижет лапу сибирский кот.

Снегурочка танцует.

Дед Мороз принес подарки.

Снежная баба-франтиха.

Прилетайте в гости (воробушки на       кормушке).

Сова и синица.

Муха-цокотуха.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

3

Модульный блок «Декоративная лепка»

6

3

3

3.1

3.2

3.3

Чайный сервиз для игрушек.

Курочка и петушок.

Пасхальное яичко.

2

2

2

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

4

Модульный блок «Бумажная лепка»

10

5

5  

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Мухомор.

Сова и синица.

Цветы-сердечки.

Звезды и кометы.

Наш аквариум.

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

5

Модульный блок «Работа с природным материалом»

10

5

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Петя-петушок, золотой гребешок.

Золотые подсолнухи.

Вот какой у нас арбуз!

По реке плывет кораблик.

Красивые цветы.

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

Выставка.

 Итого:

62

31

31

Содержание  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Умелые ручки»   (1 год обучения) (1 блок)

  1. Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»
  1. Мой веселый, звонкий мяч.

Теория: Основные понятия округлых предметов.

Практика: Обведение округлых предметов. Синхронизация движений обеих рук.  Развитие кисти руки. Изготовление поделки. Выставка.

  1. Ягодки на тарелке.

Теория: Основные понятия большой, маленький. Что такое ягода.

Практика: Создание  композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5 – 10 маленьких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приемами (для тарелки, для ягодок). Изготовление поделки. Выставка.

  1. Репка на грядке.

Теория: Что такое овощи. Разновидности овощей.

Практика: Изготовление репки в определенной последовательности: изготовление шара,  хвостика, прикрепление листьев. Создание композиций на  грядке. Изготовление поделки. Выставка.

  1. Грибы на пенечке.

Теория: Что такое гриб. Разновидности грибов.

Практика: Создание коллективной композиции из грибов.  Грибы состоят из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей. Изготовление поделки. Выставка.

  1. Сороконожка.

Теория: Чтение стихотворения про сороконожку.

Практика: Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: вырезание цилиндров (столбиков). Изготовление поделки. Выставка.

  1. Бублики-баранки.

Теория: Основные понятия о мучных изделелиях.

Практика: Изготовление баранок: вырезание полосок и замыкание в кольцо. Обыгрывание изделий – «нанизывание» бубликов-баранок на связку-веревочку. Изготовление поделки. Выставка.

  1. Сосульки-воображульки.

Теория: Основные понятия предметов в форме конуса.

Практика: Освоение предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов. Изготовление поделки. Выставка.

  1. Веселая неваляшка.

Теория: Основные понятия фигур одной формы, но разного размера.

Практика: Изготовление фигурок, состоящих из частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Изготовление поделки. Выставка.

  1. Ути-ути! 

Теория: Птицы. Разновидности птиц.

Практика: Изготовление птиц в стилистике народной игрушки: вырезание шара, для головы, изготовление хвостика, клювика. Воспитание интереса к познанию природы. Изготовление поделки. Выставка.

2. Модульный блок «Сюжетная лепка»

2.1 Лесной магазин.

Теория: Лесные звери. Разновидность лесных зверей.

Практика: Лепка героев стихотворения – лесных зверей – комбинированным способом (по представлению). Составление коллективной композиции. Изготовление поделки. Выставка.

2.2  Баю-бай, засыпай.

Теория: Понятие спящих образов.

Практика: Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овал (яйцо), голова – шар. Оформление композиций в маленьких (спичечных) коробочках. Изготовление поделки. Выставка.

2.3 Мостик.

Теория: Понятие о деревянных изделиях. Разновидности.

Практика: Моделирование мостика из 3–4 «бревнышек», подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создание композиции из ручейка и мостика. Изготовление поделки. Выставка.

2.4 Птенчики в гнездышке.

Теория: Понятие о детенышах птиц (птенцах).

Практика: Моделирование гнездышка: раскатывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнездышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках) Воспитание интереса к лепке. Изготовление поделки. Выставка.

2.5  Вот какие ножки у сороконожки.

Теория: Закрепление пройденного материала.

Практика: Закрепление способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки. Изготовление поделки. Выставка.

2.6 Колобок катится по дорожке и поет песенку. 

Теория: Знакомство со сказкой «Колобок».

Практика: Создание интереса к обыгрыванию сказки в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности.         Изготовление поделки. Выставка.

3. Модульный блок «Бумажная лепка»

3.1  Падают, падают листья. 

Теория: Понятие рельефная лепка.

Практика: Создание рельефных картин: отрывание (отщипывание) кусочков бумаги разных цветов и приклеивание  к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

3.2 Вот какая елочка.

Теория: Деревья, и их разновидность.

Практика: Создание образа елочки из кусочков салфеток. Освоение свойств салфеток, сравнение их с простой бумагой. Изготовление поделки. Выставка.

3.3  Вот какой у нас салют.

Теория: Что такое салют.

Практика: Создание коллективной композиции. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и отражению их в изобразительной деятельности. Изготовление поделки. Выставка.

3.4 Солнышко-колоколышко.  

Теория: Что такое солнце.

Практика: Создание рельефного образа солнца из цветной бумаги. Развитие пространственного мышления и восприятия. Изготовление поделки. Выставка.

4. Модульный блок «Лепка из соленого теста»

4.1 Тили-тили тесто. 

Теория: Что такое тесто.

Практика: Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. Выставка.

4.2 Тяп-ляп - и готово.

Теория: Повторение изученного материала.

Практика: Создание  композиции из одного большого предмета. Получение шарообразной формы разными приемами. Изготовление поделки. Выставка.

4.3 Картинки на тесте.

Теория: Сравнение свойств песка и теста.

Практика: Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Изготовление поделки. Выставка.

4.4 Мышка-норушка.

Теория: Чтение стихотворения про мышку – норушку.

Практика: Лепка конусообразной формы и создание образа мышки: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечки, для хвостика – веревочки, для глаз – бусинки). Изготовление поделки. Выставка.

4.5 Новогодние игрушки.

Теория: Праздник «Новый год».

Практика: Моделирование игрушек из 2–3 частей для новогодней елки. Сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Изготовление поделки. Выставка.

4.6 Снеговики играют в снежки.

Теория: Понятие снег. И во что он превращается.

Практика: Раскатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной композиции. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

4.7 Я пеку, пеку, пеку… 

Теория: Понятие о угощениях.

Практика: Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

4.8 Угощайся, мишка.

Теория: Закрепление материала про угощения.

Практика: Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и легкое  сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

4.9  Вот какие у нас пальчики.

Теория: Понятие о пальчиковым театре.

Практика: Моделирование персонажей для пальчикового театра: раскатывание шара (голова), дополнение деталями – прикрепление глаз из бусин, пуговиц, семян; вытягивание или прищипывание ушей. Обыгрывание созданных поделок (нанизывание на пальчики). Создание интереса к своим рукам и «открытие» их возможностей. Изготовление поделки. Выставка.

5. Модульный блок «Работа с природным материалом»

5.1  Вот ежик – ни головы, ни ножек!

Теория: Чтение стихотворения про Ёжика.

Практика: Моделирование образа ежика: дополнение «туловища» иголками – спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

5.2 Красивые цветы.

Теория: Понятие о цветах и их разновидность.

Практика: Создание красивых композиций с использованием природного материала. Изготовление поделки. Выставка.

5.3 Листопад.

Теория: Что такое листопад.

Практика: Отрывание (отщипывание) кусочков пластилина разных цветов и примазывание к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

5.4 Золотые подсолнухи.

Теория: Что такое подсолнух.

Практика: Лепка подсолнуха с использованием семечек и др. природных материалов. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и отражению их в изобразительной деятельности. Изготовление поделки. Выставка.

Содержание  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Умелые ручки»  

  (1 год обучения) (2 блок)

  1. Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»
  1. Вот поезд наш едет. 

Теория: Понятие транспорт. Виды транспорта.

Практика: Создание коллективной композиции из поезда и вагончиков. Освоение способа деления на одинаковые части (вагончики). Изготовление поделки. Выставка.

  1. Жуки на цветочной клумбе.

Теория: Понятия о насекомых. Виды насекомых.

Практика: Изготовление жуков конструктивным способом с передачей строения (туловище, голова, шесть ножек). Соединять все полученные части. Изготовление поделки. Выставка.

  1. Милашки-неваляшки.

Теория: Понятие об игрушках.

Практика: Создание выразительных образов конструктивным способом. Планирование работы: обсуждение замыслов, деление материала на нужное количество частей разной величины, последовательное создание деталей. Изготовление поделки. Выставка.

  1. Выросла репка большая-пребольшая.

Теория: Овощи и их разновидность.

Практика: Изготовление репки в определенной последовательности: вырезание шара, хвостика, прикрепление листьев. Создание композиций на листке бумаги (грядке). Изготовление поделки. Выставка.

1.5 Яблоко спелое, красное, сладкое. Изготовление яблока в определенной последовательности: обведение и вырезание шара, прикрепление листьев. Создание композиций на листке бумаги. Изготовление поделки. Выставка.

1.6 Храбрый мышонок.

Теория: Чтение сказки «Храбрый мышонок».

Практика: Создание выразительного образа мышонка из цветной бумаги и природного материала. Экспериментирование с художественными материалами. Изготовление поделки. Выставка.

1.7 Мой друг медвежонок.

Теория: Животные. Виды животных.

Практика: Учить детей изготовление медвежонка конструктивным способом и разыгрывать сюжет. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Изготовление поделки. Выставка.

1.8 Веселые вертолеты.

Теория: Транспорт. Виды транспорта.

Практика: Изготовление вертолетов конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения вертолета. Выставка.

  1. Наш аквариум.

Теория: Понятие об аквариуме.

Практика: Активизация применения разных приемов для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Поиск изобразительно-выразительных средств. Изготовление поделки. Выставка.

2. Модульный блок «Сюжетная лепка»

2.1  Во саду ли, в огороде. 

Теория: Беседа об особенностях различия между огородом и садом.

Практика: Создание композиций из вылепленных овощей на брусках пластилина – «грядках». Освоение нового способа – сворачивание «ленты» в розан (вилок капусты). Изготовление поделки. Выставка.

2.2   Вот ежик – ни головы, ни ножек.

Теория: Беседа о ежах и их особенностях.

Практика: Моделирование образа ежика: дополнение «туловища» иголками – спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

2.3 Лижет лапу кот сибирский.

Теория: Беседа о кошках и их видах.

Практика: Создание пластической композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение ее на «батарее» - бруске пластилина. Изготовление поделки. Выставка.

2.4 Снегурочка танцует.

Теория: Беседа про Новый год и главных героях этого праздника.

Практика: Лепка Снегурочки в длинной шубке (из конуса). Скрепление частей (туловища и головы) с помощью валика, свернутого в кольцо, - «пушистого воротника». Передача несложного движения лепной фигурки путем изменения положения рук (разведены в стороны, подняты вверх, вытянуты вперед), будто Снегурочка танцует. Изготовление поделки. Выставка.

2.5 Дед Мороз принес подарки.

Теория: Беседа. Кто какой подарок хочет на новый год?

Практика: Лепка фигуры человека на основе конуса (в длинной шубе). Самостоятельный выбор приемов лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза. Моделирование мешка из плоской формы (лепешки) путем преобразования в объемную. Изготовление поделки. Выставка.

2.6 Снежная баба.

Теория: Беседа. О снежных фигурах.

Практика: Создание выразительных лепных образов конструктивным образом. Понимание взаимосвязи между пластической формой и способом лепки. Планирование работы, последовательная лепка деталей. Изготовление поделки. Выставка.

2.7 Прилетайте в гости (воробушки на кормушке).

Теория Беседа о перелётных птицах.

Практика: Лепка птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички, бисер, семечки). Получение выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Изготовление поделки. Выставка.

2.8 Сова и синица.

Теория: Беседа про птиц.

Практика: Лепка пар выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Освоение рельефной лепки. Самостоятельный выбор средств выразительности. Изготовление поделки. Выставка.

2.9 Муха-цокотуха.

Теория: Чтение произведение.

Практика: Создание сюжетной пластической композиции по мотивам художественного произведения. Лепка насекомых в движении с передачей характерных особенностей строения и окраски. Сочетание разных материалов для изображения мелких деталей. Формирование коммуникативных навыков. Воспитание интереса к живой природе. Изготовление поделки. Выставка.

3. Модульный блок «Декоративная лепка»

3.1 Чайный сервиз для игрушек.  

Теория: Беседа. Посуда.

Практика: Лепка посуды конструктивным способом. Создание коллективной композиции. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Изготовление поделки. Выставка.

3.2  Курочка и петушок.

Теория: Беседа о домашних птицах.

Практика: Создание условий для творчества детей. Уточнение представления о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Изготовление поделки. Выставка.

3.3 Пасхальное яичко.

Теория: Беседа о русских праздниках.

Практика: Создание цветочных композиций пластическими средствами на яйце. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Изготовление поделки. Выставка.

4. Модульный блок «Бумажная лепка»

4.1 Мухомор. 

Теория Беседа о грибах.

Практика: Изготовление мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Изготовление крапин для шляпки (разрезание бумаги на мелкие кусочки). Изготовление поделки. Выставка.

4.2  Сова и синица.

Теория: Беседа о видах птиц.

Практика: Изготовление пар выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Освоение бумажной лепки. Самостоятельный выбор средств выразительности. Изготовление поделки. Выставка.

4.3 Цветы-сердечки.

Теория: Беседа о цветах.

Практика: Создание рельефных картин в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Поиск вариантов в изображении цветов с элементами сердечек. Изготовление поделки. Выставка.

4.4 Звезды и кометы.

Теория: Беседа о космосе.

Практика: Создание рельефной картины со звездами, созвездиями и кометами. Самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Изготовление поделки. Выставка.

4.5 Наш аквариум.

Теория: Беседа о рыбах и где они могут жить.

Практика: Активизация применения разных приемов  для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Поиск изобразительно-выразительных средств. Изготовление поделки. Выставка. Выставка.

5. Модульный блок «Работа с природным материалом»

5.1 Петя-петушок, золотой гребешок.

Теория: Чтение сказки «Петя-петушок, золотой гребешок»

Практика: Создание выразительного образа петушка из пластилина и природного материала. Экспериментирование с художественными материалами. Изготовление поделки. Выставка.

5.2 Золотые подсолнухи.

Теория: Беседа о подсолнухах.

Практика: Создание композиций из разных материалов. Экспериментирование с художественными материалами. Развитие чувства ритма и композиции. Изготовление поделки. Выставка.

5.3 Вот какой у нас арбуз! 

Теория: Беседа о ягодах.

Практика: Лепка ломтей арбуза – моделирование частей (корка, мякоть) по размеру и форме, вкрапление настоящих арбузных семечек или лепка из пластилина рациональным способом. Изготовление поделки. Выставка.

5.4 По реке плывет кораблик.

Теория: Беседа о транспорте.

Практика:  Лепка кораблика из бруска пластилина: отрезание лишнего и достраивание недостающего. Сравнение способов лепки и конструирования. Изготовление поделки. Выставка.

5.5 Красивые цветы.

Теория: Беседа о комнатных цветах.

Практика: Создание красивых композиций с использованием природного материала. Изготовление поделки. Выставка.

1.4 Планируемые результаты

К концу первого года обучения обучающиеся должны:

- знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, теста), понимать, какие предметы можно из них вылепить;

- уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;

- конструировать  различные формы и предметы;

- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;

- использовать всё многообразие усвоенных приёмов.

Личностные результаты

-положительное отношение к занятиям с практической деятельностью;

-представление о причинах успеха в практической деятельности;

-первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;

-проявлять интерес к отдельным видам практической деятельности;

-знать основные моральные нормы поведения;

-знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

-определять и формулировать цель выполнения заданий на занятии;

-понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу;

-определять план выполнения заданий на занятии;

-проговаривать последовательность действий на занятии;

-объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки;

-учиться совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на занятии.

-оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

-отвечать на простые вопросы педагога, находить нужную информацию в учебном пособии.

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебное пособие, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива;

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы педагога, товарищей по коллективу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

-контролировать свои действия при совместной работе;

-допускать существование различных точек зрения;

-договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Предметнее результаты 

-приобретение знаний для выполнения различных видов рукоделия;

-овладение технологическими приемами различных видов рукоделия;

-усвоение правил безопасности труда;

-приобретение навыков работы с простыми материалами, инструментами;

-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных творческих задач;

-приобретение навыков совместной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи, планирования и организации.

Способы определения результативности дополнительной общеобразовательной программы «Умелые ручки». Итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений.

Формы подведения итогов  реализации дополнительной образовательной программы «Умелые ручки».

1. Участие в выставках детских творческих работ;

2. Участие в конкурсах и фестивалях детского творчества.


Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Направленность программы - художественная.

Комплектование объединения - с 20 мая по 10 сентября в течение всего календарного года на основе результатов входящей аттестации.

Продолжительность учебного года.

Начало учебного года – 15.09.2018 г.

Окончание учебного года: – 30.05.2019 г. (для выполненных в полном объеме дополнительных общеразвивающих программ); по факту выполнения дополнительных общеразвивающих программ, невыполненных в полном объеме до 31.05.2019г.).

Количество учебных недель: 36 недель

Продолжительность каникул.

Зимние праздники: 31.12.2018-09.01.2019;

Летние каникулы: с 01.06. 2019 г. по 31.08.2019;

Праздничные дни:

- 4 ноября – День народного единства;

- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;

- 7 января - Рождество Христово;

- 22,23 февраля - День защитника Отечества;

- 8 марта - Международный женский день;

- 1 мая - Праздник Весны и Труда;

- 9 мая - День Победы;

2.1. Календарный учебный график (1 год обучения)

п\п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

(1 год обучения) (1 блок)

  1.  Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»

1.1

сентябрь

18.09.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Мой веселый, звонкий мяч.

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.2

сентябрь

20.09.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Ягодки на тарелке.

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.3

сентябрь

25.09.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Репка на грядке

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.4

сентябрь

28.09.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Грибы на пенечке

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.5

октябрь

2.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Сороконожка

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.6

октябрь

4.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Бублики-баранки

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.7

октябрь

9.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Сосульки-воображульки

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.8

октябрь

11.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Веселая неваляшка

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.9

октябрь

16.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Ути-ути!

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

  1. Модульный блок «Сюжетная лепка»

2.1

октябрь

18.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Лесной магазин

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.2

октябрь

23.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Баю-бай, засыпай

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.3

октябрь

25.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Мостик

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.4

октябрь

30.10.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Птенчики в гнездышке

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.5

ноябрь

1.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Вот какие ножки у сороконожки

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.6

ноябрь

6.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Колобок катится по дорожке и поет песенку

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

  1. Модульный блок «Бумажная лепка»

3.1

ноябрь

8.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Падают, падают листья

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

3.2

ноябрь

13.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Вот какая елочка

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

3.3

ноябрь

15.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Вот какой у нас  салют

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

3.4

ноябрь

20.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Солнышко-колоколышко

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

  1. Модульный блок «Лепка из соленого теста»

4.1

ноябрь

22.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Тили-тили тесто

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.2

ноябрь

27.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Тяп-ляп - и готово

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.3

декабрь

29.11.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Картинки на тесте

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.4

декабрь

4.12.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Мышка-норушка

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.5

декабрь

6.12.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Новогодние игрушки

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.6

декабрь

11.12.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Снеговики играют в снежки

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.7

декабрь

13.12.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Я пеку, пеку, пеку….

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.8

декабрь

18.12.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Угощайся, мишка

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.9

декабрь

20.12.2018

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Вот какие у нас пальчики

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

  1. Модульный блок «Работа с природным материалом»

5.1

декабрь

25.12.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Вот ежик – ни головы, ни ножек!

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

5.2

декабрь

27.12.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Красивые цветы

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

5.3

январь

10.01.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Листопад

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

5.4

январь

15.01.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Золотые подсолнухи

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

(1 год обучения) (2 блок)

  1. Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»

1.1

январь

17.01.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Вот поезд наш едет

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.2

январь

22.01.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Жуки на цветочной клумбе

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.3

январь

24.01.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Милашки-неваляшки

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.4

январь

29.01.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Выросла репка большая-пребольшая

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.5

февраль

31.01.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Яблоко спелое, красное, сладкое

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.6

февраль

5.02.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Храбрый мышонок

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.7

февраль

7.02.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Мой друг медвежонок

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.8

февраль

12.02.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Веселые вертолеты

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

1.9

февраль

14.02.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Наш аквариум

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

  1. Модульный блок «Сюжетная лепка»

2.1

февраль

19.02.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Во саду ли, в огороде (грядка капусты и моркови)

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.2

февраль

21.02.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Вот ежик – ни головы, ни ножек…

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.3

февраль

26.02.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Лижет лапу сибирский кот

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.4.

февраль

28.02.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Снегурочка танцует

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.5

март

5.03.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Дед Мороз принес подарки

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.6

март

7.03.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Снежная баба-франтиха

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.7

март

12.03.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Прилетайте в гости (воробушки на кормушке) Сова и синица

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.8

март

14.03.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Сова и синица

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

2.9

март

19.03.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Муха-цокотуха

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

  1. Модульный блок «Декоративная лепка»

3.1

март

21.03.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Чайный сервиз для игрушек

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

3.2

март

26.03.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Курочка и петушок

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

3.3

март

28.03.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Пасхальное яичко

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

  1. Модульный блок «Бумажная лепка»

4.1

апрель

2.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

п беседа

рактическая

2

Мухомор

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.2

апрель

4.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Сова и синица

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.3

апрель

9.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Цветы-сердечки

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.4

апрель

11.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Звезды и кометы

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

4.5

апрель

16.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Наш аквариум

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

  1. Модульный блок «Работа с природным материалом»

5.1

апрель

18.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

беседа

практическая

2

Петя-петушок, золотой гребешок

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

5.2

апрель

23.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Золотые подсолнухи

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

5.3

апрель

25.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Вот какой у нас арбуз!

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

5.4

апрель

30.04.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

По реке плывет кораблик

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

поделка

5.5

май

2.05.2019

15.30 –16.10

16.20 –17.00

практическая

2

Красивые цветы

Кабинет №4

МБУДО «ЦРТДиЮ»

выставка

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Персональный компьютер –1

Принтер –(черно-белый, цветной)

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет использовать в работе педагога набор дополнительных заданий к большинству тем программы.

В группе должно быть не более 8 человек. С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу обучающихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что группа не перегружена детьми.

  1. Интернет-источники: Большая детская энциклопедия (6-12 лет). http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 
  2. Почему и потому. Детская энциклопедия. http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  3.  «Все хобби - рукоделие для любителей творить своими руками» http://vk.com/club13626279
  4. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
  5. Сайт «Всё для детей» http://allforchildren.ru

2.3.Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • Грамоты
  • Дипломы
  • Готовые творческие работы
  • Отзывы родителей
  • Портфолио
  • Сертификат о завершении обучения

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • Выставки
  • Игры  
  • Конкурсы  

2.4. Оценочные материалы (Приложение 1)

  1. Входная диагностика
  2. Диагностические материалы «Лепка и конструирование предметов из двух частей (для детей 7-10 лет)»
  3. Диагностические материалы «Лепка или конструирование предмета из нескольких частей (для детей 7-10 лет)»
  4. Диагностические материалы «Лепка предметов посуды (для детей 5 лет)»
  5. Диагностические материалы «Изображение в технике лепки или конструировании фигуры животного в движении (для детей 7-10 лет)»
  6. Диагностические материалы «Изображение в технике лепки или конструирования фигуры человека в движении (для детей 7-10 лет)»
  7. Диагностические материалы «Создание скульптурной группы (для детей 7-10 лет)»

2.5. Методические материалы

Организация образовательного процесса – очная.

Методы обучения:

  • словесный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • метод демонстраций;
  • творческая работа

Методы воспитания:

  • поощрение;
  • мотивация;
  • упражнение

Форма организации образовательного процесса - групповая

Формы организации учебного занятия:

  • беседа;
  • игра;
  • конкурс;
  • выставка работ;
  • практическое занятие;
  • праздник

Педагогические технологии:

  • технология игровой деятельности;
  • технология группового обучения;
  • технология блочно-модульного обучения.

Алгоритм учебного занятия:

Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая, индивидуальная) организации обучения.

Занятия организуются на основе следующих методов организации педагогической деятельности:

- наглядные (демонстрация наглядных пособий);

- практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);

- игровые (дидактические игры, ролевые игры);

- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).

Кроме того, занятия организуются с учетом взаимодействия содержания данных занятий с содержанием других предметов.

 Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игровая деятельность, обучение лепке ведется через сказку, игру. Во время разучивания различных тем дети рисуют, поют, танцуют, решают математические задачи.

Интеграция лепки и конструирования с другими предметами способствует интенсификации обучения. Объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной сфер направлено на воспитание целостной личности в единстве ее задатков и социального опыта.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы

«Умелые ручки» (1 год обучения) (1 блок)

Наименование темы

Формы, методы, приемы, оборудование

Виды методической продукции

Лыкова И.А. Изобразительное творчество: Конспекты занятий. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2014.

Соломенникова О.А. Радость творчества: Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Халезова Н.Б. Лепка: Книга для педагога дополнительного образования.- М.: Просвещение, 2014.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 2015..

Семенова Е.М. Методические рекомендации по проведению занятий по конструированию. – Оренбург, 2014.

Доронова Т.Н. Развитие детей 7-10 лет в изодеятельности; Уч.-метод. Пособие для ГКП. – СПб.: Детсво-Пресс, 2012

Филенко Ф.П. Поделки из природного материала: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

Гульянц Э.к. Что можно сделать из природного материала: Книга для педагога дополнительного образования. – М.: Просвещение, 2014.

1

Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»

Эмоциональное включение детей в беседу, дидактическая игра, введение сказочного персонажа, проблемные методы, работа в парах, малых группах.

Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, картон, природный материал.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

Мой веселый, звонкий мяч

Ягодки на тарелке

Репка на грядке

Грибы на пенечке

Сороконожка

Бублики-баранки

Сосульки-воображульки

Веселая неваляшка

Ути-ути!

2

Модульный блок «Сюжетная лепка»

Эмоциональное включение детей в беседу, дидактическая игра, введение сказочного персонажа, проблемные методы, работа в парах, малых группах.

Клеёнка, пластилин, тесто, природный материал.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Лесной магазин

Баю-бай, засыпай

Мостик

Птенчики в гнездышке

Вот какие ножки у сороконожки

Колобок катится по дорожке и поет песенку

3

Модульный блок «Бумажная лепка»

Беседа, показ образца, дидактическая игра, экспериментирование с материалами. Цветная бумага, картон, клей, ножницы, цветные карандаши.

3.1

3.2

3.3

3.4

Падают, падают листья

Вот какая елочка

Вот какой у нас  салют

Солнышко-колоколышко

4

Модульный блок «Лепка из соленого теста»

Беседа, дидактическая игра, экспериментирование с материалами,  введение сказочного персонажа, работа в парах, малых группах.

Клеёнка, тесто, природный материал.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

Тили-тили тесто…

Тяп-ляп - и готово

Картинки на тесте

Мышка-норушка

Новогодние игрушки

Снеговики играют в снежки

Я пеку, пеку, пеку….

Угощайся, мишка

Вот какие у нас пальчики

5

Модульный блок «Работа с природным материалом»

Беседа, дидактическая игра, экспериментирование с материалами. Клеёнка, пластилин, тесто, природный материал.

5.1

5.2

5.3

5.4

Вот ежик – ни головы, ни ножек!

Красивые цветы

Листопад

Золотые подсолнухи

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Умелые ручки» (1 год обучения) (2 блок)

Наименование темы

Формы, методы, приемы, оборудование

Виды методической продукции

1

Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»

Эмоциональное включение детей в беседу, дидактическая игра, введение сказочного персонажа, проблемные иетоды, работа в парах, малых группах.

Цветная бумага, цветные карандаши, клей, картон, природный материал.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество: Конспекты занятий. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2014.

Соломенникова О.А. Радость творчества: Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Халезова Н.Б. Лепка: Книга для педагога дополнительного образования.- М.: Просвещение, 2014.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка: Пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Просвещение, 2014.

Семенонова Е.М. Методические рекомендации по проведению занятий по лепке. – Оренбург, 2014.

Григорьева Г.Г. Практикум по изодеятельности школьников: Учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2015.

Доронова Т.Н. Развитие детей 7-10 лет в изодеятельности; Уч.-метод. Пособие для ГКП. – СПб.: Детсво-Пресс, 2015.

Филенко Ф.П. Поделки из природного материала: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

Вот поезд наш едет

Жуки на цветочной клумбе

Милашки-неваляшки

Выросла репка большая-пребольшая

Яблоко спелое, красное, сладкое

Храбрый мышонок

Мой друг медвежонок

Веселые вертолеты

Наш аквариум

2

Модульный блок «Сюжетная лепка»

Эмоциональное включение детей в беседу, дидактическая игра, введение сказочного персонажа, проблемные методы, работа в парах, малых группах Клеёнка, пластилин, тесто, природный материал..

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

Во саду ли, в огороде (грядка капусты и моркови)

Вот ежик – ни головы, ни ножек…

Лижет лапу сибирский кот

Снегурочка танцует

Дед Мороз принес подарки

Снежная баба-франтиха

Прилетайте в гости (воробушки на кормушке)

Сова и синица

Муха-цокотуха

3

Модульный блок «Декоративная лепка»

Беседа, показ образца, дидактическая игра, экспериментирование с материалами. Клеёнка, пластилин, тесто, природный материал.

3.1

3.2

3.3

Чайный сервиз для игрушек

Курочка и петушок

Пасхальное яичко

4

Модульный блок «Бумажная лепка»

Беседа, дидактическая игра, экспериментирование с материалами,  введение сказочного персонажа, работа в парах, малых группах. Цветная бумага, карандаши, картон, клей.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Мухомор

Сова и синица

Цветы-сердечки

Звезды и кометы

Наш аквариум

5

Модульный блок «Работа с природным материалом»

Беседа, дидактическая игра, экспериментирование с материалами. Клеёнка, пластилин, тесто, природный материал.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Петя-петушок, золотой гребешок

Золотые подсолнухи

Вот какой у нас арбуз!

По реке плывет кораблик

Красивые цветы

Список литературы

1. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребёнка к окружающему. Опыт школьной педагогики / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 2014.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному  воспитанию школьников. – М.: Просвещение, 2016.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей / Т.Н. Доронова.  – М.: Просвещение, 2015.

4. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев.  – М.: Уч.пед.гиз, 2015.

5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие школьников / Т.Г. Казакова. – М.: Педагогика, 2014.

6. Казакова Т.Г. Развивайте у школьников творчество / Т.Г. Казакова.   – М.: Просвещение, 2014.

7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 2015.

8. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, В.И. Савенков. – М.: Российское педагогическое агентство, 2014.

9. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С. Комарова. – М.: Альма матер, 2014.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2014.

11. Молотова В.Н.: Декоративно-прикладное искусство. - М.: ФОРУМ, 2015

12. Калмыкова Н.В.: Макетирование из бумаги и картона. - М.: КДУ, 2016

13. Кузин В.С.: Изобразительное искусство. 1 класс. - М.: Дрофа, 2015

14. Кузин В.С.: Изобразительное искусство. 2 класс. - М.: Дрофа, 2015

15. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание школьника / Е.А. Флерина.  – М.: АПН РСФСР, 2014.

16. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка / Н.Б. Халезова.  – М., 2014.

17. Шестакова А.В. Росток: Учебное пособие по художественно-творческому развитию детей школьного возраста / А.В. Шестакова. - Челябинск, 2015.

Приложение 1

Диагностические материалы к дополнительной  

 общеобразовательной программе «Умелые ручки»

Диагностические задания

1. Лепка и конструирование предметов из двух частей (для детей 5 лет)

Материал: цветная бумага или глина, доска для лепки, клей, грибы (натуральные или муляжи, игрушки).

Инструкция: «Посмотри на грибы. Вылепи  или сконструируй гриб из глины».

Ход выполнения задания. Педагог демонстрирует детям грибы. Затем педагог предлагает вылепить  или сконструировать один гриб.

Виды помощи: - разъяснить порядок выполнения задания (изготовить шляпку, ножку, соединить их);

- уточнить приемы лепки (скатывание шара круговыми движениями, расплющивание его, защипывание краев – шляпка гриба; скатывание куска глины прямыми движениями – ножка гриба; соединение частей предмета или обвести шаблоны грибка, вырезать его и склееть).

Оценка результата: - (не) умеет лепить предмет из двух частей, используя приемы скатывания, сплющивания, соединения, защипывания или склеить гриб из двух частей;

- (не) аккуратно пользуется глиной.

Особенности деятельности и поведения ребенка: - внимателен (отвлекается, играет с материалами);

- замысел (не) устойчив;

- результат работы вызывает чувство радости, удовлетворения (огорчения).

2. Лепка или конструирование предмета из нескольких частей (для детей 5 лет)

Материал: цветная бумага или пластилин, доска, игрушка утенок на подставке, стека, клей.

Инструкция: «Посмотри, какой у меня утенок. Вылепи утенка из пластилина», или сконструируй его.

Ход выполнения задания. Ребенку показывается игрушечный утенок. Педагог предлагает ему вылепить утенка из пластилина или создать его из бумаги.

Виды помощи: - напомнить о порядке выполнения задания;

- уточнить приемы работы;

- показ приемов работы.

Оценка результата: - (не) умеет создавать предмет из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания и склеивания.

Особенности деятельности и поведения ребенка: - (не) обследует образец;

- (не) сравнивает свою работу с образцом.

3. Лепка предметов посуды (для детей 7-10 лет)

Материал: глина, доска, стека, чашка, блюдце.

Инструкция: «Внимательно посмотри на чашечку с блюдцем. Вылепи эти предметы посуды из глины».

Ход выполнения задания: Демонстрируется наглядный материал – чашка и блюдце. Предлагается самостоятельно вылепить чайную посуду.

Виды помощи:- напомнить, как получить полую форму у чашки (вдавливание), сделать ручку (примазать к сосуду глиняный валик) и другие приемы лепки;

- предложить украсить посуду рельефом, используя стеку.

Оценка результатов: - (не) использует приемы вдавливания, примазывая при лепке посуды;

- работает пальцами (только ладонями).

Особенности деятельности и поведения ребенка: - (не) стремиться сделать работу красивой, (не) доводит ее до конца; любуется работой.

4. Изображение в технике лепки или конструировании фигуры животного в движении (для детей 7-10 лет)

Материал: цветная бумага или глина, доска, стека, клей, картинки, игрушки, изображающие котят.

Инструкция: «Вылепи или сконструируй играющего котенка».

Ход выполнения задания: педагог предлагает вспомнить, как играет котенок, и просит вылепить или сконструируй фигурку котенка в движении.

Виды помощи: - предложить подумать, что сделать с фигурой, чтобы она была похожа на играющего котенка;

- показ играющих котят на иллюстрациях (игрушках);

- напомнить, что фигурку можно лепить или сконструировать из одного или из отдельных частей.

Оценка результата: - (не) умеет лепить  или конструировать фигуру животного (человека) в движении, применяя различные способы.

Особенности деятельности и поведения ребенка:

 - (не) сравнивает работу с натурой;

- (не) самостоятелен в процессе работы.

5. Изображение в технике лепки  или конструирования фигуры человека в движении (для детей 7-10 лет)

Материал: цветная бумага или глина, доска, стека, клей, картинки и игрушки по теме.

Инструкция: «Вылепи из глины или сконструируй, как мальчик (или девочка) делает зарядку».

Ход выполнения задания: Предлагается вспомнить, какие движения дети выполняют на зарядке. Затем по просьбе педагога дети лепят или сконструируй фигуру ребенка, выполняющего физическое упражнение.

Виды помощи: - предложить сказать (показать), какое упражнение будет выполнять вылепленная из глины или создать из бумаги фигурка ребенка;

- показ картинок, игрушек по теме задания;

- уточнить способ лепки (из целого куска; из отдельных частей) или конструирования.

Оценка результата:

- (не) использует стеку

- (не)  самостоятелен(на) в процессе работы.

Особенности деятельности и поведения ребенка: - стремится к тщательности изображения.

6. Создание скульптурной группы (для детей 7-10 лет)

Материал: глина, доска, стека, иллюстрации по теме.

Инструкция: «Вспомните сказку «Колобок». Изобразите в лепке встречу Колобка с кем-то из животных».

Ход выполнения задания: Педагог вместе с детьми вспоминает основные фрагменты сказки. Затем детям предлагается выполнить задание по инструкции педагога.

Виды помощи: - предложить устанавливать фигуру с третьей точкой опоры для ее устойчивости;

- дать совет относительно взаимосвязи и динамики фигур композиции, их соразмерности.

Оценка результата: - (не) умеет лепить небольшую скульптурную группу, передавая характерные особенности формы, пропорции, динамику;

- (не) устанавливает фигуры устойчиво;

- создает (не) удачную композицию.

Особенности деятельности и поведения ребенка: - ищет решение задачи самостоятельно (с помощью педагога);

- (не) стремиться к выразительности образов.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития  творчества детей и юношества»

Курманаевского района Оренбургской области с. Курманаевка

Тематическое планирование дополнительной программы

«Умелые ручки»

                                                                                                                                           

                                                                                          Возраст детей: 7 – 10 лет

                                                                                           Срок реализации: 1 года

                                                                                            Год разработки: 2018г.

составитель: Рощупкина Кристина Александровна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории.

Курманаевка 2018 г.

Календарный учебный график

п\п

Дата

факт.

Дата

провед.

Тема занятия

Кол-во

часов

  1. 1 блок
  1. Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»

1.1

18.09.2018

Мой веселый, звонкий мяч.

2

1.2

20.09.2018

Ягодки на тарелке.

2

1.3

25.09.2018

Репка на грядке

2

1.4

28.09.2018

Грибы на пенечке

2

1.5

2.10.2018

Сороконожка

2

1.6

4.10.2018

Бублики-баранки

2

1.7

9.10.2018

Сосульки-воображульки

2

1.8

11.10.2018

Веселая неваляшка

2

1.9

16.10.2018

Ути-ути!

2

  1. Модульный блок «Сюжетная лепка»

2.1

18.10.2018

Лесной магазин

2

2.2

23.10.2018

Баю-бай, засыпай

2

2.3

25.10.2018

Мостик

2

2.4

30.10.2018

Птенчики в гнездышке

2

2.5

1.11.2018

Вот какие ножки у сороконожки

2

2.6

6.11.2018

Колобок катится по дорожке и поет песенку

2

  1. Модульный блок «Бумажная лепка»

3.1

8.11.2018

Падают, падают листья

2

3.2

13.11.2018

Вот какая елочка

2

3.3

15.11.2018

Вот какой у нас  салют

2

3.4

20.11.2018

Солнышко-колоколышко

2

  1. Модульный блок «Лепка из соленого теста»

4.1

22.11.2018

Тили-тили тесто

2

4.2

27.11.2018

Тяп-ляп - и готово

2

4.3

29.11.2018

Картинки на тесте

2

4.4

4.12.2018

Мышка-норушка

2

4.5

6.12.2018

Новогодние игрушки

2

4.6

11.12.2018

Снеговики играют в снежки

2

4.7

13.12.2018

Я пеку, пеку, пеку….

2

4.8

18.12.2018

Угощайся, мишка

2

4.9

20.12.2018

Вот какие у нас пальчики

2

  1. Модульный блок «Работа с природным материалом»

5.1

25.12.2019

Вот ежик – ни головы, ни ножек!

2

5.2

27.12.2019

Красивые цветы

2

5.3

10.01.2019

Листопад

2

5.4

15.01.2019

Золотые подсолнухи

2

  1. блок
  1. Модульный блок «Предметная лепка из бумаги»

1.1

17.01.2019

Вот поезд наш едет

2

1.2

22.01.2019

Жуки на цветочной клумбе

2

1.3

24.01.2019

Милашки-неваляшки

2

1.4

29.01.2019

Выросла репка большая-пребольшая

2

1.5

31.01.2019

Яблоко спелое, красное, сладкое

2

1.6

5.02.2019

Храбрый мышонок

2

1.7

7.02.2019

Мой друг медвежонок

2

1.8

12.02.2019

Веселые вертолеты

2

1.9

14.02.2019

Наш аквариум

2

  1. Модульный блок «Сюжетная лепка»

2.1

19.02.2019

Во саду ли, в огороде (грядка капусты и моркови)

2

2.2

21.02.2019

Вот ежик – ни головы, ни ножек…

2

2.3

26.02.2019

Лижет лапу сибирский кот

2

2.4.

28.02.2019

Снегурочка танцует

2

2.5

5.03.2019

Дед Мороз принес подарки

2

2.6

7.03.2019

Снежная баба-франтиха

2

2.7

12.03.2019

Прилетайте в гости (воробушки на кормушке) Сова и синица

2

2.8

14.03.2019

Сова и синица

2

2.9

19.03.2019

Муха-цокотуха

2

  1. Модульный блок «Декоративная лепка»

3.1

21.03.2019

Чайный сервиз для игрушек

2

3.2

26.03.2019

Курочка и петушок

2

3.3

28.03.2019

Пасхальное яичко

2

  1. Модульный блок «Бумажная лепка»

4.1

2.04.2019

Мухомор

2

4.2

4.04.2019

Сова и синица

2

4.3

9.04.2019

Цветы-сердечки

2

4.4

11.04.2019

Звезды и кометы

2

4.5

16.04.2019

Наш аквариум

2

  1. Модульный блок «Работа с природным материалом»

5.1

18.04.2019

Петя-петушок, золотой гребешок

2

5.2

23.04.2019

Золотые подсолнухи

2

5.3

25.04.2019

Вот какой у нас арбуз!

2

5.4

30.04.2019

По реке плывет кораблик

2

5.5

2.05.2019

Красивые цветы

2

                                                                                                                                                                             ИТОГО: 126 часов

                                                                                                02-04

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Курманаевского района Оренбургской области с. Курманаевка

 «Умелые ручки»

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                             

Кандауровка, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые руки не знают скуки»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании обучающихся, способствует развитию художественных способностей и ск...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые руки"

В основе создания творческого объединения детей лежит идея социальнопедагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе актив...