Разработка семинарского занятия "Методическая продукция - форма выражения результативности методической деятельности педагога"
методическая разработка

 Тронина Галина Фирсовна

В разработке семинарского занятия, который был адресован педагогам художественной напрваленности ЦТ, обосновывается актуальность создания методической продукции, раскрываются  понятие, основные структурные компоненты методической разработки, предлагается алгоритм создания методической разработки.Ценным в материалах является авторский подход в формах организации семинарского занятия,методах и приемах, способствующих активному освоению учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tekst_dlya_publikatsii.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая продукция -  одна из форм выражения результативности методической деятельности педагога

Разработка семинарского занятия

Автор Тронина Г.Ф.,

методист по художественной направленности

МБОУ ДО «Дебесский ЦТ»

27.01.2020г

«Выражение результативности»   - фраза записана на доске.

Сегодняшний семинар посвящен методической деятельности педагога.

Ассоциации с фразой «методическая деятельность». Моя фраза «методические материалы».

Методические материалы – это те материалы, в которых представлен наш эффективный, результативный опыт. Каждый из вас создавал те или иные методические материалы, в которых отражали положительный результативный опыт. Вспомните и сформулируйте один вид методического материала.

Вид методического материала формулируется  на стикерах каждым педагогом, прикрепляется на доске  под фразой «Выражение  результативности».

Слова-фразы анализируются, выделяются ключевые.

Сочетанием каких двух слов  можно назвать все эти материалы? (методическая продукция)

А теперь, опираясь на ключевые фразы  «выражение результативности» и «методическая продукция», попробуем сформулировать тему сегодняшнего семинара. (работа в группах).

Озвучивание темы семинара.

Раздается план семинара, на основе знакомства с планом каждый на стикере формулирует фразу или слово, в котором выражено ожидание от семинарского занятия.

Как вы думаете, какая главная проблема существует в нас при разработке той или иной продукции?

(проблемы фиксируются на доске):

- считаем не обязательно

- мы не всегда четко представляем, как правильно это сделать

- не хватает времени

Опираясь на пункты о проблемах, методист акцентирует внимание на пункт о нечетком представлении о разработке методической продукции. Из этой проблемы озвучивает цель занятия. Остальные пункты о проблемах становятся опорой для формулировки задач.

Итак, почему важно презентовать свой опыт, как результат методической деятельности? Почему мы это делаем, несмотря на проблемы, с которыми сталкиваемся.  (в группах размышление, высказывание)

  • На каждой планерке  слышим, что надо участвовать в конкурсе методических материалов, очень много положений скидывают нам в Контакте  – это НАДО!
  • Аттестация скоро
  • Хочу оценить свой труд
  • Повысить самооценку. Я знаю, у меня есть результат. Хочу убедиться, какого он качества. Хочу узнать, оценят ли.
  • Хочу понять, правильно ли я работаю.
  • Хочу заработать денег (денежное вознаграждение, будет премия за победу, рейтинг)

Попробуем обобщить выше перечисленное.

  • Сегодня мы осуществляем деятельность  в условиях современных тенденций ДО, о которых говорили на прошлом семинаре.  Как подчеркивается и в Концепции развития ДО,  «Основным механизмом развития ДО, является создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг». Конкурентная среда заставляет нас  постоянно совершенствоваться, в том числе в методической деятельности. «Сегодня система дополнительного  образования нуждается  в педагоге, создающем инновационный опыт в области методических нововведений в  обучении, в области приспособления новшеств (педагогических технологий) к современным условиям образовательной деятельности, а также в обобщении и распространении данного опыта».
  • Но почти у каждого из нас складываются ситуации, когда нам самим нужны бывают зафиксированные – оформленные в методическую продукцию  результаты о методической деятельности (аттестация, конкурс  на денежное вознаграждение, конкурс Педагог года). Мы это делаем в спешке, в нервной обстановке.
  • Не заявив о своем результате, кто-то может присвоить их.

Именно потому наша тема становится актуальной.

А теперь вспомним студенческий материал. Попробуем вспомнить виды методической продукции по функциональному назначению:

1.  Информационно-методическая.

2.  Организационно-методическая. 

3.  Прикладная методическая продукция.

4.  Научно-методическая продукция.

5.  Учебная (образовательная) продукция.

Сегодня подробно остановимся на особенностях  создания Методической разработки (орг-метод продукция).  Прикладные виды, конкретнее,  учебные пособия  и ЦОР  представят в своих выступлениях Белдослудцева Е.Н. и Бабенкова О.Н.

Итак, что же такое Методическая разработка и как ее создаавть?        

Раздается текст «Что такое методическая разработка»

«Методическая  разработка  –  издание,  содержащее  конкретные  материалы  в  помощь проведению  какого-либо  мероприятия,  сочетающее  методические  советы  и  рекомендации. (Полонский В.М.).».

Методическая разработка отвечает на вопрос «КАК УЧИТЬ?»

«Содержит логично структурированный, подробно и последовательно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия, включающий поставленные цели, средства их достижения, ожидаемые результаты, методические советы по планированию, организации и проведению учебного занятия, мероприятия. Это методическое пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом».

  «Если Методические рекомендации нередко составляются на методическую продукцию других авторов, то есть являются вторичными, то Методическая разработка — это авторский методический продукт. Более того, это, чаще всего, первичный методический продукт, рожденный непосредственно практиком в ходе его педагогической деятельности. Именно эта практичность методической разработки (урока, мероприятия, выступления, выставки и пр.) делает ее особенно ценной».

Вопросы к тексту:

  1. Чем отличается Методическая разработка от других видов методической продукции? Особенности в чем?
  2. Сформулируйте требования к Методической Разработке.
  3. Что входит в структуру Методической Разработки?
  4. Что должно быть в основе Методической разработки?
  5. Какими могут быть виды методической разработки?

ИЛИ  

Методическая Разработка – это  разработка ЧЕГО?                                                                            

Участники разделены на две группы. У каждого педагога есть индивидуальный текст, он одинаковый у всех. Каждый участник подгруппы получает индивидуальный вопрос под определенным номером.  Ответ на вопрос ищет в тексте.

На следующем этапе из двух групп участники под одинаковыми номерами вопросов объединяются в пары, обсуждают ответ, приходят к единому мнению.

А теперь  на основе ваших выводов вместе попробуем систематизировать знания о МР, дополнить их, скорректировать.

К обсуждению приглашаются те, у кого был вопрос под №1.

  1. Чем отличается Методическая разработка от других видов методической продукции? Особенности в чем?
  1. «Методическая разработка содержит логично структурированный, подробно и последовательно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия, включающий поставленные цели, средства их достижения, ожидаемые результаты, методические советы по планированию, организации и проведению учебного занятия, мероприятия. последовательность осуществляемых действий (из Положения).  Все описание посвящается одному творческому делу».  В М.рекомендациях нет такой последовательности. Рекомендации и советы даются по отношению к действиям  по организации дела.
  2. М.разработка отвечает на вопрос «Как учить?». М.Рекомендация  дает ответ на вопрос «Как организовать  занятие, которое будет учить?».
  3. Тема берется узкая.
  4. В задаче вычленяем рациональное зерно, помогаем его применить по отношению к творческому делу. Метод разработке мы пишем только о тех формах и методах, которые будут присутствовать на данном занятии. В Метод.рекомендациях  варианты ответов  по отношению к формам и методам могут быть разные.

  1. Требования к Методической разработке

(вместе с методистом тему обсуждают педагоги с вопросом №2)

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования.

  1. Актуальность темы. Отсюда – востребованность.
  2. содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели конкретного занятия, программы, методики и т. д.;
  3. Материалы должны быть систематизированы, изложен максимально просто и четко. В них должна быть четкая структура. Представлены все структурные элементы, например, занятия.  
  4. У педагога должен быть опыт по теме. В основе Методической разработки обязательно присутствует собственный практический опыт. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны подкрепляться описанием педагогического опыта;
  5.  В них должно быть элементы новизны, еще не опубликованные - рациональное зерно, изюм. Иначе,  зачем переписывать то, о чем кто-то уже написал?
  6. методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, уровневые задания и т.д.).
  7. содержание методической разработки должно быть понятным и применимым на практике в любых условиях;  Возможность практического использования (технологичность, транслируемость). Разработку может взять любой другой и ему должно быть все понятно, что провести подобное учебное занятие.
  8. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»;

  1. Структура Методической разработки

        (вместе с методистом тему обсуждают педагоги с вопросом №3)

                                

Методическая разработка должна иметь:

  • титульный лист;

  аннотацию

  • содержание;

  введение

  основную часть;

  заключение;

  • список использованной литературы;

  приложения (технологические документы, чертежи, таблицы)

        

  1. Титульный лист. (Демонстрация слайда)

Титульный лист содержит название, которое вытекает из темы, тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной другим педагогам.

  1. Содержание (демонстрация слайда)

  1. Аннотация

«Аннотация (в переводе с латинского – заметка) – это  сжатая характеристика любого источника информации, который дает самые общие представления о назначении, содержании, сущности, особенностях».

  • какой проблеме посвящается методическая разработка;
  • какие вопросы раскрывает;
  • кому может быть полезна;

  1. Введение
  • актуальность
  • новизна
  • особенности данных материалов
  • цели
  • предполагаемый результат

        Введение должно содержать:

  • «Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Кому она может быть полезной?  Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.
  •  разъяснить, какую помощь и кому может оказать предлагаемый методический материал;
  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с уже существующими методическими продуктами в данной образовательной области.
  • Ответьте на вопрос: «Что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия определение цели предлагаемого методического продукта (например: оказать методическую помощь преподавателям, помощь студентами; составить алгоритм подготовки и проведения занятия или мероприятия, организации работы по выполнению курсовой работы или ВКР и т.п.);
  • краткое описание ожидаемого результата от использования данного методического продукта в учебном процессе или во время прохождения производственной практики (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных занятий или мероприятий по разным учебным дисциплинам и профессиональным модулям, может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);».
  1. Основная часть

        (вместе с методистом тему обсуждают педагоги с вопросом №4)

  • описывается основная идея инновационного педагогического опыта.
  • описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
  • условия реализации, перечень используемого оборудования и материалов;
  • методические советы по планированию, организации и подведению итогов;

«Его можно структурировать в следующей логике:

  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемой проблеме (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
  • дать советы по решению:
  • организационных вопросов (например, разработать план работы; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, и т.д.);
  • материально-технического обеспечения (Интернет-ресурсы);
  • определить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
  • предупредить типичные ошибки».

« План-конспект занятия - разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов занятия, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе занятия. Характеризуется многоадресностью: воспитатели, администрация ДОУ и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала»

Структура плана-конспекта урока:

 • дата проведения занятия с указанием группы, в которой оно проводится; его номер по тематическому плану

  • тема занятия;
  • цель занятия
  •  задачи занятия
  • тип занятия
  • структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • методы и приемы работы воспитателя в каждой части занятия;
  • учебное оборудование, необходимое для проведения занятия;
  • содержание учебного материала (фрагменты речи учителя или полный текст нового материала);
  •  задания для детей на каждом из этапов
  •  алгоритмы выполнения заданий.

План-конспект занятия - разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов занятия, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе занятия. Характеризуется многоадресностью: воспитатели, администрация ДОУ и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала».

        Заключение

  • Выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов Вашей педагогической деятельности.
  1. Список литературы
  2. «Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данного методического продукта, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;
  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
  • примерная тематика открытых занятий, экскурсий и т.д.».

  1. Виды методических разработок

(вместе с методистом тему обсуждают педагоги с вопросом №4)

Методическая разработка может представлять собой:

 - разработку конкретного учебного занятия или серии занятий по теме дополнительной общеобразовательной программы;

 - разработку темы (раздела) учебной дисциплины;

- разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

 - разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;(это по отношению к одной модули, например, к одной теме, к одной программе – по структуре, в последовательности)

 - комплекс практических заданий и упражнений, контрольно-измерительных материалов;

 - разработку проведения воспитательно-развивающего мероприятия (конкурс, фестиваль, олимпиада, соревнования и др.)

         

Как написать методическую разработку?

Вам понадобятся:

  • опыт работы по теме; Что у меня есть такое, что это является уникальным не только для меня?
  • конспекты проведенных занятий;
  • результаты педагогических экспериментов. (или просто положительный результат – у детей была высокая мотивация, дети создали уникальную творческую работу,….)

Инструкция

«Прежде всего, необходимо каждый этап методического пособия расписать подробно, объясняя цели того, зачем тот или иной этап написания работы нужен. Ведь, как известно, понимание того, что делаешь, обычно вдохновляет на большее творчество.

  1. В рамках первого этапа пропишите в методичке необходимость сначала дать предварительное название/тему письменной работы или доклада, а исходя из этого – в общих чертах определить цели работы и то, что начинающий писать эту работу собирается донести до своих потенциальных читателей или слушателей. Таким образом, проявятся очертания замысла, отдельные ценные мысли, интуиции по теме, которые автору нужно записывать, а потом, конечно, использовать.
  2. Следующим этапом поставьте составление плана, где как минимум должно быть три части: введение (обычно с несколькими подпунктами), основная часть (обычно с несколькими подпунктами) и заключение. План пока может быть предварительным, т.к. в процессе написания работы он, скорее всего, будет уточняться. При этом стоит отметить в методичке, что план нужно составлять в обязательном порядке даже если он не войдет в окончательный текст, например, доклада или отчета.
  3. Для очередного этапа дайте предписание определиться с литературой, источниками, вообще материалами (артефактами, видеозаписями, фотографиями, рисунками и т.д.), которые планируется привлечь/задействовать в письменной работе или отчете. Здесь важно отобрать только все соответствующее теме, решительно отбросив все остальное, даже очень интересное и близкое по содержанию, – иначе есть опасность закопаться в материале.
  4. Далее стоит поставить этап «Проработка материала», в ходе которого необходимо также уточнить тему, чему поможет и сам материал, относящийся к теме. Здесь же можно прописать и окончательный план.
  5. В рамках следующего этапа предпишите правильное размещение проработанного и проанализированного материала в тексте письменной работы. Во введение, как минимум, автор работы должен объяснить мотивы, почему он взялся за тему, сказать об актуальности работы, целях, задачах, методах достижения поставленных задач. В основной части помещается сам проработанный и проанализированный материал. В заключении излагаются результаты и в выводы, к которым пришел автор.
  6. Оформить свою работу в соответствии с требованиями той организации, куда он собирается представить свой труд».
  7. Рекомендация: не надо ждать, когда придет срок аттестации или срочно надо будет подготовить материалы для престижного конкурса. В течение деятельности надо иметь привычку системно накапливать   уникальный материал со всеми приложениями, разработками, результатами. Представлять их на конкурсы по мере назревания, а не по принципу «скоро аттестация». Тогда к аттестации, очень напряженному моменту деятельности,  они окажутся готовыми.

Требования к оформлению предлагается изучить самостоятельно

Каждому педагогу методистом предлагается список  приоритетных актуальных тем престижного конкурса.

  • Профориентационная работа в детском объединении
  • Работа с детьми с ОВЗ/детьми-инвалидами
  • Методическое сопровождение педагогической деятельности
  • Работа по выявлению талантливых детей в объединении
  • Работа с родителями на уровне учреждения
  • Сохранение народных традиций

Предлагается выбрать тему, которая им близка. Дальше предлагается на основе анализа своей деятельности в соответствии с выбранной темой осознать уникальность опыта, озвучить ее: Что я умею делать по данной теме? В чем моя уникальность  в этом? Какие у меня есть результаты по данной теме. Что я посоветую другим?

Тема, которую выбрали вы, осознание уникальности опыта по ней может стать началом деятельности по созданию методической разработки для участия в Региональном конкурсе лучших практик.

Рефлексия

На обратной стороне стикеров, где написали слово – ожидание, записывают первые буквы следующих слов: «Узнали новое», «Систематизировали материал», «Коррекция в знаниях», «0». (по выбору).

Продолжают фразу «Завтра я…»

        

Список информационных материалов

  1. Материал для семинара по теме «Методическая продукция в образовательной организации: типы, виды, алгоритм разработки, требования к оформлению» урок.рф › library › material_dlya_seminara_po_teme_metodicheskay...
  2. Методическая разработка – это пособие, раскрывающее….www.cps.ru>file>stat>metodakt26
  3. Методические рекомендации по созданию методической ...DswMedia>polojenie….

  4. «Новое образование». [Текст] «Новое образование». Педагогический научно-методический журнал. №4, 2014г., с.23.

  5. Положение о Республиканском конкурсе «Педагогическая мастерская» (РЦДОД, Ижевск).

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План результативной профессиональной деятельности педагога-организатора Гиниятовой Гульнары Максумовны

Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия№Тема, класс (группа, курс)Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)Вид, ...

Карта результативности профессиональной деятельности педагога

Карта результативности профессиональной деятельности педагога...

Форма 2.Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся

Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностейРабота на платформе УЧУ.ru и ЯНДЕКС.УЧЕБНИК - Результаты....

Форма 2 "Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к различным видам деятельности"

1. Результаты участия обучающихся в конкурсах2. Результаты участия обучающихся в проектной деятельности...

Аттестация 2020. Форма №2. Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

quot;Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности"...

ФОРМА № 2 «Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-исследовательской, научно-практической и проектной деятельности (п.  2.4)...