Адаптированная программа дополнительного содержания «Волшебный мир оригами»
рабочая программа
Адаптированная программа дополнительного содержания «Волшебный мир оригами» (далее Программа) содержит все структурные компоненты согласно нормативным требованиям к программам дополнительного образования. Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей в возрасте от 7 до 18 лет. Срок реализации программы 1 год.
В Пояснительной записке раскрыта актуальность программы, новизна, отличительная особенность программы. Актуальность программы формулируется разработчиком как необходимость обогатить навыки общения воспитанников и приобрести умения осуществлять совместную работу в процессе освоения программы, что будет способствовать социализации детей путём приобщения их к полезной доступной деятельности.
Целью программы заявлено развитие мелкой моторики воспитанников в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц. Для достижения цели сформулированы обучающие, воспитательные и развивающие задачи, а также освещены принципы, условия и сроки реализации, режим занятий, возраст детей, методы и формы работы, ожидаемые результаты, способы определения результативности и формы проведения итогов реализации программы.
Учебно-тематический план разработан на год с учетом деления на теоретические и практические занятия. В целом содержание учебно-тематического плана предполагает постепенное усложнение учебного материала на каждом этапе обучения. Все обучение построено на принципах систематичности и последовательности, дифференцированного подхода и создании ситуации успеха. В программе представлен единый список литературы, кроме того в него входят и электронные источники.
Методическое обеспечение программы определяется перечнем учебных, наглядных и методических пособий, необходимым оборудованием и материалами, а также содержит методические рекомендации для воспитателя по обучению искусству оригами в кружке дополнительного содержания.
В приложении представлены диагностический инструментарий и экспресс-диагностики для определения уровня развития мелкой моторики детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sama_programma.docx | 168.79 КБ |
diagnostika.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение социального обслуживания «Краснокаменский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доброта» Забайкальского края
Утверждено:
Директором ГУСО КСРЦ «Доброта»
_____________________О.С.Давыдова
« ____»_________2016 г.
Адаптированная программа дополнительного образования
«Волшебный мир оригами»
Автор программы:
Михнёва Марина Анатольевна
воспитатель ГУСО КСРЦ «Доброта»
Участники:
воспитанники ГУСО КСРЦ «Доброта» (7-18 лет)
Срок реализации программы:
1 учебный год
г. Краснокаменск, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение……………………………………………………………1-2
2. Пояснительная записка………………………………………… 3-12
- Учебно – тематический план…………………………………… 13-15
- Календарно-тематическое планирование……………………… 16-18
- Содержание программы………………………………………….19-22
- Методическое обеспечение программы……………………… 23-24
- Список использованной литературы……………………………….27
- Рецензия ……………………………………………………………..28
- Приложения………………………………………………………….29
- ВВЕДЕНИЕ.
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело».
А. Е. Гайдаенко
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Оригами – искусство близкое и знакомое ребенку. Программа «Волшебный мир оригами», как средство дополнительного образования, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц. Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т.д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности, проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. В процессе конструирования дети учатся видеть конечный результат, составляя из деталей целое. Оригами развивает у детей способность работать двумя руками под контролем сознания, воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и на развитие интеллекта в целом, воспитывает аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Оригами развивает привычку сосредоточенно и кропотливо работать.
В ходе изучения курса «Волшебный мир оригами» предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения реальности является важным условием успешного усвоения детьми материала.
Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней становится источником самостоятельных творческих поисков.
Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого воспитателя, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, педагог сможет привить интерес к оригами у детей и поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами с учетом их возрастных особенностей.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Новизна программы состоит в том, что наше время хочется внести такие изменения в развитие детей, чтобы каждый ребенок мог радоваться своими маленькими победами. Данная программа дополнена приёмами тонких и точных движений руками, необходимых ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом. Деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности воспитанников, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у воспитанников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем зрелости ребёнка, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у воспитанников пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с воспитателем, а также их самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить познания воспитанников в области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего развития воспитанников: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках различных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Отличительной особенностью данной программы является тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания в математике, окружающем мире, развитии речи и др. Кроме того, во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
2.1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
развитие мелкой моторики воспитанников в процессе овладения
элементарными приемами техники оригами, как древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
2.2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Обучающие:
продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями
(круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.) и базовыми формами оригами;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой, обогащать словарь ребенка специальными терминами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству оригами;
воспитывать трудовые навыки, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
воспитание усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
2.3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
принцип наглядности - предполагает широкое представление
соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно;
принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
принцип тематического планирования материала - предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам;
принцип личностно-ориентированного общения - в процессе обучения воспитанники выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт;
принцип доступности - предполагает отбор материала, соответствующего
возрастным и познавательным возможностям воспитанников;
принцип практической направленности - предполагает включение в содержание курса различных творческих проектных заданий: от создания сказок до проведения мини-исследований.
2.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для организации обучения дошкольников искусству оригами, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:
- просторное теплое помещение, хорошо освещаемое лампами дневного света;
- для каждого занимающегося должно быть свое рабочее место - удобный стол и стул;
- набор необходимых материалов и инструментов для выполнения того или иного вида работы: ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски, карандаши;
- стенды с образцами работ;
- наглядно-дидактические пособия;
- специальная литература и журналы.
Самое главное условие реализации данной программы - желание детей.
2.5.
ОРГАНЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (сроки реализации, режим занятий, возраст детей).
Сроки реализации программы.
Программа «Волшебный мир оригами » рассчитана на 1 год. (48 часов).
Режим занятий.
Продолжительность занятий один час.
Периодичность занятий – 1 час в неделю, во второй половине дня.
Занятия проводятся с сентября по август.
Возраст детей.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована воспитанникам в возрасте от 7 до 18 лет. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
2.6. МЕТОДЫ РАБОТЫ.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
2.7. ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Формы работы:
- Индивидуальные
- Групповые
- Практические
- Наглядные
Формы занятий:
- Традиционные
- Комбинированные и практические занятия
- Игры
- Праздники
- Конкурсы
- Соревнования
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма проведения занятий:
- Теория.
- Практика (изготовление поделок).
- Комбинированная (теория + практическая часть).
2.8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате обучения по данной программе воспитанники:
- научатся различным приемам работы с бумагой и способам ориентирования на листе бумаги;
- научатся изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу;
- будут знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами;
- знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
- научатся работать самостоятельно и добиваться конечного результата, точно соблюдая инструкции;
- приобретут умения самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников; находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
2.9. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки результативности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа (начало года, конец года).
Диагностическая карта уровня развития (смотреть приложение)
Мониторинг развития мелкой моторики детей.
В самом начале обучения оригами и в конце года проводятся экспресс-диагностики для определения уровня развития мелкой моторики, в которую вошли 3 методики Венгера А.Л.:
1.Дорожки.
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии
2.Обведи по контору.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии
3.Вырежи круг.
Оценка:
3 балла – вырезал точно по контуру
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии
Ожидаемый результат: в конце обучения должен вырасти процент детей, выполнивших каждое задание на больший балл, по сравнению с началом года.
2.10. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ воспитанников:
- в группе
- в Центре
• Участие в различных конкурсах.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных воспитанниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале
3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Название раздела, темы. | Часы | ||||
Количество часов | Теория | Практика | ||||
I.Знакомство с оригами. | 3 | |||||
1 | Знакомство с оригами. Беседа по охране труда. | 1 | ||||
2 | Простые базовые фигуры оригами. | 1 | ||||
3 | Знакомство со знаками Акиры Йошизавы. | 1 | ||||
II.Веселая геометрия | 4 | |||||
4 | Обобщение знаний о геометрических фигурах | 1 | ||||
5 | Знакомство с новыми фигурами. | 1 | ||||
6 | Кто такой Архимед. | 1 | ||||
7 | Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. | 1 | ||||
III.Квадрат – основная форма оригами. | 4 | |||||
8 | Знакомство с понятием «базовая форма» | 1 | ||||
9 | Изготовление квадрата. | 1 | ||||
10 | Условные обозначения в оригами. | 1 | ||||
11 | Термины, принятые в оригами. | 0,5 | 0,5 | |||
IV.Базовая форма «Треугольник». | 5 | |||||
12 | Стилизованный цветок. | 1 | ||||
13 | Лисёнок и собачка. | 1 | ||||
14 | Яхта и пароход. | 1 | ||||
15 | Изготовление снежинок | 0,5 | 0,5 | |||
16 | Моделирование елочных игрушек | 0,5 | 0,5 | |||
V.Базовая форма «Воздушный змей». | 6 | |||||
17 | Кролик и щенок. | 0,5 | 0,5 | |||
18 | Курочка и петушок. | 0,5 | 0,5 | |||
19 | Утка. | 1 | ||||
20 | Сказочные птицы. | 1 | ||||
21 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 0,5 | 0,5 | |||
22 | Валентинки из оригами. | 1 | ||||
VI.Цветы к празднику 8 марта. | 2 | |||||
23 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | 0,5 | 0,5 | |||
24 | Подснежник. | 1 | ||||
VII. Базовая форма «Двойной треугольник». | 4 | |||||
25 | Рыбка и бабочка. | 0,5 | 0,5 | |||
26 | Головастик и жук. | 1 | ||||
27 | Лилия. | 1 | ||||
28 | Композиция «Водоём». | 1 | ||||
VIII.Базовая форма « Двойной квадрат». | 3 | |||||
29 | Жаба. | 0,5 | 0,5 | |||
30 | Стрекоза. | 0,5 | 0,5 | |||
31 | Композиция: « Островок в пруду». | 1 | ||||
IX.Базовая форма « Конверт». | 6 | |||||
32 | Игрушка «Ловец микробов». | 1 | ||||
33 | Пароход. | 1 | ||||
34 | Подводная лодка. | 1 | ||||
35 | Композиция « В море» | 1 | ||||
36 | Кровать. | 1 | ||||
37 | Солонка. | 1 | ||||
X. Впереди – лето! | 4 | |||||
38 | Рыбка в аквариуме. | 1 | ||||
39 | Парусный кораблик. | 1 | ||||
40 | Весёлое письмо. | 1 | ||||
41 | Тюльпаны. | 1 | ||||
XI.Базовая форма «воздушный змей». | 4 | |||||
42 | Гномик. | 1 | ||||
43 | Лебедь. | 1 | ||||
44 | Кленовый лист. | 1 | ||||
45 | Японские журавлики | 1 | ||||
XII.Подведение итогов. | 4 | |||||
46 | Оформление выставки. | 1 | ||||
47 | Конкурс « Самые умелые руки» | 1 | ||||
48 | Итоговое занятие « Чему научились за год» | 1 | ||||
Итого: | 48 | 11 | 37 |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Месяц | № занятия | Тема занятия | |
сентябрь | 1 | Знакомство с оригами. Беседа по охране труда. | |
2 | Простые базовые фигуры оригами. | ||
3 | Знакомство со знаками Акиры Йошизавы. | ||
4 | Обобщение знаний о геометрических фигурах | ||
5 | Знакомство с новыми фигурами. | ||
октябрь | 1 | Кто такой Архимед. | |
2 | Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. | ||
3 | Знакомство с понятием «базовая форма» | ||
4 | Изготовление квадрата. | ||
ноябрь | 1 | Условные обозначения в оригами. | |
2 | Термины, принятые в оригами. | ||
3 | Стилизованный цветок. | ||
4 | Лисёнок и собачка. | ||
декабрь | 1 | Яхта и пароход. | |
2 | Изготовление снежинок | ||
3 | Моделирование елочных игрушек | ||
4 | Кролик и щенок. | ||
5 | Курочка и петушок. | ||
январь | 1 | Утка. | |
2 | Сказочные птицы. | ||
3 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | ||
февраль | 1 | Валентинки из оригами. | |
2 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | ||
3 | Подснежник. | ||
4 | Рыбка и бабочка. | ||
март | 1 | Головастик и жук. | |
2 | Лилия. | ||
3 | Композиция «Водоём». | ||
4 | Жаба. | ||
5 | Стрекоза. | ||
апрель | 1 | Композиция: « Островок в пруду». | |
2 | Игрушка «Ловец микробов». | ||
3 | Пароход. | ||
4 | Подводная лодка. | ||
май | 1 | Композиция « В море» | |
2 | Кровать. | ||
3 | Солонка. | ||
4 | Рыбка в аквариуме. | ||
июнь | 1 | Парусный кораблик. | |
2 | Весёлое письмо. | ||
3 | Тюльпаны. | ||
4 | Гномик. | ||
июль | 1 | Лебедь. | |
2 | Кленовый лист. | ||
3 | Японские журавлики | ||
август | 1 | Выставка детских работ. | |
2 | Конкурс « Самые умелые руки» | ||
3 | Итоговое занятие « Чему научились за год» |
5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел I: Знакомство с оригами. (3ч)
Тема 1. Знакомство с оригами. (Теория) Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Беседа по охране труда. Входная диагностика.
Тема 2. Простые базовые фигуры оригами. (Практика)
Тема 3. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы. (Теория)
Раздел II: Веселая геометрия.(4ч)
Тема 4. Обобщение знаний о геометрических фигурах. (Теория)
Тема 5. Знакомство с новыми фигурами. (Теория)
Тема 6. Кто такой Архимед. (Теория)
Тема 7. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. (Практика)
Раздел III: Квадрат – основная фигура оригами. (4ч)
Тема 8. Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать воспитанникам понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм.
Тема 9. Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
Тема 10. Условные обозначения в оригами. (Теория) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.
Тема 11.Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек) (Теория и практика) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Знакомство с терминами.
Раздел IV: Базовая форма «Треугольник» (5ч)
Тема 12. Стилизованный цветок. (Практика) Научить складывать базовую форму « Треугольник».
Тема 13. Лисёнок и собачка. (Практика) Разметка сгибанием. Понятие о графических изображениях, их назначении. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.
Тема 14. Яхта и пароход. (Практика) Приёмы чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.
Тема 15. Изготовление снежинок. (Теория и практика) Беседа по теме «Что такое снег и лед» знакомство с инструкционными картами для складывания формы
снежинки, образцы изделий.
Тема 16. Моделирование ёлочных игрушек. (Теория и практика) Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.
Раздел V: Базовая форма «Воздушный змей» (6ч)
Тема 17. Кролик и щенок. ( Теория и практика) Знакомство с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.
Тема 18. Курочка и петушок. ( Теория и практика) Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Анализировать образец, пользоваться схемой.
Тема19. Утка. (Практика) Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.
Тема 20. Сказочные птицы. (Практика) Расширять словарный запас, чтение технологической карты. Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.
Тема 21. Композиция «Домашние птицы на лужайке». ( Теория и практика) Беседа о домашних птицах. Заготовка изделий и составление панно.
Тема 22. Валентинки из оригами. (Практика) Знакомство с
инструкционными картами. Практическая работа - оформление открыток
"сердечки".
Раздел VI: Цветы к празднику 8 марта. (2ч)
Тема 23. Бутоны роз. Композиция «Букет роз». (Теория и практика) Беседа по теме «История празднования дня 8 Марта». Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Тема 24. Подснежник. ( Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Раздел VII: Базовая форма « Двойной треугольник» (4ч)
Тема25. Рыбка и бабочка. ( Теория и практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Тема 26. Головастик и жук. (Практика) Отработать приёмы складывания модулей. Оформление изделий и украшение.
Тема 27. Лилия. (Практика) Изделие, складывающееся из одинаковых деталей модулей.
Тема 28. Композиция «Водоём». (Практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия в виде морского дна.
Раздел VIII: Базовая форма «Двойной квадрат» (3ч)
Тема 29. Жаба. ( Теория и практика) Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.
Тема 30. Стрекоза. ( Теория и практика) Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.
Тема 31.Композиция «Островок в пруду». ( Практика) Составить композицию. Работать группами. Сделать выставку.
Раздел IX: Базовая форма « Конверт» (6ч)
Тема 32. Игрушка «Ловец микробов». ( Практика) Приготовить базовую форму. Изготовление и раскрашивание игрушки.
Тема 33. Пароход. (Практика) Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение узорами на выбор.
Тема 34. Подводная лодка. ( Практика) Приготовить базовую форму. Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.
Тема 35. Композиция «В море». ( Практика) Используя приготовленные поделки составить композицию и подготовить к выставке.
Тема 34. Кровать. ( Практика) Приготовить базовую форму. Изготовление поделки.
Тема 35. Солонка. ( Практика) Приготовить базовую форму. Изготовление поделки.
Раздел X: Впереди – лето!» (4ч)
Тема 40. Рыбка в аквариуме. ( Практика). Изготовление поделки.
Тема 41. Парусный кораблик. (Практика) Приготовить базовую форму. Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.
Тема 42. Весёлое письмо. ( Практика) Складывание фигуры по диагонали, захватывая маленький треугольник, не используя базовые формы. Нарисовать смешную мордашку.
Тема43. Тюльпаны. ( Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Раздел XI: Базовая форма «воздушный змей». (4ч)
Тема 36. Гномик. ( Практика) Приготовить базовую форму. Изготовление поделки.
Тема 37. Лебедь. ( Практика) Приготовить базовую форму. Изготовление поделки.
Тема 38. Кленовый лист. ( Практика) Приготовить базовую форму. Изготовление кленовых листьев и приклеивание их к веточке без листьев.
Тема39. Японские журавлики. ( Практика) Работа с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов.
Раздел X: Подведение итогов. (3ч)
Тема 46. Оформление выставки. ( Практика) Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Тема 47Проведение конкурса «Самые умелые руки». ( Практика) Вручение грамот, призов.
Тема48.Итоговое занятие «Чему научились за год». (Практика) Подведение итогов работы за год.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебные и методические пособия:
Из списка литературы.
Наглядные пособия:
- Образцы схем и примеров базовых форм оригами.
- Образцы поделок.
- Картинки по лексическим темам «Транспорт», «Грибы», «Костюмы разных народов», «Цветы», «Головные уборы», «Рыбы», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Птицы».
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами.
- Учебные столы и стулья
- Белая бумага
- Простые карандаши
- Цветные карандаши
- Ластик
- Фломастеры
- Ножницы
- Клей ПВА
- Кисточки для клея
- Бумажные салфетки
- Цветная бумага
- Цветной картон
- Аудиозаписи
- Салфетки: бумажная, тканевая
- Рабочая клеёнка
Методические рекомендации по обучению в кружке «Волшебный мир оригами».
- Вначале обучения заготовку (лист бумаги квадратной формы) рекомендуется готовить воспитателю.
- В процессе отработки способов складывания бумаги дети самостоятельно из листа прямоугольной формы получают квадратную форму.
- Бумагу для поделок лучше использовать цветную, т.к. результат будет ярким и это доставит ребенку эмоциональное удовольствие.
- Бумага должна быть на слишком тонкой, чтобы не рваться при складывании.
- Показ изготовления поделки лучше производить на столе, собрав детей в кружок.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия, чтобы лишними движениями не запутать детей.
- Обучение складыванию поделки должно быть поэтапным: показ одного приема складывания - выполнение детьми, показ второго приема - выполнение детьми и т.д.
- Сразу необходимо детей приучать тщательно проглаживать линии сгибов изделия, от этого зависит результат.
- Совмещать элементы геометрических фигур (вершины, стороны) необходимо очень точно.
- После совместного изготовления игрушки, дети самостоятельно еще раз складывают изделие, тем самым закрепляя все этапы создания поделки.
- После изготовления игрушек дети дорабатывают их, что – то дорисовывают, что-то подклеивают.
- Обязательно нужно дать детям возможность насладиться результатами своего труда. Позволить им поиграть в сделанные своими руками игрушки.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». Москва, «Айрис Пресс», 2014г.
2.Васильева Л.С. Программа кружка оригами «Волшебный квадратик».
г. Саратов, 2012 г.
3.Кравченко Т.П. Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами». 2015 г.
4.Афонькина, Е. Ю., Афонькин С. Ю. Всё об оригами. Санкт-Петербург, Кристалл, 2013г.
5. Гурожапова З.Н. «Загадочный мир ОРИГАМИ». Санкт-Петербург, Нева, 2013г.
6. Под редакцией Ю.Шумакова «Учимся оригами». Издательство «Лицей», Ростов на Дону, 2015г.
7Богатеева 3.А. «Чудесные поделки из бумаги». Москва, «Просвещение», 2012 г.
8. Гарматин А. Оригами для начинающих. Ростов- на-Дону, Владис,2012.
9.Щеглова А.В. «Оригами. Самые красивые модели». Ростов - на-Дону, Владис, 2012.
10.«Дополнительное образование детей» www.vidod.edu.ru
Стационарное отделение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей ГУСО «Краснокаменский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доброта»
Забайкальского края
РЕЦЕНЗИЯ
на адаптированную программу дополнительного содержания «Волшебный мир оригами»
воспитателя стационарного отделения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей ГУСО «Краснокаменский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доброта»
Забайкальского края
Михнёвой Марины Анатольевны
Адаптированная программа дополнительного содержания «Волшебный мир оригами» (далее Программа) содержит все структурные компоненты согласно нормативным требованиям к программам дополнительного образования. Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей в возрасте от 7 до 18 лет. Срок реализации программы 1 год.
В Пояснительной записке раскрыта актуальность программы, новизна, отличительная особенность программы. Актуальность программы формулируется разработчиком как необходимость обогатить навыки общения воспитанников и приобрести умения осуществлять совместную работу в процессе освоения программы, что будет способствовать социализации детей путём приобщения их к полезной доступной деятельности.
Целью программы заявлено развитие мелкой моторики воспитанников в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц. Для достижения цели сформулированы обучающие, воспитательные и развивающие задачи, а также освещены принципы, условия и сроки реализации, режим занятий, возраст детей, методы и формы работы, ожидаемые результаты, способы определения результативности и формы проведения итогов реализации программы.
Учебно-тематический план разработан на год с учетом деления на теоретические и практические занятия. В целом содержание учебно-тематического плана предполагает постепенное усложнение учебного материала на каждом этапе обучения. Все обучение построено на принципах систематичности и последовательности, дифференцированного подхода и создании ситуации успеха. В программе представлен единый список литературы, кроме того в него входят и электронные источники.
Методическое обеспечение программы определяется перечнем учебных, наглядных и методических пособий, необходимым оборудованием и материалами, а также содержит методические рекомендации для воспитателя по обучению искусству оригами в кружке дополнительного содержания.
В приложении представлены диагностический инструментарий и экспресс-диагностики для определения уровня развития мелкой моторики детей.
Вывод: дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» может быть рекомендована для реализации в Учреждении и будет способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию детей в процессе овладения ими приемов техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Рецензент: Заместитель директора по УВР Е.В.Урюпина
« ____»___________20____г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Диагностическая карта уровня развития воспитанников кружка «Волшебный мир бумаги»
( конец года)
№ | Фамилия, имя ребѐнка | Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно изготавливать | Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца | Точность и аккуратность при выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами | Общее количество баллов | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 |
«нет» - 0 баллов
«да» - 1 балл
6 – 5 баллов – высокий
4 – 3 баллов – средний
2 – 0 баллов – низкий
Диагностическая карта уровня развития воспитанников кружка «Волшебный мир бумаги»
( начало года)
№ | Фамилия, имя ребѐнка | Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно изготавливать | Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца | Точность и аккуратность при выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами | Общее количество баллов | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 |
«нет» - 0 баллов
«да» - 1 балл
6 – 5 баллов – высокий
4 – 3 баллов – средний
2 – 0 баллов – низкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования "Волшебный мир бисера"
Опыт показывает, что овладеть искусством бисероплетения самостоятельно довольно трудно. Занятия по данной программе под руководством педагога призваны помочь детям успешно освоить этот вид рукод...
Программа дополнительного образования "Вошебный мир оригами"
Программа имеет художественно- эстетическую направленность....
Программа дополнительного образования " Волшебный клубок"
Программа дополнительного образования " Волшебный клубок"...
Программа дополнительного образования "Волшебное тесто"
Данная программа «Волшебное тесто» направлена на гармоническое развитие ребенка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста, физического с...
ПРОГРАММА дополнительного образования «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
ПРОГРАММА дополнительного образования «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОРИГАМИ»...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности«Волшебный мир оригами»5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся 1-4 классов с ОВЗ
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)....