Коммуникативная компетенция З.А.
методическая разработка (8 класс)

Лемдясова Зульфия Аснавиевна

Предварительный просмотр:

Коммуникативная компетенция

Включает

  • знание необходимых языков,
  • Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,
  • Владение различными социальными ролями в коллективе.

Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, резюме, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Коммуникативная компетенция формируется в рамках каждого изучаемого предмета

Ключевые компетенции и предметные области

Компетенции

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Учебные предметы, где данная компетенция является ведущей

1. Социальная

Сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, защита окружающей среды, здоровье)

Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.

Физическая культура, история, обществознание, экономика, технология

2. Коммуникативная

Сфера общения

Владение устным и письменным общением

Русский язык, татарский язык, иностранный язык, литература

3. Информационная

Сфера информации

Владение новыми технологиями; способностью оценивать информацию

Информатика

4. Учебно-познавательная

Сфера науки, искусства

Способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками

Физика, химия, биология, география, математика, искусство

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Исследователи, рассматривая компетентностный  подход, чаще всего говорят о профессиональном образовании, однако научиться приобретать знания,  научиться работать, т.е. быть самостоятельным, уметь себя оценивать,

   Коммуникативная компетенция.

   Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

   Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

   Коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);овладения нормами  языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся ; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. 
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. 

  Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.  
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. 
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом;
• сочинение-рассуждение; 
• редактирование текста; 
• различные виды диктантов; 
• интеллектуально-лингвистические упражнения; 
• работа с текстами-миниатюрами;  
• коммуникативные и игровые ситуации. 
   В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений М.Карима, И.Буракаева, Г.Хусаинова и других авторов.
 С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. 
Примерный план анализа текста любого типа речи: 
1. Выразительное чтение текста. 
2. Словарная работа. 
3. Тема текста. 
4. Идея текста. 
5. Тип текста.   

Стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность обучающийся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление  и учит мыслительной переработке материала. 
Приемы работы с
текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления обучающихся. 
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею. 
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к обучающимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие
нестандартные виды уроков, как уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников. 
В практике работы такой урок  состоит из следующих этапов: 
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; 
• планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий); 
• итоговая творческая работа. 
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: обучающиеся размышляют о средствах выражения собственных
 мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы. 
Языковой материал предъявляется обучающимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением. 
На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности. 
Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат. 
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания

Ключевой единицей курса  языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. 

Проект

«Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания»

Лемдясова Зульфия Аснавиевна

2011-12 учебный год

Класс   8 а, б (башкирский язык и литература)

1.Краткая характеристика класса:

  • количественный состав; 9 (4 мальчика и 5 девочек)
  • успеваемость 100%
  •  качество 75 %
  • СОУ 82%
  • Желание учиться  проявляется  у   половины группы (6 человек)
  • Степень подготовки к уроку: не все учащиеся готовы к уроку (Алиев Тимур, Мухаметшина Регина, Хусаинов Марат) и те же учащиеся не выполняют домашние задания.

Методика для изучения социализированности личности учащегося

(позволяет оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры учащегося)

(разработана профессором М. И. Рожковым)

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.

1.  Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2.  Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.  За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4.   Я умею прощать людей.

5.   Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.   Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.   Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.   Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9.   Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.  Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.  Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.  Мне нравится помогать другим.

13.  Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.  Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.  Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.   Переживаю неприятности других, как свои.

17.   Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.    Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.    Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 

1

5

9

13

17

 2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

социальный

автономность

активности

нравственность
Обработка полученных данных.
 Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех опенок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

2. Аналитическая

Предметные компетенции

Ф.И. ученика

социокуль-

турная

коммуника-

тивная

языковая

лингвисти -

ческая

1

Алиев Тимур

3,2

1,2

1,8

2,6

2.

Арсланов Альберт

2,2

2

1,8

3

3

Кунаккузина Лия

2,4

2

1,6

3,2

4

Мухаметшина Регина

2,8

3,6

2,4

2

5

Рахматуллина Роза

2,2

1,2

2,2

3

6

Сафиуллина Лиана

2,8

2,6

3

3,4

7

Худайгулов Нияз

3

2,4

2

3,4

8

Хусаинов Марат

2,2

1,2

1,6

2

9

Шарипова Луиза

3,6

2,8

3

3

Уровень

2,7

2,1

2,2

2,8

Метапредметные ключевые компетенции

      

Ф.И.  учащегося

 

                                                                                 Надпредметные (метапредметные)  ключевые компетенции

Коммуникативная

Ценностно -

смысловая

Социально-трудовая компетенция

Общекультурная компетенция

Личностная

Учебно-познавательная

Вывод

Критерии:

0-0,1 – отсутствует

0,2- 0,5 – низкий

0,6- 08 – средний

0,9-1 - высокий

Работа в группе

Подчинение

Целеустремленность

Толерантность

Умение вести себя в обществе

Умение видеть прекрассное

Сила и выносливость

Сила воли

Выдержка, упорство

Объем знаний

Работоспособность

Сообразительность

Наблюдательность

Критичность мышленияние

Планирование

Организованность

Контроль и анализ

Самостоятельность

Средний балл

Уровень самооценки

Алиев Тимур

0,7

0,9

0,6

0,8

0,8

1

1

1

0,8

0,6

0,6

0,7

0,5

0,7

0,5

0,5

0,6

1

0,7

Средний

Арсланов Альберт

0,5

0,9

1

0,8

0,8

1

1

1

0,9

0,8

0,8

0,9

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

1

0,8

Средний

Кунаккузина Лия

0,8

0,9

1

1

1

1

0,8

0,9

0,9

0,8

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,8

0,9

0,8

Средний

Мухаметшина Регина

0,6

0,6

0,8

1

0,5

0,8

0,7

0,5

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,7

0,5

0,5

0,5

Низ

кий

Рахматуллина Роза

   0,6

0,8

0,8

0,8

1

1

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

0,7

0,8

0,6

0,5

0,7

0,6

0,6

0,8

Средний

Сафиуллина Лиана

0,9

1

1

1

1

1

1

1

1

0,8

0,9

0,9

1

1

1

0,9

0,9

0,9

0,9

Высокий

Худайгулов Нияз

0,8

1

1

1

1

0,8

1

0,8

1

0,8

0,9

0,9

0,8

1

1

0,9

0,9

0,9

0,9

Высо

кий

Хусаинов Марат

0,5

0,8

0,5

0,5

0,5

0,7

0,7

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,2

0,3

0,3

0,4

Низ

кий

Шарипова Луиза

0,9

1

1

1

1

1

1

0,8

0,9

0,8

0,9

0,9

1

1

1

0,9

1

0,9

0,9

Высокий

итог

0,7

0,8

0,9

0,9

0,8

0,9

0,9

0,8

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

1

0,7

уровень

С

С

В

В

С

В

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

     У учащихся уровень творческих работ и  организационные надпредметные компетенции на низком уровне. Нужно тренировать умение писать свои тексты и выполнить эту сложную работу частями, поэтапно, затем готовиться к освоению сложного процесса написания сочинения, изложения.

Способности обучающихся

 

Ф.И.  учащегося

 

Открытые или развитые способности

Развитие способностей

Желание

Выводы

1

Алиев Тимур

национальное самосознание,

 мышление и владение родным языком

 чтение, письмо

 работать с литературой, принять решения, планировать

социокультурная

2

Арсланов Альберт

умение воспринимать тексты,рассуждать,состав-лять планы

память, грамматичес -

кие формы языка

развивать монологическую и творческую речь

коммуникативная

3

Кунаккузина Лия

развита речевая деятельность: говорение, понимание, чтение

 память, мышление,

грамматика

правильно употреблять слова и знать нормы языка

 

коммуникативная

4

Мухаметшина Регина

национальное  самосознание, мышление и владение родным языком

 чтение, письмо

освоить теоретическую и грамматическую  

социокультурная

5

Рахматуллина Роза

национальное самосознание, мышление и владение

родным языком

 чтение, письмо

развивать монологическую и творческую речь

социокультурная

6

Сафиуллина Лиана

развита речевая деятельность: говорение, понимание, чтение

 чтение, письмо

правильно употреблять слова и знать нормы языка

 

коммуникативная

7

Худайгулов Нияз

умение воспринимать тексты, рассуждать,

составлять планы

 чтение, письмо

правильно употреблять слова и знать нормы языка

 

коммуникативная

8

Хусаинов Марат

наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области

интерес к рисованию, проектам

освоить теоретическую и грамматическую  

лингвистическая

9

Шарипова Луиза

развита речевая деятельность: говорение, понимание, чтение

память, грамматичес -

кие формы языка

развивать монологическую и творческую речь

коммуникативная

 У экспериментируемой группы учащихся наиболее развиты способности к чтению. На среднем уровне развита память и способности грамматическим формам языка. Нужно развивать мышление на родном языке.

2. Аналитическая

Предметные компетенции

Ф.И. ученика

социокуль-

турная

коммуника-

тивная

языковая

лингвисти -

ческая

1

Алиев Тимур

3,2

1,2

1,8

2,6

2.

Арсланов Альберт

2,2

2

1,8

3

3

Кунаккузина Лия

2,4

2

1,6

3,2

4

Мухаметшина Регина

2,8

3,6

2,4

2

5

Рахматуллина Роза

2,2

1,2

2,2

3

6

Сафиуллина Лиана

2,8

2,6

3

3,4

7

Худайгулов Нияз

3

2,4

2

3,4

8

Хусаинов Марат

2,2

1,2

1,6

2

9

Шарипова Луиза

3,6

2,8

3

3

Уровень

2,7

2,1

2,2

2,8

Надпредметные компетенции

Ф.И. ученика

уровень творческих

работ

Организа

ционные

работа в группе

умение учиться

память

Решение

проблем

1

Алиев Тимур

2

1

3

2

3

2

2.

Арсланов Альберт

2

1

2

3

3

3

3

Кунаккузина Лия

2

2

3

2

2

2

4

Мухаметшина Регина

1

1

2

2

2

2

5

Рахматуллина Роза

1

2

2

2

2

2

6

Сафиуллина Лиана

2

2

3

3

3

3

7

Худайгулов Нияз

3

2

3

3

2

3

8

Хусаинов Марат

1

1

1

1

1

1

9

Шарипова Луиза

2

2

3

3

3

3

Уровень

1,8

1,6

2,4

2,3

2,3

2,3

Метапредметные ключевые компетенции

      

Ф.И.  учащегося

 

                                                                                 Надпредметные (метапредметные)  ключевые компетенции

Коммуникативная

Ценностно -

смысловая

Социально-трудовая компетенция

Общекультурная компетенция

Личностная

Учебно-познавательная

Вывод

Критерии:

0-0,1 – отсутствует

0,2- 0,5 – низкий

0,6- 08 – средний

0,9-1 - высокий

Работа в группе

Подчинение

Целеустремленность

Толерантность

Умение вести себя в обществе

Умение видеть прекрассное

Сила и выносливость

Сила воли

Выдержка, упорство

Объем знаний

Работоспособность

Сообразительность

Наблюдательность

Критичность мышленияние

Планирование

Организованность

Контроль и анализ

Самостоятельность

Средний балл

Уровень самооценки

Алиев Тимур

0,7

0,9

0,6

0,8

0,8

1

1

1

0,8

0,6

0,6

0,7

0,5

0,7

0,5

0,5

0,6

1

0,7

Средний

Арсланов Альберт

0,5

0,9

1

0,8

0,8

1

1

1

0,9

0,8

0,8

0,9

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

1

0,8

Средний

Кунаккузина Лия

0,8

0,9

1

1

1

1

0,8

0,9

0,9

0,8

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,8

0,9

0,8

Средний

Мухаметшина Регина

0,6

0,6

0,8

1

0,5

0,8

0,7

0,5

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,7

0,5

0,5

0,5

Низ

кий

Рахматуллина Роза

   0,6

0,8

0,8

0,8

1

1

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

0,7

0,8

0,6

0,5

0,7

0,6

0,6

0,8

Средний

Сафиуллина Лиана

0,9

1

1

1

1

1

1

1

1

0,8

0,9

0,9

1

1

1

0,9

0,9

0,9

0,9

Высокий

Худайгулов Нияз

0,8

1

1

1

1

0,8

1

0,8

1

0,8

0,9

0,9

0,8

1

1

0,9

0,9

0,9

0,9

Высо

кий

Хусаинов Марат

0,5

0,8

0,5

0,5

0,5

0,7

0,7

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,2

0,3

0,3

0,4

Низ

кий

Шарипова Луиза

0,9

1

1

1

1

1

1

0,8

0,9

0,8

0,9

0,9

1

1

1

0,9

1

0,9

0,9

Высокий

итог

0,7

0,8

0,9

0,9

0,8

0,9

0,9

0,8

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

1

0,7

уровень

С

С

В

В

С

В

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

     У учащихся уровень творческих работ и  организационные надпредметные компетенции на низком уровне. Нужно тренировать умение писать свои тексты и выполнить эту сложную работу частями, поэтапно, тем готовиться к освоению сложного процесса написания сочинения, изложения.

3.Технологическая

Цель: развитие языковой, коммуникативной, лингвистической и соцкультурной компетенции, а также языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка.

Задачи: формировать у учеников творческое восприятие литературы и повышать читательскую культуру;

формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных  объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (аудио и видеозапись).

Маршрут  формирования компетенций на уроках башкирского языка и литературы

Компетенция  

Технология

Формы

Методы

Предполагаемый

результат

1

Коммуникативная

информационно-

коммуникативная

групповые, индивидуальные

наглядный

практический

Свободно владеть родным языком

2

Лингвистическая

 

информационно-

коммуникативная

индивидуальные

групповые

проблемно-поисковый

индуктивный

дедуктивный

Умение составлять собственные тексты (устные и письменные), к  заданной речевой ситуации

           В данном этапе нужно развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции, чтобы получить предполагаемый результат. Для этого важны умения и навыки употребления   тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации;  развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

        

       

4.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Вопросами формирования общеучебных умений и навыков учащихся школа занимается с 2012года.  За это время наработан опыт сравнения упомянутых выше умений и действий и просмотрены  возможности взаимосвязи  с  формированием  компетенций в образовательной деятельности.

Таблица № 2 Реализация компетентностного подхода.

В образовательный процесс внедряются различные методики обучения и воспитания: от разноуровневых заданий до учебно-исследовательской деятельности. Их выбор осуществляется в совместной деятельности учителя и учащегося с учётом склонностей, интересов и образовательных целей школьников.

1.Выше было отмечено, что компетенции формируются на учебном занятии деятельностного типа (схема № 1). Через деятельность учащийся получает навыки применения знаний при решении проблемных ситуаций .Через деятельность учащийся может сказать «могу», вместо «знаю».


Таблица №1. Структура учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе

Согласно государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, на учебных занятиях целесообразнее формировать компетенции по четырём уровням (схема № 1).


Таблица №3. Четыре уровня компетенций (аналитическая)

Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности .

Целью проектной деятельности является  понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). По доминирующему методу проекты делятся на: исследовательские, информационные, игровые, творческие, практические. Опытом реализации игрового (творческого) проекта является театрализованное представление «Урал батыр», «В гостях у сказки», «Цвети мой, Башкортостан!» и т.д..

Информационный проект – реферат по  башкирской литературе «Выдающиеся писатели или поэты», «Семь чудес Башкортостана».

Методические находки: Принцип реализации компетентностного подхода предъявляет к отбору и предъявлению содержания обучения такие  требования , которые  позволят представить его   в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование разных видов компетенций:  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой. Филологическое образование способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей, работает с такими  категориями, как личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность и др.

Преподавание художественного цикла постоянно координируется с предметом Литература (в начальной школе – Литературное чтение). Литература формально не принадлежит к образовательной области Искусство, но является искусством слова и присущими ей средствами решает те же содержательные и формальные задачи, что и другие искусства. В определенных отношениях литература – важнейшее из искусств, она могла бы стать стержнем всего художественного (гуманитарно-художественного) цикла. Общим задачам художественного образования отвечает преподавание литературы именно как искусства слова, когда освоение мировой литературы опирается на практическое литературно-художественное творчество детей.. Ближайшим резервом художественного образования являются: информатика, в рамках которой освоение информационных технологий может служить средством создания живописных, графических и музыкальных образов. Использование компетентностного подхода позволяет, по мнению специалистов, ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Суть этого подхода в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить».

Как разработать урок, в котором будут учитываться и внешне задаваемые требования, и внутренне необходимые условия? Что представляет урок в компетентностном образовании? Какие продукты может создавать ученик на компетентностном уроке и как их оценивать? 

   Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи ». Сформулировать цель деятельности – трудная задача для многих взрослых людей, а для учащегося тем более. Поэтому можно сформулировать цель и сначала написать ее карандашом, а затем (в процессе работы) вернуться и откорректировать ее, написав окончательный вариант. Ещё один принцип компетентностного подхода - диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?»  Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений. 

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:

1.     Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

·         теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

·         практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

·         воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

2.     Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

3.     Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:

Исследовательский метод и вид деятельности;

Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

Многообразие подходов и точек зрения;

Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.

Уроки (разработки)

Тема: Баязит Бикбай .’’Туған тел’’ шиғырында  телгә мөнәсәбәте.

Маҡсат:1) шағирҙың биографияһына байҡау яһау; видеороликтар ҡарау; шиғырҙың йөкмәткеһен үҙләштереү; туған телебеҙ хаҡында фекер алышыу; кроссворд сисеү;

2)тасуири  уҡыу телмәрен камиллаштырыу,

3) Тыуған илгә ,туған телгә һөйөү тойғоһо тәрбиәләү.

Йыһазландырыу: Б.Бикбайҙың портреты ,уның тормош юлын сағылдырған  плакат,электрон дәреслек ,кроссворд

 Дәрес барышы.

Ойоштороу мәле.

Сәләмләү.

Инеш.

Дәрестең маҡсатын әйтеү.

Дәрестең темаһын асыҡлау өсөн таҡталағы кроссвордты сисеү.

1.Башҡортостандың төп халҡы .(Башҡорттар)

2.Теле юҡтың -…юҡ(иле).

3.Ерҙә …һөйәгенән убалар үҫкән…(кеше)

4.Шағирҙың исеме .(Баязит)

5.Боронғоларҙан ҡалған …(аманат)

6.Эш һуңында йәки дәрес аҙағында нимә яһала?(йомғаҡ)

Уҡыусылар уҡый һәм асыҡлай.

Билдәле булыуынса ,Баязит Бикбай 1909йыдың  10ғиуарында Ырымбур губернаһында Бөрйән волосы Ҡалта ауылында (Көйөргәҙе районы) Ғаяз Шәрәфетдин улы Бикбаев ғаиләһендә тыуған.          

-Шулай итеп ,беҙ бөгөн Баязит Ғаяз улы Бикбаев тураһында дәресебеҙҙе башлайыҡ.

3Төп өлөш.

1)шағирҙың  биографияһына байҡау яһау(электрон дәреслектән)

2.Видеороликтар  ҡарау.

Үҙенен  яҙыусы  булып   китеүе  хаҡында ;  халыҡ  йырҙарын,   әкиәттәрҙе,  тапҡыр   һүҙзәрҙе   күп    белгән.

 Әсәйем  дә  минең  хыялымды   байытыуға   ҙур  ярҙам  иткәндер,-тип  яҙа   Баязит   Бикбай.

3.Баязит   Бикбайҙың  тормош   юлын  сағылдырған  плакатты  ҡарау.

4.Ҡырҡ  йылыҡ   ижади  ғүмерендә  Баязит  Бикбай  утыҙға  яҡын  китап  баҫтырып   сығара.Ул  поэзия  проза, публицистика  өлкәһендә  ижад  итә.

1937 йылдан   алып драматургия жанрында ла күп эшләй.1938 йылда Башҡорт академия дама театрында уның “Ҡарлуғас”тигән музыкаль драмаһы ҡуйыла 1938-1939 йылдарҙа Баязит Бикбай ҡәләмдәш дуҫы шағир Ғ. Сәләм  менән бергәләп “Салауат”  драмаһын  яҙа.  Бөйөк  Ватан  һуғышы  йылдарында “Ҡаһым  түрә” тигән   тарихи   драмаһын   ижад   итә. Унда  1812  йылғы  Ватан  һуғышында  башҡорт  яугирҙарының  француздарға  ҡаршы  көрәше һәм ҡаһарманлыгы  һүрәтләнә.  

   Яҙыусының  “Тере  шишмәләр”, ”Аҡсәскә” повестары  , романы,''Коҙаса'',

Шәүрә,”Замандаштар” опералары өсөн яҙған либреттолары, күп һанлы поэмалары һәм шиғырҙары уҡыусыларҙа һәм тамашасыларҙа ҙур ҡыҙыҡһыныу уятты.

5.Б.Бикбай ижадыныу бер үрнәге менән танышып үтәйек. Ул башкорт милләтенең язмышы,киләсәге хаҡында борсолоп та,ҡыуанып та яҙған ’’Туған тел” шиғыры һеҙҙең алда.

1) Бикбай ”Туған тел” шиғырын  тасури уҡыу;

шиғыр өҫтөндә эшләү: ул ниндәй шиғыр күңелемме,моңһоумы,йәнлеме әллә уйға һаламы?

-шиғырҙың  ҡайһы  юлдарында

а)хистәр  буталышы:
б)йәки  баш
ҡа  торошто  белдерә?
-был юлдар
ҙы (шиғырҙы) яҙған   саҡта  шағир  ниндәй  хистәр кисергән  тип  уйлайһығыҙ?
Уның  кәйефе  нисек  булған?
-һе
ҙҙеңсә,шағир нимә  тураһында уйланған,хәтерләгән?
-айырыуса ниндәй юлдар хәтер
ҙә ҡалды?
-
ҡайһы юлдар образлыраҡ тойолдо?
-
ҡайғы рифмалар ғәҙәти булғанса яңы , таң ҡалдырырлыҡ  булып күренде?
-төп фекер
ҙе сағылдырған строфаны табып,дәфтәргә яҙығыҙ
2)тел-ниндәй
ҙә булһа милләтең төп билдәһе.

Бигерәк тә һеҙҙең йәштәге уҡыусылар быны аңлаһын,белемле булһын, тыуған илен,ерен, телен һаҡларға һәм яҡларға һәр саҡ әҙер торһа,халҡыбыҙ йәшәйәсәк.

-Ә хәҙер,туған телебеҙ турағында фекер алышайыҡ.

Тел тураһында күренекле  кешеләрҙең әйткән һүҙҙәрен йәки шиғырҙарын беләһегеҙ?

(Алдан өй эше итеп бирелә.Уҡыусылар әҙерләп килгән материалдарын (плакаттар) элә баралар.Мәғәнәләрен аңлаталар.)

Туған телебеҙҙе данлап ,туған телебеҙгә һоҡланып ,сәсәндәр генә түгел ,төрлө быуын шағирҙары шиғырҙар ижад иткән.Әйҙәгеҙҫкә төшөрөп үтәйек.

Моң шишмәһе һандуғастай йырсы ла һин ,

Һығылма бил тал-сыбыҡтай нәфис тә һин ,

Аллы-гөллө гөл сәскәләй наҙлы ла һин,

Эй илһамлы,эй хөрмәтле башҡорт теле.

(Был кемдең шиғыры?) ( З.Биишева.)

Илен һөймәҫ кенә телен һөймәҫ,

Иле юҡтың ғына теле юҡ!  (Рәми Ғарипов)

(Был кемдәрҙең шиғыры?)

3)Әсә теле аша халҡыңдың рухи хазинаһына эйә булаһың,уның тарихын, әҙәбиәтен беләһең.

Туған телде яратыу -әсәйҙе яратыу ул.Быйыл Рәсәйҙә ғаилә йылы тип иғлан ителде.

4.Йомғаҡ яһау. Баһалар ҡуйыу.

Бөгөнгө дәрестә шағир ижадынан яҡшы үрнәк алайыҡ һәм телде яратайыҡ,өйрәнәйек. Телебеҙ үлмәй икән-халыҡ та үлмәй.

Кешене башҡортса һөйләшергә өйрәтеп кенә уны башҡорт итеп булмай. Телдең нескәлеген ,матурлығын күрәйек һәм тояйыҡ.

Һүҙемде Б.Бикбайҙың шиғри юлдары менән тамамламаҡсымын.

Диңгеҙҙән бары бер тамсы

Дауыл ҡупмай туҫтаҡ эсендә

Юғарыға ҡарап үрнәк ал һин,

Түбәндәргә ҡарап ғибрәт ал !

5.Өй эше  “Туған телем –иркә гөлөм” тигән  темаға  инша яҙырға .


5. Диагностическая

Диагностика уровня развития языковой и коммуникативной компетенций учащихся


При организации такой работы нужно определить круг умений и навыков, которые следует формировать и развивать у учащихся. 
-
Во-первых, это умение фиксировать внимание на особенностях звучащего слова. 

-Во-вторых, важно научить детей анализировать свою речь с позиций правильности-неправильности и оценки дикции.

-В-третьих, уметь давать аргументированную оценку речи других носителей языка. 

-В-четвёртых, нужно учить читать и говорить правильно, подражая  звучащему образцу.
-
В-пятых, вырабатывать умение внятно и отчетливо произносить звуки и слова, соблюдать нормальный темп произнесения.

-В-шестых, обучать правильному и рациональному пользованию орфоэпическим и другими словарями и справочниками.

Проводя орфоэпическую работу с учащимися, нельзя назвать какой-либо один, универсальный вид упражнений, обеспечивающий эффективное усвоение той или иной нормы. Многое определяется конкретными условиями конкретного класса, речевым окружением школьников.

Упражнения должны проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса башкирского  языка.

Часто использую такое упражнение: готовлю наборы карточек по орфоэпии для каждого класса. Дети записывают слова с рекомендованным ударением или особенностями произношения, дома заучивают, а в классе получают для ответа ту же самую карточку, но уже не обучающую, а контролирующую. Спрашиваю по этим карточкам часто, чтобы все ученики имели возможность потренироваться в правильном произношении.

6.Анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению компетентностного подхода в обучение башкирскому языку

Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода была проведена в 9 а,б  классе средней школы с. Новая Отрадовка.

Для эксперимента был взят общеобразовательный класс, со средней успеваемостью. Больше половины детей учится по башкирскому языку на «4» и «5».

На начальном этапе был проведен тест (см. Приложение 1), который помог нам сформировать представление об уровне развития компетенций в этом классе. Тест представлял собой работу из двадцати заданий, на  которых предлагались варианты ответа. Учащимся необходимо было выбрать  только правильный ответ, но и написать  в самом бланке, в котором против номера суждения     поставить оценки.

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех опенок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 

 В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

  • Ключевые или межпредметные компетенции;
  • Общепредметные;
  • Предметные компетенции.

 

Ключевые

(матапредметные)

Самые общие понятия

 

Общепредметные

касающиеся нескольких предметов

 

Предметные

       касающиеся одного предмета

       

        Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании башкирского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

       В известном варианте государственного стандарта  определены три задачи школьного курса башкирского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

 

Языковая компетенция

        Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями

      Приведу несколько интересных, на мой взгляд, упражнений, используемых при закреплении и обобщении знаний, умений, навыков учащихся по теме «Лексика». Это упражнения с одним словом «дуҫ».

Определите, сколько значений у слова дуҫ 

     Найдите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову дуҫ.

Запишите их в таблицу.

                                

Составьте словосочетания с синонимами слова дуҫ.

Запишите в таблицу родственные слова.

  

Родственные                                                Антонимические

   связи:                           дуҫ                        связи:

 друг                                                                неприятель

дружок                                                           недруг

дружить

дружный

дружно                        Синонимические

                                             связи:

                                           товарищ

                                           приятель

 

В каких предложениях вы употребите слово друг, дружок? Почему?

 

Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное представление о слове (его родо - видовых связях) и формируются навыки и умения употребления в речи.

  В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе.

2.     Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?

3.     На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4.     Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

5.     Найдите эпитеты. Раскройте их значение.

Лингвистическая компетенция

 

        Следующий тип компетенций – лингвистическая. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.

       Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки.

      Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентностным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

      Именно поэтому в обучении башкирскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная.

 

Коммуникативная компетенция.

       В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

     Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

     Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во –первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во – вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, - цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д.

     Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, гре говорим, и, наконец, с какой целью.

     Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

     Некоторые авторы выделяют культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, которая обеспечивает формирование башкирской языковой картины мира, овладение башкирским речевым этикетом, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре.

    Формирование все выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы. В силу особой связи литературы с жизнью общества на  первый план здесь, помимо других, выдвигается социокультурная компетенция.

                                    

Социокультурная компетенция.

 

     Приобретение  социокультурной компетенции – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления  и их смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли.

    Вхождение учащихся в русский мир и приобретение социокультурной компетенции, образование русской языковой картины мира – это также постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета.

    Процесс формирования социокультурной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии а национально – культурным компонентом семантики; знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа; осознание смысла текста.

           Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании башкирского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.

Ожидаемые результаты

В результате реализации концепции при обучении литературе ученик должен

уметь

·  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию;

·  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

·  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты);

·  компетентно читать научную, публицистическую литературу;

·  рассуждать по проблематике произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, давать оценку поступкам героев, явлениям, событиям;

·  владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог); писать размышления по жизненно значимым темам и проблемам;

·  формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым произведениям;

·  владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;

·  владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями,  Интернет;

·  самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для успешной социализации  для:

·  самостоятельного поиска, обработки, систематизации и использования необходимой информации в разных источниках, в том числе в сети Интернета;

·  создания собственного связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом условий и целей коммуникации и в соответствии с нормами русского литературного языка ;

·  личного участия в диалоге или дискуссии по различной проблематике;

·  эффективного взаимодействия в творческой группе, временном коллективе;

·  самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

·  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

·  участия в самостоятельных творческих проектах

Для оценки результатов используются следующие критерии:

1.Позитивное изменение личностных характеристик учащихся

2.Сформированность ключевых компетенций (на основе диагностик в виде специально разработанных заданий, тестовых проверок  и пр.)

3.Занятость учащихся в исследовательской работе, творческих конкурсах, олимпиадах,  

4.Участие в подготовке и реализации творческих учебных проектов

5.Участие учащихся в творческой работе школы, в самостоятельных творческих проектах (составление сценариев классных и школьных вечеров и их проведение, выступления в качестве конферансье, участников, издание газ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективны...

Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Коммуникативная компетенция и её компоненты. Уровни коммуникативной компетенции.

Основная цель обучения иностранному языку -это развитие коммуникативной компетенции....

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...