«Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей».
статья

Ермошина Ольга Ивановна

Изменения в социальной, культурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности системы дополнительного образования детей. В качестве основного фактора обновления сегодня выступает личность педагога. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.

В соответствии с Программой развития целью деятельности МОУ ДОД «Центр детского творчества» города Кирсанова является создание единого образовательно-воспитательного пространства, способствующего развитию творческой индивидуальности ребенка. В решении поставленной цели ключевую позицию занимает педагог. От его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит повышение уровня учебно-образовательного процесса. Помочь педагогу в подготовке педагогических материалов и организации инновационной работы - призвана методическая служба учреждения дополнительного образования. Сущность методической деятельности в нашем Центре определяется следующими направлениями:

- организационно-педагогическое (работа с педагогическим коллективом и с каждым

   педагогом в отдельности);

-собственно методическая деятельность (подготовка, переподготовка и повышение

  квалификации кадров;

- методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса (повышение знаний,

  изучение и использование педагогических технологий, повышение уровня педагогического

  мастерства);

- диагностико – аналитическая деятельность.

Вся методическая деятельность нашего учреждения ежегодно строится на основе проблем, запросов и потребностей педагогических кадров, выявленных при анализе, изучении и прогнозировании образовательной деятельности педагогического коллектива и реализуется через ряд соответствующих форм:

- педагогический совет;

- работа над единой методической темой;

- семинары п.д.о.;

- методическое объединение;

- открытые занятия и мастер-классы;

- целевые взаимные посещения занятий с последующим анализом;

- творческие отчеты;

 - скорая методическая помощь;

- мониторинг результативности педагогического процесса.

Среди такого многообразия форм мне бы хотелось остановиться поподробнее на работе по единой методической теме, в процессе которой вырабатываются, совершенствуются и обобщаются единые требования, принципы, критерии, единые стратегия и тактика действий. Работа в таком режиме позволяет совершенствовать свой профессионализм педагогам с разным уровнем квалификации, образования и опыта работы.

В начале учебного года проводится семинар на тему:»Введение в методическую тему», где обсуждается и утверждается план коллективной работы над темой, затем каждый педагог составляет свой личный план самообразования по этой проблеме. Выбор методической темы педагогического коллектива происходит результате определения проблемы образовательной деятельности, выявленной в ходе текущего и итогового контроля. В начале этого учебного года единой методической темой Центра является «Развитие детской одаренности малого города средствами дополнительного образования».

Хорошей школой для развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования служат и методические объединения педагогов, которые проводятся 4-5 раз в год, важной составной частью которых является практический показ опыта работы на открытых занятиях с последующим коллективным анализом с позиций современных требований к к учебному процессу с должным теоретическим обоснованием. Так же на заседаниях МО педагоги знакомятся с результатами новейших исследований, заслушиваются доклады и сообщения о результатах деятельности по единой методической теме.

Например, в прошлом 2008-2009 учебном году были проведены методические объединения по темам: « Педагогический проект в образовательной деятельности в УДОД» и «Формирование ключевых компетентностей обучающихся как фактор и результат качества дополнительного образования детей». Опыт каждого педагога принимающего участие в методических объединениях учреждения, заслуживает особого внимания, обобщается и демонстрируется на муниципальном, зональном и областном уровнях. Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он сам осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, инициативности и творчества.

Инновационной  формой методической деятельности в повышении профессиональной компетентности педагога можно считать и смотры-конкурсы педагогического мастерства «Сердце отдаю детям». Каждый педагог, участвующий в конкурсе, растет в ходе конкуренции с другими, черпая что-то новое для себя из опыта других.  

Наиболее действенным механизмом управления качеством образования в ЦДТ города Кирсанова, по нашему мнению, является педагогический мониторинг, который рассматривается нами как средство управления деятельностью Центра, позволяющее отслеживать качество образования, осуществлять анализ результативности и эффективности деятельности, корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения и как повышение профессионализма кадрового потенциала.

Определение результатов образовательного процесса является необходимым компонентом деятельности каждого педагога.

Разрабатывая Программу развития учреждения на ближайшие годы, коллектив определил первостепенные задачи повышения качества дополнительного образования детей через совершенствование системы управления качеством образования, У нас накоплен позитивный опыт по организации педагогического диагностирования образовательного процесса, Практикуется начальная, промежуточная и итоговая диагностика динамики уровня ЗУН. Полученные результаты используются для дифференциации учебно-воспитательного процесса, конкретизации учебных планов и образовательных программ. Информация, собранная в процессе диагностических исследований, является основанием для объективного анализа, выявления слабых и сильных сторон образовательной деятельности, принятия управленческих решений, корректировки планов, программ, организации методической работы, курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров, прогнозирования развития учреждения.

Мониторинг кадрового потенциала проводился в Центре детского творчества по следующим параметрам:

- уровень образования педагогов;

- профессионализм и творческие достижения;

- уровень квалификации.

Вся система контроля и оценивания результатов труда направлена на стимулирование творчества педагога и выработку потребности в самообразовании и саморазвитии. Правильно проведенная оценка _ это сильно мотивирующий фактор, и она становится более объективной, когда дается всеми субъектами: самим педагогом (диагностическая карта), его коллегами, воспитанниками и администрацией, Таблица результативности деятельности педагога заполняется в течение года (приложение №1).

Оценки профессиональной деятельности позволяют педагогу реально представлять результаты своего труда и их место в коллективе, иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию, профессиональному росту. Эта технология позволяет администрации Центра осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов, совершенствовать систему стимулирования, организовать процесс повышения квалификации педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profkompetentsiii.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

О.И. Ермошина, методист

                                                                                                           Центр детского творчества

                                                                                                           г. Кирсанов.

                                                                                                                   

«Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей».

Изменения в социальной, культурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности системы дополнительного образования детей. В качестве основного фактора обновления сегодня выступает личность педагога. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.

В соответствии с Программой развития целью деятельности МОУ ДОД «Центр детского творчества» города Кирсанова является создание единого образовательно-воспитательного пространства, способствующего развитию творческой индивидуальности ребенка. В решении поставленной цели ключевую позицию занимает педагог. От его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит повышение уровня учебно-образовательного процесса. Помочь педагогу в подготовке педагогических материалов и организации инновационной работы - призвана методическая служба учреждения дополнительного образования. Сущность методической деятельности в нашем Центре определяется следующими направлениями:

- организационно-педагогическое (работа с педагогическим коллективом и с каждым

   педагогом в отдельности);

-собственно методическая деятельность (подготовка, переподготовка и повышение

  квалификации кадров;

- методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса (повышение знаний,

  изучение и использование педагогических технологий, повышение уровня педагогического

  мастерства);

- диагностико – аналитическая деятельность.

Вся методическая деятельность нашего учреждения ежегодно строится на основе проблем, запросов и потребностей педагогических кадров, выявленных при анализе, изучении и прогнозировании образовательной деятельности педагогического коллектива и реализуется через ряд соответствующих форм:

- педагогический совет;

- работа над единой методической темой;

- семинары п.д.о.;

- методическое объединение;

- открытые занятия и мастер-классы;

- целевые взаимные посещения занятий с последующим анализом;

- творческие отчеты;

 - скорая методическая помощь;

- мониторинг результативности педагогического процесса.

Среди такого многообразия форм мне бы хотелось остановиться поподробнее на работе по единой методической теме, в процессе которой вырабатываются, совершенствуются и обобщаются единые требования, принципы, критерии, единые стратегия и тактика действий. Работа в таком режиме позволяет совершенствовать свой профессионализм педагогам с разным уровнем квалификации, образования и опыта работы.

В начале учебного года проводится семинар на тему:»Введение в методическую тему», где обсуждается и утверждается план коллективной работы над темой, затем каждый педагог составляет свой личный план самообразования по этой проблеме. Выбор методической темы педагогического коллектива происходит результате определения проблемы образовательной деятельности, выявленной в ходе текущего и итогового контроля. В начале этого учебного года единой методической темой Центра является «Развитие детской одаренности малого города средствами дополнительного образования».

Хорошей школой для развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования служат и методические объединения педагогов, которые проводятся 4-5 раз в год, важной составной частью которых является практический показ опыта работы на открытых занятиях с последующим коллективным анализом с позиций современных требований к к учебному процессу с должным теоретическим обоснованием. Так же на заседаниях МО педагоги знакомятся с результатами новейших исследований, заслушиваются доклады и сообщения о результатах деятельности по единой методической теме.

Например, в прошлом 2008-2009 учебном году были проведены методические объединения по темам: « Педагогический проект в образовательной деятельности в УДОД» и «Формирование ключевых компетентностей обучающихся как фактор и результат качества дополнительного образования детей». Опыт каждого педагога принимающего участие в методических объединениях учреждения, заслуживает особого внимания, обобщается и демонстрируется на муниципальном, зональном и областном уровнях. Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он сам осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, инициативности и творчества.

Инновационной  формой методической деятельности в повышении профессиональной компетентности педагога можно считать и смотры-конкурсы педагогического мастерства «Сердце отдаю детям». Каждый педагог, участвующий в конкурсе, растет в ходе конкуренции с другими, черпая что-то новое для себя из опыта других.  

Наиболее действенным механизмом управления качеством образования в ЦДТ города Кирсанова, по нашему мнению, является педагогический мониторинг, который рассматривается нами как средство управления деятельностью Центра, позволяющее отслеживать качество образования, осуществлять анализ результативности и эффективности деятельности, корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения и как повышение профессионализма кадрового потенциала.

Определение результатов образовательного процесса является необходимым компонентом деятельности каждого педагога.

Разрабатывая Программу развития учреждения на ближайшие годы, коллектив определил первостепенные задачи повышения качества дополнительного образования детей через совершенствование системы управления качеством образования, У нас накоплен позитивный опыт по организации педагогического диагностирования образовательного процесса, Практикуется начальная, промежуточная и итоговая диагностика динамики уровня ЗУН. Полученные результаты используются для дифференциации учебно-воспитательного процесса, конкретизации учебных планов и образовательных программ. Информация, собранная в процессе диагностических исследований, является основанием для объективного анализа, выявления слабых и сильных сторон образовательной деятельности, принятия управленческих решений, корректировки планов, программ, организации методической работы, курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров, прогнозирования развития учреждения.

Мониторинг кадрового потенциала проводился в Центре детского творчества по следующим параметрам:

- уровень образования педагогов;

- профессионализм и творческие достижения;

- уровень квалификации.

Вся система контроля и оценивания результатов труда направлена на стимулирование творчества педагога и выработку потребности в самообразовании и саморазвитии. Правильно проведенная оценка _ это сильно мотивирующий фактор, и она становится более объективной, когда дается всеми субъектами: самим педагогом (диагностическая карта), его коллегами, воспитанниками и администрацией, Таблица результативности деятельности педагога заполняется в течение года (приложение №1).

Оценки профессиональной деятельности позволяют педагогу реально представлять результаты своего труда и их место в коллективе, иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию, профессиональному росту. Эта технология позволяет администрации Центра осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов, совершенствовать систему стимулирования, организовать процесс повышения квалификации педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования

В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем  учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

Использование педагогических технологий, как фактор повышения качества дополнительного образования

В  связи с новыми подходами к  образованию  детей  осуществляется переход от традиционных технологий к развивающему обучению. Это связано, прежде всего, с потребностью общества в л...

Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.

Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников  к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...