Рабочая программа по учебному предмету Ритмика
рабочая программа

Коломеец Елена Юрьевна

Программа учебного предмета "Ритмика" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств". Целевая направленность учебного предмета "Ритмика"- приобщение детей к музыкальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ritmika.docx67.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

Кайдаковской ДШИ

Вяземского района

Смоленской области

________ Е.Н.Федорова

«____»_______ 2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

РИТМИКА

Срок обучения:

3 года

Смоленская область

Вяземский район

д. Кайдаково

2017г.

ОДОБРЕНО                                                            ПРИНЯТО

Методическим советом МБУДО                          Педагогическим советом МБУДО

Кайдаковской ДШИ                                               Кайдаковской ДШИ

Вяземского района                                                 Вяземского района

Смоленской области                                              Смоленской области

Протокол № _____                                                  Протокол № ______

от «____» ______2017г.                                          от «____» ______2017г.

Организация-разработчик: МБУДО Кайдаковская ДШИ Вяземского района Смоленской области

Разработчики: преподаватели МБУДО Кайдаковской детской школы искусств Вяземского района Смоленской области

Винокурова Людмила Павловна

Коломеец Елена Юрьевна

Штатная Людмила Станиславовна

Рецензенты:

Федорова Е.Н., директор высшей категории МБУДО Кайдаковской ДШИ Вяземского района Смоленской области

Новичкова Е.А., директор высшей категории МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

  •  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  •  Срок реализации учебного предмета
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета
  •  Сведения о затратах учебного времени
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цель и задачи учебного предмета
  • Структура программы учебного предмета
  • Методы обучения
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

  • Учебно-тематический план
  • Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

  • Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                 

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

  • Методическая литература
  • Учебная литература

     

                                                         

                                  I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ритмика»  разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Учебный предмет «Ритмика» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства. Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живем во времена,  когда ребенок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – все это приводит к недостатку двигательной активности ребенка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело», находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья обучающихся.

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно- творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Целевая направленность учебного предмета «Ритмика» - приобщение детей к  музыкальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенства.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, так как предусматривает тесное взаимодействие музыки, хореографии.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект.

Учебный предмет «Ритмика» имеет практико-ориентированную направленность; занятия проводятся в игровой форме, основаны на активной деятельности детей.

Специфика учебного предмета «Ритмика»  определяет разнообразие  содержания и формы занятий: урок-путешествие, урок-концерт, урок-праздник, урок-сказка, урок-состязание и др. Наиболее эффективной формой урока является урок-игра, который позволяет максимально активизировать внимание детей.

Рекомендуемые формы и методы работы на уроке - рассказ, беседа, «живое» музыкальное исполнение,  прослушивание и просмотр видеоматериалов и репродукций, музыкально-дидактические игры, викторины, ребусы, рисование музыкальных впечатлений, этюды на музыкальный образ в пластике, в жесте, в звуке, театрализация песни или инструментального произведения.

Срок реализации учебного предмета

 Срок реализации учебного  предмета  «Ритмика»  для детей, поступивших в образовательную организацию в возрасте 6-9 лет, составляет 3 года.

                                                     

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет 34часа максимальной учебной нагрузки. Продолжительность учебных занятий в году – 34 недели.

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й год

    2-й год

  3-й год

Итого часов

Количество недель

34

34

34

102

Аудиторная(в часах)

34

34

34

102

Самостоятельная (в часах)

17

17

17

51

Максимальная учебная нагрузка

51

51

51

153

Обоснованием объема учебной нагрузки являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

  • 1 год обучения – по 1 часу в неделю.
  • 2год обучения – по1 часу в неделю.
  • 3год обучения – по 1 часу в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Ритмика» реализуется в форме мелкогрупповых и групповых  занятий (от 4 до 20 человек). Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю на группу.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • Развитие музыкальных способностей обучающихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.

Задачи:

  • развитие музыкально-ритмических способностей;
  • развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;
  • активизация творческих способностей;
  • психологическое раскрепощение;
  • формирование умений соотносить движение с музыкой;
  • приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ хореографического и музыкального искусства;
  • обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков;
  • развитие художественного вкуса, фантазии;
  • воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.

Структура программы учебного предмета

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и  содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета.
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
  • наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Средства, необходимые для реализации программы

Реализация учебного предмета Ритмика требует:  наличие учебной аудитории,  соответствующей требованиям санитарных норм и правил, с ковровым покрытием; стол, стулья,  фортепиано, набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки, колокольчики; спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки.

Учащиеся должны иметь спортивную форму; удобную, нескользкую обувь.

Технические средства: телевизор, музыкальный центр, фонотека, видеотека.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Ритмика» рассчитана на 3 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с музыкальной ритмикой, изучения основ хореографии до исполнения комбинаций и композиций.

Содержание программы группируется по следующим направлениям (видам деятельности):

1.Основы музыкальной грамоты.

Главная цель – научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее.

2.Упражнения на ориентировку в пространстве.

Обучение ориентироваться на танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе.

3.Упражнения с музыкально – ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки) Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.      

4. Упражнения  с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч) 

Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребенка предмет «ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.

5.Танцевальные движения.

Основа данного курса является подготовкой к  последующим выступлениям на сцене. Используются не сложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.

 6.Музыкально-ритмические  игры.

Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний и понятий. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры может корректировать отношения между детьми, активировать творческую деятельность группы, создать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.

Учебно-тематический план (1 класс)

Темы уроков

Общий объем времени (в часах )

Аудиторские занятия

1

Основы музыкальной грамоты

4

2

Упражнения на ориентировку в пространстве

6

3

Упражнения с музыкально-ритмическими предметами

(ложки, бубен, маракас, трещотки)

6

4

Упражнения  с предметами танца

(платок, лента, мяч, обруч)

6

5

Танцевальные движения

6

6

Музыкально-ритмические  игры

6

Итого:

34

Годовые требования(1 класс)

Тема 1. Основы музыкальной грамоты

1.Понятие о звуке (низкие, средние, высокие).

2.Характер музыки (грустный, печальный,  веселый, задорный).

3.Динамические оттенки (громко, тихо).

4.Музыкальный размер 2/4

5.Музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный).

6.Понятие «сильная доля».

7.Понятие «музыкальная фраза»

8.Длительности нот 

Тема 2.Упражнения на ориентировку в пространстве.

1.Нумерация точек.

2.Линия, шеренга, колонна.

  Тема 3 Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки).

1.Отстукивание простых ритмических рисунков

2.Упражнения на детских музыкальных инструментах

3.Шумовой оркестр

Тема 4 Упражнения  с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч).

1.Выполнение простых движений с предметами

2.Движение рук в одном направлении

Тема 5 Танцевальные движения. 

1.Поклон

2.Шаги (марш, шаг каблук, сценический шаг, шаг на полупальцах с поднятием ноги назад и высоким и высоким коленом вперед)

3.Бег

4.Прыжки

5.Работа рук(понятие «право» и «лево», положение руку на талии, перед грудью, в кулаки)

6.позиции ног (I, II. III)

7.Работа головы(наклоны и повороты)

8.Движения корпуса (наклоны вперед, назад, в сторону в сочетании с работой головы)

9.Музыкально – ритмические упражнения (притопы, хлопки)

 Тема 6 Музыкально-ритмические  игры (по выбору преподавателя)

Рекомендуемые:

«Музыкальная шкатулка», «Самолетики – вертолётики», «Змея», «Мышка – Хохотушка».

Учебно-тематический план (2 класс)

Темы уроков

Общий объем времени (в часах )

Аудиторские занятия

1

 Основы музыкальной грамоты

4

2

Упражнения на ориентировку в пространстве

6

3

Упражнения с музыкально-ритмическими предметами

(ложки, бубен, маракас, трещотки)

6

4

Упражнения  с предметами танца

(платок, лента, мяч, обруч)

6

5

Танцевальные движения

6

6

Музыкально-ритмические  игры

6

Итого:

34

Годовые требования(2 класс)

Тема 1. Основы музыкальной грамоты

1.Характер музыки (торжественный, величественный)

2.Музыкальный размер 4/4

3.Жанры в музыке (песня, танец, марш)

4.Понятие «слабая доля»

5.Понятие «такт»

6.Ритмический рисунок

Тема 2.Упражнения на ориентировку в пространстве.

 1.Диагональ.

2.Круг, два круга.

Тема 3 Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки). 

1.Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане

двумя палочками одновременно и каждой отдельно

2.Упражнения на детских музыкальных инструментах

3.Шумовой оркестр

Тема 4 Упражнения  с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч).

1. Движение рук в разных направлениях

2. Перекрестное поднимание и опускание рук

Тема 5 Танцевальные движения. 

1.Поклон.

2.Шаги ( нога с высоким коленом вперед; переменный шаг; хороводный шаг; приставной шаг с приседанием )

3.Бег (легкий)

4.Прыжки

5.Работа рук (позиции рук I, II, III)

6.Позиции ног

7.Приседания ( полуприседания)

8.Галоп.

10.Музыкально-ритмические упражнения ( притопы)

11.Хлопки .

Тема 6 Музыкально-ритмические  игры (по выбору преподавателя)        Рекомендуемые:

 «Сосульки», «38 попугайчиков», «Я змея, змея, змея!».

Темы уроков

Общий объем времени (в часах )

Аудиторские занятия

1

 Музыкальная грамота

4

2

Упражнения на ориентировку в пространстве

6

3

Упражнения с музыкально-ритмическими предметами

(ложки, бубен, маракас, трещотки)

6

4

Упражнения  с предметами танца

(платок, лента, мяч, обруч)

6

5

Танцевальные движения

6

6

Музыкально-ритмические  игры

6

Итого:

34

 Учебно-тематический план (3 класс)

 Годовые требования(3 класс).

 Тема 1. Основы музыкальной грамоты 

Повторение пройденного на новом музыкальном материале.

1.Характер музыки (шутливый)

2.Музыкальный размер 3/4

3.Акцент

4.Понятие «затакт»

5Поочередное вступление (канон)

6.Строение музыкального произведения.

 Тема 2.Упражнения на ориентировку в пространстве.

 3.Улитка.

4.Змейка.

Тема 3 Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас,     трещотки). 

           1.Выполнение ритмических движений в соответствии с различным характером     музыки

2.Упражнения на детских музыкальных инструментах

3.Шумовой оркестр

       Тема 4 Упражнения  с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч).

       1.Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы

        2.Упражнения на сложную координацию движений с предметами

 Тема 5 Танцевальные движения. 

1.Поклон.

2.Шаги (шаги на полупальцах нога поджата назад,  переменный шаг;   приставной шаг с притопом )

3.Бег ( на месте)

4.Прыжки ( поджатые прыжки)

5.Работа рук (позиции рук I, II, III)

6.Позиции ног (  II свободная, III)

7.Приседания ( полуприседания с каблуком)

8.Вальс.

9.Музыкально-ритмические упражнения ( дроби)

10.Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками. 

Тема 6 Музыкально-ритмические  игры (по выбору преподавателя) Рекомендуемые:

«Мыши и мышеловка», «Волшебная шапочка», «Гиппопотам», «Почему на голове не растут цветочки?»,

III.        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Ритмика»:

уметь:

  • самостоятельно исполнять ритмические упражнения;
  • исполнение танцевальных движений, комбинаций и композиций;
  • соблюдение требований к безопасности при выполнении танцевальных движений.

знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • основы хореографического искусства;
  • принципы взаимодействия музыки и танца.

IV.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  • контрольные уроки;
  • исполнение концертных программ.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

  • 5 (отлично) - ставится, если учащийся точно и грамотно выполнил задания;
  • 4 (хорошо)– ставится при некоторой неточности в исполнении заданных движений и комбинаций, недочетов в  исполнении танцевальных композиций;
  • 3 (удовлетворительно) - ставится, если исполнение неряшливо, недостаточно грамотно и маловыразительно.

V.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В каждом ребенке в большей или меньшей степени заложена потребность в движении, в танце. Основная педагогическая задача –активизировать и  поддержать эту потребность. «Добывая» музыкальные знания, ребенок осуществляет мыслительные действия, которые позволяют ему повторить открытия, когда-то уже совершенные. В данном процессе происходит «присвоение» знаний, которые становятся духовным капиталом ребенка.  

В процессе обучения ребенок открывает для себя свойства музыкального звука (тембр, длительность, высоту, громкость); познает двигательные способности своего тела. Учебная работа по восприятию данных качеств звука развивает музыкальные способности ученика, метроритмическое чувство. И, как результат развития этих способностей, - формирование навыков движения под музыку.

Программа имеет своей целью адаптировать относительно сложные музыкальные и хореографические  понятия к младшему школьному возрасту; сформировать навыки исполнения различных танцев, обогатить познания ребенка об окружающем мире представлениями о хореографическом искусстве. Поскольку речь идет о групповых занятиях, предпочтение отдается методике игрового сотрудничества.

Музыкальное сопровождение урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным. Произведения должны быть доступными для восприятия детей, ясными по фактуре, жанру, стилю, разнообразными по характеру и мелодическому содержанию.

На занятиях используется:

  • классическая музыка,
  • народная музыка,
  • музыка в современных ритмах.

VI.        СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л. - М.,1964
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии (Внимание: дети) - М.: Ральф,      2000
  3. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., Советский композитор, 1991
  4. Ваганова А.Д. Основы классического танца. Л.-М., 1963
  5. Васильева - Рождественская М. Историко-бытовой танец. М., 1968
  6. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М., 2004
  7. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001
  8. Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы (любое издание)
  9. Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 4 класса музыкальной школы(любое издание)
  10. Ивановский Н. Бальный танец XVI - XIX в. М. - Л., 1948
  11. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып 1,2. - М.: Музыка, 1978
  12. Кулагина И. Художественное движение. - М.: Изд-во «Наука», 1999
  13. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски - М.: Советский композитор, 1991
  14. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: Просвещение, 1972
  15. Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
  16. Франио Г.С. Методическое пособие по ритмике. 2 класс. М., Музыка, 1996
  17. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. М., 1988
  18. Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. 1 класс. М., Музыка, 1995
  19. Шушкина З. Ритмика. – М.,  1967
  20. Яновская В. Ритмика. – М., 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по учебному предмету Ритмика.

Дополнительная предпрофессиональная  общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"....

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...