«Рекомендации педагогу дополнительного образования по сохранности контингента учащихся творческого объединения»
статья

Стифеева Елена Львовна

Любое учреждение дополнительного образования обязано выполнять установленное учредителем муниципальное задание на оказание образовательных услуг, при этом иметь определенное количество учащихся, составляющее общий контингент ОУ и влияющее на статус образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Рекомендации                                                              педагогу дополнительного образования

по сохранности контингента учащихся творческого объединения»

Выполнила: Стифеева Елена Львовна

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Любое учреждение дополнительного образования обязано выполнять установленное учредителем муниципальное задание на оказание образовательных услуг, при этом иметь определенное количество учащихся, составляющее общий контингент ОУ и влияющее на статус образовательного учреждения. Данные о сохранности контингента являются одним из ключевых показателей  работы МКОУ ДОД. Следовательно, одним из важнейших показателей учебного процесса является деятельность педагога по сохранности контингента учащихся. Успешное решение этой задачи во многом зависит от личности самого педагога.

Педагог как руководитель детского коллектива это:

  • профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
  • наставник, способный помочь ученику стать самостоятельным творческим  человеком;
  • воспитатель, влияющий на формирование личности ребенка.

 

На начальной стадии профессиональной деятельности, когда молодому педагогу не хватает опыта, личностные качества педагога имеют первостепенное значение в его работе. Воспитать личность может только другая личность.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • учитывать  интересы и потребности детей;
  • быть чутким и доброжелательным;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • занимать активную жизненную позицию;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и         постоянному самосовершенствованию.

И всё-таки основой для формирования и развития личности ребенка в системе дополнительного образования является профессионализм педагога.

Только у настоящего мастера можно перенять знания, умения и выработать профессиональные навыки.

Совокупность личностных и профессиональных качеств педагога будет способствовать высокой эффективности педагогического процесса.

Развивать свои  профессиональные компетенции  педагоги могут:

  • работая в методических объединениях и творческих группах;
  • осваивая новые педагогические технологии;
  • активно участвуя в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщая и распространяя собственный педагогический опыт;
  • широко используя информационно-коммуникационные технологии.

  1. Деятельность  педагога по сохранности контингента

Выяснение причин отсева – первый шаг в деятельности педагога по сохранности контингента.

Возможные причины отсева

Деятельность педагога по устранению причин отсева

Низкая посещаемость занятий

Выявлять причины нежелания посещать занятия, беседуя с учащимися и их родителями. Провести анкетирование родителей (законных представителей) и учащихся с последующим анализом и принятием необходимых мер по сохранности контингента.

Потеря интереса к занятиям

Пересмотреть структуру проведения занятий.

Изменить формы и методы проведения занятий, активнее используя игровые формы. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

 Не забывать об индивидуальной работе с теми учащимися, которые требуют дополнительных усилий педагога, для создания ситуации успеха.

Использовать для привития устойчивого интереса к учению такие задания, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Применять на занятиях как можно больше современных педагогических технологий, помня, что изучаемый материал должен соответствовать возрасту  и уровню развития детей, быть доступен детскому восприятию и учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Вовлекать учащихся в активную научную, конкурсную, концертную, соревновательную и т.п. деятельность. Участие детей в подобных мероприятиях позволяет им ощутить творческий подъём, почувствовать свою состоятельность в избранной сфере, получить мощный стимул к продолжению занятий.

Отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе

Работать над созданием доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок  мог бы ощутить себя необходимым и значимым.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий. Недостаточно ограничиться обычной перекличкой. Творческий подход к организации знакомства станет  основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. К примеру, можно провести   игру – знакомство, во время которой каждый из присутствующих расскажет  немного о себе.

 Создавать «ситуацию успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом

Рекомендуем педагогу постоянно следить за стабильностью контингента учащихся и при необходимости проводить работу по дополнительному набору детей.

 

  1. Воспитательная работа педагога как средство сохранности контингента учащихся в детском объединении

Одна из основных особенностей воспитательного процесса – это его постоянство. Опытные педагоги начинают воспитательную работу в детском объединении с  традиционного  ритуала – посвящение в члены коллектива. Как правило, мероприятие проходит в форме яркого праздника в сердечной обстановке с присутствием приглашённых родителей, выпускников коллектива разных лет.

Еще одним способом сплочения учащихся  детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм воспитательных мероприятий.

Очень сплачивают коллектив и положительно сказываются на сохранности контингента различные формы  выездных мероприятий: концерты, конкурсы и фестивали, профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого  определяет успех для всех. Такие мероприятия ценны и своей профориентационной  направленностью.

В воспитательной работе важно разрабатывать и применять систему поощрений за личные творческие достижения учащихся: благодарственные письма, грамоты, подарки. Не менее важно  помнить о дне рождения каждого ребёнка и в этот день поздравить его в коллективе.

  1. Связь с семьёй, вовлечение родителей в жизнь объединения – залог сохранности контингента

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Основная цель работы с родителями учащихся заключается в создании психолого-педагогических условий, направленных на укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. 

С этой целью желательно привлекать родителей к совместной организации выставок, мероприятий, экскурсий с детьми. Наиболее активных родителей следует поощрять устной благодарностью, вручением благодарственных писем во время проведения мероприятий или собраний по итогам учебного года.

Особого внимания и поддержки педагога, психолого-педагогической помощи в решении проблем требуют семьи группы «риска», где ребёнок по какой-либо из причин находится в трудной жизненной ситуации.

Одним из современных средств обратной связи с родителями является сайт учреждения дополнительного образования, который обеспечивает доступность информации как об ОУ в целом, так и о конкретном объединении. Педагог может выкладывать на сайт сообщения о достижениях учащихся объединения,  фотографии с ярких мероприятий и конкурсов. Это привлечёт новых детей в коллектив. Родители получают возможность поделиться отзывами о деятельности объединения, записать ребёнка в понравившийся коллектив, проконсультироваться у педагога-психолога образовательного учреждения.

В дополнительном образовании активно используются  следующие формы работы с семьей:

  1. Групповые формы

• Дни открытых дверей. 
• Родительские собрания. 
• Творческие мастерские. 
• Различные формы совместной  деятельности.

2. Индивидуальные формы
• Анкетирование, диагностика.
• Индивидуальные консультации (беседы).

В заключение несколько советов, которые помогут педагогу эффективно взаимодействовать с родителями учащихся:

  • На первой организационной встрече родители должны заполнить заявления-анкеты, ознакомиться с расписанием занятий, с правилами поведения в ОУ, с требованиями к форме одежды. Не следует с первой же встречи обращаться к родителям за благотворительной помощью, т.к. у родителей пока нет уверенности, что ребёнок задержится в данном объединении, а также еще не установились доверительные отношения с педагогом.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей нужно поставить об этом в известность.
  • Каждая встреча с родителями учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  • Необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать о своём ребёнке не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ И СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа педагога дополнительного образования по комплектованию групп обучающихся...

Организация работы педагога дополнительного образования по сохранности контингента учащихся

      В учреждениях дополнительного образования всегда одним из важных вопросов деятельности педагога дополнительного образования, был и остается вопрос сохранности контингента у...

Рекомендации педагогу дополнительного образования по сохранности контингента учащихся творческого объединения

Любое учреждение дополнительного образования обязано выполнять установленное учредителем муниципальное задание на оказание образовательных услуг, при этом иметь определенное количество учащихся, соста...

Раздел I.II. Сохранность контингента обучающихся творческого объединения

II. Сохранность контингента обучающихся творческого объединения...

Рекомендации педагогам дополнительного образования «Диагностическая работа с обучающимися в творческом объединении»

laquo;Рекомендации педагогам дополнительного образования «Диагностическая работа с обучающимися в творческом объединении». Данный комплекс психологических методик содержит необ...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...