«Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента»
статья

Стифеева Елена Львовна

Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Зачастую к середине года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе. В то же время для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на  формирование  отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются  все необходимые условия:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента»

                   Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Зачастую к середине года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе. В то же время для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на  формирование  отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются  все необходимые условия:

- вся деятельность происходит в сфере  свободного времени ребенка;

-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.

Содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости варьироваться.

 К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно  существует потенциальная основа для работы  по формированию  коллектива – все участники детского творческого  объединения занимаются одной интересной  для всех деятельностью.

Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива.

Решающим фактором является субъективное желание педагога  к осуществлению  этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог как руководитель детского коллектива это:

  • Профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности
  • Педагог, который  способен помочь ученику стать самостоятельным творческим  человеком
  • Воспитатель, который может повлиять на формирование личности ребенка
  • Лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению  каждого его члена

Влиять на формирование  и развитие детского коллектива в объединении в объединении педагог может через:

- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок  мог бы ощутить себя необходимым и значимым

- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом

- использование  различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях

-  создание  в творческом  объединении  органов детского самоуправления, способных реально влиять на  содержание его деятельности.

Приведем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий. Когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой, а следует провести  небольшую игру – знакомство, во время которой каждый из присутствующих расскажет всем немного себе.

Также  с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения). Такие правила,  обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно  используемый ритуал – посвящение в члены детского объединения, в ходе которого новичку вручат значок, галстук или эмблему детского объединения, познакомят его с летописью. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят.

Продолжением начатой работы по формированию коллектива  может стать  выбор лидера. Постепенно может вводиться  система временных или постоянных поручений всем воспитанникам  детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя  членом коллектива, т.к. именно  для всех поручение  будет выполняться. В качестве  таких несложных  поручений могут рассматриваться, например,  проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т.д.

Очень сплачивают коллектив различные формы  выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого  определяет успех для всех.

Еще одним способом объединения учащихся  детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм воспитательных мероприятий. Для сплочения ребят, не важно,  будет ли это день рождения коллектива  или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное  участие  для каждого  без исключения.

Одним из критериев профессионализма педагога является умелая организация педагогической деятельности  по развитию творческих способностей, индивидуальности детей с помощью игры.

Игра как деятельность по овладению «умением уметь»  помогает ребенку овладеть конкретными умениями и навыками и общими правилами поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, развивает способность  к адекватному эмоциональному реагированию.

  1. Игра как форма организации досуга

  1. как средства обучения и воспитания (форма народной педагогики);
  2. генетическая и функциональная основа искусства (форма условности и перевоплощения).

Игра есть такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собою индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.

Побудительные мотивы игры:

  1. подражание (ряженые, взрослые и т.д.);
  2. состязание;
  3. пожелание (каравай и т.д.);
  4. воспомоществование (игры на выручку);
  5. самоутверждение (ручеек, интеллектуальные игры, компьютерные игры);
  6. азарт (игры на выигрыш).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание воспитательной работы педагога дополнительного образования.

Содержание воспитательной работы педагога дополнительного образования....

Методическая подборка "Воспитательная работа педагога дополнительного образования детей"

Цель данного методического пособия – научить педагогов дополнительного образования детей правильно планировать воспитательную работу в  объединении УДОД с учетом инновационного подхода к воспитан...

Обобщение опыта воспитательной работы педагога дополнительного образования

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности  образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». Н...

План воспитательной работы педагога дополнительного образования на 2018-2019 уч.год

Профилактическая работа в детских объединениях «Центра «Созвездие» на 2018-2019 уч.год...

План воспитательной работы педагога дополнительного образования

План восптательной работы педагога дополнительного образования заполняется на каждый учебный год...

Воспитательная работа педагога дополнительного образования

Сценарии равлечений для дошкольников 5-6 лет.Дети очень любят праздники, яркие костюмы героев развлечений, им нравятся интерактивные игры, квесты, флешмобы. Педагоги ДОУ уделяют этому особое внимание ...