Программа учебного предмета "Постановка голоса" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение", срок реализации - 4 года.
рабочая программа

Дьяконова Инна Игоревна

     Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на  выявление одаренных детей, в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосовыми данными. Цель программы - создание благоприятных условий для формирования и развития детского голоса, всестороннего развития начинающего музыканта через вокально - хоровое искусство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_postanovka_golosa_penie_redaktir.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей г.Нижневартовска

«Детская школа искусств № 1»

Постановка голоса  

 Программа учебного предмета «Постановка голоса» вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

«Хоровое пение»

Срок реализации -  4 года  

НИЖНЕВАРТОВСК  2019

I. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Постановка голоса» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств (утверждено Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86). Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Учебный предмет «Постановка голоса» относится к вариативной части образовательной программы.

Возраст обучающихся – с двенадцати до семнадцати лет. Срок реализации программы – 4 года.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосовыми данными;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области академического пения;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие    основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. 

Цель программы – создание благоприятных условий для формирования и развития детского голоса, всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.  

Задачи программы:

  • выявление индивидуального тембра;
  • работа над вокально-техническими навыками с учётом психофизического состояния ученика;
  • развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих осваивать духовные и культурные ценности разных народов;
  • развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • ознакомление с вокальным репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров;
  • формирование навыка самостоятельной работы над репертуаром;
  • формирование навыка чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • формирование комплекса специальных знаний, умений и навыков, позволяющих управлять процессом  исполнения музыкального произведения, передавать авторский замысел композитора;
  • приобретение навыков применения средств музыкальной выразительности, выполнения  анализа исполняемых произведений, использование художественно оправданных технических приемов.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.         

Занятия по предмету «Постановка голоса» проводятся с пятого по восьмой годы обучения один раз в неделю. Формой проведения аудиторного занятия является индивидуальный урок продолжительностью 40  минут.

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Постановка голоса» предполагает индивидуальный подход к обучающимся.         

Занятия по предмету «Постановка голоса» составляет 196 часов, из них аудиторная – 132 час, самостоятельная работа – 64 часов за 4 года обучения.

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

Домашняя работа обучающегося состоит из закрепления пройденного на уроке музыкального материала и выучивания репертуара наизусть.

Консультации проводятся с целью подготовки  обучающихся к контрольным урокам, академическим концертам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.

Необходимые условия для реализации Программы по учебному предмету «Постановка голоса» включают наличие:

  • учебной  аудитории для занятий;
  • музыкального инструмента (рояля или пианино);
  • стульев для  преподавателя, концертмейстера и обучающегося;
  • нотной и методической литературы.

 

II. Содержание учебного предмета        

Содержание программы по учебному предмету «Постановка голоса» соответствует  федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и направлено на освоение обучающимися:

  • знаний характерных особенностей сольного пения, вокальных  жанров и основных стилистических направлений вокального  исполнительства;
  • знаний музыкальной терминологии;
  • умений грамотно исполнять сольно музыкальные произведения;
  • умений самостоятельно разучивать вокальные партии;
  • умений создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • навыков чтения с листа несложных вокальных произведений;
  • навыков публичных выступлений.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Вид учебн занятия

Общий объем времени (в часах)

Максим. учебная нагрузка

Самостоят. работа

Аудиторн. занятия

1.

Воспитание вокальных навыков

Инд. урок

72

20

52

2.

Музыкально-теоретическая подготовка.

Инд. урок

24

8

16

3.

Учебно-художественная работа над репертуаром

Инд. урок

100

36

64

Первый год обучения (5 класс)

  1. Воспитание вокальных навыков. Приобретение навыков верной певческой установки: округление гласных, формирование гласных звуков в сочетании с согласными, пение простых мелодий, вокализация штриха «легато» в средних и медленных темпах, использование активной артикуляции без форсирования звука. Развитие навыков правильной певческой установки, естественное звукообразование, пение без напряжения. Освоение элементарных приемов артикуляции

  2. Музыкально-теоретическая подготовка. Освоение навыка чтения нот с листа, сольфеджирования, изучение основных жанров вокальной музыки. Разбор текста и музыки в доступной форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии  ее строению и общая характеристика содержания произведения.
  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающийся должен освоить: вокализы или упражнения на технику вокализации, 4-6 песен различного характера и содержания.

Второй год обучения (6 класс)

  1. Воспитание вокальных навыков. Достижение чистого, красивого, выразительного пения. Постепенное расширение диапазона. Ясное произношение согласных с опорой на гласную, выделение логического ударения. Укрепление певческого дыхания на опоре, ровность звучания голоса на всем протяжении диапазона. Высокая вокальная позиция. Дальнейшее укрепление дикционных навыков.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка. 
  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающийся должен пройти: вокализы или упражнения на технику вокализации, 4-6 произведений различного характера и содержания.

Примерный репертуарный список для обучающихся  1 – 2 года  (5 – 6 классы)

  1. Абт Ф.   Сборник вокализов под редакцией Г. Тица
  2. Александров А. «Я по садику гуляла»
  3. Алябьев С. «Незабудочка»
  4. Аракишвилли Д. «Ручей», «Цветы»
  5. Аренский А. Детская песня «Спи дитя мое, усни»
  6. Балакирев М. «Заиграй, моя волынка»
  7. Балакирев М. «Как по морю, морю синему»
  8. Бетховен Л. «Волшебный цветок»
  9. Бетховен Л. «Сурок»
  10. Брамс И. «Колыбельная»
  11. Варламов А. «За морем синичка»
  12. Векерлен Ж. «Младая флора», «Менуэт Экзоде»
  13. Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»
  14. Гречанинов А. «В лесу»
  15. Гречанинов А. «Вербочки»
  16. Гречанинов А. «Теленочек»
  17. Грегори Д. «Менуэт»
  18. Григ Э. Детская песенка
  19. Даргомыжский А. «Баю, баюшки, баю»
  20. Даргомыжский А. «Ты хорошенькая»
  21. Дубравин Я. «Музыка в лесу»
  22. Дубравин Я. «Веселые карусели»
  23. Иванников В. «Чайки»
  24. Иорданский М. «Скрипочка»
  25. Калинников В. «Мишка»
  26. Кюи Ц. «Лето», «Зернышко», «Под липами», «Майский день»
  27. Левина З.  «Наш соловей»
  28. Левина З.  «Ручеек»
  29. Левина З. «Матрешки»
  30. Н.фон Вильм «Колыбельная»
  31. Каччини Ж. «Любовь, чего ты ждешь?»
  32. Кюи Ц. «Весна, Осень, Май»
  33. Левитин Ю. «О чем шумит березонька»
  34. Мусоргский М. «Вечерняя песенка»
  35. Снетков Б. «Вдоль по речке серебристой»

Народные песни

  1. Белорусская народная песня «Перепелка»
  2. Латышская народная песня «Где ты был так долго?»
  3. Немецкая народная песня «Гусята»
  4. Немецкая народная песня «Соловей и лягушки»
  5. Немецкая народная песня «Хохлатка»
  6. Русская народная песня «Вставала ранёшенько»
  7. Русская народная песня «Как в лесу, лесочке»
  8. Русская народная песня «Коровушка»
  9. Русская народная песня «Не летай соловей»
  10. Чешская народная песня «Петушок»

Третий год обучения (7 класс)

  1. Воспитание вокальных навыков. Закрепление полученных ранее начальных вокально-технических  навыков. Организация дыхания, развитие продолжительного вдоха. Развитие свободы артикуляционного аппарата. Формирование высокой вокальной позиции, округлости звучания на гласных звуках.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка. Музыкально-теоретический разбор вокальных произведений: строение мелодии, ритмические особенности, лад, тональность, форма. Связь литературных и музыкальных образов в произведении.
  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающийся должен пройти: вокализы или упражнения на технику вокализации, 4-6 произведений (несложную арию или ариетту, народную песню, 2-3 произведения по выбору). Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и артикуляции.

Четвертый год обучения (8 класс)

1. Воспитание вокальных навыков. Совершенствование полученных ранее начальных вокально-технических  навыков. Укрепление вокальной интонации и исполнительских навыков. Выравнивание звучания голоса по всему диапазону. Расширение кругозора и музыкальной эрудиции в области вокальной музыки.

2. Музыкально-теоретическая подготовка. Изучение специальной терминологии:

резонаторы, тембр, тесситура, вибрато, фразировка, штрих. Изучение специальной терминологии: резонаторы, тембр, тесситура, вибрато, фразировка, штрих.

3.Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающийся должен пройти вокализы, способствующие совершенствованию вокальной техники, 4-5 произведений различных жанров: арию, народную песню, романс, 1-2 произведения по выбору. Пение упражнения, помогающие работе над расширением и укреплением звукового диапазона.  В течение года обучающийся должен пройти 4-6 произведений (несложную арию или ариетту, народную песню, романс и 2-3 произведения современных авторов).

 

Примерный репертуарный список для обучающихся 3– 4 года (7– 8 классы)

  1. Алябьев А. «Зимняя дорога»
  2. Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко»,
  3. Алябьев А. «Увы, зачем она блистает»
  4. Бах И. С. «Жизнь хороша!»
  5. Бах И. С. «Нам день приносит свет зари»
  6. Бетховен Л.  «Милее всех был Джемми»
  7. Бетховен Л. Песня Клерхен
  8. Брамс И. «Спящая царевна»
  9. Брамс И. «Колыбельная»
  10. Булахов П. «Колокольчики мои», «Тук,тук,тук…как сердце бьется!»
  11. Варламов А.   «Вдоль по улице метелица метет»
  12. Варламов А.   «Красный сарафан»
  13. Варламов А.  «Звездочка ясная»
  14. Варламов А. «На заре ты ее не буди»
  15. Векерлен Ж. «Приди поскорее весна»
  16. Глинка М. «Венецианская ночь»
  17. Глинка М. «Не пой, красавица, при мне»
  18. Григ Э. «Лесная песнь»
  19. Гурилев А.  «Внутренняя музыка»
  20. Гурилев А. «Матушка-голубушка»
  21. Гурилев А. «Сарафанчик»
  22. Глинка М. «Не щебечи, соловейко»
  23. Даргомыжский А. «Мне грустно»
  24. Джордани Д. «О, милый мой!»
  25. Дюбюк А. «Травушка-муравушка»
  26. Дюбюк А.  «Не брани меня, родная»
  27. Дюбюк А. «Птичка»
  28. Зейдлер Г. Вокализы
  29. Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  30. Левина З. «Веселая песенка»
  31. Левина З. «Весна прискакала»
  32. Мельо А. «Неаполитанская колыбельная»
  33. Монюшко С. «Золотая рыбка»
  34. Моцарт В. А. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»
  35. Моцарт В. А. «Довольство жизнью»
  36. Моцарт В. А. «Приход весны»
  37. Моцарт В. А. «Маленькая пряха»
  38. Н.фон Вильм «Незабудка и ручей»
  39. Паизиелло Д.«Nel cor piu non mi sento»
  40. Паизиелло Д. «Ария Серпины» из оперы «Служанка – госпожа»
  41. Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка?»
  42. Римский – Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье», стихи  А. Толстого
  43. Римский – Корсаков Н.«Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка»
  44. Скарлатти А. «Нет мне покоя»
  45. Скарлатти А. «Кого любовь настигнет»
  46. Шуберт Ф.  «В путь»
  47. Шуберт Ф. «Швейцарская песня»

Народные песни

  1. Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель»
  2. Русская народная песня «Я на камушке сижу»
  3. Русская народная песня «Я калинушку ломала»
  4. Русская народная песня «Я в садочке была»
  5. Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»
  6. Русская народная песня «Как на этой на долинке»
  7. Русская народная песня «Прощай, радость»
  8. Русская народная песня «Уж как пал туман»
  9. Русская народная песня «У зори-то, у зореньки»
  10. Финская народная песня «Веселый пастушок»
  11. Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

        Результатом освоения программы учебного предмета «Постановка голоса» является:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • знание вокального репертуара в соответствии с программными требованиями;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органичного сочетания слов и музыки;
  • приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
  • приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, использование художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

В процессе реализации программы «Постановка голоса» на начальном этапе (1 – 3 годы обучения) обучающиеся должны освоить:

  • навык верной певческой установки, механизм нижнерёберного дыхания, навык «пения на опоре»;
  • механизм звукообразования и навык красивого, вокального звуковедения согласно характеру исполняемого произведения;
  • умение сольфеджировать, осуществлять разбор и разучивание произведений по нотам;
  • использование элементов динамической и агогической нюансировки в пении.

         Обучающиеся 5 – 8 года обучения должны освоить:

  • пение на ровном, наполненном дыхании;
  • навык разучивания вокальной партии с игрой на фортепиано;
  • точное выразительное интонирование;
  • тембровое и стилевое разнообразие в исполнении;
  • эмоциональную насыщенность вокального звучания;
  • осмысленность, выразительность прочтения текста как на русском, так и на других языках.          

IV. Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

        Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

        Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.

        Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;
  • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
  • уровня умений и навыков, сформированных и обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации являются: академический концерт, контрольный урок.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком. Выступления обучающихся в школьных и городских мероприятиях приравниваются к выступлению на академическом концерте.

Выступления обучающихся оцениваются по пятибалльной системе, оценка выставляется коллегиально. Оценка по предмету «Постановка голоса», полученная обучающимся в 8 полугодиях является итоговой и заносится в Свидетельство об окончании школы.

График промежуточной и итоговой аттестации

1 год обучения

Контрольный урок

декабрь

1 произведение

Академический концерт

май

1 произведение

2 год обучения

Контрольный урок

декабрь

1 произведение

Академический концерт

май

2 произведения

3 год обучения

Контрольный урок

декабрь

1 произведение

Академический концерт

май

2 произведения

4 год обучения

Контрольный урок

декабрь

1 произведение

Академический концерт

май

Ария и произведение по выбору

Примерные программы контрольных уроков и академических концертов

Первый год обучения

1 вариант

I полугодие

Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»

II полугодие

Дубравин Я. «Музыка в лесу» 1 вариант

2 вариант

I полугодие

Иванников В. «Чайки»

II полугодие

Кюи Ц. «Под липами»

3 вариант

I полугодие

Дубравин Я. «Веселые карусели»

     2 полугодие

Кюи Ц. «Майский день»

Второй год обучения

1вариант

I полугодие

Снетков Б. «Вдоль по речке серебристой»

II полугодие

Грегори Д.  «Менуэт»

2 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Как в лесу-лесочке», обработка С.Сиротина

II полугодие

Н.фон Вильм «Колыбельная»

3 вариант

I полугодие

Снетков Б. «Вдоль по речке серебристой»

II полугодие

Грегори Д.  «Менуэт»

Третий год обучения

1 вариант

I полугодие

Н.фон Вильм «Незабудка и ручей»

II полугодие

Мельо В. «Колыбельная»

Моцарт В.  «Маленькая пряха»

2 вариант

I полугодие

Русская народная песня «У зори-то, у зореньки», обработка С.Сиротина

II полугодие

Гурилёв А. «Сарафанчик»

Скарлатти А. «Sento nel core»

3 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель», обработка А.Абрамского

II полугодие

Шуман Р.  «Совёнок»

Четвертый год обучения

1 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку» обработка С.Сиротина

II полугодие

Варламов А. «Красный сарафан»

Джордани Д.  «Caro mio ben!»

2 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Я калинушку ломала»

II полугодие

Булахов П. «Тук, тук, тук… как сердце бьётся!»

Паизиелло Дж.  Ариетта из оперы «Прекрасная мельничиха»

3 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Я в садочке была», обработка С. Сиротина

II полугодие

Булахов П. «Колокольчики»

Скарлатти А.  «Кого любовь настигнет»

Критерии оценок текущего контроля успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

- артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

-  художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  убедительное понимание чувства формы;

-  выразительное исполнение, точность интонирования;

-  высокая вокальная позиция, ровность звучания на всём диапазоне голоса.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  выразительность интонирования;

-  ровность звучания на всём диапазоне голоса.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  однообразное исполнение.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

V. Методическое обеспечении учебного процесса

Предмет «Постановка голоса» помогает хормейстеру в формировании творческого хорового коллектива, ускоряет работу над коллективной вокальной интонацией, музыкальным строем.

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности развитие музыкального мышления учащегося. В начальный период обучения необходимо прививать навыки сознательного освоения музыкально-художественного содержания произведения. При работе над выразительностью исполнения следует осторожно относиться к привнесению в пение речевых интонаций, жестикуляции, так как всё это может мешать на начальном этапе выработке правильной вокальной позиции и навыков дыхания. Необходимо развивать у обучающегося умение певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественности, чувствовать развитие мелодии, кульминацию произведения.

Общее правило в подборе репертуара – бережно и осторожно расширять диапазон, работая в крайних регистрах. Стараться не брать в произведениях трудные, высокие ноты, которые получаются нестабильно. Использовать при необходимости транспонирование.

Методы вокального воспитания школьников частично опираются на практику обучения взрослых, но имеют свою специфику, и, прежде всего возрастную. Голос ребенка младшего школьного возраста находится на начальном этапе своего развития. Голосовые связки в этом возрасте очень слабые, гортань - гибкая, эластичная, подвижная и послушная. Голос не имеет той силы, которая постепенно разовьется впоследствии по мере укрепления вокальных мышц. Детскому голосу свойственно легкое, звонкое фальцетное звучание, которое относится к головному пению. Диапазон ограничен и в большинстве случаев составляет одну октаву и даже меньше.

В процессе работы над постановкой голоса можно выделить следующие возрастные этапы:

  1. Младший: мальчики и девочки 7 - 8  лет;
  2. Средний: мальчики и девочки 9 - 13  лет;

Известна проблема голоса мальчиков. В возрасте 8-11 лет многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в 12-14 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается в более низкий регистр.

  1. Мутационный: юноши и девочки13-16 лет;

Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. В том случае, если мутация проходит в острой болезненной форме, то занятия можно временно отменить. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар.

  1. Старший: юноши и девочки 15-17 лет. В этом возрасте происходит стабилизация голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, перегрузка дыхания, зажим певческого аппарата, скованность).    

Преподаватель должен заботиться о правильном певческом дыхании обучающегося, которое является основой вокальной техники и от него зависит качество и красота звука. Оно должно стать автоматическим и естественным. Проблемы в интонировании могут возникнуть при вялом дыхании, низкой вокальной позиции, плохо развитом вокально – интонационном слухе. Учитывая это, задачей первого года обучения маленьких певцов является активизация губ, лицевых мышц, правильного положения гортани и мягкого нёба в пении. Также необходимо выравнивание звучания гласных звуков по тембру за счёт их округления. При переходе с речи на пение юные вокалисты должны научиться перестраивать режим работы органов голосообразования, уметь согласовывать регистры, стремиться к микстовому, смешанному звучанию по всему диапазону.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.         Успех в обучении во многом зависит от того, как обучающийся занимается дома.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие вокальных умений и навыков обучающийся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. В связи с этим составной частью уроков должны быть беседы о музыке и других видах искусств, просмотр и прослушивание аудио и видеозаписей.

Вокальная подготовка обучающихся должна носить комплексный характер. Следует воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу.

Индивидуальный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения могут быть внесены изменения в репертуар обучающийся. В характеристике по итогам учебного года должны быть зафиксированы успехи и недостатки в работе и развитии обучающегося.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающегося. Необходимо научить юного вокалиста петь осмысленно, с пониманием характера, настроения, стиля произведения, петь свободно, с творческим вдохновением. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  

В программе предлагается примерный перечень произведений, рекомендуемых для исполнения на контрольных уроках и  академических концертах, различных по уровню сложности,  исполнительским задачам и позволяющий учитывать индивидуальные возможности учащихся.

VI. Список литературы

Вокализы и упражнения

  1. Абт Ф. Школа пения.
  2. Ваккаи Н. Школа пения.
  3. Варламов А. Школа пения. Избранные вокализы.
  4. Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.
  5. Зейдлер Г. Избранные вокализы.
  6. Конконе Дж. Избранные вокализы.
  7. Пановка Г. Избранные вокализы.
  8. Шарф Г. Вокализы для средних голосов. 

Нотная литература

  1. Алябьев А. Романсы и песни. М., 1975.
  2. Брамс И. «Избранные песни»  Л., «Музыка» 1985.
  3. Брамс И. «Песни любви»  М., «Музыка» 1990.
  4. Ветка сирени. Старинные романсы. М., Музыка. 1989.
  5. Вокальная библиотека Музгиз 1960.
  6. Глиэр Р. «Избранные романсы и песни» М., «Музыка» 1983.
  7. Григ Э. «Романсы и песни» М. «Музыка» 1982.
  8. Гурилёв А. М., 1989.
  9. Кабалевский Д. «Время» М., «Советский композитор» 1977.
  10. Кальман И. «Арии и дуэты из оперетт» Л., «Музыка» 1990.
  11. Мокроусов Б. Избранные песни. М., 1957.
  12. Мусоргский М. Детская музыка. М., 1948.
  13. Песни зарубежных классиков. М., 2004
  14. «Песни и романсы советских композиторов» М., «Музыка» 1968.
  15. Песни театра и кино. М., Музгиз.1975.
  16. «Романсы и песни советских композиторов» М., «Музыка» 1983.
  17. «Романсы украинских композиторов-классиков» Киев, издательство «Музычна               Украйна» 1990.
  18. Репертуар певца. М., 1961.
  19. Романсы русских композиторов. М., 1979.
  20. Советская песня. М., 1985.
  21. Таривердиев М. Песни и инструментальная музыка. М.,1986.
  22. Хрестоматия для пения. Русский классический романс. Выпуск 2 М.,1984.
  23. Хрестоматия русской народной песни. М., 1961
  24. Чайковский П. «Детские песни» М., «Музыка» 1981.
  25. Шуман Р. «Концертный репертуар вокалиста» Музгиз1961.

Первый год обучения

  1. Алиева Э.В. «Теоретические основы гармонического развития вокального слуха младших школьников»
  2. Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса»  М., Изд. МГПИ, 1983г.
  3. Брылина В. Л. « Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками»  Киев, 1985г.
  4. Горюнова Л. П. «О развитии музыкальной культуры подростка» Новосибирск,1969г.
  5. Добровольская Н. Н. «Развитие детского голоса» Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков, молодежи 26-30 III 1961г. Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1963г.

Второй год обучения

  1. Носорев Ю. А. «вокальные особенности музыкальных произведений, как условия певческого развития младших школьников»  1990г.
  2. Огороднов Д. Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Методическое пособие. Л., «Музыка»», 1972г.
  3. Сафронова В. И. « Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса» (Сб. ст. Работа с детским хором.) М. , «Музыка», 1981г.
  4. Сергеев А. «Воспитание детского голоса. Пособие для учителей»  Изд. Акад. пед. наук, 1950г.

Третий год обучения

  1. Стулова Г. П. « Развитие детского голоса в процессе обучения пению»  М., «Прометей», 1992г.                  
  2. Чернова Л. В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников. Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990г.
  3. Шекалев В. А. «Старинная музыка в начальной школе» Изд. ЛГПИ 1989г.
  4. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учебное пособие,  - М.:МПГИ им. Леннина 1983. – 96 с.

Четвертый год обучения

  1. Гарбузов И.А. Внутренний интонационный слух  методы его развития. – М,: Музгиз, 1951 г. -258 с
  2. Диневич  Ю.В. Класс сольного пения: методика сознательного управления голосообразованием: учебное пособие – Тула 2005 г. – 60 с.
  3. Боровик Л.Г.  Вокально – историческое наследие. Часть 1. История развитие западно –европейского вокального искусства от возрождения до половины 20 века. Челябинск: Челябинский дом печати, 2011 г. -268 с
  4. Венгус Т.А.  Пение и фундамент музыкальности. – В Новгород.  ГУ им. Ярослава Мудрого. 2000 г. – 204 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе    Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 8 лет.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 5 лет.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...

Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"

Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует  федеральным государстве...

Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии:  с ФЗ от 29.12.2012 - № 273 ФЗ «Об...