Тематические интерактивные «музейные десанты» школьников Петербурга.
методическая разработка

Из опыта работы отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» «Музейные десанты» как познавательная, образовательная, воспитательная и досуговая форма деятельности школьников уже 20 лет проводятся для актива школьных музеев и детских общественных объединений Санкт-Петербурга в рамках городского командного  музейно-игрового, историко- краеведческого  конкурса « Во Славу Отечества» городского проекта патриотической направленности «Память поколений»   Регионального детско-юношеского общественного гражданско-патриотического движения школьников «Союз юных петербуржцев».                                                                                                       

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Автор-составитель Н.П. Верещагина - педагог- организатор

                                                                                 отдела гуманитарных программ и детских                                                                                     социальных инициатив ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» 

Тематические интерактивные «музейные десанты» школьников Петербурга.

Из опыта работы отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» «Музейные десанты» как познавательная, образовательная, воспитательная и досуговая форма деятельности школьников уже 20 лет проводятся для актива школьных музеев и детских общественных объединений Санкт-Петербурга в рамках городского командного  музейно-игрового, историко- краеведческого  конкурса « Во Славу Отечества» городского проекта патриотической направленности «Память поколений»   Регионального детско-юношеского общественного гражданско-патриотического движения школьников «Союз юных петербуржцев».                                                                                                      

 Данный материал может быть полезен для тех, кто интересуется историей Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945гг. и готов с Маршрутным Листом заданий к самостоятельному тематическому  путешествию лично сам, семейной, школьной или иной командой  посетить  музеи Санкт-Петербурга.

Знать, помнить и сохранить для будущих поколений память о «сороковых, военных, фронтовых» сегодня как никогда необходимо и актуально. Как наказ звучат слова Д.С. Лихачева «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед потомками.  Память – наше богатство». Сохранить историческую память - одна из важнейших задач сегодняшнего времени. Государственные ведомственные, школьные и частные музеи - сокровищницы исторической памяти.                                                Как мотивировать и заинтересовать современных детей и подростков к посещению музеев, знакомству и изучению того исторического и краеведческого материала, который хранят экспозиции и выставки музеев. Педагоги, учащиеся и их родители имеют разный уровень информации о музеях и не так часто посещают музеи. А ведь в музее всегда можно узнать что-то новое, расширить или закрепить уже имеющиеся знания. На музейную экскурсия не всегда попадешь, да и за экскурсоводом в группе идти и слушать не все готовы, а тем более, к сожалени, по теме Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда, которая, несомненно, должна пробуждать патриотические и гражданские чувства и желание узнать о сопричастности семьи, родственников к событиям того военного времени. Конечно же, многое зависит от социума, в котором живет и развивается ребенок, от семьи, от образовательного учреждения, где он проводит большую часть своего времени.                                                                                                                                Что же может быть мотивацией к посещению музея?  Во- первых, интересные экспонаты и предметы, анонсированные и представленные на экспозиции музея. Во- вторых, оригинальное оформление экспозиции. В -третьих, конечно же, разнообразие интерактивных игровых технологий, вызывающих интерес и желание увидеть, услышать, прочитать, потрогать и возможно, получить вознаграждение за хороший результат выполненного задания.  Немаловажную роль играет льготная ценовая политика посещения.                                                                                                                                                                                    Сегодня популярность приобрели интерактивные экскурсии, квесты, образовательные путешествия.                                                                                                                   В Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных в краеведческом клубе «Петрополь»,  секторе исторического краеведения и школьного музееведения отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив накоплен большой интересный опыт игровых историко-краеведческих и музейных программ-маршрутов.                                                                                                                                             Наряду со множеством историко-краеведческих игровых форм, уже 20 лет совместно с государственными ведомственными школьными и частными  музеями, которые являются социальными партнерами,  отдел проводит городской командный  музейно-игровой историко- краеведческий  конкурс « Во Славу Отечества» для актива школьных музеев Санкт-Петербурга и детских общественных организаций регионального детско-юношеского общественного движения «Союз юных петербуржцев». Один из этапов - «музейные десанты» в музеи. Разработаны совместно с сотрудниками музеев  задания по экспозициям музеев:  музей ЦВММ и его филиалы -музей «Дорога жизни» пос. Осиновец,  ВИМАИВ и ВС, государственный музей обороны и блокады Ленинграда, музей А.В. Суворова, Филиалы Государственного музея истории Петербурга - музей «Особняк Румянцева» и Монумент  Героическим защитникам  Ленинграда, Военно-медицинский музей, мультимедийный историческим парк «Россия- моя история», музей истории и техники ОАО «Кировский завод»,  музей истории ОАО  «ГОЗ Обуховский завод»,  музей «Дорога жизни» на ст. «Ладожское озеро», музей подводных сил  России им. А.И. Маринеско,  музей истории подводного флота  Военного института  Корпуса Петра Великого, музей государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, музейно-выставочный комплекс  патриотического объединения «Ленрезерв», центральный  музей железнодорожного транспорта, народный музей «А музы не молчали» СОШ им. Шостаковича №245 .                                                                                                                                                                                 В определенные дни, в определенное время команды, прибывая в музей, получают конверты с вопросами заданий по экспозиции и отправляются в путешествие по залам музея, где находят ответы на поставленные вопросы и в конце путешествия сдают листы с ответами в штаб. Членами жюри штаба конкурса проводится анализ и подводятся итоги. Команды оформляют Дневники участников с фото и комментариями к ним, записывают свои предложения, отзывы, пожелания. Команды, набравшие набольшее количество баллов награждаются Дипломами СПБ ГДТЮ, участникам конкурса выдаются Благодарности, Сертификаты.

Ниже прилагается пакет методических материалов одного из таких «Музейных десантов», посвященных 75-летию Великой Победы» Тема конкурса «Во Славу Отечества: Равнение на подвиг»                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая игра - "Музейная мозаика", посвящённая святыням Великой России - государственным символам страны: гербу, флагу, гимну.

Тематическая игра  «Музейная мозаика»,  посвящённая Святыням Великой России – государственным символам страны: гербу, флагу...

Тематический урок «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Данный документ содержит конспект урока по теме "Путешествие по Санкт-Петербургу". Урок был проведен в 5 классе. Дети с удовольствием принимали участие во всех заданиях....

Тематический урок Мой город - Санкт-Петербург

Тематический урок для 5 классовТема урока: «Мой город - Санкт-Петербург».Цели урока:Восприятие учащимися родного города с его историей и особенностями в качестве одного из важнейших элементов в систем...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Программа школьного музея "Интерактивный музейный досуг"

Основная идея, положенная в основу программы школьного музея – интерактивный музейный досуг.Это новая форма культурно-образовательной деятельности, которая предполагает: отход от традиционного о...

Инновационные подходы в разработке интерактивных музейных занятий в музее ОУ

Одна из особенностей работы школьного музея – это постоянство аудитории на протяжении 11 лет. А этот факт диктует необходимость постоянно внедрять новые формы работы. С учетом того, что фонды шк...