Программа шахматного кружка «Дебют».
материал (5 класс)

Алякина Елена Ивановна

Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.

1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, ознакомление с историей происхождения шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Шахматный кружок Дебют280 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Апраксинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета учителей

протокол №  ______

от «____»________________2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Апраксинская СОШ»

___________________      Трошина Е.В.

Приказ № ___ от «___»__________2020 г.

Программа шахматного кружка

«Дебют».

3-5 классы

Составитель: Алякина Е.И.

2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.

Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих столетий волнует сердца миллионов людей.

В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам собой – в том, что шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радость и печали….Замечательная игра, заслужившая миллионы своих почитателей дарит нам фантастический, неповторимый праздник.

Сегодня общеизвестно, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития любого общества. И немалое значение для этого имеет хорошее знание шахматной игры.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, шахматы наиболее близки и к культуре, и к спорту, и к науке. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, накал спортивной борьбы, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи им. Благодаря своей универсальности, они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и преумножили интерес к себе со стороны общества. В наше время шахматы прочно вошли в современную культурную жизнь. Кроме того, что они имеют такое великое количество поклонников, им посвящены десятки тысяч книг, проводятся тысячи соревнований по всему миру.

Умение играть в шахматы во все времена считалось хорошим тоном, верхом воспитанности и образованности человека. За шахматной доской проводили свой отдых многие знаменитые люди. Среди них были цари и короли, политики и полководцы, писатели и художники, композиторы и общественные деятели, ученые и математики. Настоящий список можно было бы увеличить за счет ярчайших представителей других областей культуры, общественной и государственной деятельности, наших современников.

Настоящая программа предназначена для шахматных кружков и предусматривает изучение школьниками материалы по теории и истории шахмат, участие в школьных и районных соревнованиях. Наряду с этим в шахматном кружке ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитание общественной активности у кружковцев.

В процессе занятий шахматами школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни, Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умении и навыков. Изучение программного материала для группы рассчитано на 5 лет.

Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.

1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, ознакомление с историей происхождения шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.

2-й и 3-й года занятий: закрепление интереса к занятиям шахматами, изучение истории европейских шахмат (средние века), ознакомление с основными тактическими идеями и приемами.

4-й и 5-й года занятий: развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными тактическими приемами легко-фигурного эндшпиля, ознакомление с теорией Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста.

Обучение шахматной игре является   сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.

Каждый кружковец старшей группы к концу обучения обязан знать шахматный кодекс, уметь организовать и проводить шахматные соревнования и простейшие занятия с начинающими.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ   МИНИМУМ

I год обучения.

Дети должны знать шахматные термины, название шахматных фигур.

Уметь ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности и совокупности с другими фигурами, без нарушения шахматного кодекса, правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой,  различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать, объявлять шахматы, ставить мат,  решать  элементарные задачи на мат в один ход.

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

(34 часа из расчета 1 час в неделю)

№ п/п

Тема

Кл-во часов

Волшебный мир шахмат (1 ч.)

1

Волшебный мир шахмат.

1

Шахматная доска (2 ч.)

2

Шахматная доска.

1

3

Шахматная нотация.

1

Шахматные фигуры (15 ч.)

4

Начальное положение.

1

5

Пешка. Место пешки в начальном положении. Дидактические игры.

1

6

Ход пешки. Дидактические игры.

1

7

Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Дидактические игры.

1

8

Ладья против ладьи. Дидактические игры.

1

9

Ладья против пешек. Дидактические игры.

1

10

Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Дидактические игры.

1

11

Слон против слона. Слон против ладьи. Слон против пешек. Дидактические игры.

1

12

Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Дидактические игры.

1

13

Ферзь против ферзя (догонялки). Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против пешек. Дидактические игры.

1

14

Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Дидактические игры.

1

15

Конь против других фигур.

1

16

Ценность фигур, выгодно – невыгодно. Пешка – мера веса шахматной фигуры. Ферзь = 9 пешкам, ладья = 5 пешкам, конь и слон = 3 пешкам.

Дидактические игры.

1

17

Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Дидактические игры.

1

18

Король против фигур и пешек. Дидактические игры.

1

Шах (2 ч.)

19

Шах. Нападение на короля – шах. Что такое шах? Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха. Дидактические задания: объяви всевозможные шахи.

1

20

Скрытый шах. Двойной шах.

1

Мат (10ч.)

21

Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат? Дидактическая игры: «шах или мат», «мат в один ход»..

1

22

Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Можно или нельзя рокировать.

1

23

Мат в один ход. Более сложные случаи. Дидактические задания.

1

24

Ничья. Пат. Вечный шах. Дидактические задания.

1

25

Линейный мат. Мат в два хода. Матование двумя ладьями короля.

1

26

Мат королем и ферзем. Метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки. Дидактические задания: «мат в один ход», «мат в два хода».

1

27

Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры.

1

28

Связка. Дидактические задания.

1

29

Спёртый мат. Детский мат. Как защититься от детского мата. Дидактические задания.

1

30

Опасная диагональ. Мат в один ход, в два хода. (На скорость)

1

Атака (3 ч.)

31

Перевес в развитии. Атака на застрявшего в центре короля. Дидактические задания: «ловушки».

1

32

Атака на короля.

1

33

Атака. Позиции. Рокировки.

1

Повторение (1 ч.)

34

Повторение. Итоговый тест.

1

Используемая литература:

  1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. 2009
  2. Шахматы. Начальный курс. 5-6 классы: учебник / П.А. Чернышев. М.И. Викерчук, И.В. Глек, А.С. Виноградов; под ред. И.В. Глека. – М.: Дрофа, 2020.
  3. Х.Л. Мучник «Рассказы о комбинациях на шахматной доске» ФиС 1979 год
  4. Х.Л. Мучник «Первые шахматные уроки» М. 1980 год
  5. И. Майзелис. Шахматы. Основы теории.  1960