Программа внеурочной деятельности "Основы проектирования"
рабочая программа (10 класс)

Наталья Борисовна Маленина

Курс «Основы проектирования» включает в себя теоретические знания и представления о проекте, его типах, о специфике и структуре проектной деятельности. Он также направлен на развитие практических навыков проектирования через самостоятельное обоснование выбора темы и типа проекта, разработку идеи проекта до уровня проекта, планирование и реализацию проекта, представление и защиту проекта, отчета о его реализации, результатах проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа 2Основы проектирования"575.57 КБ

Предварительный просмотр:

 


C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image-0-02-05-4cc8b6467568451f288808f2d57c10275ad0142969eb1a4ee6a7e1b8da005d18-V.JPGE:\химия\20160220_094737.jpgC:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image-0-02-05-3adc139c8148d46aaaae2e82ad65592379682c82d8d2e09d87d5e64221861856-V.JPG

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»

ПРОГРАММА

курса по основам проектно-исследовательской деятельности обучающихся

10 КЛАСС

МБОУ «Гимназия № 1»

г. Нижневартовска

СТАРШАЯ ШКОЛА

2017-2018

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

МЕСТО ПРОГРАММЫ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1»        6

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ        7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»        9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ        11

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ        12

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ        12

Методика самооценки психологической атмосферы в команде        14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Российская школа вступает в период качественных изменений, которые, по замыслу, должны привести к принципиальной схеме ее модели.

Современная школа должна решать более широкий круг задач, нежели простая трансляция знаний. В докладе «Образование сокрытое сокровище», подготовленном под эгидой ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для XXI века, говорится, что для решения проблем будущего века необходимо поставить перед образованием новые задачи и в связи с этим изменить представление об его целях. По мнению комиссии, современное образование должно давать возможность:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе, научиться жить с другими;
  • учиться жить.[1]

В этом же русле находятся Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и новые государственные стандарты общего образования (ФГОС), которые ориентируют на переход к модели, построенной на деятельностных принципах.

Внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся в ОУ по ФГОС происходит на законных основаниях:  В структуре основной образовательной программы лежит  «Программа исследовательской и проектной деятельности», которая «должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий».

Проектная деятельность в условиях рыночной экономики и инновационного развития становится ключевой компетентностью, а также важным условием успешности личности в современном обществе.

Под проектом в этом случае подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению личностно значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Таким образом, метод проектов обеспечивает опыт соорганизации учащимся своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели, т.е. представляет собой организованную в рамках учебного процесса деятельность, в которой формируются и проявляются его ключевые компетентности.

Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося можно представить как:

  • постепенное освоение отдельных элементов компетентностей (способов деятельности);
  • рост степени интеграции данных элементов и внутренних и внешних ресурсов в деятельности учащегося;
  • увеличение самостоятельности учащегося в планировании и реализации собственных действий.

Курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, должен обеспечить учащемуся возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта.

Следует также помнить, что одной из задач обучения на старшей ступени является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального и образовательного выбора (профилизация старшей школы).

Курс «Основы проектирования» включает в себя теоретические знания и представления о проекте, его типах, о специфике и структуре проектной деятельности. Он также направлен на развитие практических навыков проектирования через самостоятельное обоснование выбора темы и типа проекта, разработку идеи проекта до уровня проекта, планирование и реализацию проекта, представление и защиту проекта, отчета о его реализации, результатах проектной деятельности.

 Цель курса: формирование ключевых компетентностей обучающихся старших классов через проектную деятельность.

Задачами курса являются:

  • формирование навыков проектирования, презентации и рефлексии собственной деятельности и деятельности других;
  • создание условий для самопознания и самораскрытия потенциала личности обучающихся;
  • развитие навыков проектирования, презентации и рефлексии собственной деятельности и деятельности других.

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему:

Обучающийся должен знать:

  • основные понятия: проект, виды проекта; признаки проекта, структура проекта;
  • специфику разработки проекта;
  • свои интересы, склонности, способности в отношении проектной деятельности.

Уметь:

  • пользоваться справочной и другой информационной литературой при разработке проекта;
  • определять цель, задачи, необходимые ресурсы и возможные риски при разработке проекта;
  • разрабатывать мероприятия проекта исходя из поставленной цели и задач;
  • осуществлять проектные разработки, моделирующие профессиональную деятельность;
  • анализировать свою деятельность и деятельность других людей.

Программа предусматривает такие формы организации учебного процесса, как чтение лекций, проведение практических занятий и тренингов. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе с информацией и деятельности по реализации проектного замысла.

Оценка умений обучающихся осуществляется в ходе зачёта, а также по итогам участия в школьном фестивале ученических проектов. По окончании учебного года обучающийся должен представить проект, разработанный и реализованный самостоятельно или с группой одноклассников.

Программа рассчитана на 35 часов.

МЕСТО ПРОГРАММЫ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1»

МБОУ «Гимназия №1» является одним из лучших муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих высокий уровень обучения и воспитания, это подтверждается результатами (2 место) независимого федерального обследования, представленного 5 марта 2015 года на совещании при заместителе губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Высокий результат – итог кропотливой системной работы всего коллектива педагогов, который, как это указано в программе развития, ставит перед собой цель - обеспечение условий для удовлетворения личностных (индивидуальных) потребностей учащихся и их родителей в качественном образовании путем модернизации образовательной среды с целью более эффективного выявления и развития детской одаренности, с учетом лучшего отечественного и мирового опыта.

Не вызывает сомнений и то, что определяющим фактором успешности является сформированная система воспитательной работы. Цель воспитательной работы гимназии заключается в создании и усовершенствовании условий для воспитания интеллектуально-развитой, духовно-нравственной, творческой личности, способной адаптироваться в условиях современного социума, удовлетворение потребностей каждого гимназиста в самореализации. Гимназия бережно хранит традиции: проведение Лихаческих чтений, Бала цветов, Посвящение в гимназисты Gaudeamus, Oktoberfest, Содатских костров, фестиваля творчества гимназистов, учителей и родителей «Зеленый крыжовник» и др. Однако, только во взаимосвязи и взаимодополнении воспитательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся основной школы могут быть созданы  условия для становления индивидуальной образовательной траектории учащихся основной школы. Кроме этого, важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность.

Таким образом, разработка данной программы представляется актуальной. Она

  • задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении  поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;
  • учит  (без явного указания на это) способу проектирования посредством специально разработанных заданий;
  • дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную и реальную ситуации, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переосмысления.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Таким образом, в ходе освоения курса формируются  следующие умения:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план  своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или  аргументировано отклонять точки зрения других).

Оценка умений обучающихся осуществляется в ходе зачёта, а также по итогам участия в «Дне науки» гимназии. По окончании учебного года обучающийся должен представить проект любого типа, разработанный и реализованный самостоятельно или с группой одноклассников.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

10 класс

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

Сроки проведения

ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Введение в проектирование. Основные понятия курса.

Интерактивная лекция

1

сентябрь

Проект, виды проекта; признаки проекта; проектный продукт. Знакомство со структурой проекта.

Интерактивная лекция

1

сентябрь

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие проектной идеи. Техники формулирования проектной идеи.

Практическая работа

1

сентябрь

Особенности целеполагания. Система SMART. Понятие SMART- теста разработки проектной идеи.SWOT – анализ как метод оценки проекта.

Интерактивная лекция

Практическая работа

2

сентябрь

Особенности разработки и реализации проектов. Шаги разработки проекта.

Интерактивная лекция.

1

октябрь

Выбор проблемы, краткая характеристика проблемы, причины возникновения проблемы, другие попытки решить данную проблему.

Выбор предмета исследования. Определение объекта исследования. Определение целей и задач проекта, разработка плана мероприятий.

Интерактивная лекция.

Практическое занятие.

2

октябрь

Выбор материала исследования. Теоретическая база исследования. Практическая значимость проекта.

Практическая работа

1

октябрь

Тематика исследования.

 Постановка проблемы, выбор цели и задач, объект, предмет.

Тренинг

2

ноябрь

Методы исследования. Способы обработки информации.

Интерактивная лекция

1

ноябрь

СПОСОБЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

Предполагаемые результаты проекта, дальнейшие перспективы проекта. Понятие «тайм - менеджмента»

Семинар

1

декабрь

Особенности презентации проекта. Определение «презентации», ее отличия от «речи».

Планирование, подготовка материалов, порядок презентации.

Создание электронной презентации

Интерактивная лекция

Практическое занятие.

4

декабрь

Виды электронных презентаций. Цветопередача. Шрифты.

Практическое занятие

1

январь

Алгоритм процесса подготовки презентации

Интерактивная лекция

2

январь

Логика изложения доклада.

 Понятие интерактивности.

Интерактивная лекция

Практическое занятие

2

февраль

Типичные ошибки при разработке проекта. Групповой и индивидуальный проект.

Практическое занятие

1

февраль

Экспертиза проекта. Критерии оценки.

Интерактивная лекция

1

март

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА

Индивидуальная, групповая работа по созданию проекта.

Практическая работа

6

Март, апрель

Защита проектов. Анализ презентаций и докладов

Практическая работа

4

Апрель, май

Подведение итогов работы. Перспективы проектной деятельности. Обсуждение результатов.

Круглый стол

1

май

Итого:

35 часов


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Авторские методики/разработки:

  • разработка тем программы;
  • разработка календарно-тематического планирования;
  • описание отдельных занятий;

2. Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды, презентации по темам;
  • видеоматериалы  по темам;
  • аудиоматериалы  по темам;
  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

3. Методические материалы:

  • методическая литература для учителя;
  • литература для обучающихся;

4.Материалы по результатам освоения программы:

  • перечень творческих достижений;
  • Индивидуальные и групповые проекты;
  • фотографии и аудиозаписи занятий.

5. Материально-техническое обеспечение:

  • игровые средства обучения (игротека): мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.;
  • интерактивная доска;
  • персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки видео и музыкального материала.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Лазарев, В.С.Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности/В.С.Лазарев.- Сургут, РИО СурГПУ,2014.
  2. Лазарев, В.С.Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся./ В.С.Лазарев.- Сургут, РИО СурГПУ,2014.
  3.   Лазарев, В.С. Мотивация учителей к инновационной деятельности [Текст] / Валерий Семенович Лазарев // Народное образование. - 2012. - № 4
  4. Лазарев, В.С. Метод проектов в образовании: новое понимание [Текст] / Валерий Семенович Лазарев // Народное образование. - 2012. - №8
  5. Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества._ Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013 (Электронная книга)

Электронные ресурсы

  1. http://studopedia.org/1-13983.html 
  2. http://festival.1september.ru/articles/615693/ 
  3. http://nv-pk.ru/doc/Lazarev_Proektnaya_i_psevdoproektnaya_deyatelnosti.pdf

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Лазарев, В.С.Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся./ В.С.Лазарев.- Сургут, РИО СурГПУ,2014
  2. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд.,  - Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005 (Электронная книга)


Похожее изображение

Методика самооценки психологической атмосферы в команде

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ[2]

Необходимо подготовить для каждого члена проектной группы оценочный лист. Члены группы заполняют оценочный лист, давая оценки по каждому из 10 пунктов шкалы. Они ставят знак «+» в соответствующих строках и столбцах. Чем левее расположен знак «+», тем, по мнению отвечающего, благоприятнее психологическая атмосфера в группе.

На основании индивидуальных оценок по каждой строке определяется средняя оценка. Для этого по каждому пункту оценочного листа суммируются баллы , данные членами группы, и полученная сумма делится на число оценивающих.

Общая оценка психологической атмосферы определяется как сумма средних баллов по всем десяти строкам. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

Сравнивая оценки, данные в разное время работы над проектом можно выявить, как изменяется ситуация в рабочей группе. Если по каким-то позициям обнаружится тенденция ухудшения психологической атмосферы в группе, нужно обсудить эту ситуацию и решить, что нужно делать, чтобы изменить такое положение дел.

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Дружелюбие

Враждебность

  1. Согласие

Несогласие

  1. Удовлетворенность

Неудовлетворенность

  1. Продуктивность

Непродуктивность

  1. Теплота

Холодность

  1. Сотрудничество

Противоречия

  1. Взаимоподдержка

Недоброжелательность

  1. Увлеченность

Равнодушие

  1. Интересно

Скука

  1. Успех

Неудача


[1] Образование, сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века.- Париж, ЮНЕСКО, 1997

    [2]
  1.  Лазарев, В.С.Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности/В.С.Лазарев.- Сургут, РИО СурГПУ,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"

Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....

Программа курса внеурочной деятельности «Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика».

Индивидуальная образовательная траектория в изучении физики может быть представлена в виде индивидуальной образовательной программы для одаренных детей, которая  призвана- предоставлять воз­м...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Программа организации внеурочной деятельности школьников  «Социальное проектирование» предназначена для работы с детьми 6-11-х классов и является механизмом интеграции. Данная програм...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6-7 классов "Биологическое проектирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Биологическое проектирование" разработана для 6-7 классов, рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа содержит результа...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку "Welcome to Britain"(социальное проектирование)

Целью программы является осуществление просветительской деятельности, направленной на повышение заинтересованности в изучении английского языка среди учащихся 7 класса, формирование внутренней мотивац...