Воспитательный потенциал дополнительного образования
статья

О воспитании учащихся через занятия  по направлению - декаративно-прикладное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnyy_potentsial_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Пентюк Е.Г.

Педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга (ГБУДО ДТДиМ Колпинского района)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Все эти вопросы решает система дополнительного образования, она дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.

         Система дополнительного образования помогает выстраивать:

  • межличностные отношения,
  • улучшает состояние эмоциональной сферы,
  • способствует развитию самопонимания
  • и снятию поведенческих проблем.

         Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

И все это, потому что основополагающим фактором является

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • свобода выбора методов и форм работы педагогом для мотивации и развития учащегося

Уникальность и значимость образовательной системы в области декоративно-прикладного искусства в том, что в детях закладываются образные художественные представления, воспитывается эстетический вкус, развивается творческое начало.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие в детях способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире. Декоративно-прикладное искусство призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения, развивают трудовые умения и навыки, таким образом, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Занятия вышиванием, вышивкой бисером и вязанием способны повлиять на развитие творческих способностей детей. При выполнении данных задания у детей развивается внимание, усидчивость,  совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Так же проводятся  «творческие задания»: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Ребята определяют дизайнерское решение и  последовательность выполнения работы,  Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем всего занятия, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом и окружающими его товарищами. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству мною используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли - конструктора, художника, гримера, которые также  способствуют развитию творческих способностей.

Большую роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с «бросовым материалом». Здесь детям предоставляется много возможностей для развития их фантазии и воображения. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например:  из пластиковой бутылки – вазу или бокал, из одноразовых вилок и ложек веера и замечательные картины, из яичной скорлупы: матрешку, рыбок, осьминога, петушка, котика и многое другое. Перечислять можно бесконечно.
        Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. 

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами.

Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.

Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Если этого нет, и ребенок выполняет задание по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду, из страха наказания, то знания и умения ребенок таким путем, конечно, получит, но к способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой зависимости никуда не деться.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов занятия сопровождаются художественным словом, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству у обучающихся пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Основной целью работы объединения является стимулирование творческой активности детей, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации. Большое внимание на занятиях уделяется изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного творчества. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с рукоделием вышивка нитками, вышивка бисером, вязание и т.д.

Занятия по программе  призваны способствовать решению комплекса задач по эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию. Обучение в объединении ведется по модифицированной программе «Волшебная нить».

Программа рассчитана на 3 уровня обучения и ориентирована на детей с 6 до 17 лет:

        1-й уровень обучения  предполагает общехудожественное развитие детей, практическое овладение основами и знаниями в данной области, адаптацию в коллективе, выявление интересов и потребностей, знакомство со спецификой декоративно прикладного искусства.

       2-й уровень обучения детей предполагает развитие и углубление профессиональных интересов и навыков, расширение спектра теоретических знаний, художественных и технических дисциплин по всем видам деятельности.

План этого уровня рассчитан на детей, которые уже на первом этапе проявили свои способности. Большое значение и место уделяется практической работе по закреплению полученных знаний, умений и навыков.

       3-й уровень обучения предполагает изготовление изделий наибольшей сложности и создание творческих проектов, что ориентирует детей на самостоятельное приобретение и применение детьми новых знаний, умений, целостных ориентаций, отношений.

Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с различными  материалами, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение.

       В процессе работы у детей развиваются:

- чувства цвета, ритма;

- тренируются пальцы рук, глазомер;

- воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и

  эстетическое восприятие мира;

- формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками,

  знание природных качеств материалов и их применение, любовь и бережное     отношение к труду.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с обучающимися происходит отбор лучших работ. Данная форма работы помогает сформировать у обучающегося способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к    общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка. Значителен социально-педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности и социализации подрастающего поколения. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.

Список литературы:

  1. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. — 256 с.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 440 с.
  3. Печко П.П. Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности.-Екатеренбург.2008



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»

Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша ...

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

«Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»

В материале приводится опыт работы осуществления воспитательной работы в творческом объединении художественно-эстетической направленности....

Воспитательный потенциал дополнительного образования.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитие...

Воспитательный потенциал дополнительного образования в подростково - молодежных клубах

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение обществом его обязательн...

Воспитательный потенциал дополнительного образования как часть процесса обучения: общие положения.

Обучение должно способствовать эффективному развитию задатков и способностей ребенка, оказывать воспитательный эффект, формировать перспективные для ребенка навыки и компетенции. В материале разбирают...

Воспитательный потенциал дополнительного образования

Формирование личности подрастающего поколения через бардовскую (авторскую) песню....