Дополнительная программа «Обучение детей художественному труду из природного материала»
рабочая программа

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству. Природа пробуждает в нас прекрасные чувства. Помогает справиться со стрессами, только нужно уметь видеть и понимать ее.

          Вряд ли найдется человек, который ни разу в жизни не поднял с земли осенний лист и не восхитился красотой его совершенной формы и цветом. Или не подобрал бы корягу, показавшуюся ему фантастическим зверем или сказочным героем. Даже в человеке, далеком от искусства, может проснуться спящий до поры до времени художник.

          Природа щедра. Она бесплатно отдает свои материалы мастеру. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

          Работа с природным материалом необычайно увлекательна как для взрослых, так и для детей, а сколько разнообразных тайн откроет ребенок, работая с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Чеховский социальный реабилитационный

 центр для несовершеннолетних «Аистенок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Обучение детей художественному

труду из природного материала»

Составила: педагог дополнительного образования

Райчева Марина Владимировна

Актуальность проблемы.

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству. Природа пробуждает в нас прекрасные чувства. Помогает справиться со стрессами, только нужно уметь видеть и понимать ее.

        Вряд ли найдется человек, который ни разу в жизни не поднял с земли осенний лист и не восхитился красотой его совершенной формы и цветом. Или не подобрал бы корягу, показавшуюся ему фантастическим зверем или сказочным героем. Даже в человеке, далеком от искусства, может проснуться спящий до поры до времени художник.

        Природа щедра. Она бесплатно отдает свои материалы мастеру. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

        Работа с природным материалом необычайно увлекательна как для взрослых, так и для детей, а сколько разнообразных тайн откроет ребенок, работая с ним.

        Работая с природным материалом, заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию. Добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

        Собрав природный материал, дети по долгу его рассматривают, перебирают, ощупывают, обследуют. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают,  что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневые и т.д.

        Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

        Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточными движениями руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся  гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки

        Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем после усвоения этого процесса задания усложняются: детям показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.        

        Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышает его устойчивости, формируется произвольное внимание

        Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

        Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны  для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам незамысловатые поделки из ракушек, шишек и др. природного материала! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками.

        Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается  с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Результаты труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, открывается большая возможность раскрыть индивидуальность и творческий потенциал каждого ребенка. 

Цели и задачи программы.

Цель:

- Приобщать детей к искусству и воспитывать любовь к природе через творческий труд с использованием природно-растительных материалов.

-  Развивать творческие способности и художественный вкус у детей.

- Формировать интерес к изучению и бережному отношению к природе родного края

Задачи:

- Познакомить детей с природным материалом, научить распознавать и называть растения.

- Научить детей технике работы с природным материалом.

- Развивать творческое самовыражение ребёнка через полученные знания и умения.

- Способствовать развитию воображения, восприятия, волевых качеств, творческих способностей, художественного вкуса.

- Пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.

- Формировать чувство коллективизма, воспитывать стремление к совместной деятельности.

- Укреплять и развивать мелкую моторику.

Результаты, ожидаемые от реализации программы.

  1. Развитие жизненно важных познавательных навыков.
  2. Повышение самооценки личности.
  3. Развитие творческих способностей
  4. Приобщение детей к активной жизни общества.
  5. Формирование коммуникативных навыков.
  6. Расширение круга общения и культуры общения.
  7. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, волевых

     качеств детей.

  1. Освоение детьми работы с природным материалом.
  2. Развитие различных анализаторов, моторики, ощущений.
  3.  Укрепление соматического здоровья

Принципы программы.

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Систематичность и последовательность.
  3. Комплексность решения проблем: сочетание с психологической, педагогической, социальной и медицинской реабилитацией.
  4. Принцип свободы творческого самовыражения.
  5. Принципы востребовательности результатов труда.

Деятельность в рамках программы.

  1. Проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми с учетом  их возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Работа кабинета реабилитации руки:

Для освоения программы используются разнообразные методы и приемы работы:

- использование игровых моментов (дидактические, подвижные, развивающие игры);

- использование наглядного материала (картины, схемы, образцы, рисунки) и дидактического материала;

- словесный метод (беседы, объяснение, познавательный рассказ)

- метод наблюдения;

- обследование предмета;

- показ выполнения работы.

  1. Организация посещений выставочных залов, музеев, экскурсий,    

        тематических мероприятий.

   

  1. Организация выставок детского творчества на базе Центра

  1. Участие в творческих выставках, городских и областных фестивалях детского творчества детей с ограниченными возможностями.

  1. Организация конкурса семейного творчества «Мама, папа, я – творческая семья».

  1. Организация конкурса на лучшую поделку из природного материала.

   

  1. Консультации, беседы, обучающие занятия в родительском  клубе «Вера, надежда, любовь».

  1. Работа с детьми в летнем оздоровительном лагере на базе Центра.

Содержание программы

 Занятия с детьми творчеством любого вида деятельности являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается  образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память. То есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильности обоснованных решений и их реализации.

Развитие конструктивной и художественной деятельности построено на освоении детьми общего подхода к исследованию свойств материалов, выбору способов их обработки с учетом свойств и назначения будущего изделия, овладения другими общетрудовыми умениями. Конструирование и художественный труд не только формирует практические умения, позволяющие творчески обрабатывать доступные дошкольникам и школьникам материалы, используя простейшие инструменты, но и также развивают умственные способности, которые проявляются и в других видах деятельности. В процессе рукотворчества создается некая модель, изделие, художественный образ, состоящий из нескольких частей, элементов. Манипулируя материалами, ребенок знакомиться с их свойствами. 

Детские поделки из природного материала всегда были и будут популярны. Во-первых, материал для таких поделок можно в изобилии найти в любое время года. А во-вторых, они дают огромный простор для воплощения фантазий и творческих наклонностей ваших детей.

Дети очень любят работать с природным материалом. Они с удовольствием собирают красивые осенние листья, гладкие каштаны, крепкие желуди, цветы, колоски, сухую траву, мох. Что только они не придумывают из всего этого богатства – и аппликации, и композиции, и сказочные сценки и предметы декора, и украшения.

Конструирование из природного материала.

Природа пробуждает в нас прекрасные чувства, помогает справиться со стрессами лучше любого психотерапевта, только нужно уметь видеть и понимать ее.

Вряд ли найдется человек, который не разу в жизни не поднял с земли осенний лист и не восхитился красотой его совершенной формой и цветом., или не подобрал бы корягу, показавшуюся ему фантастическим зверем или сказочной змейкой. Или не был заворожен блеском золотой соломой, гармонией цветка, шелковистостью бересты, архитектурой сосновой шишки. Даже в человеке, далеко от искусства, может проснуться спящие до поры до времени художники.

Конструирование из природного материала рассматривается как художественный вид деятельности, которая включат в себя:

- аппликация из засушенных растений;

- аппликация из семян растений;

- лесная скульптура (поделки из природного материала);

- поделки из соломы (плетеные игрушки, аппликация);

- поделки из тополиного пуха;

- поделки из бересты.

Конструирование из природного материала вполне доступно детям разного возраста,  разумеется, с учетом тех навыков и умений, которыми они обладают. Природный материал – это кладовая для развития детского творчества. Занятия для детей превращаются в увлекательную игру. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально, даже если это самая простая птичка из обыкновенного жёлудя или перышка. Создание поделки это не только увлекательное занятие, это и развитие нестандартного мышления и воображения. Общение с природным материалом обогащает ребенка, наполняет его реальными чувствами и представлениями. Природа как самый лучший художник воспитывает подлинно художественный вкус. Общение с природой знакомит детей с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!». Если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Если нужна кора, то нужно найти поваленное дерево. Так шаг за шагом ребенок начинает понимать роль человека в сохранении природы.

Кроме того работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсоматорику).

Самое важное в работе с природным материалом – умение видеть в форме какой-нибудь образ (шишка похожа на ёжика, веточка на змейку, листик на рыбку и т.д.). Природный материал хорош и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон. С одной стороны каштан похож на черепашку, с другой на котенка. Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только формы и цвета, но и фактуры: колючий или мягкий материал, шершавый или гладкий. Угадывание и фантазирование очень увлекательно и полезно, но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу – развивать задуманную тему и воплотить ее в конкретной поделке.

Если замысел интересен и возникает легко, значит, ребенок способен видеть подготовленный для поделки природный материал таким, какой он в своей природной форме, и таким, каким может стать в результате творчества. Если он замечает и чувствует, каким образом можно изменить природную форму, то легко сможет выбрать технику обработка материала и создать поделку нужным способом. Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд на вещи, взгляд, который помогает ему решать разные творческие задачи:

- всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура);

- видеть интересный образ – на что похоже или на что может быть похож при соответствующей обработке;

- создавать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме то, что не достает до воплощения замысла.

- рассматривать в близи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать недостатки, по возможности исправлять их;

- рассказывать о поделке или сочинять по ней истории.

Аппликация из засушенных листьев

В процессе обучения детей аппликации из готовых растительных форм развивается образное мышление, чувство цвета, формы, композиции, пространственные представления (пропорции. размер), воображение, зрительная память, умение видеть и создавать целое из частей (деталей).

К свойствам засушенных растений, следует отнести разнообразие цвета, форм и размеров. К нежелательным их свойствам относиться ломкость. Вот почему надо стараться не изменять форму растений или изменять незначительно (разрезать пополам, отрезать уголок), учить видеть в природе то, что требуется для той или иной детали при создании образа.

Для аппликации используются листья деревьев и кустарников, травы, лепестки крупных цветов.

При составлении композиций часто требуются стебельки, их можно заготавливать отдельно. Лучше всего подойдут стебли одуванчика, слегка увядшие они принимают форму. Кроме того, толстый стебель легко расщепляется на более тонкие, они хорошо засушиваются, и легко наклеиваются на фон.

Можно засушить кожуру банана (дает черный цвет).

 

Правила сбора и засушивания растений

  1. Собирать растения нужно в сухую солнечную погоду днем.
  2. Для засушивания рекомендуется использовать бумагу, хорошо впитывающую влагу, например газету, сложенную в несколько раз.
  3. Растения располагают в один слой на плоскости газеты.
  4. Газеты с засушиваемыми растениями чередуют с газетами, служащими в качестве прокладок. Сверху положить груз.
  5. Сушить растения приблизительно 10 дней.

Приступая к аппликации, следует знать следующие правила.

  1. Фон, основа аппликации, должен быть толще и плотнее деталей. Лучше использовать картон.
  2. Использовать только качественно засушенные растения.
  3. Наклеивать детали всей поверхностью на клей ПВА, клей наносить мягкой кистью
  4. Использовать детали растений разные по цвету, форме, величине.

Мозаика из засушенных растений

Кроме аппликации из готовых форм, детям доступна мозаика из крошки,

ломаных растений и соцветий вязи.

Материалы и инструменты:

- сухие растения, размельченные до крошки пальцами и разложенные в разные емкости по цвету: желтые, красные, коричневые, зеленые и др.;

- белые или цветной картон, чертежная бумага для фона;

- густой крахмальный клей;

Порядок работы.

1. Карандашом нанести на фон конторы того или одного образа. Можно

перевести готовый рисунок через копировальную бумагу или использовать

рисунки из книжек для раскрашивания, но они не должны быть мелкими и

перегруженными обилиями деталей. Выбирать нужно формы с несложным силуэтом

2.  Необходимо с детьми обсудить цвет деталей (дети даже могут раскрасить их на фоне цветными карандашами).

3. Дети готовят крошку из сухих растений разного цвета, размельчают их

пальцами, и раскладывают в разные емкости.

4.  На каждую деталь наносится клей (густой крахмальный клей), и вся поверхность засыпается крошкой , накрывается белым листом писчей бумаги

и прижимается руками или прокатывается скалкой (цилиндрической палочкой). Бумага снимается, и те крошки, которые не соприкасались с клеем, стряхиваются.

5.  Контур по аппликации уточняется: крошки сдвигаются внутрь, при этом

линия контура должна быть закрыта растительной крошкой.

6.  Сушка изделия под прессом.

7.  Внесение элементов творчества: дорисовать листочки, добавить рисунок

клубники, персики, огурцы, или другого предмета и по знакомой технологии

заполнить изображения растительной крошкой того иного цвета.

Так происходит заполнение крошкой всех деталей образа.

Аппликация из семян ясеня и клена

Использование в аппликации крупных семян,  как готового модуля реальным

образом развивает мелкую мускулатуру пальцев.

Крылатки - это сухие плоды растений с крыловидном придатком околоплодник (ясень, семена остролистного клена и клена американского). Хранить этот материал надо в картонный коробках. Из них можно делать красивые цветы, конструировать зверей, птиц, рыб.

Материалы и инструменты:

- крылатки (семена ясеня и клена);

- засушенные мелкие листья и травы;

- фанера, тощенька, поперечный спил дерева, оргалит, картон или

  бархатная бумага - для фона;

- белая писчая или рисовальная бумага;

- тушь для тонирования;

- клей ПВА;

- циркуль (или шаблоны) – для разметки кругов (основы цветов);

- маленькая кисть - для клея;

- губка для тонирования тушью;

- карандаши - для разметки по шаблонам;

- ножницы.

Порядок работы.

1. Подготовить семена к наклеиванию  (отрезать утолщенную часть с семенем или сохранить их форму без изменений).

или сохранить их форму без изменения).

2. Разложить семена на приготовленном заранее фоне.

3. Наклеить семена в соответствии с задуманным образом.

4. Дополнение к композиции внесение элементов творчества.

5. Оформление работы.

Аппликация из семян тыквы, кабачков, арбуза, дыни, подсолнечника.

Ежегодно природа заботится о воспроизведении своих даров с избытком, и

мы можем воспользоваться ее добротой и позаимствовать для творческой работы; дыни, арбузы, тыквы и др. Эти одинаковые модули как будто созданы для воспроизведения формы цветов, веток, колосьев и т д. Перечисленные выше семена (кроме подсолнечника)  нужно хорошо промыть в кипятке и просушить, разложив на газете. Затем разместить в картонных коробочках по видам.

Так же в коробке раскладываются и семена подсолнечника. Хранятся они

таким образом, в течение много лет.

Лесные скульптуры

Для создания лесной скульптуры не нужно быть скульптором. Главное – уметь смотреть, всматриваться, подмечать, фантазировать. В лесу на каждом

шагу груды сокровищ, но не всякий может их заприметить, разглядеть, тут нужно особое видение. Этому нужно научиться и научить детей. В работе можно использовать следующие природные материалы: плоды, ветки, кору и корни деревьев, древесные грибы. Собирая их, ребенка знакомим с их видами, свойствами, происхождением.

Шишки – это плоды хвойных деревьев. Они бывают разной величины формы и цвета. Например: сосновые, еловые, ольховые, кедровые – всех видов не перечислить. Из шишек можно делать множество поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека, хорошо склеиваются друг с другом штырьками или сцепляются чешуйками.  Хранить шишки нужно в сухом прохладном месте, они не портятся и собраны однажды, пригодны для работы в течение многих лет. Для соединения их в изделие используется клей ПВА или столярный.

Хвоя. Для подделки игрушек, например, ежа, коготков кошки, усиков бабочки подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года.

Древесная кора различается по виду, фактуре, толщине и цвет. Ее свойства зависят от вида и возраста дерева. Снимать ее с живых деревьев категорически запрещается, это губит дерево. Дома кусочки коры, снятые с

пней или поваленных деревьев, нудно опустить на несколько минут в кипяток, а вынув, осушить и хранить в сухом прохладном месте. Кора деревьев часто используется в качестве подставок для лестных миниатюр.

Береста – кора березы одна из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая. Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены. Береста, снятая с трухлявых берез очень тонкая, и с  внутренней стороны бывает с разных цветов: коричневая с оранжевыми пятнами, розовая, черная, красная. Это заслуга жуков короедов. Собрав бересту нужно щетинной кистью, смахнуть то, что налипло с обеих сторон, разложить листы бересты, друг на друга, прижать прессом, чтобы они не свернулись в рулон, и оставить то той пары, когда они понадобятся.

Древесные грибы (трутовики) на осине маленькие, кругленькие, как обезьяньи мордочки, на дубе - крепкие, разные по цвету и причудливые по форме. А вот березовые - самые не прочные через год - два они превращаются в кучку черной пыли. Из трутовиков можно извлечь пользу, выделывая чудесные скульптуры и прекрасных девушек, и лукавых лесовиков, и подставки под композиции. Гриб - трутовик надо прокипятить в кастрюле минут 10, иначе из него могут выползти различные насекомые. Соединять между собой грибы штырьками (сухими веточками), а для них шилом делаются небольшие отверстия. Для прочности туда добавляют немного клея.

Каштаны и желуди. Каштаны – плоды дерева с таким же названием, а желуди - плоды дуба. Их собирают в сентябре - октябре, когда они созрев,

сами падают на землю. Жёлуди надо брать вместе с чашечками, на которых они держатся и которые являются замечательным материалом для подделок. При сборе надо обращать внимание на величину и форму плодов. Дело в том, что и жёлуди , и каштаны могут быть в подделки и главой, и туловищем - все зависит именно от формы или величины.

Созревшие жёлуди и каштаны после сортировки лучше сразу проколоть шилом в местах возможного соединения их с другими материалами или друг с другом. У пересыщенных плодов кожура ломкая, а сам плод очень твердый. Его трудно прокалывать. Замачивание на несколько часов в воде немного размягчает их, но не облегчает прокалывания отверстия для скрепления. Как правило, скульптура из каштанов и желудей закрепляют на  подставках из коры или древесных грибов. Обязательным условием является прочность соединения, поэтому на штырьки с обоих концов вклеиваются внутрь любого материала клеем ПВА.

Орехи.

Пора созревания август – сентябрь. Лесные орехи служат материалом для голов забавных человечков. Прокалывать их нужно раскаленном огне  шилом, это делают взрослые. Кедровые орешки используются в скульптуре как клювы, кулачки, туфельки и т.д. Они легко прокалываются шилом и приклеиваются клеем ПВА.  Из зеленных орехов получаются оригинальные фигурки животных. Кожура у них пористая и не твердая, без труда прокалываться и не твердеют при высыхания. Грецкие орехи используют чаще всего в виде половинок. Целый орех раскалывают ножом, отверстие для соединения с другими природными материалами прожигают раскалённым шилом. Скульптура редко создается из орехов. Они хорошо сочетаются с другими природными материалами, соединяются с ними веточками, штырьками и клеем.

Сухие ветки деревьев бывают разного цвета, толщины. Фактуры, имеют

изогнутую или изломанную форму, что делает их незаменимом материалом

в любых подделках. Именно они порой создают выразительность и характерность образа. Они режутся ножницами, ножом или отпиливаются лобзиком. Заострить концы веточек можно потерев их о напильник или наждачную бумагу.

Важным отделочными материалом являются семена деревьев, цветов, овощей, например:  ясень, липа, сосна, акация, дыня, арбуз и т.др. В лесной скульптуре они используются в качестве различных деталей, становясь глазами, носами, ушами, или кулачками забавных человечков, животных разных сказочных персонажей . Они могут служить также для создания фона на подставке. Задача взрослого заключается в том, чтобы научить ребенка видеть специфику материала и конструировать из него, создавая неповторимые образы.

Поделки из соломы

Август. Время созревания и жатвы хлебов. Солома (полые стебли злаковых

растений, оставшиеся после обмолота) отливают золотом, медью, бронзой.

Пшеничная – бледно золотистая, ржаная – ярче, овсяная горит червонным

золотом. Солому называли крестьянским золотом, котором природа одаривала земледельцем. После уборки урожая солома обувала и одевала

крестьянина, утепляла его дом, была его постелью. Ею крыли крыши, она шла на корм и подстилку скоту, из нее изготавливали шляпы, картины, повестки, корзины, делали украшения, чучело на масленицу. Солома обладает высокими художественными достоинствами. Ее золотистый цвет и блеск сродни солнечному цвету. А зависят цвет и оттенки от того, как падают цветовые лучи, которые отражаются от мельчайших бороздок продольных волокон.  

Подготовка старой соломы к обработке

Свежесрезанную солому обрабатывают сразу, старую надо вначале подготовить к обработке.

Сначала у соломы надо снять оболочку (рубашечку). Если у старой соломы

она не снимается или плохо расправляется, солому опускают на 15-30 минут

в теплую воду, затем дают воде стечь, снимают оболочку, раскладывают на

тряпке или листе бумаги и подсушивают. Соломенные трубочки без оболочки заливают горячей водой и оставляют на сутки или кипятят 30-60 минут. Для размягчения соломы и придания ей желто - золотистого цвета, трубочки можно кипятить в содом растворе (одна ч. л. питьевой соды на один литр воды). Кипятить следуют 15-20 минут. При длительном кипячении

солома может изменить цвет и потерять цвет. После кипячения солому прополаскивают проточной воде. Подсушивают солому на воздухе. Пересыщенная солома обрабатывается хуже: ее трудно разглаживать, ленты получаются ломкими и расщепляются на более узкие полоски.

Обработка соломы

У каждой соломины ножницами вырезают узелки на стебле. С полученных

полых трубочек снимают рубашечку, разрезают с одной стороны вдоль иглой, шилом или острым концом ножниц, кладут на рабочую доску и тупым ножом или линейкой осторожно, но с нажимом снимают волокнистую мякоть по всей длине внутренней поверхности. При таком проглаживании трубки становятся ленточками.

 Ширина лент у разных злаков различная: самая узкая – у ячменной соломы, самая широкая у некоторых сортов овса, ржи.

Для аппликации из соломы потребуются следующие материалы и инструменты:

- солом;

- клей ПВА;

- мягкая кисть для клея;

- основа (бархатная бумага, картон, фанера, оргалит;

- белая писчая бумага в качестве основы для наклеивания соломенных ленточек;

- острые ножницы;

- линейка;

- карандаш.

Порядок работы.

1. Приготовить рабочий стол.

2. Создать эскиз будущей картинки.

3. Скопировать рисунок на белую писчую бумагу.

4. Подготовить основу.

5. Наклеить приготовленные соломенные ленточки (вплотную друг к друг) на лист, из которого будут вырезать все детали аппликации. Клей должен быть нанесен на всю поверхность ленты с изнаночной (матовой) стороны. Далее нужно прогладить и прижать каждую ленту к бумаге линейкой. Удалить лишний клей. Полученный соломенный лист должен представлять собой единую пластинку.

6. Прорисовать карандашом на копии эскиза направление продольных волокон на каждой детали. Следует постараться, чтобы на соседних или смежных деталях направление волокон не совпадало. То же самое необходимо сделать и на оригинале.

7. Разрезать бумажную копию эскиза на детали. Каждая деталь – это шаблон, его нужно в перевернутом виде разметить хорошо заточенным карандашом на изнаночной стороне соломенного листа. Все детали соломенного листа укладываются экономно, но с учетом требований к расположению волокон.

8. Вырезать размеченные детали из соломенного листа точно по линиям разметки и разложить их на бумажном оригинале для контроля и подгонки.

9. При необходимости выделить детали более темным цветом, для чего положить их на доску и горячим утюгом прижечь до получения желаемого эффекта.

10. При необходимости в деталях можно вырезать фрагменты – например, окно. Это делается маленькими ножницами по направлению волокон. Ненужная часть детали удаляется, а разрез после приклеивания будет незаметен.

11. Перед наклеиванием на основу нужно провести визуальный контроль, для чего расположив детали на основе, проверить точность формы деталей и их размер.

12. Поочередно наклеить на основу детали, встык друг к другу или на небольшом расстоянии менее миллиметра, в соответствие с эскизом.

13. Для украшения картины можно сделать несколько накладных деталей.

14. Оформить картину.

Аппликация из тополиного пуха.

Работа с тополиным пухом не требует сложной подготовки, материальных затрат и имеет простую технологию, доступную детям.

Тополиный пух нужно собирать, снимая прямо с дерева зеленые грозди с маленькими коробочками, в которых спрятаны семена в пушистой упаковке. Их надо положить в картонную емкость и через несколько дней коробочки сами раскроются, получиться чистый, без примеси пыли и грязи белый материал для создания аппликации. Тополиный пух не портится и в работе с ним можно работать весь год. Белый цвет, легкость и способность налипать на ворсистую поверхность делает его привлекательным и доступным в обработке. Основой может быть бархатная бумага темного цвета – к ее ворсинкам прочно прилипает пух, или наждачная бумага, которая тоже хорошо задерживает его на своей поверхности.

Чтобы определить сюжет будущей аппликации, нужны черно-белые иллюстрации. Затем можно приступать к исполнению картины тополиным пухо, то есть закрывать белым пухом то, что на рисунке белое и оставлять цвет фона на тех участках, которые на графических изображениях темные. Белый цвет может быть разным по интенсивности, то есть если фон совсем не просвечивается, то цвет остается чисто белым; если пуха не толстый и не плотный, то фон просвечивается через него, дает оттенки изображения. Таким образом, передаются светотени. Пейзажи, портреты, натюрморты становятся объемными.

Материал и инструменты:

- тополиный пух;

- темная бархатная бумага или наждачная (для фона);

- зубная щетка;

- шило;

- карандаш;

- трафареты.

Порядок работы.

1. Рассмотреть рисунок и сделать карандашом едва заметно эскиз на фоне – чаще всего это лишь контур главной детали.

2. Направление ворсинок (зависит от темы рисунка). Например: ствол дерева – расположение пуха вертикальное. Шерсть у животных может располагаться по разному: по кругу или в стороны, или сверху вниз. Щетка и шило помогут это сделать.

3. Постепенно накладывается пух, меняя интенсивность белого цвета. Плотные белые линии делаются из жгутиков, скрученных из пуха пальцами и прижатых к фону. Точки, плотные круги сначала тоже формируются руками (скатываются в шарики, комочки) и только потом накладываются на фон.

4.  Далее надо накрыть аппликацию листом бумаги и хорошо прижать через нее пух, осторожно не сдвигая лист бумаги. После этого  посмотреть на изделие со стороны, сравнить с образцом, и если необходимо, то проработать еще щеткой иглой.

5. Для работы с детьми используется трафарет. На бумаге, в середине листа, вырезается контур изображения и накладывается на фон (например, гриб).

Таким образом, пух не попадает никуда, кроме самого изображения. Потом трафарет убирается и получается четкий ровный силуэт предмета.

Кроме тополиного пуха можно использовать вату. Если ее покрасить и высушить, то картина получиться цветной. Картинку нужно вставить в рамку под стекло. Так аппликация лучше сохраняется, и работа приобретает законченный вид. Эта технология аппликации доступна дошкольникам и школьникам.

Аппликация из опилок и песка

Удивительные работы получаются из опилок и песка. Это интересный и податливый материал. Он позволяет открыть новые возможности в творческой работе.

Материал и инструменты:

- опилки, речной песок;

- клей ПВА;

- кисть для клея;

- картон или оргалит (для основы);

- гуашь, акварель или акриловые краски

Принципы работы.

На картоне сначала выполняют рисунок, на отдельные контуры которого наноситься клей, а на клей накладывают опилки или песок. Не приклеенный песок или опилки стряхнуть. Если необходимо придать объем, наклеивают несколько слоев  по рисунку, тогда детали станут выпуклыми. После высыхания, согласно рисунку,  работу можно покрасить в разные цвета. Для этого используются различные краски (гуашь, акварель, акриловые краски).

Можно покрасить и отдельно опилки. Краску разводят в воде и в этот раствор засыпают опилки. Выдерживают 15-20 мин., вынимают и просушивают, постоянно перемешивая. После высыхания раскладывают по цветам в коробочки.

Аппликация может быть предметной, сюжетной и декоративной. Составленный эскиз должен быть достаточно прост и лаконичен

Тематический план

Кол-во

занятий

Тема занятия

Цели и задачи занятия

Оборудование и наглядный материал

1.

1.

1. Вводное занятие

- Дать детям понятие, что такое природный

материал; рассказать о способах сбора природного материала;

- провести разъяснительную беседу  о необходимости   бережного отношения к природе;

-  учить детей видеть красоту природы, восхищаться ею.

- рассмотреть некоторые виды природного материала, наиболее часто используемого для  изготовления различных поделок, рассмотреть поделки.

- Книги с цветными иллюстрациями;  

- готовые поделки из природного материала;

- гербарий;

- природный материал (шишки, желуди, мох, камешки, семена и др.)

2.

4.

Аппликация из засушенных растений

Темы:

- «Листопад»

- «Осенний лес»

- Узоры из листьев.

- «Ваза с осенними листьями».

Домашние и дикие животные, насекомые, сказочные герои:

- "Ежик с яблоком"

- «Рыбка»

- «Бабочка»

- Научить детей работать с засушенными растениями (аккуратно наклеивать на лист бумаги), грамотной компоновке, чувству ритма, гармонии, целостности.

- развивать чувство композиции, цвета, формы, художественного и пространственного мышления, воображения и творческих способностей;

- развивать мелкую моторику;

-воспитывать художественный и эстетический вкус,   любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

- Образцы флористики, готовые аппликации, схемы;

- заготовленные сухие растения, листья, цветы;

- ножницы;

- клей ПВА;

- картон или плотная бумага;

- кисть для клея, салфетки;

3.

4.

Аппликация из круп (круп, песка и опилок).

Темы:

- «Мышка норушка»

- «Гриб боровик»

- «Коты на крыше»

- «Подводное царство»

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации из круп (песка и опилок);

- побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью крупы;

- продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом;

- развивать художественное воображение и эстетический вкус;

- развивать моторику и тактильные ощущения.

-

- Крупы (песок или опилки);

-  лист картона с нарисованным контуром;

- клей ПВА;

- кисть для клея, салфетки;

5.

Аппликация из семян тыквы, кабачков,  дыни, арбуза, подсолнечника, семян ясеня и клена

Темы:

- Узоры из семян арбуза и тыквы.

- Цветы, колосья, узоры из различных семян.

-  Образы животных.

-  Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации из семян;

-  учить детей делать поделки по рисунку;

- учить аккуратно пользоваться клеем, наклеивать семена на лист бумаги, прижимая салфеткой;

- формировать умение работать в коллективе, воспитывать чувство товарищества;

- развивать моторику и тактильные ощущения.

воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

- Образец аппликации;

- семена арбуза,  кабачка, тыквы, подсолнуха, дыни, перца, клена,  кукуруза, зерна пшеницы, ржи и др.;

- бархатная бумага, цветной картон, чертежная бумага;

- клей ПВА;

- небольшая палочка или спичка для нанесения клея капельным способом;

- салфетка.

4.

4.

Игрушки из леса

(изготовление объемных поделок из природного материала).

Темы:

- «Мишка из леса»

- «Пингвин на льдине»

- «Грибочки»

- «Ёжик»

- «Совушка»

- Обучать детей навыкам работы с природным материалом;

- учить изготавливать простые игрушки-самоделки;

- развивать умение скреплять детали с помощью пластилина,  дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа;

- совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки, выбирать подходящий природный материал;

- воспитывать интерес к работе с природным материалом;

- развивать творческое воображение, фантазию, терпение;

- учить детей делать поделки по рисунку.

- различные шишки, желуди, каштаны, веточки, мох и другие лесные находки;

-  пластилин;

- проволока, спички;

- клей ПВА;

- кисточка для клея

5.

Выставка работ из природного материала.

- Подведение итога работы.

 

Список литературы

1. «Природные материалы на уроках труда в начальных классах»

     Ф.П.Филенко – Издательство «Просвещение» Москва» - 1971г.

2. «Что можно сделать из природного материала» Э.К. Гульянц, И. ЯБазик

    - Издательство «Просвещение» - 1991г.

3. «Чудесные поделки. Мастерим вместе с детьми» О.В. Пойда

    – ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - 2013г.

4. «Мастерилка», Учебно-методическое пособие. А.В. Жиренкена

    - Издательский дом «Карапуз».

5.  «Художественный труд в детском саду. Экопластика» И.А. Лыкова

     - Издательский дом «Карапуз» - Москва 2008г.

6. «Энциклопедия творческого развития» А. Далидович, И. Карленок

     - ЭКСМО - 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" дополнительного образования для детей 9-14 лет

Программа «Изобразительное искусство и художественный  труд» предназначена для освоения в учреждении дополнительного образования и рассчитана для  изучения детьми 9-14 лет. Срок изучения дан...

Индивидуальная программа обучения для детей с ОВЗ (тяжелая умственная отсталость)

Программа содержит пояснительную записку и содержание программы по предметам, тематическое планирование....

Учебная программа "Обучение плаванию детей 9–10 лет индивидуальному обучению, по состоянию здоровья "

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.Актуальность данной про...

Художественный труд из природного материала

Доклад по художественному труду из природного материала в детском саду...

Дополнительная программа «Обучение детей художественному труду из природного материала»

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству. Природа пробуждает ...