Дополнительная программа по конструктивной деятельности с детьми.
рабочая программа

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Московской области «Чеховский социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистёнок»

Дополнительная программа по конструктивной деятельности с детьми

Составила: педагог дополнительного образования

Райчева Марина Владимировна

Актуальность программы.

В настоящее время конструированию уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.

Прежде всего, конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность - в новых знаниях об окружающем мире.

Конструирование также имеет большое значение для формирования правильной речи и письма в будущем, ведь оно способствует развитию мелкой моторики рук. Для развития моторики ребенка очень полезно собирать из блоков детского развивающего конструктора различные предметы.  Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат. И чем больше ребенок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приемы для достижения результата. В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки.

Детское конструирование – это один из видов художественно изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). 

Конструктор Лего стимулирует практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению.

Игры с различными настольными конструкторами, способствуют развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.

При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребенок, прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять педагогу. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели и задачи:

Цель: развитие конструктивных, познавательных и творческих способностей средствами конструктивной деятельности.

Задачи:

1. Образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);

2. Развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);

3. Воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Типы конструирования.

1. Техническое конструирование – это действие практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение простейших моделей из строительных деталей.

Виды конструирования:

- конструирование из строительного материала;

- LEGO конструирование;

- конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы

крепления;

- конструирование из геометрических фигур.

2. Художественное конструирование.

Виды  конструирования:

- конструирование из бумаги;

- конструирование из бросового материала.

Принципы программы.

  

-  от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности 

- использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Методы и приемы работы.

- рассматривание схем;

- методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью);

 - методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; чтение художественных произведений создание ситуации творчества);

- объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение;

- совместной деятельности;

- игровые приемы;

- поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи

средствами ручного труда и изобразительного искусства;

- прием показа способов деятельности;

- рассказ педагога и рассказы детей;

- сочинение историй;

- анализ и самоанализ.

- создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия

художественного образа.

- консультации, беседы, обучающие занятия с родителями;

- организация конкурсов, выставок на базе Центра;

- участие в творческих выставках, городских и областных фестивалях детского творчества.

Формы  организации обучения.

- конструирование по образцу;

- конструирование по модели;

-  конструирование по условиям;

- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

- конструирование по замыслу;

- конструирование по теме.

Предполагаемые результаты

- Выполнять требования безопасного труда.

- Строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца или словесной инструкции.

- Создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу, карте – схеме, инструкции или замыслу.

- Самостоятельно определять этапы будущей конструкции и творчески реализовывать свои собственные замыслы.

- Видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением.

- Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали.

- Сооружать устойчивые, симметричные конструкции;

- Работать в парах и группах, общаясь в процессе работы.

- Использовать в речи конструкторские и технические термины.

- Передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO.

- Создавать простые движущиеся конструкции.

- Различать и называть детали конструкторов

- Объединять постройки по сюжету и обыгрывать их.

- Подбирать материалы для изготовления поделки.

- Освоить технологию изготовления поделок из бумаги и картона. из бросового материала. 

- Оценивать свою работу и работу других детей.

- Выполнять поручение педагога, данное в устной форме.

Используемый материал.

Техническое конструирование.

- настольный строительный материал представляет (куб, цилиндр, призма и т.д.);

- конструктор LEGO;

- конструктор «Липучки»;

- плоский настольный, магнитный геометрический конструктор;

-  игра «Колумбово Яйцо»;

- игра «Волшебный круг»;

- игра «Танграм

- конструктор пластиковый "Мелкие снежинки"

- конструктор пластиковый "Multiform"

- Конструктор "Строительные палочки"

- разноцветные шарики Банчемс

Необходимы предметы для художественного конструирования.

- цветная, бархатная бумага;

- цветной картон;

- нитки разной структуры;

- клей;

- ножницы;

- карандаши, фломастеры;

- линейка, ластик;

- краски и кисточка;

- различные кусочки ткани, мешковины, кожи, мех пряжи;

- тесьма, бисер, бижутерия;

- пластилин;

- салфетки разных цветов

- многое др.

Дидактический  материал

- иллюстрации;

- альбомы с фотографиями построек;

- образцы готовых поделок;

- шаблоны и схемы;

- дидактические игры;

- схемы построек.

Деятельность в рамках программы.

1. Проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми с учетом  их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Организация выставок детского творчества на базе Центра.

3. Участие в творческих выставках, городских и областных фестивалях детского творчества детей с ограниченными возможностями.

4. Организация конкурса семейного творчества «Мама, папа, я – творческая семья». Консультации, беседы, обучающие занятия в родительском  клубе «Вера, надежда, любовь».

Методы и приемы.

- использование игровых моментов (дидактические, подвижные, развивающие игры);

- использование наглядного материала (картины, схемы, образцы, рисунки) и дидактического материала;

- словесный метод (беседы, объяснение, познавательный рассказ)

- метод наблюдения;

- обследование предмета;

- показ выполнения работы.

Содержание программы.

1. Конструирование из строительных наборов.

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы друзей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели.
Правильно организованные игры со строительным материалом способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, такие процессы мышления как анализ и синтез, умение сравнивать, такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, умение правильно ориентироваться в пространстве.

Занятия со строительным материалом развивают мелкую моторику рук, тем самым улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивает координацию движения.

        

Мягкий конструктор.

В процессе игры дети развивают воображение и креативные идеи.

Блоки конструктора мягкие, поэтому конструирование из блоков абсолютно безопасно. 

2.Конструирование LEGO.

Конструктор позволяет решать многие задачи из разных образовательных областей. Его можно считать универсальным. Лего-конструктор обладает многофункциональностью, вариативностью применения, учитывает особенности возраста (для малышей – мягкий и большой набор, наборы с небольшим количеством деталей средней величины, для старших – мелкие детали). Кнопочное крепление делает постройку устойчивой и крепкой, что, несомненно, также является важным достоинством этого конструктора и повышает мотивацию по его использованию.

3. Конструирование из различных конструкторов.

Конструктор Мозаика состоит из круглых плоских фигур с прорезями для соединения. Конструкторы - это занимательные развивающие игры на восприятие цвета, формы и величины у детей, начиная с раннего возраста. Развивают комбинаторные способности и пространственное воображение. 

Конструктор пластиковый "Мелкие снежинки"

Из необычных разноцветных фигур ребенок может построит все, что ему вздумается. Элементы легко скрепляются между собой и могут образовывать любые формы. Увлекательная игра не только развивает воображение, но и способствует развитию образного и логического мышления, цветового и эмоционального восприятия, мелкой моторики и тактильных ощущений. Детали изготовлены из высококачественного пластика, безопасного для детского здоровья. Для детей старше 3 лет.

Конструктор пластиковый "Multiform"

Конструктор пластиковый "Multiform"- это занимательная развивающая игра. Складывая конструкции по рисунку или самостоятельно, ребенок развивает внимание и зрительную память, пространственное воображение и мелкую моторику, сообразительность и творческую фантазию. Детали конструктора выполнены из цветного безопасного и нетоксичного пластика. Они легко и надежно крепятся друг к другу

                     

Конструктор «Строительные палочки»   (для детей от 6-7 лет).

Интересный конструктор с пластмассовыми деталями. Это  цветные бруски волнообразной формы и разной длины. Бруски ярких цветов, гладкие, приятные на ощупь. Занятия с этим конструктором развивает фантазию и мелкую моторику, пространственное мышление; можно строить по образцу или придумывать свои модели; хорошо применять на занятиях по цветовосприятию или в изучении геометрических фигур, счете. Хорошо использовать для самомассажа (катание палочек между ладошками).

       

Коврик - трансформер (мягкий цветной). Одной из разновидностей детских конструкторов являются детские напольные пазлы в виде коврика или мозаики. Играть с ними можно только на полу из-за больших размеров деталей.

Напольные пазлы имеют следующие преимущества: детали крупные, поэтому их могут складывать даже малыши; развивают аккуратность и внимательность, усидчивость

Разноцветные шарики Банчемс (конструктор-липучка) это разноцветные шарики-репейники из мягкой пластмассы, которые крепятся между собой по принципу липучки. Элементы просто сцепляются при соприкосновении друг с другом. По внешнему виду они напоминают креативный репейник, сделаны они из пластика, по всей площади находится бесчисленное количество маленьких крючков. Это конструктор-липучка, из которого можно собирать всевозможные фигуры, на какие только хватит фантазииМячики диаметром 1,5 сантиметра прикрепляются друг к другу легким нажатием, плотно держатся, но при желании легко отсоединяются для того, чтобы собрать новую фигуру. Этот конструктор очень легко собирается и разбирается.

Из них можно создавать различные объемные конструкции. Играя с этим конструктором, ребенок может построить большое множество разнообразных моделей: машинку, медвежонка, разные домашние животные или объекты живой и неживой природы. Развитие посредством игры с необычным «липким» конструктором вдвойне интереснее. Можно научить ребенка различать цвета, животных, насекомых, геометрические фигурки и многое другое. Собирая конструктор самостоятельно, ребенок тренирует мелкую моторику пальчиков и воображение, фантазию. Во время игры с этим конструктором раскрывается творческий потенциал ребенка и формируется восприятие понятий «частичка» и «целое» обеспечивает детям увлекательный досуг. Игра с этим конструктором способствует развитию усидчивости, пространственного и творческого мышления, фантазии, мелкой моторики, настойчивости, внимательности и других ценных качеств.

4. Конструирование из геометрических фигур.


 Игра «Танграм».

Для развития мышления и воображения ребенка можно использовать различные средства и способы, одним из которых является игра танграм. Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Сама головоломка пришла к нам из древнего Китая, и уже тот факт, что ей более тысячи лет, говорит о том, что она увлекательна и полезна. Слово, несколько непривычное для носителей русского языка, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Этой увлекательной и полезной головоломкой можно начинать в дошкольном возрасте. Детям будет интересно сложить домик, рыбку или котика из простых фигур, а красочные схемы помогут им не допустить ошибку.

Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…

Первый этап освоения игры Танграм предполагает знакомство с танами. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах, их сходстве и различиях. Развивается восприятие цвета, мыслительные операции анализа и синтеза.

Игровые упражнения, которые можно предложить ребенку на этом этапе:

- Сколько геометрических фигур у вас получилось?

- Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом, величиной»);

– «Раздели фигуры на группы»;

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов.

– Подумайте, во что можно «превратить» два треугольника; треугольник и квадрат и т.д.

– Проблемная ситуация: из каких фигур можно создать прямоугольник, (квадрат, большой треугольник и т.д.)Детям предлагается несколько образцов изображений..

– Задание на развитие творческого воображения с элементами соревнования «У кого какая конфетка (бантик, домик и т.д.) получится?».

Что у тебя получилась? Сколько фигур понадобилось? В какую сторону плывет моя рыбка? А твоя?».

Задание 2

Освоения игры Танграм предполагает развитие у дошкольников элементарных пространственных представлений, умений анализировать и воспроизводить несложные комбинации из танов, геометрического воображения.

Педагог вместе с ребенком определяет, что изображено на образце, какие фигуры понадобились для его создания.

Соберите из элементов танграма фигуру по образцу.

Работа выполняется по вариантам. Проверьте друг друга

Задание 3

А теперь соберите, понравившуюся Вам фигуру из предложенных, не озвучивая её. Давайте предложим гостям угадать, что у Вас получилось

«Высшим пилотажем» игры Танграм считается создание изображений по детальным, силуэтным либо контурным образцам

Задание 4

С помощью танов можно собирать не только фигуры, но и буквы и цифры. Рассмотрите примеры выкладывания цифр, выложите любую понравившуюся цифру. Озвучьте, что у Вас получилось.

Задание 5

Работы с танграмом предполагает более сложную, творческую работу, это составление сказок, рассказов, историй. Например – сказка «Теремок». Сначала вспоминаем сказку, затем распределяем роли с заданием и обыгрываем…

Использование в работе с детьми Танграмма служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции. Все эти навыки необходимы ребенку во время учебы в школе, да и во взрослой жизни…

Игра «Колумбово яйцо».

Головоломка, получившая название «Колумбово яйцо», внешне похожа на него. Это – овал. Он схематически делится на десять различных частей. А затем разрезается таким образом, что получается два больших и два маленьких классических треугольника, четыре элемента, похожих на треугольники, но с закругленными основаниями, два четырехугольника, один из которых также имеет закругленную сторону.

Из этих элементов создаются различные силуэты – предметы, птицы, животные, абстрактные картинки. Черепахи, пингвины, утки, голуби – это, пожалуй, самые популярные герои такой головоломки. А вот вариантов создания их бессчетное множество. «Колумбово яйцо» это – поиск нестандартных решений. Желательно, чтобы использовались все элементы овала. Ведь «Колумбово яйцо» предполагает сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками. Их умственная деятельность, направляется на анализирование сложных форм и воссоздание единой картины из различных частей. У них появляется привычка к умственному труду. Еще одним важным навыком, приобретаемым в ходе таких занятий, является усидчивость.

«Колумбово яйцо» помогает развивать у детей определенные качества:

- воображение;

- сенсорные навыки;

- пространственное представление;

- логика;

- сообразительность и смекалка;

- образное мышление.

Правила игры

Создавать силуэты следует, используя все имеющиеся части игры, соединяя элементы друг с другом. Важное условие: все геометрические фигуры не могут накладываться друг на друга, а идти стык в стык. Прежде чем приступить к этой части задания, рекомендуется хорошенько изучить каждый элемент. Произвести сравнительный анализ частей между собой. Необходимо объяснить  ребенку, чем они отличаются друг от друга, а в чем имеется схожесть. Затем начать вместе поиски того, на что они похожи.

Например, маленький треугольник с закругленным краем может стать крылом птицы. Большой четырехугольник – ее туловищем, маленький – головой и так далее. Для наглядности можно использовать заранее приготовленные фигурки птиц и животных. Их можно разделить на разноцветные участки, которые по форме будут схожи с элементами «Колумбова яйца». Предложите малышу сначала представить себе, что может получиться из предложенных элементов, и только потом приступайте непосредственно к созданию «картин».

 Игра «Волшебный круг».

Головоломка, состоитя из 10 плоских фигур, 6 из них округлой формы, а 4 это прямоугольные треугольники. Такие элементы удобно применять для составления фигур человечков, машин, птиц, ракет и других силуэтов. В игре ребенок научится анализировать и мыслить логически, развивается геометрическое и конструктивное воображение. Как и все игры-головоломки, «Волшебный круг» предназначен для развития творческих и интеллектуальных способностей дошколят и младших школьников. Игра заключается в конструировании разнообразных плоских силуэтов людей, животных, машин, цветов, предметов быта, букв, цифр и так далее. Их можно перенести на бумагу, дорисовать и раскрасить. Для составления силуэта нужно использовать все 10 элементов, без наложений одной на другую. Игроку придется анализировать ситуацию, представлять части составляемого предмета и находить способы их соединения

Конструирование из плоских геометрических фигур. 

Плоскостное моделирование для общего развития детей  дошкольного

возраста имеет  огромное значение.

Плоскостное моделирование для общего развития детей  дошкольного

возраста имеет  огромное значение.

Плоскостное моделирование для общего развития детей  дошкольного

возраста имеет  огромное значение.

Конструирование из геометрических фигур - универсальное занятие, способное увлечь детей разного возраста и темперамента. Младшим дошкольникам можно предложить просто поиграть деталями конструктора, внимательно их рассмотреть, попробовать рассортировать по тому или иному признаку (форме, цвету, размеру). Уровень сложности заданий должен расти вместе с ребёнком.

Более старших детей, в составлении изображений из плоских геометрических фигурок, привлекает возможность реализовать интересные образы, дать выход своим фантазиям. Дети с лёгкостью справляются с творческими заданиями, без представленного образца складывая из имеющихся деталей порой невероятно интересные схемы.

Спокойным, рассудительным, склонным к логическим рассуждениям дошколятам нравится работа с чёткими формами. Они с удовольствием выполняют словесные алгоритмы и радуются, получив осязаемый результат, визуализацию своего труда.

Комбинируя разные приёмы геометрического плоскостного конструирования, у детей развивается оба полушария детского мозга, чем благоприятно воздействуете на творческое и логическое мышление ребёнка.

Занятия с деталями геометрического конструктора можно организовать разными способами:

- повторить по образцу;

- выполнить по словесному описанию;

- самостоятельная работа.

Детям 2–3 лет предложить готовые шаблоны, помочь малышам повторить изображение из имеющихся деталей, обсудить, какие фигуры использовали.

Детям 4–5 лет можно дать набор фигурок и попросить их сложить простые изображения.

Например:

- Сделай ёлочку из трёх треугольников и прямоугольника.

- Сложи дом из трёх квадратов, треугольника и прямоугольника.

- Используй любые фигуры из набора, чтобы получить цветочек.

Когда малыш самостоятельно или с помощью взрослого  справится с заданием, обсудить, фигуры какого цвета и размера он использовал. Попросить ребенка обосновать свой выбор.

В старшем дошкольном возрасте дети способны создавать из геометрических фигур целые сюжетные картины. Предложить ребенку смастерить своими руками оригинальную поздравительную открытку, украсив её аппликацией из геометрических фигур.

Составление разнообразных конструкций (орнаментов, абстракций, простых изображений или даже целых сюжетных картин) из плоских геометрических фигур – это  эффективный ключ к всестороннему развитию воображения:

- знакомит с геометрическими фигурами, расширяет и закрепляет знания по этой теме;

- создаёт благоприятные условия для усвоения понятий «цвет», «форма», «размер»;

- развивает пространственное, абстрактное и образное мышление;

- стимулирует воображение;

- помогает раскрывать творческий потенциал;

- способствует развитию речи;

- тренирует мелкую моторику;

- улучшает зрительно-моторную координацию.


Организация детского конструирования из геометрических фигур.

Младший дошкольный возраст.

Первый этап — подготовительный к самостоятельной практической деятельности. Вначале ребенка подводят к пониманию функционального назначения элементов конструктора - строить изображение (делать картинки). Затем развивают интерес к практической деятельности и желание конструировать самостоятельно

Второй этап совместная конструктивная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения. Эта работа проводится с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.

Третий этап - реализация опыта конструирования различных изображений разной степени трудности (натюрморт из овощей и фруктов, снеговика, зданий, транспорта, людей, животных). Ребенок, с одной стороны, учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, сопереживая им, начинает испытывать эстетические чувства и использовать средства художественной выразительности. Возникает целостное познавательно-эмоциональное переживание, которое достигается за счет проживания ребенком различных ситуаций.

Проживание ребенком эмоционального настроения по поводу изображаемого объекта или события предшествует его анализу с помощью специальных средств. Переход от совместной к самостоятельной конструкторской деятельности происходит у ребенка постепенно, за счет увеличения доли его участия в построении изображения. На этом этапе детям предлагается не только дополнить, а самостоятельно что-либо сконструировать.  Одним из средств обучения детей конструированию является рисунок-схема. Схема передает контуры геометрических фигур, из которых состоит изображение (состав частей предмета). Схематическое изображение можно дать вместе с образцом для анализа предмета более сложной конструкции, например при построении изображения транспорта Схема должна быть изготовлена в одном масштабе с образцом. Это позволяет ребенку, в случае затруднения, вначале решить задачу путем накладывания деталей прямо на схему, совмещая их грани с контурами изображения. Этот прием используется обычно при переходе к более сложным изображениям, состоящих из большого количества разных по форме деталей. Схема помогает детям отрабатывать технику точного соединения элементов, выделять свойства предмета, более четко представлять себе его строение.

Четвертый этап - Ребенок продвигается по пути более точного понимания и переживания отражаемого события. Он переходит от конструирования предметных образов, к воссозданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок, например «Колобка». Это проявляется в возможности самостоятельно передавать основное содержание произведения, его главное событие и характерные особенности сказочных персонажей.

Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать выразительные средства, реализовывать замысел в материале, контролировать его осуществление.

Средний дошкольный возраст.

Первый этап - направлен на развитие детского воображения в процессе экспериментирования с элементами конструктора и достраивания блоков-каркасов (незавершенных расчлененных графических моделей), предполагающих широкий веер конструктивных решений.

На первых порах дети самостоятельно экспериментировают со знакомыми и новыми элементами конструктора, в процессе совместной и самостоятельной деятельности.

Второй этап направлен на развитие воображения и обучение детей преднамеренному произвольному характеру действий по построению выразительных изображений объектов определенных классов (деревья, люди, животные) с двух позиций (вид спереди, сбоку) и сюжетных композиций на фоновых изображениях.

Выразительность образа в конструкторской деятельности достигается выразительностью формы, детализацией изображения, передачей характерных сторон объекта и эмоциональным отношением к нему. Для этого важно научить ребенка анализировать строение предмета, выделять в нем составные части, определять их относительную величину, форму, взаимное расположение.

Третий этап - направлен на обучение детей построению изображений транспортных средств, зданий, декоративных композиций.

Обучение детей построению графических изображений проходит при использовании наглядных моделей разных типов, которые предлагаются детям в определенной последовательности. Сначала дети конструируют объект с использованием готовой схемы, выполненной в масштабе 1:1 с графическим изображением, и при затруднении в процессе строительства дети могут выкладывать элементы на готовую схему, размеры которой на следующих занятиях уменьшаются, и дети лишаются возможности использовать наложение элементов на готовую схему.

Элементы конструктора и разнообразные по цвету и форме рабочие поля позволяют строить декоративные изображения красивых подносов, ковров, платков, салфеток и др.

Перед началом конструирования узора необходимо провести предварительную работу рассмотреть образцы, расположенные на предметах, одежде, иллюстраций, выделить элементы, назвать их расположение (в центре, в углу, по краям). Обратите внимание ребят на то, что элементы повторяют.

Затем при знакомстве детей с действиями конструирования декоративного изображения сначала нужно предложить детям для рассмотрения несколько образцов декоративного узора, выполненных из элементов конструктора, дать возможность увидеть узор в целом, после выделить элементы, называет их месторасположение (в центре, в углу, по краям), обратить внимание на их повтор.

Четвертый этап - Направлен на обучение детей, заранее обдумывать тему будущей композиции, намечать цель деятельности и конструировать по собственному замыслу сюжетные композиции по одному из эпизодов знакомых сказок с опорой на пространственную схему (или без нее), узнавать ситуацию сказки, представленную в ней.

Для детей данного возраста необходимо конкретно формулировать содержание каждой темы Важно научить его изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передавать его позу (сидит, стоит, лежит), состояние души и настроение (веселый, грустный, испуганный, спокойный и т. д.), что достигается цветом и прорисовкой деталей. Выразительность образа достигается и за счет изображения некоторых деталей (одежда, длинный нос, борода). Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами.

Старший дошкольный возраст.

В работе со старшими детьми   конструктор дополняется новыми элементами (полумесяц, трапеция и т.п.), также для увеличения творческих возможностей детей предлагается использовать в работе различный «бросовый материал» - нитки, ткани, мех, пуговицы и т.п.

5. Работа с бросового материала.

Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.

Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с разными бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Украшая свои изделия, дети приобретают определенные эстетические вкусы.

Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти у себя дома. Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. Таким образом, поделки из бросового материала помогут детям  ценить каждую мелочь. И главное — включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал. Кроме того, давая «вторую жизнь» пластиковым бутылкам, мы уменьшаем количество мусора на нашей планете. А ещё этот материал для творчества достаётся нам совершенно бесплатно.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Работу с бросовым материалом с детьми лучше всего начинать с 5-6 лет.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя. Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

1.  для игр детей;

2.  для украшения интерьера группы, дома;

3.  их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:

1. Должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию).

2.  Тщательно промытым и высушенным.

3.  Доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.).

Цель.

Развивать сенсомоторные умения детей на основе использования разнообразных материалов

и нетрадиционных техник при работе с ними.

Задачи.

- показать разнообразные приёмы работы с бросовым материалом;

- направлять познавательный интерес на предметы и трудовую деятельность;

- создавать условия для творческой деятельности детей;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса;

- развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе;

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

Виды деятельности.

1. Поделки из фантиков

С помощью конфетных фантиков можно создавать оригинальные, индивидуальные поделки на разную тематику. Использовать можно из разного материала обертки от конфет (крафт-бумага, фантики с фольгой или без). Поделки из конфетных фантиков смотрятся очень красиво, ярко и не требуют для изготовления большого количества материалов, значительных трат и особых навыков.

2. Поделки из стаканчиков.

Бумажный и пластиковый стаканчик не страшно вручить ребенку смастерить простую поделку. Все что понадобиться, это клей, цветная  бумага и фантазия. Стаканчики хороши тем, что позволяют создавать объемные фигуры, Это преимущество благотворно сказываться на развитие ребенка, делает его:

- сообразительным;

- внимательным;

- усидчивым;

- способным видеть красоту в обычных предметах.

3. Поделки одноразовых  тарелок.

Несомненные плюсы одноразовых тарелок — это их объёмность, чёткость формы, наличие секций; то, что тарелки эти легко разрезать или разрисовать. Всё это делает их незаменимым материалом для детского творчества. Самый простой вариант работы – взять за основу одну тарелку, раскрасить ее в нужный цвет и приклеить различные элементы для создания нужного образа (или обойтись без них). Характерные детали вырезаются из картона, цветной бумаги, или вылепливаются из пластилина.

Одноразовые тарелки — идеальная основа для панно, декупажа. Поскольку тарелка легко разрезается ножницами; сгибается в нужных местах, можно создавать поделки из нескольких этих пластиковых или бумажных кругов, составленных вместе. Изготовить различные поделки из одноразовых тарелок своими руками — для детей вполне выполнимая задача, независимо от возраста и мастерства каждого ребенка. Они с удовольствием будут действовать по инструкции взрослого, чтобы получить нужный результат. Особенно интересно мастерить поделки из бумажных тарелок: своими руками ребенок сможет их раскрасить, украсить различными декоративными элементами и превратить в самые необычные персонажи при помощи канцелярского клея.

4. Поделки из пластиковых бутылок.

Изготовление поделки из пластиковых бутылок своими руками станет прекрасной возможностью создать объемные фигурки, которые можно будет использовать в играх или для оформления интерьера.

Это вполне доступный и довольно податливый материал, поэтому незамысловатые поделки из пластиковых бутылок своими руками смогут смастерить даже детки детсадовского возраста. Основной принцип работы сводится к окрашиванию или оклеиванию целой бутылки или ее фрагмента, что не сложно сделать даже малышам.

Существует огромное количество вариантов поделки из пластиковых бутылок. Это может быть забавный поросенок, которого можно использовать для складывания разных мелочей.

5. Поделки из бумажных втулок.

Чем занять ребенка, становится ещё актуальнее. Ведь хочется, чтобы занятия были не только интересными, но и развивающими.

Как оказалось, картонная втулка от рулона бумажных полотенец или туалетной бумаги — весьма благодатный материал для творчества, который дарит огромный простор для фантазии.

Сделать забавную игрушку или целый зоопарк, смастерить украшение для новогодней елки или декор для детской комнаты, построить замок, стать принцессой или супергероем — во всем этом нам поможет обычная картонная втулка!

 

6. Поделки из капсулы киндер - сюрприза.

Капсулы киндер - сюрпризов прекрасная основа для творчества. Такой бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Благодаря яркости современных пластиковых упаковок, поделки получаются очень яркими, нарядными праздничными. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление. Изготовление поделок из такого материала – труд кропотливый, но увлекательный и очень приятный. 

7. Поделки из ячеек из под яиц. 

Даже простые и, казалось бы, бесполезные вещи, такие как лотки из-под яиц могут послужить материалом для многочисленных творческих проектов. Из такого, казалось бы, невзрачного на вид бросового материала можно сделать очень красивые предметы. Коробочки для яиц бывают 3-х видов: картонные, пластиковые и из пенопласта. Из-за удобства работы наиболее часто используются для поделок папье-маше именно стандартные картонные лотки: для создания разнообразных цветов, животных и даже для декорирования помещений. Первое, что можно попробовать сделать с детьми - это тюльпаны. Разрезав лоток на ячейки, получится практически готовый тюльпан, остаётся немного подправить его форму, раскрасить и сделать при необходимости стебелёк.

6. Конструирование из бумаги и картона.

Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.

Для изготовления различных видов поделок из бумаги или картона требуются определенные материалы и инструменты.

- ножницы;

- ножницы с фигурными лезвиями (для создания декоративных элементов или оформления краев заготовки);

- клей (клей-карандаш, «Момент» или суперклей, ПВА);

- простой карандаш;

- линейка;

- линейка-трафарет;

- декоративные элементы.

Бумага и картон – самые распространенные и доступнее в обработке материалы. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна.

Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. Изготовление игрушек, поделок из бумаги и картона – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Детское конструирование из бумаги очень важная деталь в гармоничном развитии ребенка. В работе с бумагой детям прививается эстетический вкус, они учатся составлять композиции, подбирать детали по цвету и форме, а также развивают мелкую моторику и мышление.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает большое внимание на умственное развитие детей, на развитие их мышления, внимания. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости Труд по изготовлению поделок из бумаги и картона способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, обучающиеся приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная и конструктивная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется...

Дидактические игры для развития конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)

Коррекционно-развивающая работа с детьми с легкой умственной отсталостью в первую очередь направлена на формирование мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и становление элементов л...

Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"

Пояснительная запискаПроблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследован...

Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"

Пояснительная запискаПроблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследован...

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...