Программа "СМИ-Агенты 547"
рабочая программа

Анастасия Сергеевна Бовина

Программа "СМИ-Агенты 547"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_agenty_smi_547.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №547  
Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                                                   Педагогическим советом
ГБОУ СОШ №547
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Решение от ___________
Протокол № __________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СМИ-АГЕНТЫ 547»

Возраст учащихся: 14-16
Срок реализации:   1 год

                                                                              Разработчик: Бовина Анастасия Сергеевна
Педагог дополнительного образования

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка                                                                                                             3

2. Учебный план                                                                                                                             7

3. Рабочая программа                                                                                                                    9

4. Оценочные и методические материалы                                                                                 13

5. Календарный учебный график                                                                                               15

6. Календарно-тематический план                                                                                             16

7. Информационные источники                                                                                                 20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «СМИ агенты 547» социально- педагогической направленности. Источником разработки образовательной программы стали нормативно-правовые и методические материалы Министерства образования РФ, Концепция дополнительного образования детей в РФ (Москва, 2014), материалы Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Направленность образовательной программы – социально-коммуникативная, культурно-ориентированная, художественно-творческая. Программа реализуется на базе ГБОУ СОШ 547 Красносельского района СПб и рассчитана на год обучения.

Педагогическая актуальность программы. В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо:

  • знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах;
  • владение навыками работы с различными видами информации;
  • обработка и трансляция информации на различных платформах в сети Интернет;
  • безопасность в социальных сетях и в сети Интернет.

В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:

  • степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их, понимание духовного саморазвития и самореализации человека;
  • способность противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре;
  • умение принимать позицию других людей, толерантное отношение к социуму в рамках взаимодействия в глобальной сети Интернет.

Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее корректировка в общепринятой культурной норме.

Таким образом, создаются условия для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.

Отличительная особенность. Образовательная программа способствует приобщению обучающихся к великому искусству слова, неиссякаемым богатствам русской классической литературы, развитию коммуникативной культуры, присвоению социальных знаний об общественных нормах морали, формированию ценностного отношения к повседневной жизни и социальной компетентности. Более того, в рамках образовательной программы ученики изучают основы современных прогрессивных отраслей знаний и практик в сфере маркетинга – SMM, SEO, брендинг.

Адресат программы: обучающиеся 14-16 лет.

Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год, в объеме 72 часа.

Цель информационно-нравственной программы: создание условий для компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских задатков.

Задачи программы:

обучающие

  • научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы;
  • работать с различными источниками информации;
  • изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру;
  • привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор, копирайтер, визуал-менеджер, SMM-специалист, маркетолог, расширять информационный диапазон всех субъектов образовательного процесса;
  • обучать детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений, развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности, познакомить с основами журналистики;
  • формирование навыков анализа текста;
  • овладение навыками редактирования текста; формирование умения разнообразием пользоваться языковых средств собственных текстах.

развивающие

  • развитие познавательных способностей учащихся в области филологии;
  • развитие художественно-творческих способностей.

воспитательные

  • воспитание интереса к СМИ;
  • воспитание потребности расширения кругозора в изучаемой области;
  • воспитание знающего и любящего свой город жителя Санкт-Петербурга.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам.

Количество обучающихся: программа рассчитана на разновозрастную группу детей – 15 человек, группа формируется в начале года.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

Продолжительность обучения: 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Основные формы занятий:

- теоретические занятия (беседы и лекция) по программе;

- практические занятия по программе (возможность написания статей и размещения фотоматериалов в группах школы в социальной сети «Вконтакте и на официальном сайте школы, в Инстаграм-аккаунте школы»);

- дистанционные занятия с использованием ПК и программ: Google Classes, ZOOM, Discord, Google Forms.

Материально-техническое оснащение:

- технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер, мобильное устройство);

- учебный кабинет или актовый зал.

Планируемые результаты:

Благодаря занятиям в объединении «СМИ агенты 547» учащиеся научатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, научатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, научатся оценивать события с нравственных позиций, приобретут навыки контролировать себя, станут более эрудированными и коммуникабельными людьми; повысится общий уровень культуры учащихся.

Личностные:

  • обучающиеся приобретут достаточный объем словарного запаса на основе наблюдения за собственной речью и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • у обучающихся сформируется система значимых социальных и межличностных отношений;
  • сформируется способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные:

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение личными видами монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умению работать с визуальными материалами, создавать обрабатывать и редактировать аудиовизуальный контент.

Формы диагностики прогнозируемых результатов:

При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:

  • формирование и создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра;
  • публикация материала на официальном сайте школы;
  • публикация материала в группах школы в социальной сети «Вконтакте»;
  • публикация материала в официальном Инстаграм-аккаунте школы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «СМИ АГЕНТЫ 547» 2020-2021 ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название темы

Общее

количество часов

В том числе:

Форма

контроля

теоретические

практические

1.

Вводное занятие

2

2

0

Беседа

2.

Журналистика в России

2

1

1

Беседа,
обсуждение

3.

Журналистское
произведение

4

2

2

Беседа,

обсуждение,
написание статьи

4.

Методы сбора информации

4

3

1

Беседа, обсуждение

5.

Журналистика как профессия

4

4

0

Беседа, обсуждение

6.

Стили речи

4

2

2

Беседа, обсуждение

7.

Типы речи

6

3

3

Беседа, обсуждение

8.

Технические средства журналиста

4

1

3

Беседа, обсуждение

9.

Школьный сайт

6

2

4

Беседа, обсуждение, написание статьи

10.

Школьные группы в социальной сети «Вконтакте» и аккаунты в Инстаграм

6

2

4

Беседа, обсуждение, написание статьи

11.

Источники информации

4

4

0

Беседа

12.

Читатель и его интересы

2

1

1

Беседа, обсуждение

13.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы

2

2

0

Беседа, обсуждение

14.

Информац3ионные жанры

2

1

1

Беседа, обсуждение

15.

Интервью

2

1

1

Беседа, обсуждение

16.

Репортаж

2

1

1

Беседа, обсуждение

17.

Корреспонденция

2

1

1

Беседа, обсуждение

18.

Аналитические жанры

2

1

1

Беседа, обсуждение

19.

Статья

2

1

1

Беседа, обсуждение

20.

Художественно-публицистические жанры

2

1

1

Беседа, обсуждение

21.

Очерк

2

1

1

Беседа, обсуждение

22.

Создание визуального контента

2

1

1

Беседа, обсуждение, практика

23.

Контент-план

2

1

1

Беседа, обсуждение

24.

Итоговое занятие

2

1

1

Просмотр статей сайта, групп Вконтакте, аккаунта Инстаграм

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цель информационно-нравственной программы: создание условий для компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских задатков.

Задачи программы:

обучающие

  • научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы;
  • работать с различными источниками информации;
  • изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру;
  • привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор, копирайтер, визуал-менеджер, SMM-специалист, маркетолог, расширять информационный диапазон всех субъектов образовательного процесса;
  • обучать детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений, развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности, познакомить с основами журналистики;
  • формирование навыков анализа текста;
  • овладение навыками редактирования текста; формирование умения разнообразием пользоваться языковых средств собственных текстах.

развивающие

  • развитие познавательных способностей учащихся в области филологии;
  • развитие художественно-творческих способностей.

воспитательные

  • воспитание интереса к СМИ;
  • воспитание потребности расширения кругозора в изучаемой области;
  • воспитание знающего и любящего свой город жителя Санкт-Петербурга.

Планируемые результаты:

Благодаря занятиям в объединении «СМИ агенты 547» учащиеся научатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, научатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, научатся оценивать события с нравственных позиций, приобретут навыки контролировать себя, станут более эрудированными и коммуникабельными людьми; повысится общий уровень культуры учащихся.

Личностные:

  • обучающиеся приобретут достаточный объем словарного запаса на основе наблюдения за собственной речью и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • у обучающихся сформируется система значимых социальных и межличностных отношений;
  • сформируется способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные:

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение личными видами монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умению работать с визуальными материалами, создавать обрабатывать и редактировать аудиовизуальный контент.

Формы диагностики прогнозируемых результатов:

При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:

  • формирование и создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра;
  • публикация материала на официальном сайте школы;
  • публикация материала в группах школы в социальной сети «Вконтакте»;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Цели и задачи курса. Основные разделы. Инструктаж по технике безопасности.

2. Журналистика в России.

Теория: Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России. Обсуждение проблем современной журналистики в стране.

3. Журналистское произведение.
Теория: Рождение журналистского произведения. Замысел произведения. Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза.

4. Методы сбора информации. 
Теория: Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики. Интервыю. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании. Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод).

5. Журналистика как профессия.

Место и роль журналистики в современном обществе. Функции журналистики. Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ.

6. Стили речи.

Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический). Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.

7. Типы речи.

Повествование. Описание. Рассуждение.

8. Технические средства журналиста.

Знакомство с техническими средствами. Создание статьи. Фотографирование. Роль фотографии в статье.

9. Школьный сайт 

Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение.

10. Школьные группы в социальной сети «Вконтакте» и аккаунт в Инстаграм.
Анализ групп различных школ. Разбора стиля написания статей.

11. Источники информации.
Понятие и виды источников информации. Этика и мораль журналиста. Плагиат.

12. Читатель и его интересы.

Методы выявления читательских интересов. Анкетирование.

13. Понятие о жанре.

Жанрообразующие факторы. Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

14. Информационные жанры.

Общая характеристика, их особенности

15. Интервью.

Интервью как жанр

16. Репортаж.

Репортаж как жанр.

17. Корреспонденция.

Корреспонденция как жанр.

18. Аналитические жанры.

Общая характеристика, их особенности.

19. Статья.

Виды статей (передовая, обобщающая, критическая).

20. Художественно-публицистические жанры.

Общая характеристика, их особенности.

21. Очерк.

Очерк как жанр.

22. Создание визуального контента.

Определение и виды визуального контента. Технология создания визуального контента для социальных сетей.

23. Контент-план.

Определение и функции контент-плана. Технология разработки контент-плана.

24. Итоговое занятие.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Нормативно-правовые документы: Закон об образовании Министерства образования РФ, Концепция дополнительного образования детей в РФ (Москва, 2014). Mатерналы Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

2. Методы и технологии: С целью эффективности реализации программы в целом целесообразно использовать такие методы и технологии:

  • информационно-развивающие (лекции, рассказы, беседы, просмотр художественных и видеофильмов, книг);
  • практические (семинары, обсуждения работ, разработка проектов и макетов, написание статей в различных жанрах, работа с социальными сетями);
  • прикладные (освоение умений и навыков по принципу "делай как я");
  • проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач);
  • творческие (развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в конкурсах и семинарах, конференциях, создание ученических проектов):
  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ участия в соревнованиях, анализ действия на практических занятиях.)

3. Формы контроля:

1.BВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ: Проводится при наборе детей в объединение, помогает определить исходный уровень подготовки детей. Форма проведения: опрос, беседа, наблюдение.

2. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ: Идет в процессе учебной и практической деятельности. Выделяется 2 вида текущего учета: непосредственно во время изложения учебного материала или выполнения практического задания и после выполнения задания. Форма проведения: собеседование.

3. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:

  • собеседование;
  • самоанализ учащимися своих статей;
  • тематические обобщающие вопросы.

4. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: Проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков практической деятельности, усвоенных детьми за год. Форма проведения: зачет.

4. Основные показатели оценки освоения содержания программы: 

А) Теоретическая подготовка:

  • углубленные теоретические знания по предмету;
  • владение специальной терминологией;
  • развитие умения научно-познавательной и исследовательской деятельности.

Б) Практическая подготовка:

  • практические умения умение работать в команде;
  • навыки в освоении русского языка и литературы.

В) Творческая активность:

  • проявление художественного вкуса, творческого воображения, умение творчески подходить к выбору средств выражения;
  • активная творческая деятельность.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • итоговые занятия, праздничные мероприятия, участие в конкурсах разного уровня;
  • самостоятельные и творческие работы, собеседования, использоваться оценка результатов, полученных во время участия в конкурсах и фестивалях;
  • оценка результативности выполнения текущих заданий.

Также может использоваться оценка результатов, полученных во время участия в конкурсах и фестивалях.

УТВЕРЖДЕН

Приказом №___ от _____

Директор ГБОУ СОШ №547

________________А.Г. Малая

                                                                                      М.П.      

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«СМИ-агенты 547»

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1 год

07.09.2020

26.05.2020

36

72

72

 1 час 2 раза в неделю

Режим работы в период школьных каникул

Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию составленному на период каникул в дистанционном формате с использованием компьютерных технологий и программ: ZOOM, Google Classes, Discord, Google Forms.

УТВЕРЖДЕН
 Приказом №___ от _____

Директор ГБОУ СОШ №547

______________ А.Г. Малая

                                                                                               М.П.

Календарно-тематический план
рабочей программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «СМИ-агенты 547»
Возраст учащихся: 14-16

Педагог: Бовина Анастасия Сергеевна

(Ф.И.О.)

п/п

Название темы

Общее количество часов

В том числе:

Дата проведения занятий

теоретические

практические

1.

Вводное занятие

2

Цели и задачи курса. Основные разделы. Инструктаж по технике безопасности.

2

07.09.2020

2.

Журналистика в России

2

Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России

1

09.09.2020

Обсуждение проблем современной журналистики в России

1

14.09.2020

3.

Журналистское произведение

4

Рождение журналистского произведения

1

16.09.2020

Замысел произведения

1

21.09.2020

Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза

2

23.09.2020

4.

Методы сбора информации

4

Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации

1

28.09.2020

Эксперимент как метод и жанр журналистики

1

30.09.2020

Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании.

1

05.10 2020

Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод)

1

07.10.2020

5.

Журналистика как профессия

4

Место и роль журналистики в современном обществе

1

12.10.2020

Функции журналистики

1

14.10.2020

Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ.

2

19.10.2020

6.

Стили речи

4

Понятия о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический)

1

21.10.2020

Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1

26.10.2020

Лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистики

2

28.10.2020

7.

Типы речи

6

Повествование

1

1

02.11.2020

дистанционно

Описание

1

1

04.11.2020

дистанционно

Рассуждение

1

1

09.11.2020

дистанционно

8.

Технические средства журналиста

4

Знакомство с техническими средствами

1

1

11.11.2020

дистанционно

Создание статьи

1

16.11.2020

Фотографирование. Роль фотографа в статье

1

18.11.2020

9.

Школьный сайт

6

Организация работы редколлегии

1

2

23.11.2020

25.11.2020

дистанционно

Планирование. Техническое обеспечение

1

2

30.11.2020

02.12.2020

дистанционно

10.

Школьные группы в социальной сети Вконтакте и Инстаграм-аккаунт

6

Анализ групп и аккаунтов различных школ

1

2

07.12.2020

09.12.2020

дистанционно

Разбор стиля написания статей

1

2

14.12.2020

16.12.2020

дистанционно

11.

Источники информации

4

Понятия и виды источников информации

1

21.12.2020

Этика и мораль журналиста

1

23.12.2020

Плагиат

2

28.12.2020

дистанционно

12.

Читатель и его интересы

2

Методы выявления читательских интересов

1

11.01.2020

Анкетирование

1

13.01.2020

14.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы

2

Понятие о жанре

1

18.01.2020

Жанрообразующие факторы

1

20.01.2020

15.

Интервью

2

Интервью как жанр, теория

1

25.01.2020

Интервью как жанр, практика

1

27.01.2020

16.

Репортаж

2

Репортаж как жанр, теория

1

01.02.2020

Репортаж как жанр, практика

1

03.02.2020

17.

Корреспонденция

2

Корреспонденция как жанр, теория

1

08.02.2020

Корреспонденция как жанр, практика

1

10.02.2020

18.

Аналитические жанры

2

Общая характеристика, особенности аналитических жанров

1

15.02.2020

Практическое обоснование аналитических жанров

1

17.02.2020

19.

Статья. Очерк

2

Виды статей (передовая, обобщающая, критическая)

1

22.02.2020

Очерк как жанр

1

24.02.2020

20.

Художественно-публицистические жанры

2

Общая характеристика и особенности публицистических жанров

1

01.03.2020

Практическое обоснование публицистических жанров

1

03.03.2020

21.

Очерк

2

Написание статьи

2

10.03.2020

15.03.2020

22.

Создание визуального контента

2

Определение и виды визуального контента

1

17.03.202

Технология создания визуального контента для социальных сетей

1

31.03.2020

23.

Контент-план

2

Определение и функции контент-плана

1

05.04.2020

Технология разработки контент-плана

1

07.04.2020

Практика ведения социальных сетей

1

07.04.2020-24.05.2020

дистанционно

24.

Итоговое занятие

2

1

26.05.2020

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Используемая литература:

1. Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. М. ГосНИИ семьи и воспитания, 2002.-84с.;

2 Прутченков А.С Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников).-М. МПА 1997-320с.;

3. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. М. Галерия, 2002.-472 с. 6. Система средств массовой информации России Учебное пособие для вузов / Под ред. Я Н. Засурского.-М. Аспект пресс, 2001 -159 с.;

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие-М. Аспект пресс, 2000.-312 с.;

5. Елена Вовк. "Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в "БШ" No13, 15, 16. 2004г.;

6. Корконосенко С.Г Основы журналистики Москва. 2002г.;

7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие М. Изд-во МГУ, 1995г.;

8. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989г.;

9. Цвик В. Л Введение в журналистику Учебное пособие;

10. Федотов М.А Правовые основы журналистики. М.;

11. М. Мирошниченко. Азбука журналистики.;

12. Свой голос, Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург 1992г.;

13. Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы "Новый день" Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И Самара. 1999г.;

14. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., УмновойЕ.Ю. и др.;

15. "Азбука журналистики";

16. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов./Практика административной работы в школе. N6. 2005г.