ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
статья

Варик Виктор Анатольевич

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ

Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

Не подлежит сомнению тот факт, что эффективность воспитания и обучения подрастающего поколения во многом зависит именно от здоровья и формирования установок на здоровый образ жизни. Здоровье представляет собой важнейший аспект работоспособности и гармоничного развития личности. Русский исследователь С.С. Боткин трактовал здоровье человека в первую очередь как основную функцию адаптации и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. При этом нарушение и недостаточность данной функции он изучал как главную основу патологии [31, с.52].

Известный ученый В.М. Бехтерев много сил положил на борьбу за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, ростом общего благосостояния, совершенствованием культуры он связывал большие перспективы развития личности и в целом общества. Особо пристальное внимание он уделял сохранению и укреплению именно детского здоровья. Его статья «Охрана детского здоровья» выражает комплексную систему разрешения указанной задачи, которая включала целую систему гигиенических, медико-биологических, общественных и психологических мероприятий. Основные проблемы физического и психического здоровья человека трактовались В.М. Бехтеревым в аспекте проводимой им антиалкогольной компании [43, с.132].

Кроме этого, основные проблемы здоровья и формирования здорового образа жизни также активно интересовали многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский рассуждал о том, что забота о здоровье ребенка должна представлять собой комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. При этом он обращал свое внимание на то, что это в первую очередь забота о гармонии всех физических и психологических сил человека.

Заслуживает внимания тот факт, что несмотря на существенную социальную ценность, которая придается категории здоровья, само определение «здоровье» до недавнего времени не обладает конкретным научным наполнением.

При этом следует отметить, что в настоящее время существуют различные подходы к его определению. Большинство авторов, таких как Ю.А. Александровский, В.Х. Василенко, В.П. Казначеев, В.В. Николаева и др. в отношении данного явления согласны друг с другом только в одном, что сегодня отсутствует единое и общепринятое, научно обоснованное определение о здоровье индивида [25, с.5].

Если обратиться к зарубежному опыту в данной проблематике, то следует отметить, что Ф. Перлз анализирует человека как единое целое, полагая при этом, что психическое здоровье напрямую связано со зрелостью личности, которая проявляется в способности к четкому осознанию и осмыслению своих потребностей и мотивов, конструктивному поведению, здоровой адаптации к окружающему миру и навыку принимать всю полноту ответственности за самого себя. Иными словами, по мнению Ф. Перлза, зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна [32, с.6].

Основоположник западного психоанализа З. Фрейд полагал, что здоровый человек - это прежде всего тот, кто имеет выраженную способность согласовывать принцип удовольствия с принципом реальности. По мнению другого зарубежного исследователя - К.Г. Юнга - здоровым может считаться индивид, который ассимилировал все содержание своего бессознательного и который тем самым свободен от захвата каким-то архетипом [20, с.41].

По мнению В. Райха, все невротические и психосоматические нарушения следует понимать как следствие застоя биологической физической энергии. Именно по этой причине, здоровое состояние определяется свободным протеканием энергии. В 1968 году ВОЗ приняла такую формулировку здоровья. Под здоровьем следует понимать свойство индивида исполнять собственные биосоциальные функции в окружающей среде, которая постоянно изменяется, с перегрузками и без особенных потерь, при условии отсутствия болезней и каких-либо дефектов. При этом здоровье подразделяется на три вида - физическое, психическое и нравственное.

Исследователи Г.Л. Билич и Л.В. Назарова, приняв за основу определение здоровья от ВОЗ, считают важным и вполне оправданным добавить еще два фактора. По их убеждению, здоровье представляет собой состояние полного физического, душевного и общественного благополучия и способность человека адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды и естественному процессу сохранения, а кроме этого, отсутствие болезней и каких-либо физических дефектов.

Академик Н.М. Амосов считает в этой связи, что здоровье организма детерминируется количеством, которое можно определить максимальной продолжительностью органов при сохранении основных качественных пределов их функций [3, с.16].

В.П. Казначеев трактует здоровье как процесс (либо определенное динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, общественной активности при максимальной длительности жизни.

Таким образом, рассмотрев основные взгляды на определение категории здоровья в отечественной и зарубежной науке, можно сделать вывод о том, что все исследователи отмечают характерное свойство здоровья, которое заключается в эффективной и оптимальной способности организма адаптироваться под изменяющиеся условия окружающей среды.

Далее в работе рассмотрим основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Так, отечественный исследователь Е.В. Касперович обращает внимание на то, что образ жизни включает ведущую деятельность человека, куда включены трудовая деятельность, социальная, психо-интеллектуальная, двигательная активность, коммуникации и разнообразные бытовые взаимоотношения [25, с.6]. Широко известно, что само понятие «образ жизни» включает в себя значительный компонент в виде медицинской активности, которую возможно анализировать в следующих аспектах:

1. Характер активности людей - интеллектуальная, физическая.

2. Сфера активности человека – трудовая и внетрудовая.

3. Виды активности - производственная, общественная, культурная, бытовая, физическая, медицинская и т.д.

Как видно из данной структуры образа жизни, можно полагать, что это деятельность личности, которая протекает в конкретных условиях жизни и в основном зависящая от них. Образ жизни представляет собой определенный способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - деятельность субъектов в некоторой среде обитания, в которой можно определить экологическую обстановку, образовательный аспект, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, а также быт и обустройство своего жилища.

Отсюда закономерно следует вывод о том, что образ жизни самым непосредственным образом воздействует на человеческое здоровье, а также, жизненные условия как бы опосредованно влияют на состояние здоровья человека. Обычно сам образ жизни довольно тесно взаимосвязан с укладом, уровнем, а также качеством и стилем жизни. Эти понятия объединены следующими четырьмя категориями [22, с.172]:

1) экономическая, которая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково материальное благополучие человека;

2) социально-культурная – определяющая качество человеческой жизни;

3) социально-экономическая - каков регулярный уклад жизни;

4) социально-психологическая - каков стиль жизни человека.

Указанные выше категории представляются ведущим руслом для определения здорового образа жизни, которые самым непосредственным образом воздействуют на состояние здоровья человека.

В общем здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно определить как активную деятельность людей, которая направлена прежде всего на сохранение и улучшение здоровья и качества собственной жизни. При этом следует принимать во внимание тот факт, что образ жизни человека и семьи не формируется сам по себе в зависимости от обстоятельств, а складывается в течение всей жизни целенаправленно и с регулярным характером.

Формирование и развитие здорового образа жизни представляется ведущим фактором первичной профилактики в укреплении здоровья населения путем определенного целенаправленного изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с применением различных гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением негативных факторов, которые напрямую связаны с различными жизненными ситуациями.

В данной связи отечественный исследователь Л.В. Кузнецова обращает внимание на то, что в нашей стране внедрение и формирование здорового образа жизни идет крайне медленно, и эффект от такого процесса пока минимален. Из объективных причин такой картины, по ее убеждению, возможно выделить слабо развитую социально-экономическую основу формирования и последующего развития физкультурно-оздоровительного направления, явное несовершенство его структуры, отсутствие у большинства части населения семейных традиций в отношении постулатов здорового образа жизни; среди необъективных причин Л.В. Кузнецовы выделяет определенную личностную неорганизованность (это пассивность, отсутствие умения конструктивно организовывать свой активный досуг, материально-бытовую неустроенность большого количества семей), а также недостаточную убежденность и грамотность, нестабильность мотивационно-потребностной сферы в двигательной активности [26, с.102].

Таким образом, под здоровым образом жизни можно понимать характерные формы и способы регулярной жизнедеятельности субъекта, которые укрепляют и развивают резервные способности человеческого организма, делая возможным тем самым оптимальное исполнение собственных общественных и профессиональных функций вне зависимости от каких-либо политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

При организации занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» для младших школьников Л.В. Кузнецова рекомендует брать за основу дидактический принцип сознательности и активности, позволяющий не только достичь системного и осознанного отношения школьников к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес и сформировать стабильную вовлеченность в отношении своего здоровья и здорового образа жизни [26, с.118].

При формировании такого отношения к здоровому образу жизни у младших школьников целесообразно применять педагогические методы, в основе которых определено активное участие и сотрудничество детей между собой и с педагогом. Основной смысл и направленность деятельности педагога при проведении занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную работу по формированию и развитию конструктивных убеждений о здорово образе жизни.

Системное приобщение младших школьников к вопросам сохранения и развития собственного здоровья – это, в первую очередь, процесс эффективной социализации и воспитания. Это осознание высокого уровня психологического комфорта и гармонии, который формируется и совершенствуется с дошкольного детства и на всю оставшуюся жизнь. С целью формирования психологического и физического комфорта нужны практические знания об основных законах собственного функционирования и развития своего организма, его взаимодействии с различными социальными компонентами.

Образовательная организация в условиях современной реальности обязана и вполне может являться значительным этапом системной и конструктивной социализации подрастающего поколения нашего общества. Именно через школу как важнейший институт социализации и общественного развития проходит практически все население страны, и именно на этом этапе социализации личности ребенка формируется как его индивидуальное здоровье, так и здоровье всего социума в целом.

По мнениям экспертов в данной проблематике, около 90 % современных детей обнаруживают те или иные отклонения в своем физическом либо психическом здоровье; 30-35 % детей, идущих в школу, уже имеют некоторые хронические болезни; за период обучения в образовательной организации в шесть раз увеличивается количество нарушений зрения и осанки, в пять раз возрастает число различных нарушений в области психического здоровья, в четыре раза возрастает количество школьников с различными болезнями органов пищеварения; а кроме этого, до 80 % юношей призывного периода именно по состоянию своего здоровья не готовы в службе в Вооруженных Силах РФ [44, с.117].

        Наше время характеризуется, в частности, увеличением показателей заболеваемости и смертности населения на фоне инновационных достижений медицинской науки, совершенствования технических средств диагностики и лечения различных болезней. Современный этап развития нашего социума тесно связан с острым демографическим кризисом, понижением продолжительности и качества жизни основной части населения, понижением уровня психического состояния здоровья населения России, что соответственно вызывает повышенную обеспокоенность многих исследователей.

        Но, принимая во внимание традиционную ориентированность действующей системы здравоохранения на определение и лечение болезней, увеличившуюся в связи с прогрессирующей общественно-экономической деструкцией социума, представляется ясным, что медицина настоящего дня не может в значительной степени воздействовать на сохранение здоровья подрастающего поколения. И именно данный факт детерминирует прикладную необходимость поиска более результативных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Таким образом, завершая данную главу, необходимо сказать, что решение проблемы формирования и развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников тем более практически значимо, что напряжение педагогического процесса длится продолжительное время и закономерно ведет к регулярному и систематическому, хроническому истощению всех жизненных сил субъектов данных систем, которые в глобальном плане оказывают существенное отрицательное влияние в итоге на состояние национального здоровья всей страны.

Заслуживает внимания тот факт, что в России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной сфере, так и в деятельности разнообразных съездов, конференций и симпозиумов, которые посвящены системе оздоровления всего населения, а в особенности, подрастающего поколения; в образовательных учреждениях уже на системной основе вводится учебная дисциплина «Валеология», в отдельных регионах нашей страны в штатном расписании образовательных организаций предусмотрена штатная единица «педагог-валеолог».

Но, кроме этого, крайне важно едиными и общими усилиями родителей, педагогов, специалистов, которые имеют специализированную подготовку по основам валеологии, формировать и в дальнейшем совершенствовать у младших школьников понятие о здоровье и здоровом образе жизни, формировать соответствующие практические навыки и привычки, что будет только способствовать результативности технологий и мероприятий социальной защиты здоровья детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2016. – 564 с.
  2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., Академия, 2016.
  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 2016.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2016. – 416 с.
  5. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. М., 2014.
  6. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2015. – 390 с.
  7. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2015. – 301с.
  8. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. М., 2017. 302с.
  9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2016. – 183 с.
  10. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 2016, 272 с.
  11. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 2016.
  12. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2015.
  13. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Спб., 2017. 125 с.
  14. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 2015, Т.5.
  15. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2014, 269 с.
  16. Волков А.Г. Социология семьи. М., 2017. – 398с.
  17. Возрастная и педагогическая психология: Учеб пособие. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2014. – 256с.
  18. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. М., Академия, 2017. – 320 с.
  19. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М., 2016. – 510 с.
  20. Гендерный подход в школьной педагогике / под ред. Л. В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДО, 2015. – 40 – 47 с.
  21. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. – М., 2016. – 38 с.
  22. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 2013.
  23. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2014.
  24. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 512с.
  25. Касперович Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Мн., 2015. – С. 5-6
  26. Кузнецова Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки. - Минск: Нац. ин-т образования, 2015. - 144 с.
  27. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2013. – 336с.
  28. Клюева Н.В. Психолог и семья. Ярославль, 2014.
  29. Краткий словарь по социологии. Под общей ред. Гришиани Д.М.– М., 2016.
  30. Кулагина Н.Ю. Возрастная психология. – М., 2013. – 464с.
  31. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 2016, 192 с.
  32. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 2017.
  33. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2016.
  34. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. М., Гардарики, 2015.
  35. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., Линка - Пресс, 2014.
  36. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие М., Академия, 2016. -304с.
  37. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2015. – 320с.
  38. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 2016. – 374с.
  39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: МГППУ, 2017. – 460с.
  40. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., Сфера, 2016. – 400с.
  41. Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М., «Физкультура и спорт», 2016.
  42. Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 2015.
  43. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 2015, с. 132-133.