«Приобщение младших школьников к народным традициям при освоении декоративно-прикладного искусства в условиях объединения ОДОД «Творческая мастерская»
статья

Фадеева Александра Геннадьевна

Богато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. Человек сегодня живет в мире, который заставляет его искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, он обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков.

Поэтому, одной из важных задач в воспитании подрастающего поколения является приобщение его к национальной культуре, формирование в обществе патриотического чувства — чувства любви к своей Родине. Народная культура и искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений. Сейчас, очень актуальна проблема художественного воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.  Ведь среда, в которой растут сейчас наши дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная национальная русская культура. Ведь культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-_praktiki.docx67.06 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

https://lh4.googleusercontent.com/8W7dRJYfFTb5zhuWjV6wXYCOjveWUIBGvQ-IEZ7NZrswKNCxek3Anp-dbXCPtWhCjd_gguzVOzv9VkgwWhMY2vlX8twvH5Epzab4KPOJoxTvb6hMpGcXZo74YT_itVpRXN5G0hSbm81uwww20Q

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Теоретические и методические основы модернизации дополнительного образования в области художественного творчества»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Приобщение младших школьников к народным традициям при освоении декоративно-прикладного искусства в условиях объединения ОДОД «Творческая мастерская»

Выполнила:

Фадеева Александра Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №380 Красносельского района

 Руководитель:

Подгорнова Светлана Валентиновна,

старший преподаватель кафедры

культурологического образования СПбАППО

г. Санкт-Петербург

2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Исследование возможностей приобщения учащихся младших классов к народным традициям в ходе освоения декоративно-прикладного искусства

1.1 Отражение народных традиций в декоративно-прикладном искусстве

1.2 Роль народных традиций в патриотическом воспитанию младших школьников

2. Разработка цикла арт-практик по изучению декоративно-прикладного творчества в начальной школе, являющегося инструментом приобщения младших школьников к народным традициям  

2.1 Арт-практика «Павловопосадский платок»

2.2 Арт-практика Работа с картиной: Ф.А. Малявин «Вихрь»

1.Техника «За рамой»

2. Техника «Инсталляция» 

3. Заключение

4. Литература


ВВЕДЕНИЕ

Богато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. Человек сегодня живет в мире, который заставляет его искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, он обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков.

Поэтому, одной из важных задач в воспитании подрастающего поколения является приобщение его к национальной культуре, формирование в обществе патриотического чувства — чувства любви к своей Родине. Народная культура и искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений. Сейчас, очень актуальна проблема художественного воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.  Ведь среда, в которой растут сейчас наши дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная национальная русская культура. Ведь культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) определяет одно из требований:

«1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)»[1], что указывает на актуальность темы работы.

В 75 статье Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе…Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей»[2]. В данной работе учитываются индивидуальные возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н “Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"[3] трудовая деятельность педагога дополнительного образования направлена в том числе на развитие ценностно-смысловой, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста.

Так же актуальность темы приобщения учащихся младших классов к национальной культуре, народным традициям в ходе освоения навыков декоративно-прикладного искусства отражены в ряде следующих документов:

1. Конституция Российской Федерации (в поправке к статьям № 67,68,69)

2. ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р (Концепция развития дополнительного образования детей)           Образование же в этом вечном процессе взаимного созидания является частью культуры, роль которой состоит в обеспечении передачи, трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. Для этого любая система образования, создает культурно-исторические механизмы освоения традиционных ценностей, специфические для каждого этапа жизни народа. Широким полем деятельности в этом отношении должна стать общеобразовательная школа и в первую очередь ее младшее звено.

Цель работы: исследование возможностей приобщения младших школьников к народным традициям в ходе освоения декоративно-прикладного искусства в условиях объединения ОДОД «Творческая мастерская»

Задачи:

  1. Проанализировать отражение народных традиций в декоративно-прикладном искусстве на примере изучения русских народных промыслов
  2. Рассмотреть подходы к патриотическом воспитанию младших школьников в ходе приобщения к народному искусству
  3. Разработать цикл арт-практик, направленных на изучение декоративно-прикладного творчества в начальной школе, являющегося инструментом приобщения младших школьников к народным традициям

Целевая аудитория – учащиеся начальной школы с 1 по 5 класс

(7 – 12 лет)

Методы исследования:

- наблюдение

- анализ литературы и интернет источников

- анкетный опрос

- методы декоративно-прикладного искусства – роспись по дереву, рисование, лепка, основы вышивки и шитья и другие


1. Исследование возможностей приобщения учащихся младших классов к народным традициям в ходе освоения декоративно-прикладного искусства

1.1 Отражение народных традиций в декоративно-прикладном искусстве

В настоящее время компьютеризации, современных технологий и инноваций, где засилье всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п., назрела необходимость обогащения содержания образования, воспитания и обучения детей педагогическими идеями, накопленными народом в ходе многовековой истории развития.

Во времена СССР воспитание патриотизма и любви к национальной культуре в детях было основано на большевистской идеологии. После, были долгие годы затишья, отсутствие какой-либо идеологии и морали, и как следствие, выросло целое поколение российской молодёжи с безразличным или даже негативным отношением к своей стране, не интересующееся историей России, не знающее и не понимающее её культурных традиций, живущее равнодушно, обособлено, на гране культурного застоя.  Становится больно, когда приходится наблюдать как мы походя, невнимательно относимся к своей истории и культуре и как следствие – утрачиваем то, что невозможно вернуть.

В последние годы в Российском государстве, а значит и в российской системе образования, произошли определённые позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей, где большую роль доверили дополнительному образованию. Устраиваются фестивали, конкурсы, олимпиады на различные тематики, основанные на знании особенностей жизни, языка и быта, истории, искусства и культуры своей страны.  Это помогает детям прочувствовать духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней, приобщиться к истокам национальной русской народной культуры. Родная культура, с раннего детства, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом зарождающим личность. От нас (педагогов) зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. Будут ли приобщаться наши детей к истокам русской народной культуры. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к её истокам и, в первую очередь, к художественным промыслам. Ведь его содержание отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русская игрушка, будь она глиняная, тряпичная или деревянная, русская вышивка, русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Доктор психологических наук О. М. Дьяченко считает, что «развитие художественных способностей школьников зависит от овладения ими средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов.

Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования обучающихся.»[4]

Так, по мнению Т.Я. Шпикаловой, традиционное народное искусство является одним из важнейших средств в развитии художественной личности. Она подчеркивает, что «в созданиях векового народного художественного труда заложены неиссякаемые и живые родники великого и победного творчества». С ее точки зрения, успех приобщения к народному искусству, обусловливается в образовательном процессе следующими объективными условиями[5]

В своей работе, Т.Я. Шпикалова не однократно подчеркивала значение народного искусства в системе образования и воспитания. «…Именно оно и сегодня воспроизводит связь человека с природой, историей, нравственными ценностями этнической общности и всех народов, сохраняет историческую преемственность, традиции, регулирующие уровень ценностей, важных для жизни народа и всего человечества. И судьба народного искусства в современных условиях находится в прямой зависимости от общего уровня духовной и материальной культуры общества и гражданской ответственности каждого его члена. Установлено, что народное искусство является необходимым компонентом содержания образования на современном этапе и в перспективе. Народное искусство как особый тип художественного творчества является основой самого демократического пути формирования эстетического отношения к действительности и искусству; самого демократического пути формирования творчески активной личности»[6]

Под формированием художественных способностей учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

Как отмечает отечественный педагог Т. С. Комарова, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников и младших школьников, «народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему».

Народные художественные промыслы — Гжель, Хохлома, Городецкая и Палехская роспись, Дымковская, Каргапольская, Филимоновская игрушки, Абрамцево-кудринская резьба и Богородская резьба и прочие — являются квинтэссенцией вкуса и эстетики народов России, они лаконичны, при этом — праздничны и оптимистичны, их композиция и колористические решения, выработанные годами, совершенны и очень узнаваемы.[7]

Остановимся подробнее на основных видах русских народных художественных промыслов, которые представлены в курсе программы дополнительного образования «Творческая мастерская». Программа рассчитана на 2 года. Рассмотрим некоторые из них:

Наро́дные худо́жественные про́мыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно.[8]

Гжель

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.[9]

Хохломская роспись (Семёнов)

Золотая хохлома  один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома -отсюда и название народного промысла.[10]

Федоскинская лаковая миниатюра

Традиционными мотивами Федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.[11]

Полховско-Майданская роспись

Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич.[12]

Семеновская роспись

Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в начале XX века.[13]

Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки.

Городецкая роспись и резьба по дереву

Уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков. [14]

Жостовская роспись

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.[15]

Палех

Па́лехская миниатю́ра — народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее. [16]

Дымковская игрушка

Ды́мковская игру́шка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.[17]


1.2 Роль народных традиций в патриотическом воспитании

младших школьников

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

должно быть народным»[18].

К.Д. Ушинский

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму.  А.М. Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».[19] 

«В художественных образах нашли выражение представления и эстетические вкусы народа. Рассматривая прекрасные вещи народных художников, видишь всю глубину, самобытность, выразительность русского народного искусства, выработанные на протяжении его многовековой истории. Самой важной чертой его следует признать необычайное чувство реальности, сочетаемое с задачами декоративно-орнаментального характера, с неисчерпаемой фантазией. Лучшие черты народного искусства легли в основу его последующего развития.»[20]

«Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.»[21]

Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Ребенка нужно готовить к жизни во всех отношениях: он должен быть умственно развит, морально совершенен, эстетически выразителен, физически здоров. Эти требования можно удовлетворить, основываясь на определенных принципах, важнейшим из которых является принцип народности.»[22]

Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду и начальной школе.

Известный педагог Е.А.Флёрина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения для создания декоративных узоров.

Важное воспитательное значение неоднократно подчёркивала в своих работах Н.П.Сакулина: «Детям младшего школьного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством.»[23]

И вновь стоит обратится к Д.И. Ушинскому: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык и родную культуру, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»[24]

Вывод к 1 главе

       Дополнительное образование способствует сохранению богатства, художественных традиций декоративно-прикладного искусства и приобщению к ним младших школьников. Особая роль отводится занятиям декоративно-прикладного творчества, на которых учащиеся не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям, узнать историю нашей страны.

     Декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

      Изучая декоративно-прикладное искусство, младшие школьники соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь. Работу учащихся над изготовлением изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой.

      Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью её истории.

      Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности

 Необходимо донести до младших школьников секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить их с историей развития росписи, подарить радость творчества, научить работать, привить любовь к декоративно-прикладному искусству, тем самым привить любовь к Родине.

        Но современный мир структурирует действительность. Наша история  

и народная культура вытесняется обилием гаджетов, дети все больше уходят от реального мира, погружаясь в мир виртуальный, фантастический. Идет ломка традиций и переписывается история. И в настоящее время, как никогда требуются новые, нестандартные подходы к изучению культурного наследия нашей страны и новые методы и формы.

        Здесь возникает необходимость разработки занятий в системе дополнительного образования на основе инновационных методов и технологий освоения культурного наследия.

       Разработка арт- практик в данном направлении не только нужна, а необходима для современных детей и дает положительные результаты    

 

2. РАЗРАБОТКА ЦИКЛА АРТ-ПРАКТИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ИНСТРУМЕНТОМ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ  

 Описание цикла арт-практик

Актуальность

XXI век – период глобальных изменений социума, время пересмотра отношения к искусству и самого искусства, время сложных перемен в сфере духовных исканий, отказа от многих устоявшихся понятий, время противоречий и обретения новых открытий в культуре и искусстве. И надо ли в этом пространственно-временном континууме современного искусства обращаться к далекому прошлому, к, казалось бы, давно ушедшим традициям народного искусства этносов? Нужны ли нам, живущим в совсем ином мире, эти традиции, так тщательно сохраняемые и бережно передаваемые от поколения к поколению в течение столетий и тысячелетий?

Актуальность данных арт-практик обусловлена отношением подрастающего поколения к традициям своего народа, к той легкости, с которой они в большинстве своем отказываются от народного искусства во имя чуждых, привнесенных с Запада идеалов. И здесь велика роль художественного образования, которое должно давать не только академические знания, умения и навыки, но и приучать к пониманию подлинной ценности народного ДПИ. В ряд с художественным образованием хочется поставить роль семьи, где еще живут народные традиции (празднование Масленицы, Пасхи, Рождества), сохранились вещи, связанные с народными промыслами (платки, шали, сувениры, матрешки, шкатулки с росписью и т.д.) Возможно, некоторые понятия отодвинулись на задний план, но вспоминаются, когда заводишь разговор на тему народности. Как бы ни был стремителен мир, нас держат истоки, то, самое родное, что нас объединяет, то что зовется Родиной, Россией.  

Цель цикла арт-практик: исследование возможностей приобщения младших школьников к народным традициям через семейные ценности в ходе освоения основ декоративно-прикладного искусства.

Задачи

Образовательные:

- Углубление изучение представлений об народной культуры России;

- Освоение различных техник декоративно-прикладного искусства

-Обогащение знаний детей о народных промыслах, понимание сопричастности к культуре своего народа;

Развивающие:

- Развитие умения выражать свой внутренний мир во время занятий декоративно-прикладным искусством;

- Развитие глубокого понимания тонкостей народной культуры России, в частности декоративно- прикладного искусства;

- Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- Осознание личной причастности к многогранной культуре России;

- Воспитание у детей бережное отношение к традициям русского народа.

- Формирование чувства гордости за русских умельцев и мастеров, продолжающих традиции народного творчества, восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры.

Структура

Цикл арт-практик состоит из 4 занятий, каждое из которых включает в себя индивидуальную и групповую творческую работу, направленную приобщение младших школьников к народным традициям.

Планируемые результаты

Личностные результаты: 

1.Повысить мотивацию к детальному изучению декоративно- прикладного искусства в русском народном творчестве;

            2.Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных   задач

            3.Понимать и ценить свою причастность к истокам народной культуры

в процессе восприятия создания художественных произведений;

        Предметные результаты:

2.Уметь ориентироваться в многообразии народно- прикладного творчества. 

Метапредметные результаты: 

    - Воспитывает уважение к культурному наследию и истории своего народа.

   - Воспитать интерес и любовь к традиционным видам декоративно-прикладного творчества.

   - Содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно- нравственных качеств.

   - Воспитать трудолюбие и усидчивость.

   -Развить художественно-образное, эстетическое мышление.

Арт-практика «Павловопосадский платок»

Практика состоит из 2-х занятий продолжительностью 2 академических часа каждое

Знакомство с русским фольклором повышает общечеловеческую культуру. «Арт-педагогика является инновационной практикой образовательной деятельности, которая отталкивается от личного восприятия культурных артефактов и явлений, переходя от него к полю универсальных культурных смыслов и ценностей»[25].  

Новизна занятия состоит в том, что оно обращено к личностному опыту учащихся, и через него с помощью арт-педагогического подхода происходит приобщение к общекультурным и общечеловеческим ценностям, таким, как любовь к своей Родине, народной культуре.

Цель занятия: развитие интереса обучающихся к произведениям народного декоративно-прикладного творчества в ходе собственного исследования павловопосадского платка.

Задачи

Образовательные:

- Формирование представлений у обучающихся о декоративно- прикладных промыслах русского народа;

Развивающие:

- Развитие альтернативного, образного мышления;

- Развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения творчеству своего народа;

- Воспитание уважительного отношения к отечественным традициям.

Целевая аудитория – учащиеся начальной школы 1-4-х классов (7- 11 лет)

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

1.Осознание личной причастности к основе изучения образцов народного творчества;

2.Повышение мотивации к учебно-творческому процессу через обращение к личному опыту.

Метапредметные результаты:

1. Способность осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе занятия;

2.Умение ставить учебные задачи при восприятии народного творчества;

3. Возможность осуществлять продуктивное сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе художественной деятельности;

Предметные результаты: 

1.Знать и понимать роль народного творчества в жизни человека;

Материалы и оборудование:

Компьютер, экран, павловопосадские платки, музыкальный проигрыватель, бумага, краски.

Организационно-педагогические условия:

Занятие проходит на экспозиции школьного музея, зона «Русская изба».

 

Методическое обеспечение.

  1. Презентация к занятию

1 занятие.

Предварительная работа

- Детям заранее дается задание рассмотреть платки- дома,

 в интернет- ресурсах.

Ход занятия:

Ребята заходят в музей, звучит русская народная музыка. Педагог предлагает детям рассмотреть экспонаты музея, которые относятся к русскому крестьянскому быту. Из вещей, представленных в музее русского крестьянского быта, многие ребятам знакомы, некоторые изменились, некоторые видят впервые (возможно на этой основе сделать дополнительное занятие). После знакомства с экспонатами музея, ребята обращают внимание на заранее подготовленные педагогом платки.

Начинается исследование вещи (платка) и обсуждение с помощью метода фасилитированной дискуссии. 

- Что вы видите?

- Что это? Можно ли определить, для чего создана эта вещь?

- Опишите свое первое впечатление об этой вещи: «какая» она? Какие ассоциации вызывает? Попытайтесь передать ее образ.

- Исследуйте вещь. Обратите внимание на ее размер, форму, цвет, материал, декор, надписи или цифры, состояние сохранности.

- Предположите, кем, когда и для чего она использовалась. Приведите аргументы в подтверждение своей версии.

- Попробуйте представить себе «родную среду» этой вещи – место, где она бы «чувствовала себя как дома» и предметы, которые могли бы ее окружать.

-Могла ли эта вещь стать музейным экспонатом? Предположите, о чем в таком случае она могла бы «вещать»? Как изменились бы ее значения и

- Какую форму имеет вещь?  

-Чем украшены платки? (Цветами) Какими цветами (Букетами или гирляндами из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.)

- На что похож?

-Какого цвета фон у вашего платка?

-Какой он на ощупь?

-Что нарисовано на нем?

-Какой тебе платок больше всего нравится? Почему?

-Если мы разделим платок на четыре квадрата, то, что мы увидим?

(Каждая четвертая часть платка похожа на три остальные.)

- Как можно его назвать?

Далее педагог проводит дискуссию о современности павловопосадского платка на основе демонстрации познавательной презентации.

-Предложить померить платок самим

-Как изменится образ?

- Уютно ли в нем?

Практическая работа

Дети (в группе, в основном, девочки) примеряют платок по очереди. В ходе фотосессии каждая ученица самостоятельно выбирает способ демонстрации платка и использования его для создания своего образа.

2 занятие

Предварительная работа

- Знакомство с презентацией, сделанной на основе фотографий предыдущего занятия;

- Использование в ходе занятия аудиозаписей русских народных мелодий для создания эмоционально-позитивного настроя у участников.

Ход занятия:

Занятие проходит в классе. Начало занятия. Детям предлагается просмотреть презентацию на , сделанную на основе фотографий прошлого урока на большом экране класса. Красочные фотографии презентации позволяют посмотреть на себя со стороны, понять- «Я - часть традиционной культуры моей Родины, часть большой семьи- России.

Небольшое обсуждение с помощью метода фасилитированной дискуссии.

- Нравится ли образ?

- Как изменился?

- Вспомни свои ощущения, когда мерила платок?

- Как думаешь, можно ли подарить кому- то?

 - Как это сделать?

- Каким способом?

Дети предлагают свои варианты подарка платка- сшить, купить, связать, нарисовать.

Останавливаемся на варианте- нарисовать.

- Если это подарок- для кого?

Основные ответы- для мамы (выражение заботы о самом близком и дорогом человеке)

Практическая работа

            Ребята достают краски и бумагу, начинается работа над эскизом. Создание собственного эскиза платка путем набора деталей- кромка, центр, углы.

        Итог занятия.

Педагог организует рефлексию, используя следующие вопросы:

-        С какими платками мы сегодня познакомились?

-        Где производят самые известные платки?

-        Как можно в современной одежде использовать платок?

-        Что вам более всего понравилось на этом занятии?

По итогам занятия организуется выставка павловопосадских платков

          Рефлексия 

Обсуждение с участниками результатов творческой работы. Выходим на слом стереотипа, что платок – это только для бабушек! Не забывайте русские народные традиции! Носите русские платки: и в пир, и в мир, и в добрые люди.

Занятие вызывает интерес у детей, появляются новые идеи, работает воображение.

    Подводя итоги, следует отметить, что сегодня организация и проведение музейно-педагогического занятия имеет огромные возможности использования своего образовательного пространства в развитии личности детей младшего школьного возраста. Музейно-педагогическая деятельность обеспечивает всестороннее художественно-эстетическое развитие личности ребенка в условиях сотрудничества со взрослым.

Данный вид деятельности направлен на становление ребенка как субъекта культуры; освоение различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества в процессе формирования культурно-эстетического опыта ребенка.

Практика фасилитированной дискуссии погружает ребенка в мир вещи

и то, что с ним связанно, пропуская  этот мир через себя и анализируя  материал занятия становится понятен и легко усваивается.

Современный информационный мир предъявляет новые требования и к организации и проведению музейно-педагогической деятельности, а процесс трансформации и модификации традиционных занятий становится неизбежен. Особый акцент следует сделать на методические аспекты использования музейной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Отметим, что систематическая и целенаправленная работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе организации цикла музейно-педагогических занятий, но и дальнейшее выражение творческой активности ребенка в деятельности.

Таким образом, музейно-педагогические занятия можно рассматривать как эффективный способ художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через систему проводимых мероприятий, место осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.

Выводы:

Приобщаясь к художественной, эстетической культуре путем фасилитированной дискуссии погружаясь в мир вещей и произведений искусства, ребенок учится переживать радость познания и красоты. Характер образовательно-познавательной деятельности, которую можно вести с детьми младшего школьного возраста достаточно разнообразен: от узнавания о существовании разных предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. В работе с вещью у детей младшего школьного возраста развивает не только наблюдательность, но и способность сопоставить, сравнить, предположить, обобщить.

Одной из основных форм работы с детьми младшего школьного возраста является музейное занятие, которое сохраняет преемственность с традиционными формами работы.

В цикле арт- практик на данную тему так же можно использовать классические и нетрадиционные формы работы: обзорные экскурсии, серию тематических экскурсий, ауди-визуальные программы, подготовленные музеем, «музейные чемоданчики», небольшие передвижные выставки.

К нетрадиционным формам проведения занятия относят: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме викторин, конкурсов, эстафет, соревнований, игр; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественных практиках: изобретательство, исследование, анализ первоисточников и т.п.; занятия на основе нетрадиционной организации и представления материала: занятие -презентация, занятие-красоты и др.; занятие с элементами фантазии: занятие-сюрприз, занятие-сказка и т.п.

Такие формы занятий позволяют использовать музейные экспозиции в двух вариантах: импрессивном (восприятие готовых экспонатов детьми младшего школьного возраста) и экспрессивном (творческом варианте, когда дети выполняют творческие работы).

Арт-практика Работа с картиной: Ф.А. Малявин «Вихрь»

 1.Техника «За рамой»

2. Техника «Инсталляция»

(2 занятия по 2 академических часа)

 Знакомство с русским фольклором повышает и обогащает общечеловеческую культуру. Платок – элемент традиционного костюма практически всех народов. Ее носили представительницы всех сословий.

В структуре народного костюма отражаются религиозные, эстетические представления народа, его история и уровень культуры. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа. Секреты его изготовления передавались из поколения в поколение. При этом мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то своё, но в рамках традиционных представлений о красоте. Народный костюм и его элементы в большинстве случаев вызывает личностное отношение.

Так же в картинах русских живописцев мы часто сталкиваемся с народным костюмом, а точнее с его элементом- платком- ярким, красочным, запоминающимся. Он в картинах Б.М. Кустодьева, Ф.А. Малявина и многих других.

Остановимся на работе Ф.А. Малявина «Вихрь»

Через визуальное знакомство с картиной Ф.А. Малявина «Вихрь» происходит развитие духовного и культурного кругозора   учащихся.

Новизна занятия состоит в том, что оно обращено к личностному опыту учащихся, и через него с помощью арт-педагогического подхода, фасилитированной дискуссии происходит приобщение к общекультурным и общечеловеческим ценностям, таким, как любовь к своей Родине, народной культуре.

Цель занятия: развитие интереса учащихся к народной культуре и декоративно-прикладному искусству в процессе фасилитированного обсуждения картины Ф.А. Малявина «Вихрь».

Задачи.

Образовательные задачи:

- Знакомство обучающихся с новыми методами работы с произведениями искусства , написанных о  русском народе;

Развивающие:

- Развитие альтернативного, образного мышления;

- Развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения творчеству своего народа;

-Воспитание уважительного отношения к отечественным традициям.

Целевая аудитория – учащиеся начальной школы -1-4 классов (7- 11 лет)

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1.Осознание личной причастности к основе изучения образцов народного творчества;

2.Повышение мотивации к учебно-творческому процессу через обращение к личному опыту.

Метапредметные результаты:

1.Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе занятия;

2.Уметь ставить учебные задачи при восприятии народного творчества;

3.Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе художественной деятельности;

Предметные результаты:

1.Знать и понимать роль народного творчества в жизни человека;

Материалы и оборудование:

см. комментарий к 1 занятию

Методическое обеспечение.

1.        М. К. Хащанская. Арт-практики в художественном образовании.

С-Пб., 2020

2.        Презентация к занятию

3.        Информационные Интернет источники

1 занятие . Техника «За рамой»

Предварительная работа

- Знакомство с презентацией, сделанной на основе картины Филиппа Малявина «Вихрь»;

- Использование в ходе занятия аудиозаписей русских народных мелодий для создания эмоционально-позитивного настроя у школьников.

 

Ход занятия:

1 занятие . Техника «За рамой»

   Следующий цикл арт- практик состоящий из 2 х занятий является продолжением начатой темы.

    Занятие проходит в классе. Начало занятия, звучит музыкальная композиция (микс из русской народной музыкальной композиции). Преподаватель обращает внимание детей на экран (слайд). Начинается обсуждение с помощью метода фасилитированной дискуссии: -Что вы видите на картине?  

-Что происходит на этой картине?

-Что вы еще видите?

-Кто видит что-то такое, о чем еще никто не говорил?

-Можешь ли ты больше и подробнее рассказать об этом?

- Как вы думаете, кто эти люди?

-Что можно еще о них сказать?

-Что можно сказать о том, в каком месте это происходит?

-Как вы думаете когда это происходит?

-Как думаете что осталось за кадром этого произведения?

Дальше- рассказ и презентация на тему творчества Филиппа Малявина

Описание картины «Вихрь»

    «Вихрь» – не просто одна из самых известных и масштабных картин Малявина, размерами больше смахивающая на театральный задник. Программное полотно, обрушивающееся на посетителя Третьяковки лавинообразной, взрывной кроваво-красной мощью – метафора всей жизни художника, подобно вихрю ворвавшегося в чинный художественный мир Петербурга прямиком из афонского монастыря.

      Предварительная работа, фасилитированная дискуссия, обсуждение картины, презентация и рассказ о ней и ее авторе плавно переходит к практической части.

  Практическая часть

     Детям предлагается сделать рисунки о том, что, по их мнению может находится за пределами картины. На столах готовы инструменты для рисования: бумага, краски, кисти. Ребята принимаются за работу.

   Рефлексия

      По окончании работы каждый рассказывает о своем рисунке, объясняет, почему его именно такой.

Организуется экспресс-выставка работ.

2 занятие. Техника «Инсталляция»

Предварительная работа

- Занятие проходит в школьном музее, зона «Русская изба»

- Слайд с картиной Филиппа Малявина

«Вихрь»;

- Использование в ходе занятия аудиозаписей русских народных мелодий для создания эмоционально-позитивного настроя у участников.

Ход занятия

Занятие проходит в музее. Начало занятия, звучит музыкальная композиция (микс из русской народной музыкальной композиции). Преподаватель обращает внимание детей на экран (слайд), заранее подготовленные павловопосадские платки. Небольшое обсуждение с помощью метода фасилитированной дискуссии:

- Как вы думаете, кто может жить избе?

- Как могут быть связаны девушки на картине и русская изба

- Можно ли объединить убранство русской избы, павловопосадский платок и героинь картины «Вихрь»?

-Как это можно сделать?

Практическая часть.

Ребятам предлагается составить тематическую инсталляцию в тематике русского народного стиля с использованием платка и экспонатов музея.

Дети делятся на группы- по 3 человека составляют инсталляцию из экспонатов музея.

Рефлексия.

Каждая группа рассказывает, почему взяли именно эти предметы, как они относятся к быту крестьян.

Выводы:

1.        Арт-практики отличаются от обычных занятий по общеобразовательным общеразвивающим программам более глубоким погружением в культурный контекст изучаемой темы, обращением к личному опыту учащихся, что повышает мотивацию к образовательной деятельности.

2.        Цель арт-практик всегда направлена на личностное развитие, в данном случае, на развитие эмоционального интеллекта. Это отличает арт-практику от традиционного мастер-класса или занятия. Полученный результат становится личностно значимым опытом учащегося. Обучающиеся определяли свое эмоциональное состояние, а также чувства и эмоции других людей, в том числе опосредованно, через произведения искусства и продукт художественной деятельности.

3.        Дети с удовольствием участвуют в арт-практиках, в обсуждениях, делятся личным опытом, с интересом включаются в предлагаемые ситуации. Обучающиеся не боятся отвечать на вопросы неправильно, творчески, нестандартно.

4.        Когда учащиеся приступают к творческой художественной деятельности, они уже имеют в воображении тот образ, который потом воплощают. Этот образ создавался на основе их опыта, ощущений, а также произведений культурного наследия.

5.      После данного цикла арт- практик культурное наследие России для детей уже не является таким далеким и недосягаемым. Оно здесь близко, дома. Это летний ветер, мамин платок, бабушкино сито и различные знакомые вещи, которые есть в каждом доме. Любовь к Родине начинается с простых и понятных вещей и образов, дарит вдохновение и желание творить.

6. Нестандартный подход к занятию (сочетание арт- практик и фасилитированных дискуссий) по новому раскрывает знакомое народное творчество и произведения живописи, раскрашивает свежими современными красками привычные предметы, делает занятие простым и интересным для понимания младшим школьникам , продуктивным и  познавательным.

В ходе подготовки дипломной работы были решены следующие задачи:

1.   Проанализировано отражение народных традиций в декоративно-прикладном искусстве на примере изучения русских народных промыслов

1.  Рассмотрены подходы к патриотическом воспитанию младших школьников в ходе приобщения к народному искусству

2.   Разработаны и апробированы в условиях объединения ОДОД «Творческая мастерская» цикл арт-практик, направленных на изучение декоративно-прикладного творчества в начальной школе, которое является инструментом приобщения младших школьников к народным традициям

3.   Циклы аналогичных арт- практик дают новые возможности в изучении народных истоков художественной культуры России. Их нужно разрабатывать и пользоваться в работе, эта система не сложная, но дает детям понимание темы народного творчества, т.к. при помощи фасилицированной дискуссии  и атмосферного занятия материал арт- практик исследуется ребенком , а не дается педагогом как готовое задание. Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед ним как сложное по идейно-образному содержанию явление нашей современной российской культуры. Художественные произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, детской мебели, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые народные традиции.

Декоративно-прикладное искусство влияет на становление творческих качеств личности, развивает интеллектуальные способности, формирует у ребенка художественный вкус и прежде всего – яркие патриотические чувства.

 


Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
  2. начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). URL: https://base.garant.ru/197127/ ( дата обращения 01.06.2020)
  3. Федеральный законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL:https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения 01.06.2020)
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н “Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" URL:https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения 17.06.2020).
  5. О. М. Дьяченко «Развитие воображения у дошкольников»
  6. Т.Я. Шпикалова «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусств  
  7. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество»
  8. Википедия «Народные художественные промыслы» URL https://ru.wikipedia.org/wik
  9. Интернет – портал» Культура .РФ» URL: : https://www.culture.ru/live ( дата обращения 01.06.2020)
  10. К.Д.Ушинский «Собрание сочинений»
  11. А. М.Горький. «Собрание сочинений»
  12. В.М.Василенко. «Русская народная резьба и роспись по дереву XIII-XIXвв»
  13. И.А.Яковлева «Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей» . Молодой ученый. — 2014.
  14. К.Д.Ушинский статья «О народности в общественном о воспитании»      Н.П.Сакулина «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»
  15. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 108 с.
  16. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.
  17. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми.- С-Пб. : Речь, 2007.- 170 с.
  18. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний.- С-Пб., 2003.- 240 с
  19. М. К. Хащанская . Арт-практики в художественном образованиию С-Пб., 2020
  20. https://inkompmusic.ru/?song
  21. https://pravoslavie.fm/investigation/serdce-pyat-versiy-proiskhozhdeniya-simvola-lubvi/
  22. https://www.orenburgshal.ru/orenburgskiy-pukhovyy-platok-zarozhdenie-legendy/  


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). URL: https://base.garant.ru/197127/ / (дата обращения 01.06.2020).

[2] Федеральный законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/197127/(дата обращения 01.06.2020).

[3] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н “Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" URL: https://base.garant.ru/197127/  (дата обращения 01.06.2020).

[4] Доктор психологических наук О. М. Дьяченко «Развитие воображения у дошкольников»

от 17.06.2020

[5] Т.Я. Шпикалова «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства» от 17.06.2020

[6] Т.Я. Шпикалова «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства»от 17.06.2020

[7] Детское художественное творчество Т. С. Комарова

[8] Википедия « Народные художественные промыслы»URL: https://ru.wikipedia.org/wik

[9] Интернет – портал» Культура.РФ» URL: : https://www.culture.ru/live

[10] Сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области URLhttps://minprom.government-nnov.ru/ (дата обращения 01.06.2020)

[11] Интернет – портал» Культура .РФ» URL: https://www.culture.ru/live( дата обращения 01.06.2020)

[12] Сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской областиURL https://minprom.government-nnov.ru/ ( дата обращения 01.06.2020)

[13] Сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области URL: https://minprom.government-nnov.ru/( дата обращения 01.06.2020)

[14] Сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области URL: https://minprom.government-nnov.ru/ /(дата обращения 01.06.2020)

[15] Интернет-портал «Культура .РФ»URL: : https://www.culture.ru/live ( дата обращения 01.06.2020)

[16] Википедия « Палехская роспись»URL: https://ru.wikipedia.org/wik( дата обращения 01.06.2020)

[17] Википедия «Дымковская игрушка» URL: https://ru.wikipedia.org/wik(дата обращения 01.06.2020)

[18]К.Д.Ушинский « Собрание сочинений»2 том

[19]А. М.Горький . Собр. соч., т. 27. Гослитиздат, М., 1953, стр. 441.

[20]В.М.Василенко. « Русская народная резьба и роспись по дереву XIII-XIXвв 

[21] Яковлева, И. А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей . М: Молодой ученый. — 2014.

[22] К.Д.Ушинский статья «О народности в общественном о воспитании» (1857)

[23] Н.П.Сакулина «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»

[24] К.Д..Ушинский «Собрание сочинений»от 17.06.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогической деятельности «Воспитание школьников на народных традициях»

Презентация педагогической деятельности«Воспитание школьников на народных традициях»...

Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»

В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...

Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры.

          Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.  Это культурная память народа, неотделимая от сам...

Формирование экокультуры младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях декоративно-прикладного направления.

Жизнь человека во все времена была тесно связана с жизнью природы. В настоящее время проблема взаимодействия этих двух объектов выросла в глобальную поблему. Начальные знания по этому вопросу формирую...

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида

Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...

презентация: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстрото...