Дополнительная общеразвивающая программа «Основы военной службы»
методическая разработка

Хижняк Владимир Иванович

Патриотизм - одно из качеств защитника Отечества, без которого он может превратиться просто в наемника. Только истинный патриот до конца может быть верен Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей жизни, защищать Родину, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы. Ведь, прежде всего, военнослужащий - патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а по тому, что это его Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx74.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Альфа»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Основы военной службы»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст детей, на которых рассчитана данная программа: 12-17 лет

Надым, 2019 г.


Пояснительная записка.

Чувство патриотизма сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского государства.

Патриотизм - одно из качеств защитника Отечества, без которого он может превратиться просто в наемника. Только истинный патриот до конца может быть верен Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей жизни, защищать Родину, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы. Ведь, прежде всего, военнослужащий - патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а по тому, что это его Родина.

Патриот сознательно любит свое Отечество, готов встать на его защиту, готов к любым жертвам и подвигам во имя Родины. Вот как сказано о патриотизме у Н. М. Карамзина: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все люди имеют его».

Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, г включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героические поступках.

На базе Центра «Альфа» ведется добровольная подготовка граждан к военной службе. Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами, регулирующими развитие физической культуры и спорта в условиях системы дополнительного образования.

Целью Программы

Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно

  • нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества.

Достичь цель позволяют следующие задачи:

  • Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов ь ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практическое деятельности.
  • Познание учащимися историко культурных корней, осознание неповторимости Отечества, егс судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков г современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  • Формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических i правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянно? готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга
  • Формирование у молодёжи высок ого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и

исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков I их традициям.

  • Развитие морально волевых качеств, воспитание силы, ловкости,

Организация учебно-воспитательного процесса

Программа рассчитана на два года обучения в рамках учреждения дополнительного образованш детей. Возрастные группы для занятий формируются из воспитанников 13-17 летнего возраста Количество обучающихся в группе 15 человек. Обучающиеся второго года обучения переходят ь более сложным техническим элементам. Планируемое количество нагрузки в неделю - 9 часов (3 х часовые занятия 3 раза в неделю). Через 45 минут занятия перерыв 10 минут. Годовая нагрузкг составляет 324 часа.

Данная программа дополнительного образования реализуется в системе образования и науки на основе внеклассной работы. Материал программы представлен в 5 разделах:

  • Общая физическая подготовка
  • Основы военной службы
  • Военизированное атлетическое многоборье;
  • Специальная физическая подготовка на основе стрельбы из пневматического оружия;

- Начальная военная подготовка.

В разделе «Общая физическая подготовка на основе гиревого спорта» воспитанники получают возможность выполнить спортивные разрядные нормативы.

Отличительной особенностью программы является её адаптированность к системе дополнительного образования детей, в частности, целям и задачам решаемым детско-юношеским центром «Альфа».

В разделе “Специальная физическая подготовка “ представлен материал по подготовке спортсменов по пулевой стрельбе из пневматического и малокалиберного оружия.

В целях успешного решения вопросов физической подготовленности и освоения специальной техники учащимися необходим индивидуальный подход в обучении. Целесообразно применять круговой метод при совершенствовании материала по станциям. Для активизации учебного процесса и повышения интереса у учащихся к занятиям прикладной физической подготовкой необходимо использовать игровой и соревновательный методы обучения. Методы контроля: предварительный, текущий и промежуточный.

Педагогическая целесообразность, Актуальность

В том, что Программа обеспечивает развитие физических качеств, готовность осваивать новые двигательные действия, укреплять здоровье и повышать функциональные возможности систем организма.

Новизна и отличительные особенности

Данная Программа является адаптированным вариантом к условиям реализации программ при непрерывном действии на организм отрицательных факторов условий Крайнего Севера. Программа составлена с учетом принципа достаточности и сообразно структурной организации. Содержание учебного материала структурируются в соответствии с разделами данной Программы.

Критерии оценки результатов

Основными критериями оценки качества обучающихся по программе:

  • регулярность посещения учебных занятий,
  • успешное освоение программы,
  • положительная динамика творческой активности, показателей контрольных нормативов,
  • участие в соревнованиях.

Результативность аттестации обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым обучающимся в и результативность самостоятельной деятельности обучающихся в течении учебного года.

Формы контроля:

  • Предварительный контроль - стартовый контроль в форме тестирования уровня физической подготовки;
  • Промежуточный контроль 2 раза в год в форме выполнения нормативов и разрядных требований;

По окончании курса обучающиеся должны знать:

  • меры безопасности и правила поведения на занятиях пейнтболом;
  •  влияние физических упражнений на системы дыхания, кровообращения, опорнодвигательный аппарат и центральную нервную систему;
  • регулирование нагрузки и отдыха в тренировочном процессе. Средства восстановления;
  • содержание разминки по прикладной физической подготовке и гиревому спорту;
  • признаки травм и оказание первой доврачебной помощи;
  • правила соревнований;
  • военную историю отечества;
  • основы военных знаний;
  • материальную часть пневматического и малокалиберного оружия;

Обучающиеся должны уметь:

  • владеть в совершенстве пройденным учебным материалом;
  • преодолевать полосу препятствий в личном зачете и в составе группы с учетов времени;
  • соответствовать уровню физической подготовленности не ниже среднего;
  • участвовать в соревнованиях;
  • управлять процессами изменения духовно-нравственного состояния;
  • оказывать пострадавшему и себе первую доврачебную помощь;
  • Собирать -разбирать АКМ, снаряжать магазин;
  • Одевать общевойсковой защитный комплект;
  • Выполнять строевые упражнения согласно строевого устава вооружённых сил.

Во время выполнения программы обучающиеся получают возможность принимать участие и выполнять разрядные нормы в соревнованиях различного уровня по стрельбе, гиревому спорту, военно-патриотических играх «Командарм» и «Патриот Ямала».

Выпускники так же вправе выбрать при призыве на воинскую службу вид и род войск Вооруженных Сил РФ.

Ожидаемые результаты и способы их проверки;

Текущая перспективная сохранность контингента;

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью центра;

Подготовка спортсменов разрядников из наиболее способных учащихся

Сформированность знаний и умений через систему теоретических и практических занятий, стабильность практических достижений учащихся: участие в соревнованиях, занятия призовых

мест

Традиционной промежуточной формой подведения итогов реализации модифицированной программы являются ежегодные городские, районные и окружные соревнования, согласно плана, спортивно-массовой работы центра.

Формы организации занятий

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

  • групповые учебно-тренировочные занятия;
  • групповые и индивидуальные теоретические занятия;
  • восстановительные мероприятия;
  • участие в матчевых встречах;
  • участие в соревнованиях;
  • инструкторская и судейская практика;
  • сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов.

Механизм промежуточной и итоговой аттестации в ходе реализации программы

Контрольное тестирование проводится согласно годового учебного календарного графика работы МОУ ДО «Детско-юношеского центра «Альфа»

Контроль знаний, умений и навыков начального уровня контроля ЗУН осуществляется пс следующим критериям: внимание, память, мышление, счетные способности.

Стартовый - в начале каждого последующего года обучения.

Промежуточная аттестация - в конце каждого года обучения.

Контроль знаний, умений и навыков стартового и промежуточного уровня ЗУН осуществляется пс следующим критериям: теоретические знания, решение задач (по темам), разбор типовых заданий. Итоговая аттестация - в конце освоения программы.

Форма итоговой аттестации - экзамен, состоящий из двух разделов: теоретический и практический.

Формы и методы проведения теоретического раздела: тестирование.

Критерии теоретического раздела итоговой аттестации:

- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Формы и методы проведения практического раздела: решение задач и типовых позиций. Критерии практического раздела итоговой аттестации:

  • техническая подготовка обучающихся,
  • тактическая подготовка.
  1. Примерное распределение учебной нагрузки. Примерное распределение учебной нагрузки групп 1-года обучения

Наименование дисциплины

Количество час. в неделю

1-е

полугодие

И-е

полугодие

Всего

часов

Основы военной службы

3

45

63

108

Общая физическая подготовка

2

30

42

72

Военизированное атлетическое многоборье

1

15

21

36

Пулевая стрельба

2

30

42

72

Атлетическое многоборье

1

15

21

36

Итого часов

9

135

189

324

Примерное распределение учебной нагрузки групп 2-го года обучения

Наименование дисциплины

Количество час. в неделю

1-е

полугодие

П-е

полугодие

Всего

часов

Основы военной службы

3

45

63

108

Общая физическая подготовка

2

30

42

72

Военизированное атлетическое многоборье

1

15

21

36

Пулевая стрельба

2

30

42

72

Атлетическое многоборье

1

15

21

36

Итого часов

9

135

189

324

  1. Учебно-тематическое планирование первого года обучения

Разделы и темы

Формы занятий

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практичес

кие

занятия

Основы военной службы

30

84

108

Символы воинской чести

8

8

Походный и боевой порядок

8

8

Боевое обеспечение

2

10

12

Тактическая подготовка

8

40

48

Строевая подготовка

32

32

Общая физическая подготовка

12

60

72

Военизированное атлетическое многоборье

15

21

36

Полоса препятствий

6

10

16

Сборка-разборка АКМ

2

4

6

Снаряжение магазина патронами

2

2

4

Общевойсковой защитный комплект

3

3

6

Элементы военизированного многоборья

2

2

4

Стрельба из пневматического оружия

20

52

72

Стрельба из пневматической винтовки

10

26

36

Стрельба из пистолета

10

26

36

Начальная военная подготовка

11

25

36

Начальная военная подготовка

1

9

10

Основы обороны государства.

1

9

10

Итого

88

236

324

  1. Учебно-тематическое планирование

второго года обучения

Разделы и темы

Формы занятий

Всего

часов

Практические

занятия

Практичес

кие

занятия

Основы военной службы

30

84

108

Символы воинской чести

8

8

Походный и боевой порядок

8

8

Боевое обеспечение

2

10

12

Тактическая подготовка

8

40

48

Строевая подготовка

32

32

Общая физическая подготовка

12

60

72

Военизированное атлетическое многоборье

15

21

36

Полоса препятствий

6

10

16

Сборка-разборка АКМ

2

4

6

Снаряжение магазина патронами

2

2

4

Общевойсковой защитный комплект

3

3

6

Элементы военизированного многоборья

2

2

4

Стрельба из пневматического оружия

20

52

72

Стрельба из пневматической винтовки

10

26

36

Стрельба из пистолета

10

26

36

Начальная военная подготовка

11

25

36

Начальная военная подготовка

1

9

10

Основы обороны государства.

1

9

10

Итого

88

236

324


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"

Дополнительная общеразвивающая программа (для дополнительного образования детей), технической направленности, "Основы компьютерной грамотности",  для детей 8 -16 лет.Программа имеет техническую н...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального исполнительства». Предмет «Ансамбль» и предмет "Музыкальный инструмент"

Программа "Основы музыкального исполнительства" по предметам «Ансамбль» и "Музыкальный инструмент" в образовательном процессе детских школ искусств  как нель...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы виртуального проектирования и моделирования»

Данная образовательная программа позволит повысить уровень знаний детей в такойинтересной и высокотехнологичной сфере как виртуальная и дополненная реальность....

Дополнительная общеразвивающая программа "Основы виртуального проектирования и моделирования"

Программа направлена на приобретение учащимися навыков работы с устройствами виртуальной и дополненной реальности, а также создания мультимедийного контента для данных устройств. В ходе освоения прогр...

Рабочая программа "Основы военной службы"

Презентация по ОБЖ Рабочая прграмма "Основы военной службы"...